Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Земляные работы — самый распространенный вид работ. Их выполнение требует осторожности, поскольку сопряжено с рисками как для жизни и здоровья людей, так и для целостности коммуникаций. Поэтому нормативно предусмотрена обязанность получения разрешительного документа на производство таких работ. В нашем материале рассмотрено, для какой деятельности требуется предварительная выдача ордера. Также указано, на какие органы возложено оформление разрешений на проведение данных работ и разобран порядок получения ордера.
Федеральное законодательство не содержит четкого понятия ордера на земляные работы. А вот в различных нормативных правовых актах российских регионов можно встретить описание этого разрешительного документа. Москва, Московская область, Санкт-Петербург и другие субъекты на уровне своих правительств закрепили его определение или обрисовали его суть. В некоторых регионах термин «ордер» не употребляется, но при этом говорится о разрешении на такую деятельность.
Под ордером на земляные работы понимается особый документ определенной формы, который дает право на данные действия на конкретной территории в конкретный период. То, в каких случаях его требуется оформить, закреплено в нормативных правовых актах регионального уровня.
Так, в подпункте 1.1 пункта 1 порядка оформления ордеров на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в Москве, утвержденного Постановлением Кабмина Москвы от 19.05.2015 № 284-ПП, под ордером понимается документ — основание для проведения земляных работ с заглублением более 0,5 м в определенных целях.
К таким целям относится выполнение следующих работ:
- строительство, реконструкция объектов капитального строительства;
- прокладка инженерных сетей и сооружений к строящимся объектам капитального строительства;
- проведение археологических полевых работ;
- работы по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия;
- установка опор информационных и рекламных конструкций;
- капитальный ремонт дорог и элементов их обустройства, трамвайных и железнодорожных путей;
- устройство, реконструкция светофорных объектов, установка опор дорожных знаков и указателей;
- ремонт инженерных коммуникаций и сооружений;
- комплексное благоустройство территорий;
- снос зданий и сооружений, ликвидация коммуникаций;
- капитальный ремонт зданий без затрагивания конструктивных и других характеристик их надежности и безопасности;
- переустройство и перепланировка помещений в многоквартирном доме;
Это далеко не все цели. При этом каждый вид работ включает в себя уточнения, в каком конкретном случае потребуется получение ордера.
В Санкт-Петербурге ордер нужен при производстве следующих земельных работ (раздел 4 правил благоустройства территории, утвержденных Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875):
- вскрытие грунта более 0,4 м;
- деятельность на инженерных коммуникациях;
- ремонт покрытий, за установленными исключениями;
- установка и размещение временных ограждений строительных площадок и зон производства работ, в том числе строительных лесов, за установленными исключениями;
- складирование и размещение временных инженерных коммуникаций, а также материалов, оборудования, некапитальных строений, сооружений, используемых для производства работ;
- установка элементов благоустройства площадью более 10 кв. м для планировочного устройства, покрытий, ограждений — без ограничений по площади;
- деятельность по установке и размещению временных элементов благоустройства площадью более 10 кв. м.
Закон от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» говорит о том, что проведение любых видов земляных работ без разрешения запрещается. Согласно части 7 статьи 43 этого нормативного правового акта исключение составляют только случаи, когда указанные работы осуществляют на основании документов, выданных в соответствии с федеральным законодательством.
При этом на основании абзаца 18 статьи 4 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ земляными признаются работы, связанные со вскрытием грунта на глубину более 30 см, за исключением пахотной деятельности. Также к ним относятся забивка и погружение свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.
Из сказанного можно сделать вывод, что на получение ордера влияет характер производимых работ, в частности, величина заглубления при их выполнении. Поэтому не для каждого типа работ необходим ордер. Как правило, он нужен, только когда предстоит снятие значительного массива грунта. Также на такую необходимость может повлиять место проведения работ. Понадобится разрешение на право работать в земле там, где проходят коммуникации, в том числе линии связи или в местах с особым статусом.
В большинстве случаев полномочия по оформлению и выдаче ордеров на земляные работы предоставлены административно-технической инспекции соответствующего российского региона. Так, согласно подпунктам 1.4.16, 2.1.5 правил благоустройства территории Санкт-Петербурга от 06.10.2016 ордер выдается Государственной административно-технической инспекцией.
Также ордер может выдаваться и местными органами самоуправления. В качестве примера приведем административный регламент, утвержденный Постановлением администрации МО «Городской округ Дзержинский МО» от 02.12.2019 № 835-ПГА. Согласно пункту 5.1 этого документа выдача ордера на проведение земельных работ является муниципальной услугой и осуществляется администрацией данного муниципального образования.
В Москве оформление, переоформление, закрытие ордера являются государственными услугами. Обязанности по их оказанию возложены на объединение административно-технических инспекций Москвы (абз. 2.3.1 административного регламента, утвержденного Постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 № 284-ПП).
На федеральном уровне порядок получения разрешения на земляные работы детально не определен. Он регламентируется на региональном уровне. Поэтому в каждом субъекте порядок свой. Но анализируя законодательство в этой области, можно вывести общие моменты получения ордера. Для получения ордера лицом, которое намерено проводить земляные работы, оформляется письменное заявление. Образец такого заявления, как правило, можно найти в нормативных правовых актах регионов. Так, форма заявления на получение разрешения для производства земляных работ на территории города Фрязино Московской области утверждена Постановлением главы от 31.10.2006 № 632.
К заявлению должны быть приложены документы, из которых следуют:
- характер и условия проведения работ;
- место проведения;
- календарные сроки начала и окончания работ;
- меры, которые будут принимать для гарантирования безопасности при проведении работ.
Такими документами являются:
- графики проведения работ;
- проект земляных работ;
- топографическая карта местности в разрезе, с указанием имеющихся коммуникаций на местности;
- документы, подтверждающие согласование земляных работ с соответствующими службами, которые поддерживают коммуникации.
Заявление можно подавать как в электронном виде через портал госуслуг, так и на бумажных носителях. Его рассматривают в сроки, установленные соответствующими административным регламентом, принятым в конкретном российском субъекте, или определенные другим нормативно-правовым актом.
В результате рассмотрения заявления выдадут ордер на проведение работ либо откажут в такой выдаче. В случае отказа уполномоченный орган направит мотивированный ответ заявителю с указанием причин отказа.
Так, в Северной столице заказчики, планирующие работы, для которых нужно получить разрешение ГАТИ, обязаны не позднее чем за 3 месяца до начала работ обратиться с заявкой установленной формы. Это предусмотрено подпунктами 2.1.5, 2.1.6 правил благоустройства территории Санкт-Петербурга от 06.10.2016. Заявка должна быть подписана уполномоченным представителем заказчика. К ней прикладываются документы, удостоверяющие полномочия лица, подписавшего заявку, и схема выполнения работ. При подаче документов на бумажных носителях схема выполняется с привязкой к топографическим объектам и подписывается заказчиком. Заявка может быть подана как в электронном, так и в бумажном печатном виде.
Для получения разрешения на земляные работы, установку временных ограждений, размещение временных объектов в Москве оформляют проект проведения работ (п. 1.2 разд. II порядка, утвержденного Постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 № 284-ПП).
Проект должен включать в себя:
- пояснительную записку с ситуационным планом и указанием границ места предстоящих работ;
- схему проведения работ и организации площадки для них, профили коммуникаций и линейных сооружений.
При проведении в столице земляных работ на территории объекта культурного наследия требуется документация по обеспечению его сохранности, которую согласуют с Департаментом культурного наследия города Москвы. Порядок получения такой документации закреплен в административном регламенте предоставления государственной услуги города Москвы, утвержденном Постановлением правительства города Москвы от 27.09.2017 № 723-ПП.
Обратиться за оформлением разрешения на проведение земляных работ в Москве можно только в электронной форме. Для этого используют портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы. Этот портал интегрирован с автоматизированной системой «Официальный портал мэра и правительства Москвы» объединением административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ). Нормы, закрепляющие это, установлены административным регламентом предоставления услуги, утвержденным Постановлением правительства города Москвы от 19.05.2015 № 284-ПП (пп. 1.4, 2.3.1).
Документы, необходимые для предоставления госуслуги по выдаче ордера, закреплены в разделе 2.5 указанного административного регламента города Москвы от 19.05.2015. При этом перечень документов и сведений является исчерпывающим (п. 2.5.2 административного регламента города Москвы от 19.05.2015).
Общий срок оформления ордера — 13 рабочих дней (п. 2.7.1.1 административного регламента города Москвы от 19.05.2015). При этом срок оформления ордера для деятельности в границах земельного участка под размещение объекта капитального строительства сокращен. Если разрешение на строительство уже выдано и не предполагается занятие объектов транспортной инфраструктуры, он равен 7 рабочим дням (п. 2.7.1.2 административного регламента города Москвы от 19.05.2015). Аналогичный срок — для оформления ордера при работах по аварийно-восстановительному ремонту инженерных коммуникаций, сооружений и дорог (п. 2.7.1.3 административного регламента города Москвы от 19.05.2015).
ОАТИ может отказать в выдаче ордера в случае, указанном в разделе 2.9 административного регламента города Москвы от 19.05.2015. Перечень прописанных в этой норме оснований для отказа исчерпывающий:
- представленные документы не соответствуют предписаниям правовых актов РФ или московским нормативно-правовым актам;
- представленные документы утратили силу;
- в представленных документах имеются противоречивые либо недостоверные сведения;
- выполнение работ в заявленные сроки невозможно;
- указанные в проекте проведения работ типы ограждений не соответствуют утвержденным правительством города Москвы;
- проект проведения работ не соответствует нормам, установленным правительством города Москвы;
- проведение работ на благоустроенной территории не согласовано.
Мотивированное решение об отказе направляется заявителю в личный кабинет на портале госуслуг.
При положительном решении, принятом по заявке, заявитель получает ордер на выполнение земельных работ.
Для придания ордеру разрешительной функции в нем указывают:
- адрес, где будут выполнять земляные работы;
- цель проведения и вид земляных работ;
- сроки, когда их будут проводить: начало и окончание;
- данные о заказчике и исполнителе проведения работ;
- условия проведения работ.
То есть в ордере не просто содержится разрешение на выполнение земляных работ определенному лицу. Там нужно указать, на какие работы оно выдается, а также когда и где будут осуществлять эту деятельность.
Лицо, которое проводит земляные работы без получения ордера, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ или согласно законодательству российского субъекта. В качестве примеров региональных норм, содержащих ответственность за нарушение правил выполнения земляных работ, можно привести ст. 8.18 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45, ч. 1 ст.6.9 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ. Этими нормами в качестве мер предусмотрены и административные штрафы.
Так, в Москве наказывается нарушение установленных столичным правительством правил производства земляных работ. За такие действия правонарушителю – физическому лицу может грозить предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 до 5 тыс. рублей.
А в Подмосковье правонарушением считается нарушение правил проведения земляных, ремонтных работ, работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций. Оно грозит наложением штрафа на гражданина в размере от 1 до 5 тыс. рублей.
Для должностных лиц и в столице, и в области за указанные правонарушения предусмотрено более суровое наказание. Согласно статье 7.14 КоАП РФ организация или проведение земляных работ без разрешения госоргана охраны объектов культурного наследия, если такое разрешение обязательно, наказывается наложением штрафа. Его размер для граждан составит от 15 до 100 тыс. рублей, а для должностных лиц — от 20 до 300 тыс. рублей. В отношении компаний в такой ситуации штраф может составить от 100 тыс. до 1 млн рублей.
Вы можете оставить первый комментарий