Над статьей работали:
Автор: Бурцева Алла
Одной из важнейших обязанностей работодателя является обеспечение работников безопасными условиями труда. Для ее исполнения необходимо соблюдать государственные нормативные требования охраны труда, которые утверждает Минтруд РФ, а также собственные ЛНА в данной сфере. Это касается, в частности, обучения персонала, выдачи СИЗ, если этого требует производственный процесс.
Законодатель строго следит за выполнением требований по охране труда. Нарушения в данной области могут привести к ощутимым санкциям. В последнее время появилось немало нормативных документов, разъяснений ведомств, а также судебной практики по данной теме. Часть законодательных изменений вступит в силу в марте 2023 года, часть – в сентябре.
Наш материал поможет заранее подготовиться к предстоящим новшествам, избежать возможных рисков и правильно организовать работу по охране труда. Тема рассчитана на работников кадровых служб, она будет интересна и специалистам по охране труда.
Первоначально новые правила составления инструкций должны были заработать с 01.03.2022. Но Приказ Минтруда РФ от 17.03.2022 № 140н этот срок приостановил до 01.01.2023. С этого момента нужно по-новому разрабатывать правила и инструкции по охране труда. В частности, инструкции следует дополнить, учитывая:
- санитарные правила;
- руководства по эксплуатации и оценке рисков;
- требования к применению СИЗ.
В зависимости от специфики деятельности и оценки уровней профессиональных рисков, работодатель вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, главное, чтобы они не противоречили государственным нормативным требованиям охраны труда.
Утверждение правил (стандартов) и инструкций по охране труда для работников должно производиться с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (если она есть). Кроме того, правила и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам, организационным или структурным изменениям.
Таким образом, разрабатывать инструкции по охране труда для работника необходимо исходя из его должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы. При этом следует руководствоваться (пп. 18, 19 основных требований):
- государственными нормативными требованиями охраны труда;
- правилами, разработанными работодателем самостоятельно (при наличии);
- анализом трудовой функции работника по профессии (должности, виду и составу выполняемой работы);
- результатами СОУТ на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе результатами определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками этой должности, профессии;
- анализом требований соответствующих профстандартов;
- профессиональными рисками и опасностями, характерными для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
- анализом результатов расследования несчастных случаев, а также их причин;
- безопасными методами и приемами выполнения трудовых функций и работ.
ПРИКАЗ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»
Утверждены новые правила обучения охране труда и проверки знания требований охраны труда. Правила регулируют проведение следующих мероприятий:
- инструктажей по охране труда;
- стажировок на рабочем месте;
- обучение оказанию первой медпомощи;
- обучение применению СИЗ.
Кроме того, в постановлении закреплены особенности обучения охране труда на микропредприятиях.
Основная часть новшеств уже вступила в силу с сентября 2022 года. Однако ряд положений подлежат применению только с 01.03.2023. Речь идет о следующем.
1. Проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны труда, руководителей и преподавателей компаний и ИП будут проводить на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (ЕИСОТ) в сети Интернет (п. 78 правил).
2. Если организация или ИП планирует обучать свой персонал требованиям охраны труда самостоятельно, об этом нужно предварительно оповестить Минтруд через личный кабинет в инфосистеме ведомства. Речь идет об обучении:
— оказанию первой помощи пострадавшим;
— использованию СИЗ.
3. Данные работодателя, планирующего проводить обучение охране труда своими силами, Минтруд внесет в специальный реестр. Для этого в ЕИСОТ заполняется электронная форма уведомления, которое подписывается электронной подписью в установленном порядке. Регистрация в реестре займет 5 рабочих дней (п. 108 правил). Состав сведений, необходимых для регистрации в реестре, приведен в п. 106 правил. Если данные работодателя меняются либо деятельность по обучению прекращается, необходимо снова уведомить ведомство об этом для актуализации реестра. Услуга ведения реестра бесплатная (п. 114 правил), а сведения находятся в открытом доступе (п.115 правил).
4. У работодателей, самостоятельно проводящих обучение работников правилам охраны труда, появится обязанность после проведения проверки передавать в реестр следующие сведения о работниках (пп. 118–119 правил):
— Ф.И.О.;
— СНИЛС;
— профессия (должность) сотрудника, прошедшего обучение по охране труда;
— наименование программы обучения по охране труда;
— дата проверки знаний требований охраны труда;
— результат проверки знаний в формате «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»;
— номер протокола проверки.
Передача указанных сведений осуществляется путем импортирования в виде электронного документа по форме, установленной Минтрудом.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»
Приказ Минтруда РФ от 31.10.2022 № 699н устанавливает с 01.03.2023 особенности проведения СОУТ на микропредприятиях. Спецоценку условий труда микропредприятия ряда сфер смогут проходить в упрощенном порядке.
Приказ содержит подробную инструкцию о том, как осуществить эту процедуру.
В первую очередь определено, что спецоценке подлежат условия труда на рабочих местах в компаниях ‒ субъектах малого бизнеса, включая работодателей-ИП, относящихся к категории микропредприятий, если в качестве основного выступает один из следующих видов деятельности (п. 2 приложения к приказу):
- разработка компьютерного ПО, консультационные услуги в данной сфере;
- IТ-технологии;
- финансовая и страховая деятельность;
- операции с недвижимостью;
- право и бухучет;
- реклама и исследование рынка;
- деятельность библиотек, музеев, архивов и прочих очагов культуры.
Всего в списке 12 позиций.
Спецоценку не потребуется проводить, если на микропредприятии есть рабочие места (п. 3 приложения к приказу), в отношении которых ранее СОУТ установила вредные или опасные условия.
Для определения потенциально вредных производственных факторов не нужно приглашать организацию, проводящую спецоценку. Это можно сделать своими силами (п. 4 приложения).
На каждое рабочее место необходимо составить проверочный лист, который затем подлежит утверждению комиссией работодателя по проведению СОУТ. Образец проверочного листа размещен в приложении № 1 к приказу. Если будет выявлен хотя бы один потенциально вредный или опасный фактор, тогда для спецоценки соответствующего рабочего места нужно будет привлечь спецорганизацию. На остальные рабочие места оформляют декларацию по образцу, приведенному в приложении № 2 к приказу.
С результатами идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов работодатель обязан ознакомить работника письменно. Для этого в проверочном листе предусмотрен реквизит в п. 8 «С результатами проверочного листа ознакомлен». Срок ознакомления – 30 календарных дней с момента утверждения проверочных листов. В этот период не включается время отпусков, командировок, больничных, межвахтового отдыха.
Отправить проверочные листы и декларацию в трудовую инспекцию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения проверочных листов.
При наличии рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, а также ряда иных факторов, особенности спецоценки не действуют.
ПРИКАЗ Минтруда РФ от 31.10.2022 № 699н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности – субъектов малого предпринимательства (включая работодателей – индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям»
Обновлены правила аккредитации организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере охраны труда, а также требования к ним.
Речь идет о компаниях и ИП, планирующих (абз. 4 пп. «а», абз. 4 пп. «б», абз. 4 пп. «в», абз. 5 пп. «г» п. 7 правил):
- оказывать услуги в качестве службы охраны труда или специалиста по охране труда. При этом численность сотрудников организации, в которых они планируют работать, не превышает 50 человек при условии, что в их штате по основному месту работы на условиях полной или частичной занятости есть не менее трех специалистов, работающих по трудовому договору;
- обучать работодателей и их работников охране труда.
Аккредитация не потребуется, если работодатель:
- создает службу охраны труда;
- вводит должность специалиста по охране труда;
- организует проведение обучения и проверку знаний требований охраны труда своих работников.
Согласно пункту 3 Постановления от 16.12.2021 № 2334 проверка знаний требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (ЕИСОТ) в сети Интернет проводится с 1 марта.
Также с первого марта 2023 года приостанавливается аккредитация зарегистрированных в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда до подтверждения ими соответствия новым требованиям.
Кроме того, проверка сведений об аккредитованной организации, ИП, содержащихся в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, при условии их изменения в иных госинфоресурсах, корректируется в реестре автоматически. Это положение вступило в силу с 01.01.2023. Возможность формирования на сайте ЕИСОТ автоматической выписки, отражающей указанные в реестре сведения на момент ее создания, всем заинтересованным лицам обеспечивает Минтруд. Услуга бесплатная. На выписку наносится двухмерный штрихкод, отражающий адрес интернет-страницы с записями в реестре.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда»
В обновленный перечень включили рабочие места в компаниях – субъектах малого предпринимательства (включая работодателей ИП), которые относятся к категории микропредприятий, осуществляющих в качестве основного один из установленных видов деятельности.
В список таких видов деятельности включили:
- разработку ПО, консультации в этой сфере и прочие сопутствующие услуги (класс 62 раздела J ОКВЭД2);
- деятельность в сфере информационных технологий (класс 63 раздела J ОКВЭД2);
- работу в сфере права и бухучета (класс 69 раздела M ОКВЭД2);
- операции с недвижимостью (раздел L ОКВЭД2).
Остальные позиции перенесли из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290, который будет действовать до 28.02.2023. Так, включили, к примеру, рабочие места:
- работников, занятых на подземных работах;
- медперсонала, оказывающего помощь лицам с психическими расстройствами в спецучреждениях.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.10.2022 № 1830 «О перечне рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей»
Профзаболевания – острые или хронические (включая отравления), в отношении которых есть основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию (п. 4 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967).
Расследовать обстоятельства и причины возникновения у работника профзаболевания работодатели с 1 марта должны по новым правилам. В отличие от действующих правил медорганизации обязаны:
- направить работников в центр профпатологии, если возникнет подозрение не только на хроническое, но и на острое профзаболевание, непосредственно после оказания работнику медпомощи с выдачей ему направления;
- сообщить работодателям о выявлении у работника хронического заболевания, а не только о предварительном диагнозе острого заболевания, как было раньше.
При установлении предварительного диагноза «хроническое профзаболевание», извещение об этом будет направлено медорганизацией в течение 3 рабочих дней с момента установления диагноза в орган государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и работодателю.
Изменится и список документов, которые медорганизация, установившая предварительный диагноз в виде хронического профзаболевания, должна отправить в центр профпатологии для экспертизы связи болезни с профессией, а также для оказания медпомощи. В данный список включены:
- карта эпидемиологического обследования (в случае заражения инфекционным или паразитарным заболеванием при выполнении профобязанностей);
- копии протоколов лабораторных исследований, выполненных в ходе производственного контроля на рабочем месте сотрудника (при наличии у работодателя).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.07.2022 № 1206
Вводится с 01.09.2023 новый вид медосмотров в течение рабочего дня (смены). Цель его проведения – обнаружение, к примеру, признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работника, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 закона).
При необходимости по решению работодателя обязательные медосмотры смогут проводиться в течение всего времени работы сотрудника, например, водителя ТС (пп. «б» п. 2 ст. 2 закона).
Пред- и послерейсовые медосмотры, а также медосмотры в течение рабочего дня (смены) можно осуществлять с применением медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную отправку сведений о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. При этом необходимо обеспечить идентификацию личности сотрудника для исключения прохождения медосмотра другим лицом (п. 2 ст. 1 закона).
Установлены случаи, при которых медосмотры в дистанционном формате запрещены (пп. «б» п. 2 ст. 2 закона):
- организованные перевозки детей;
- перевозки опасных грузов;
- регулярные пассажирские перевозки в междугороднем сообщении по маршрутам протяженностью 300 км и более этого предела.
Работникам, которые проходят пред- и послерейсовые медосмотры, а также медосмотры в течение рабочего дня в дистанционном режиме, не менее двух раз в год необходимо проходить очные химико-токсикологические исследования на отсутствие в организме наркотических, психотропных веществ и их метаболитов (п. 2 ст. 1 закона).
Однако для того чтобы указанные нормы реально заработали, правительству нормативными правовыми актами предстоит отдельно установить:
- особенности осуществления дистанционных медосмотров, включая необходимость проведения визуального осмотра;
- требования к медизделиям, при помощи которых будут проводиться дистанционные медосмотры, а также к их регулярной поверке и ПО, которое исключит возможность подделки данных медосмотра и обеспечит формирование соответствующих реквизитов путевых листов, включая электронную версию документа;
- требования к сотрудникам, проводящим медосмотры;
- правила проведения химико-токсикологических обследований наличия в организме наркотических, психотропных веществ и их метаболитов персоналу, проходящему дистанционные медосмотры.
Кроме того, законодательство РФ в области персданных будет дополнено следующими требованиями (п. 2 ст. 1 закона):
- к идентификации личности сотрудника, проходящего медосмотр;
- к сбору, хранению и предоставлению персональных данных о специальных защищенных каналах связи.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2022 № 629-ФЗ
В правила обучения охране труда, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464, внесены поправки. Речь идет о внеплановом обучении работников требованиям охраны труда, установленном пунктом 61 правил.
Уточнено, что при вступлении в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, такое обучение будет проводиться только при наличии в соответствующих актах положений об этом.
Кроме того, внесены изменения в приложение № 4, где приведено минимальное количество работников с учетом ССЧ, которым необходимо обучиться охране труда в компаниях или ИП, занимающихся таким обучением. Строка ССЧ работников организации дополнена сноской «Без учета постоянных дистанционных работников».
Нововведения заработают с 1 сентября.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.12.2022 № 2540
Минтруд РФ утвердил новые правила обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами. Эти правила подлежат применению всеми работодателями (п. 2 правил).
Согласно части 1 статьи 216 ТК РФ для защиты работников применяются СИЗ, призванные предотвратить или уменьшить воздействие на работника вредных или опасных условий труда, а также защитить от загрязнения.
К СИЗ относятся (ч. 8 ст. 209, ч. 2 ст. 221 ТК РФ):
- спецодежда;
- спецобувь;
- дерматологические средства защиты и другое.
Помимо того, исходя из части 3 ст. 214, ч. 1 ст. 216, ч. 1 ст. 221 ТК РФ, на некоторых работах и при наличии определенных производственных факторов персонал необходимо обеспечить смывающими средствами.
Бесплатное обеспечение работников СИЗ и смывающими средствами производится на основании отдельно утвержденных единых типовых норм с учетом (п. 4 правил):
- результатов спецоценки;
- результатов оценки профессиональных рисков;
- мнения профсоюза или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).
При этом вместо единых типовых норм в срок до 31.12.2024 разрешено применять типовые нормы, изданные до 01.03.2022. Решение о применении в период с 01.09.2023 до 31.12.2024 либо единых типовых норм, либо типовых норм, принимается работодателем самостоятельно.
ПРИКАЗ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами»
Минтруд утвердил единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств.
Начиная с 01.09.2023 при выдаче работникам СИЗ можно руководствоваться не только типовыми нормами, которые соответствуют виду деятельности организации (п. 14 межотраслевых правил, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н), но и новыми едиными типовыми нормами.
При этом до 31.12.2024 можно либо применять единые типовые нормы, либо продолжить использовать ранее установленные типовые нормы. Но с 01.01.2025 придется руководствоваться только едиными типовыми нормами (ч. 2 ст. 2 Закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ).
Нормы подразделены:
- по профессиям (должностям) – приложение № 1;
- по идентифицированным опасностям – приложение № 2. Всего установлено 20 видов опасностей (механические, химические, связанные с воздействием электрического тока и прочие).
Отдельные нормы предусмотрены для дерматологических СИЗ и смывающих средств – приложение № 3.
ПРИКАЗ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств»
Минтруд РФ разъяснил, что данную проверку нужно проводить, когда изменения, введенные новым НПА, непосредственно касаются трудовых обязанностей работников. Министерство пояснило, что вопрос о том, проводить ли проверку в объеме новых НПА, работодатель решает самостоятельно.
ПИСЬМО Минтруда РФ от 02.08.2022 № 15-2/ООГ-1803
Обучение охране труда работодатель вправе осуществлять своими силами, то есть без привлечения специализированных организаций. Для этого ему необходимо соблюсти ряд требований, утвержденных правилами Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.
Согласно новым правилам организация или ИП должна иметь в штате не менее двух лиц, которые будут обучать охране труда, либо привлечь к этой работе специалистов по договорам ГПХ.
В такой ситуации работодатель может утвердить ЛНА лиц из штатных сотрудников, квалификация которых соответствует требованиям. При этом должность указанных работников не будет иметь значения.
Кроме того, Минтруд разъяснил, в какой последовательности начиная с 1 марта 2023 года следует подписывать протокол проверки знаний требований охраны труда и передавать соответствующие сведения в реестр обученных лиц:
- сначала оформить протокол с присвоением ему номера;
- затем передать необходимые данные в реестр и получить регномер записи о прохождении проверки в реестре;
- внести полученный номер в протокол проверки;
- подписать протокол. Сделать это должны сотрудник и члены комиссии.
ПИСЬМО Минтруда РФ от 22.09.2022 № 15-2/ООГ-2333
Эксперты трудового ведомства разъяснили, кого можно назначить руководителем по охране труда (ОТ) в небольшой компании. Нужно ли при этом учитывать специфику организации, если, например, предусмотрено ведение торговой деятельности и в компании нет собственного производства.
Если количество персонала в компании превосходит 50 человек, то нужно создать службу ОТ или ввести должность специалиста ОТ (ст. 223 ТК РФ).
Если же компания небольшая, например, 20 человек, то руководитель может создать службу ОТ или назначить на подобную должность подходящего специалиста, исходя из целесообразности и учитывая специфику деятельности компании. В частности, такие обязанности может выполнять руководитель юрлица или предприниматель. Также глава компании может привлечь в рамках договора ГПХ эксперта из аккредитованной по ОТ компании.
ПИСЬМО ГИТ города Москвы от 10.10.2022 № 77/7-33641-22-ОБ/10-35710-ОБ/18-1297
Трудовое ведомство разъяснило, в каком случае не нужно подавать декларацию соответствия СОУТ гостребованиям.
Руководитель подает декларацию соответствия СОУТ в случаях, если:
- в компании не выявлены вредные условия;
- уровень вредных и опасных факторов соответствует установленным оптимальным и допустимым значениям.
Если профессии, специальности, должности и рабочие места сотрудников включены в специальный перечень, с учетом которого страховая пенсия назначается досрочно, то не нужно идентифицировать степень вреда и опасности со стороны производственных факторов (п. 1 ч. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ).
Также если на рабочих местах сотрудников в результате проведенных испытаний и замеров установили, что условия труда являются оптимальными и допустимыми (I и II классы), то подавать декларацию не нужно.
ПИСЬМО Минтруда РФ от 02.08.2022 № ПГ/19662-6-1
Трудовое ведомство разъяснило, кто может оказывать услуги по обучению сотрудников охране труда (ОТ) и оказанию первой доврачебной помощи (ОПП) работникам, получившим травмы на производстве.
Руководители компаний обязаны организовать обучение своих сотрудников установленным правилам по ОТ и ОПП (ст. 214 ТК РФ). Напомним, что обновленные правила действуют уже с 01.09.2022 (Постановление Правительства РФ от 24.12.202 № 2464 1, правила обучения охране труда).
Обучение сотрудников в компании или у предпринимателя должны проводить лица, имеющие соответствующую квалификацию по п. 35 правил.
Учебные центры или предприниматели, которые проводят обучение по ОТ и ОПП, должны быть аккредитованы согласно требованиям в области ОТ (Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334).
Преподаватель ОПП должен пройти повышение квалификации по программам дополнительного профобразования объемом не менее 8 академических часов (один учебный день). Перечень тем, которые необходимо знать такому преподавателю, также регламентирован законодательством.
ПИСЬМО Минтруда РФ от 23.08.2022 № 15-2/ООГ-2005
Минтруд уточнил: обучение охране труда – это профилактическое мероприятие, а не образовательная деятельность. Оно направлено на предотвращение травматизма и профзаболеваний, снижение их последствий. Такое обучение считают специализированным процессом получения знаний, умений и навыков.
ПИСЬМО Минтруда РФ от 27.12.2022 № 15-2/ООГ-3348
Трудовое ведомство разъяснило, как должна проводиться внеочередная проверка знаний требований по охране труда (ОТ) в организации и что нужно учитывать, исходя из Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.
Нужно ли в компании проводить внеплановую проверку знаний по ОТ, решает руководитель. Проверка необходима, когда изменения НПА непосредственно касаются исполнения трудовых функций отдельных категорий работников, включая технику безопасности, в частности, на производственных предприятиях.
Форму проверки знаний охраны труда и ее продолжительность руководитель компании выбирает самостоятельно. При этом он опирается на НПА, которые регулируют отдельные виды деятельности, напрямую затрагивающие персонал организации, например, отраслевые законодательные акты по ОТ.
Руководитель также может провести внеочередную проверку знаний по ОТ в комиссии, которая создана в компании в соответствии с установленным законом порядком.
ПИСЬМО Минтруда РФ от 27.07.2022 № 15-2/ООГ-1744
Минтруд ответил на этот вопрос отрицательно.
Нельзя сделать весь процесс обучения правилам охраны труда полностью дистанционным. Дело в том, что курс обучения состоит не только из теории, но и из практики. И если теоретические занятия вполне возможно проводить по удаленке, то практическим навыкам научить в подобном режиме не получится.
ПИСЬМО Минтруда РФ от 15.12.2022 № 15-2/ООГ-3215
ГИТ провела проверку работодателя, в ходе которой выявила, что один из сотрудников не был письменно ознакомлен с результатами СОУТ, проведенной на его рабочем месте, в частности, с картой СОУТ. На этом основании учреждению выдали предписание.
Работодатель обратился в суд. По его мнению, он не должен знакомить с картами СОУТ работников, принятых после проведения спецоценки. В трудовом договоре с сотрудником содержится информация об условиях труда, соответственно, с этим и результатами СОУТ он был ознакомлен, но не в карте СОУТ.
Суды трех инстанций нанимателя не поддержали (Определение от 22.06.2022 № 88а-5069/2022). Суды указали, что во исполнение подпункта 4 п. 2 ст. 4 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ письменное ознакомление сотрудников с результатами СОУТ является обязанностью работодателя. Поэтому при приеме на работу сотрудника работодатель обязан ознакомить его с результатами ранее проведенной СОУТ путем ознакомления с ее картой. При этом суды сослались на разъяснения Минтруда РФ, приведенные в письме от 16.06.2015 № 15-1/В-2425.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Девятого КСОЮ от 22.06.2022 № 88а-5069/2022
Машинисты поездов ОАО «РЖД» по направлениям работодателя проходили периодические медосмотры, в том числе в выходные дни и во время отпуска. При этом дни прохождения медосмотра были оплачены исходя из среднего заработка, то есть не принимая во внимание, что медосмотры осуществлялись не в рабочее время.
В результате проверки прокуратурой был выявлен ряд нарушений трудового законодательства. В частности, указанным работникам дни прохождения обязательных медосмотров были оплачены не полностью.
Прокурор обратился в суд с требованием обязать работодателя произвести оплату дней прохождения обязательных медицинских осмотров в полном размере.
Три инстанции поддержали работников. Исполнять обязанность по прохождению медосмотров, установленную ст. 215 ТК РФ, работники должны в рабочее время. Медосмотры в дни отдыха суды приравняли к работе в выходные, поэтому оплатить их следует в двойном размере.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2022 № 88-13380/2022
Работница комбината благоустройства получила травму. Ее сбил автобус, когда она мыла мостовые ограждения. Женщина обратилась к прокурору, указав, что работодатель не оформил происшествие как несчастный случай на производстве и не оплатил ей лечение. По мнению пострадавшей, работодатель скрыл факт несчастного случая.
В результате проведенной проверки был обнаружен ряд нарушений:
- отсутствовал журнал учета и регистрации несчастных случаев на производстве (ст. 22, 212 ТК РФ);
- работодатель не сообщил в соответствующие органы о несчастном случае на производстве (ст. 228 ТК РФ);
- работники несвоевременно и не в полном объеме обеспечены спецодеждой (ст. 221 ТК РФ).
Директора компании оштрафовали на 5 тыс. рублей. Не согласившись с этим, он подал иск в суд. Рассмотрев материалы дела, судьи установили, что статьями 22 и 212 ТК РФ обязанность ведения журнала учета и регистрации несчастных случае прямо не предусмотрена. Кроме того, законодательство вообще не содержит норму, обязывающую работодателя оформлять журнал учета и регистрации несчастных случаев независимо от их наличия на производстве. Такая обязанность предусмотрена, когда в установленном порядке комиссией было проведено расследование (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).
Кроме того, было отмечено, что учету и регистрации в установленном порядке подлежит несчастный случай лишь при соблюдении необходимых условий:
- квалификация его в качестве несчастного случая на производстве;
- наступление последствий в виде необходимости перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть (ч. 3 ст. 227 ТК РФ).
Поскольку ни одно из условий не было соблюдено, жалобу директора удовлетворили и штраф отменили.
РЕШЕНИЕ Ставропольского краевого суда от 17.07.2019 № 7-548/2019
Водитель организации попал в ДТП, в результате которого получил травму. О происшествии работник незамедлительно сообщил работодателю, который потребовал отказаться от осмотра медработником скорой помощью, угрожая взысканием ущерба за поврежденный грузовик. При этом работодатель пообещал прислать на место ДТП другого водителя, который доставит пострадавшего в медучреждение, а автомобиль транспортирует в гараж.
Пострадавший водитель требования руководителя выполнил. Однако обещанный помощник так и не прибыл на место аварии. Водителю пришлось целый день охранять ценный груз. Для транспортировки автомобиля был вызван эвакуатор. В медучреждение водитель обратился уже самостоятельно, где ему был поставлен диагноз «закрытый перелом колена».
Из-за травмы пострадавший больше месяца провел в больнице. После выписки оказалось, что автомобиля для него больше нет и ему пришлось лишь подменять другого водителя.
За этот период водитель получал зарплату не в полном размере, что стало причиной подачи заявления об увольнении. Работника уволили.
Однако водитель полагал, что его права были нарушены:
- ДТП, в результате которого он получил травму, является несчастным случаем на производстве, при этом работодатель никаких мер для оказания помощи не предпринял;
- акт о несчастном случае на производстве не составлялся, в результате пострадавший лишен возможности продолжить дорогостоящее лечение.
Работник обратился в суд с иском о признании травмы страховым случаем на производстве и обязании работодателя составить акт о несчастном случае.
Судьи трех инстанций иск не поддержали. Дело в том, что:
- ДТП произошло в выходной день;
- от медпомощи, согласно протоколу ДТП, водитель отказался;
- в амбулаторной выписке указывался бытовой характер травмы.
Судебная коллегия высшей инстанции с таким решением не согласилась и отправила дело на пересмотр. Было указано, на какие обстоятельства следует обратить внимание при вынесении решения:
- на основании каких товарно-транспортных документов и по чьему указанию была произведена погрузка;
- было ли между работодателем и работником достигнуто соглашение о личном выполнении последним данной работы в выходной день;
- привлекался ли истец к работе в выходные дни и с какой периодичностью, в каком порядке осуществлялась оплата за такую работу;
- что предпринял работодатель после получения информации о ДТП;
- какие конкретно обстоятельства квалифицируют травму как непроизводственную;
- были ли угрозы со стороны работодателя о возложении ущерба за аварию на работника.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 21.11.2022 № 78-КГ22-46-К3
ГИТ оштрафовала организацию на 70 тыс. рублей за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, в результате которых пострадал работник. Организацию наказали за следующие нарушения:
- необеспечение безопасности работников при формировании процесса расформирования ж/д состава;
- непринятие мер по обеспечению безопасных условий труда машиниста, попавшего под самопроизвольно движущийся вагон, что повлекло травматическую ампутацию левой голени.
Компания подала иск в суд с требованием признать штраф незаконным.
Фемида признала штраф правомерным, поскольку в нарушение положений трудового законодательства именно работодатель не исполнил обязанность по обеспечению безопасных условий труда, установленную ч. 3 ст. 212 ТК РФ.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Первого КСОЮ от 29.12.2021 № 16-6941/2021
По результатам спецоценки условия труда артистов симфонического оркестра были отнесены к вредным ‒ II степень подкласс 3.2. Поскольку скрипачи гарантий от работодателя в виде повышенной зарплаты и ежегодного допотпуска так и не получили, они обратились в Госинспекцию труда с требованием провести проверку.
По результатам внеплановой проверки ГИТ вынесла предписание в адрес филармонии с требованием:
- внести в трудовые договоры сведения об условиях труда на рабочих местах (ст. 57 ТК РФ);
- начислить лицам, работающим с вредными условиями труда, надбавку за вредность (ст. 147 ТК РФ);
- предоставить указанным лицам дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
Филармония исполнять требования отказалась и подала иск в суд, указав:
- на истечение сроков для взыскания, установленных ст. 392 ТК РФ;
- отсутствие у трудовых инспекторов полномочий по разрешению индивидуальных трудовых споров.
Суд первой инстанции выплату надбавки отменил: спецоценка была произведена 13.11.2015, предписание вынесено 21.08.2020. На подачу иска в суд часть 1 ст. 392 ТК РФ отводит три месяца. Остальные требования оставил в силе.
Однако высшая инстанция поддержала все пункты предписания. Доводы филармонии суд признал необоснованными:
- нарушения имели длящийся характер, поэтому обязанность выплаты компенсаций сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. Такая позиция подтверждается пунктом 56 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2;
- рассматриваемое дело не относится к категории индивидуальных трудовых споров, поскольку его сторонами являлись работодатель и трудовая инспекция, а не отдельный работник.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 07.12.2022 № 46-КАД22-15-К6
Мосгорсуд при рассмотрении жалобы организации, привлеченной к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП, пришел к выводу, что если на рабочем месте, куда принимается работник, спецоценка ранее не проводилась, то работодателю необходимо указать в трудовом договоре, например, следующее: «Условия труда на рабочем месте: вновь организованное рабочее место (с описанием рабочего места и оборудования)».
В дальнейшем это позволит работодателю внести в трудовой договор изменения уже после утверждения результатов СОУТ, заключив допсоглашение к нему с указанием установленного в ходе спецоценки класса (подкласса) условий труда.
Дело в том, что согласно статье 17 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ при введении в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест в течение 12 месяцев должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда.
РЕШЕНИЕ Московского городского суда от 10.11.2020 № 7-11802/2020
Вы можете оставить первый комментарий