Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила
Организация функционирования, готовности к использованию специальных объектов мобилизационного назначения – одна из мер по обеспечению безопасности критически важных систем государства. Власти взяли это направление под особый контроль, установив перечень мероприятий и полномочия ответственного госоргана в условиях мобилизации.
С тринадцатого октября 2022 года действуют дополнения, появившиеся в Федеральном законе от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Их внес Федеральный закон от 14.07.2022 № 336-ФЗ.
В связи с принятыми изменениями в мобилизационном законодательстве появились особые правила обеспечения безопасности спецобъектов и их инфраструктуры. Этот порядок состоит:
– из охраны и защиты спецобъектов, организации пропускного режима, установления правил внутриобъектового допуска;
– организации постоянной готовности сил и средств, необходимых для защиты спецсистемы;
– защиты информации о специальных объектах и об объектах их инфраструктуры.
Новые полномочия возложены на особый федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти – Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП).
Управление будет устанавливать перечень вещей и грузов, которые запрещено проносить или провозить на подконтрольную территорию, предусматривать охранные, запретные и специальные зоны таких объектов, выдавать предписания для госорганов и организаций, которые ведут там деятельность, на устранение условий, создающих угрозу безопасности.
Управление сможет приостанавливать работу организаций до момента устранения выявленных нарушений. Кроме этого, управление уполномочено пресекать попытки беспилотных аппаратов пролететь над охраняемой территорией.
Объект критической инфраструктуры (КИ)– это охраняемая госсистема, нарушение или прекращение работоспособности которой приведет к необратимым негативным изменениям в работе экономики региона или всей страны. В результате нарушатся условия жизни граждан, проживающих на этой территории.
Объекты инфраструктуры стратегически важных сфер можно условно разделить на 12 категорий:
– здравоохранение;
– наука;
– транспорт;
– связь;
– атомная энергетика;
– топливно-энергетический комплекс;
– банковская сфера;
– оборонная сфера;
– ракетно-космическая отрасль;
– горнодобывающая промышленность;
– металлургическая промышленность;
– химическая промышленность.
К системам КИ федерального уровня относятся объекты:
– в которых размещены аппараты высших органов госвласти и управления;
– которые могут использовать в целях нарушения госбезопасности, дестабилизации госстроя, либо оказания воздействия на принятие решений высшими органами власти для побуждения их к совершению действия в интересах террористов;
– уничтожение или прекращение действия которых представляет угрозу для национальной, информационной, экономической, военной, внешнеполитической, экологической безопасности страны.
К системам КИ регионального уровня относятся объекты:
– в которых размещены аппараты региональных органов власти и управления;
– уничтожение или прекращение действия которых представляют угрозу информационной, экономической или экологической безопасности региона.
Системы КИ территориального и муниципального уровня:
– объекты, уничтожение или прекращение действия которых приводит к существенному ухудшению безопасности населения, проживающего на этих территориях.
Системы критической инфраструктуры можно классифицировать по видам угроз. Например:
– ядерно опасные – атомные электростанции, предприятия ядерно-оружейного комплекса;
– радиационно опасные – места хранения жидких радиоактивных отходов, отработанного ядерного топлива и др.;
– химически опасные – предприятия нефтехимического, металлургического, машиностроительного, радио- и электротехнического и оборонного производства, пищевой промышленности;
– биологически опасные – предприятия по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, фармацевтические комплексы и др.;
– техногенно опасные – железнодорожные узлы, морские порты, аэропорты в крупных городах, метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 метров, объекты топливно-энергетического комплекса, тепловые электростанции, электроподстанции и магистральные линии электропередач;
– информационно и телекоммуникационно опасные – стационарные и мобильные пункты управления, узлы телефонной, телевизионной, радиосвязи и оповещения, архивы, концертные залы, и др.
Включить охраняемую систему в число КИ в сферах энергетики и топливно-энергетического комплекса вправе ФСТЭК. Служба относит критическую инфраструктуру к одной из охраняемых категорий на основании предложения субъекта отрасли.
За обеспечение безопасности спецобъектов отвечает ГУСП. Управление имеет право:
– устанавливать пропускной и внутриобъектовый режимы. При этом могут быть перечислены вещи или грузы, которые запрещено проносить или провозить на территорию спецобъекта;
– приостанавливать работы, ведение хозяйственной и иной деятельности на спецобъектах, а также на прилегающих к ним территориях до того момента, пока причины и условия, которые привели к этому решению, не будут устранены;
– пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве спецобъекта. Для этого могут предпринять меры по подавлению или преобразованию дистанционного управления беспилотником, по воздействию на их пульты управления. У представителей ГУСП есть право сбивать беспилотники;
– предпринимать меры по обеспечению собственной безопасности.
Также ГУСП получил право вносить в госорганы, органы местного самоуправления, организации, учреждения и общественные объединения представления об устранении угроз безопасности.
Перед созданием системы безопасности для любого объекта, в том числе с критической инфраструктурой, необходимо определить потенциальные угрозы, описать возможные опасности и риски и создать модели возможных нарушителей. На основании этой оценки создается концепция, целью которой является охрана объекта.
Как правило, охранная система безопасности состоит из систем:
– тревожной сигнализации (СТС), которая используется для обнаружения и сигнализации о наличии опасности;
– контроля и управления доступом (СКУД). Это система контроля доступа в помещение, входящая в состав структуры безопасности;
– охранной сигнализации (СОС) – это технические средства, предназначенные для обнаружения угроз, сбора, обработки, передачи и представления информации о состоянии охраняемого объекта или имущества;
– охранной телевизионной (СОТ) – это телевизионная система замкнутого типа, предназначенная для получения видеоизображений с охраняемого объекта.
Мобилизация – это комплекс мероприятий по переводу экономики страны и ее регионов, органов власти и управления, компаний и граждан на работу в условиях военного времени. В период мобилизации особую значимость приобретают меры, направленные на усиление охраны и защиты объектов КИИ.
Поэтому лица, которые несут службу по охране спецобъектов, наделены особыми полномочиями. Так, они вправе:
– применять физическую силу, специальные средства, оружие, военную и специальную технику лично или в составе подразделения (группы);
– проводить личный досмотр граждан, досмотр (осмотр) вещей, автомашин и перевозимых грузов, в том числе с применением технических средств и служебных собак. Эти меры могут предприниматься в целях обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на спецобъектах и их территориях;
– задерживать и доставлять в полицию и воинские части лиц, которые пытались проникнуть на спецобъекты или прилегающие к ним территории. У нарушителей разрешено проверять паспорта, получать от них объяснения, осуществлять досмотр личный, а также досмотр и изъятие их вещей и документов.
Организацию безопасности систем критической инфраструктуры государства переводят в цифровой формат. Для этого создается система удаленного контроля.
В 2020 году систему запустили для мониторинга экологической сферы в регионах, а также для того, чтобы обеспечить дистанционный контроль охраняемых законом объектов культурного наследия.
Однако в планах властей расширить ее функционал до 15 решений.
В систему дистанционного контроля системы критической инфраструктуры входят программные, программно-аппаратные и специализированные технические средства. Они обеспечивают непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации:
– о процессах обеспечения функционирования объекта, определяющих его безопасность;
– состоянии систем защиты и их срабатывании;
– техническом состоянии блоков системы безопасности;
– регистрации инцидентов на охраняемой территории.
Переход к полностью дистанционному контролю (надзору) за объектом КИ позволит:
– отказаться от массовых и дорогих для бюджета проверок, проводимых с выездом на охраняемую территорию;
– снизить риски обработки полученных сведений за счет перехода к использованию данных, полученных с применением измерительных приборов и обработанных в автоматическом режиме;
– снизить ущерб охраняемым законом ценностям за счет использования автоматических систем реагирования на возникновение опасности;
– сократить административную нагрузку на проверяющих и контролируемых лиц;
Использование удаленного контроля способно повысить оперативность проверки, поскольку сбор данных и их анализ проводят в режиме реального времени.
Вы можете оставить первый комментарий