Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим
Оптимизация налогов всегда связана с рисками и потенциальными проблемами с налоговиками. Важно понимать разницу между законной оптимизацией и уклонением от налогообложения. Расскажем, какие есть способы легитимной экономии на налогах предприятия и как снизить налоговую нагрузку, не нарушая закон.
Каждая компания так или иначе стремится снизить свою налоговую нагрузку законными способами. Это и есть главная цель, которую организации преследуют, когда занимаются оптимизацией обязательных платежей в бюджет.
Однако в законодательстве РФ нет расшифровки понятия «налоговая оптимизация» и правил ее проведения в организации. В связи с этим при определении законности действий предприятия инспекторы зачастую изучают фактические обстоятельства его деятельности.
Так, оптимизация налогов должна быть направлена на изменение бизнес-процессов, а не только на уменьшение платежей в бюджет. Иначе такая экономия может привести к доначислениям по налогам и уголовной ответственности для руководства компании и всех соучаствующих.
Большинство компаний заинтересованы в существенном снижении налоговых платежей. Чтобы уменьшить расходы, компании ищут новые методы экономии на налогах или перестраивают прежние.
Чаще всего налоги и взносы экономят, снижая их сумму, которая подлежит уплате в бюджет. Для этого увеличивают расходы, заменяют выплаты сотрудника на необлагаемые. Другие методы основаны на том, чтобы отложить уплату налогов. Для этого ускоряют вычеты или признание расходов, а также откладывают начисление НДС.
Также есть сомнительные и незаконные схемы, такие как дробление бизнеса, бумажный НДС, обналичка и выплата зарплат в конвертах. Здесь речь идет уже о минимизации налогов. При таких методах компания рискует лишиться финансов из-за доначислений инспекторов.
Таким образом, методы экономии на обязательных платежах можно разделить:
• на легальные. Действия плательщика соответствуют законодательству РФ, налоговые выплаты осуществляются в установленном порядке;
• противозаконные. Действия плательщика не соответствуют законодательству РФ, налоговые выплаты не осуществляются.
При выборе метода экономии следует помнить, что применение сомнительных схем, направленных на разовую выгоду, часто приводит к противоположным результатам: вместо экономии компании получают значительные доначисления.
Чиновники регулярно принимают поправки, направленные на ликвидацию пробелов в законах и предотвращение ухода от налогов, в то же время за налогоплательщиками признается право на применение способов оптимизации бюджетных платежей.
Законную налоговую экономию компания может получить не путем масштабных схем, а кропотливым трудом по выявлению резервов налогообложения. Способы оптимизации, которые плательщики на вполне законных основаниях могут использовать для снижения налогообложения следующие:
• использование льгот, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а также заключенными РФ соглашениями об избежании двойного налогообложения;
• применение специальных налоговых режимов;
• выбор оптимальной формы договорных отношений;
• регистрация в низконалоговых территориях;
• установление цены сделок;
• другие способы налоговой оптимизации, не противоречащие законам РФ.
Противозаконные же действия налогоплательщик совершает, как правило, в форме:
• снижения или сокрытия объекта налогообложения (дохода (прибыли), реализации, объекта недвижимого имущества);
• представления недостоверных данных либо документов;
• нарушения правил ведения бухгалтерского и налогового учета;
• формального увеличения расходов с использованием компаний-однодневок;
• неправомерного использования льгот и других послаблений.
Принимая решение оптимизировать фискальную нагрузку, любой плательщик должен соотносить эффективность результата налогового планирования с затратами и риском на его проведение.
Иногда и самая законная схема оптимизации платежей может дать сбой. Помните — любая экономия будет пристально рассматриваться проверяющими, ее законность не должна вызывать сомнений. Поэтому прежде чем воспользоваться тем или иным способом, обязательно продумайте все детали применительно к вашему конкретному случаю.
Понятия «дробление бизнеса» в российском законодательстве нет. Гражданское законодательство не запрещает организациям преобразовывать свой бизнес, в том числе и путем деления на части. Опасность данного способа оптимизации заключается в том, что законодатель предоставляет специальные налоговые режимы в поддержку бизнеса и использование этой схемы может быть как легальным, так и незаконным.
Какого-либо исчерпывающего перечня признаков дробления не существует. Это подтверждает судебная практика. Каждый раз вывод о формальном разделении бизнеса делается судом по совокупности доказательств, собранных налоговыми органами, и зависит от конкретных обстоятельств.
О формальном разделении бизнеса, то есть дроблении с целью получения необоснованной налоговой выгоды, могут говорить следующие признаки.
1. Согласованность действий и подконтрольность организаций. Имеется прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы: родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность.
При этом доказательством согласованности действий участников может быть как неофициальная договоренность, так и вполне легальное соглашение о координации совместной деятельности, заключаемое в рамках группы компаний.
2. Схожесть видов деятельности. У участников схемы в основном аналогичные виды деятельности. Или же разные, но неразрывно связанные между собой. То есть деятельность участников схемы представляют собой один бизнес, направленный на получение общего результата.
3. Использование одних и тех же ресурсов. Участники схемы используют одни и те же вывески, обозначения, контакты, сайты, адреса фактического местонахождения, помещения, банки, в которых открываются расчетные счета, контрольно-кассовую технику, терминалы.
Перераспределение персонала между участниками формальное. Фактически изменения их должностных обязанностей не происходит.
Службы, занимающиеся ведением бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбором персонала, поиском и работой с поставщиками и покупателями, юридическим сопровождением для участников схемы единые.
Единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может быть другой ее участник. Или же поставщики и покупатели у всех участников схемы общие.
4. Единое управление. Фактически деятельностью участников схемы управляет одно лицо. Это также значит, что оно несет расходы на обеспечение других участников схемы оборудованием, имуществом. Иногда участники схемы могут нести расходы друг за друга.
5. Показатели деятельности, близкие к предельным. Например, численность персонала и размер получаемого дохода близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение УСН.
Суды не всегда принимают сторону инспекции при рассмотрении подобных споров. Есть случаи, когда они признают, что деятельность налогоплательщика направлена на оптимизацию бизнеса и не стремится исключительно к минимизации платежей в бюджет.
Налоговики всегда проверяют налоговую оптимизацию на законность. Самые распространенные схемы, направленные на уход от налогообложения, приведены в письме ФНС РФ от 31.10.2013 № СА-4-9/19592. Нужно быть готовым к тому, что их будут искать в первую очередь.
Прежде всего инспекторов заинтересует оптимизация, которая направлена на искусственное завышение сумм вычетов и увеличение расходов, включаемых в базу по налогу на прибыль организаций. Среди них:
• увеличение стоимости товаров при наличии реальных хозяйственно-финансовых операций по их приобретению;
• заключение договоров с организациями, не осуществляющими реальной финансово-хозяйственной деятельности.
К категории схем с высоким уровнем рисков относятся также дробление бизнеса с целью применения льготного режима налогообложения, использование подконтрольных организации в целях минимизации налогообложения.
И конечно, хозяйственные операции, формально подходящие под требования действующего законодательства, однако не имеющие разумной деловой цели, кроме как получения необоснованной налоговой выгоды.
Полностью безопасного способа налоговой оптимизации не существует. Даже к положениям учетной политики налоговики могут придраться. Но есть меры, соблюдение которых объективно снижает риск претензий со стороны налоговиков.
Для уменьшения рисков рекомендуем соблюдать в налоговом планировании следующие основные меры:
• в каждой хозяйственной ситуации находить оптимальный для налогообложения вариант решения и оформления;
• не сосредотачивать самые существенные налоговые риски в одном решении;
• вести планирование под личным контролем руководителя (генерального директора, председателя совета директоров или конечного бенефициара, лично заинтересованного в бизнесе);
• каждый сотрудник должен понимать свою роль и значение в налоговом планировании.
Грамотное применение методов налоговой оптимизации и основательный подход к каждой хозяйственной операции позволит сэкономить на налогах и избежать проблем с налоговиками.
Вы можете оставить первый комментарий