Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Оформление инвалидности

Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена

Оформление инвалидности – это важный и иногда сложный процесс, в ходе которого подтверждается наличие у человека нарушений здоровья, влияющих на способность к полноценной жизни и трудовой деятельности. Важно понимать, что инвалидность – это не только статус, но и возможность получения ряда социальных и медицинских льгот, которые значительно облегчают жизнь людям с ограниченными возможностями. В этой статье рассмотрим основные шаги, необходимые для получения инвалидности в 2024 году, а также дадим некоторые полезные советы.

Содержание

  1. С чего начать оформление инвалидности
  2. Условия оформления инвалидности
  3. Документы для оформления инвалидности
  4. Каких врачей проходить
  5. Сроки оформления инвалидности
  6. Образец производственной характеристики для оформления инвалидности

С чего начать оформление инвалидности

Определение понятия «инвалид» содержится в ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья с расстройством различных функций организма по причине заболеваний, травм, дефектов.

Одним из признаков инвалидности также является ограничение жизнедеятельности – когда лицо не может самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, общаться, заниматься различным трудом и выполнять иные функции.

В 2023 году Минтрудом РФ утверждён порядок установления причин инвалидности (приказ от 16.02.2023 № 90н).

Приказ содержит неисчерпывающий перечень причин инвалидности, называя 19. Среди них: общее заболевание, инвалидность с детства, военная травма, профессиональное заболевание, заболевание, связанное с последствиями радиационных воздействий.

Всего в России выделено 3 группы инвалидности (I, II, III) и категория ребенок-инвалид.

I группа инвалидности является самой «тяжёлой». Когда гражданин нуждается в постоянной помощи и присмотре. Две оставшиеся группы более «лёгкие» — когда нарушения функций организма выражены не так сильно как в первом случае. При этом II группа допускает обращение к частичной посторонней помощи, а III группа – к помощи вспомогательных технических средств.

Категория ребёнок-инвалид не предусматривает деления на группы и присваивается гражданам в возрасте до 14 или 18 лет.

Указанные группы инвалидности и категория присваиваются исключительно по результатам медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ).

Порядок признания инвалидом утверждён постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588.

Первым шагом на пути оформления инвалидности является консультация с лечащим врачом в поликлинике по месту жительства. Врач является ключевым звеном в процессе получения инвалидности. Он также сможет подсказать, что требуется для установления инвалидности, а также, какие нужны документы для этого.

Если приобретённое заболевание или полученная травма серьезные и влияют на способность к трудовой деятельности или самообслуживанию, врач может направить вас на дальнейшее обследование и оформление соответствующих документов.

Для получения направления на МСЭ потребуется прохождение нескольких врачей. Решение о направлении на МСЭ принимает врачебная комиссия медорганизации в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о необходимости его подготовки.

Указанное направление может быть выдано в сокращённый срок. Направление выдаётся в течение 3 рабочих дней после операции больному, который находится на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), имеющий дефекты верхних или нижних конечностей, нуждающийся в первичном протезировании,

Для направления на МСЭ гражданину необходимо предоставить своё согласие в письменной форме. Форма такого согласия утверждена приказом Минздрава РФ
от 7 июня 2022 № 385н. В согласии указывается предпочтительная для гражданина форма проведения МСЭ, с его присутствием или без, а также способ получения уведомления о её проведении.

Гражданину необходимо заполнить такое согласие и представить его врачебной комиссии после принятия положительного решения о направлении на МСЭ. Оно может быть подано как на бумажном носителе, так и в электронном виде посредством личного кабинета на Портале (госуслуги).

В РФ утверждён перечень необходимых обследований в целях получения направления на МСЭ в зависимости от видов заболеваний (приказ Минтруда РФ N 259н, Минздрава РФ N 238н от 16.05.2024).

Например, при туберкулёзе необходимо провести:
— прием (осмотр, консультация) врача-фтизиатра первичный;
— рентгенографию легких (в двух проекциях);
— рентгенографию легких цифровую (в двух проекциях);
— спиральную компьютерную томографию легких.

При злокачественном новообразовании желудка:
— эзофагогастродуоденоскопию;
— ультразвуковое исследование органов брюшной полости;
— компьютерную томографию органов брюшной полости
— рентгенографию легких или компьютерную томографию органов грудной полости при поражении органов грудной клетки.

Направление на МСЭ оформляется по форме утверждённой совместным приказом Минтруда России № 488н, Минздрава России № 551н от 12.08.2022
(форма № 088/у). Такая Форма заполняется врачами из врачебной комиссии по итогам проведённых обследований в информационной системе медорганизации.

Следующим этапом оформления инвалидности является проведение МСЭ.

МСЭ проводится бюро – специализированной государственной организацией. Такие бюро располагаются на территории РФ по территориальному принципу. Как правило, МСЭ проводит бюро по месту жительства пациента. Обжаловать решения такого бюро можно в Главное бюро в субъекте РФ (например, Главное бюро МСЭ по Московской области). Решения Главного бюро возможно обжаловать в Федеральное бюро МСЭ.

На площадке Федерального бюро МСЭ работает информационно-справочный центр по вопросам инвалидности, социальной защиты, МСЭ и реабилитации инвалидов по телефону: 8 (499) 550-09-91.

Целями проведения МСЭ являются, в том числе:
— установление группы инвалидности или категории «ребёнок-инвалид»;
— установление причин и срока инвалидности;
— разработка программы реабилитации;
— выдача дубликата справки, подтверждающей признание инвалидом;
— выдача новой справки об инвалидности (например, в случае смены имени, фамилии).

Направление на МСЭ от врачебной комиссии не требуется в случае определения причины смерти инвалида, необходимости внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации или если требуется дубликат справки или новая справка об инвалидности в связи с изменением данных.

МСЭ проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.

МСЭ без личного присутствия гражданина проводится путем анализа представленных данных, содержащихся, в том числе в результатах медицинских обследований.

Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка об инвалидности, в которой указывается соответствующая группа или категория. Справка может быть выдана на руки либо направлена заказным почтовым отправлением.

Важно помнить, что признание инвалидом не является основанием для увольнения с работы или для отказа в трудоустройстве. Предъявите оформленную справку об инвалидности на работе (своему работодателю). Это поможет вам воспользоваться законодательно установленными льготами (например, сокращение рабочего дня, увеличение отпускных дней, предоставление специального рабочего места).
Признание инвалидом предоставляет право оформления льгот, предусмотренных действующим законодательством, ряд из которых возможно оформить посредством обращения в МФЦ.

Условия оформления инвалидности

К основным условиям признания гражданина инвалидом относятся:

— нарушения здоровья, вызванные заболеванием, травмами, дефектами;
— ограничение жизнедеятельности (отсутствие возможности самостоятельно передвигаться, общаться, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
— необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

При этом необходимо одновременное соблюдение всех условий. Наличие одного основания не является достаточным для признания инвалидом.

Документы для оформления инвалидности

Перечень документов, необходимых для прохождения МСЭ, утвержден приказом Минтруда России от 30.12.2020 № 979н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы».

Для оказания услуги требуется предоставить в бюро следующие документы:
— документы, удостоверяющие личность (например, паспорт, свидетельство о рождении, военный билет);
— документы, удостоверяющие личность законного представителя (при наличии);
— согласие на проведение МСЭ по форме, утвержденной приказом Минздрава России от 07.06.2022 № 385н;
— заявление на проведение МСЭ (предоставляется в случае определения причины смерти инвалида, выдачи дубликата справки об инвалидности, разработки программы реабилитации).
— справка об отказе в направлении на МСЭ, выданная медорганизацией;
— направление на МСЭ, составленное медорганизацией по форме № 088/у;
— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального учета.

Заявление на МСЭ в электронном виде подписывается простой электронной подписью заявителя. Заявление на бумажном носителе подписывается простой подписью и направляется заказным почтовым отправлением.

В заявлении в обязательном порядке требуется указать наименование бюро МСЭ, ФИО, паспортные, контактные данные, адрес места жительства, просьбу о проведении МСЭ, информацию в нуждаемости в предоставлении услуги, дату подачи.

Приказом установлены особые требования к перечню документов в определенных случаях.

Например, для проведения МСЭ в целях признания инвалидом после несчастного случая на производстве требуется акт о несчастном случае на производстве или акт о случае профессионального заболевания, сведения о трудовой деятельности и стаже работы (возможно предоставить трудовую книжку).

Для проведения МСЭ в целях определения причины смерти инвалида потребуется представить свидетельство о смерти, выписку из протокола патологоанатомического исследования, справку об инвалидности, медицинские документы, имеющиеся в наличии у члена семьи умершего.

Каких врачей проходить

Для оформления инвалидности в целях направления на МСЭ необходимо пройти обследование и получить заключения от нескольких врачей. Конкретные специалисты могут зависеть от типа заболевания или состояния, которое приводит к инвалидности. Обычно требуется пройти медицинские осмотры у терапевта, невролога, хирурга, психиатра, ортопеда, кардиолога, онколога.

Как говорилось ранее исчерпывающий перечень необходимый исследований и соответственно врачей зависит от конкретного заболевания и определён Минтрудом РФ в приказе от 16 мая 2024 № 259н/238н.

Сроки оформления инвалидности

По общему правилу срок принятия решения об установлении инвалидности — 30 рабочих дней. Срок отсчитывается с момента проведения освидетельствования. Если бюро МСЭ назначит дополнительные обследования, срок может быть продлён, но не более чем на 20 рабочих дней.

Заключение МСЭ придёт в течение 3 рабочих дней на электронную почту и в личный кабинет.

Если проходили освидетельствование очно, то заключение на бумажном носителе выдадут в тот же день. Если проходили заочно — бумажный вариант можно получить по почте.

Также предлагаем рассмотреть сроки, на которые может быть установлена инвалидность.

 

Вид инвалидности

 

 

Сроки

 

Возраст

 

1.

Инвалидность I группы

 

2 года

 

 

 

 

После достижения 18 лет

без срока
2.

Инвалидность II группы

 

1 год
без срока
3.

Инвалидность III группы

 

1 год
без срока
4. Ребёнок — инвалид 1 год

 

До достижения возраста 14 лет или 18 лет

2 года
5 лет
без срока

Образец производственной характеристики для оформления инвалидности

Законодательством РФ не установлено требование о предъявлении производственной характеристики для проведения МСЭ в целях признания инвалидом. При этом работодатель не вправе ограничивать работника в получении такого документа.

Форма производственной характеристики и требования к ее заполнению не утверждены. Для составления характеристики рекомендуем использовать официальный бланк организации. Если такого нет, то составляйте на обычном листе (формат А4) в произвольной форме.

В характеристике необходимо отразить, в том числе следующую информацию:
— ФИО работника, наименование организации, структурное подразделение, в котором трудится работник, трудовые обязанности, специфику и условия работы, продолжительность рабочего дня, сведения об оформленных больничных работника.
Подпишите характеристику у руководителя организации и заверьте официальной печатью.

Приведём пример уже заполненной характеристики.

Производственная характеристика

для медико-социальной экспертизы

 

г. Москва                                                                                                  16.11.2024 г.

 

  1. Выдана Никишину Константину Ивановичу.
  2. Наименование   организации,   в   которой   работает   гражданин: АО «Москапстрой»;

адрес места нахождения организации: 2-я Брестская ул., 5, Москва

Подразделение, в котором работает гражданин: Управление градостроительной политики.

  1. Должность, занимаемая гражданином: заместитель начальника управления.

Стаж работы в данной организации: 15 лет.

  1. Квалификация по основной профессии (класс, разряд, категория, звание): —                                                            —
  2. Другие   квалификации,   смежные   профессии   и   специальности: —                                                                                                              —
  3. Описание основного вида трудовых операций и выполняемой работы: контроль за своевременным исполнением поручений руководителя, подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты РФ и города Москвы, взаимодействие с органами исполнительной власти

наличие повышенной эмоциональной нагрузки: +

наличие повышенной физической нагрузки: —

наличие повышенного шумового фона: —

наличие вредного воздействия на организм —

  1. Режим   труда   (длительность рабочего дня, наличие перерывов,

сменность, темп работы): 8 часовой рабочий день (с 08.00 до 17.00), обеденное время 45 мин., возможна сверхурочная работа.

Ограничения,   облегченные   условия   труда   (если имеются, указать документы,   на   основании   которых   эти   ограничения   установлены):   —

  1. Условия труда (работа в цехе, на улице, проф. вредность, условия микроклимата, подробно описать): Работа в офисе.

Рабочее   место   (стационарное,   нестационарное,   прочие   указать): Стационарное

Рабочая поза (свободная, фиксированная, преимущественно стоя, сидя, переменная, указать): преимущественно сидя.

Категория тяжести выполняемых работ: —

Производительность труда (справляется, не справляется, норму выполняет, не выполняет): С поставленными задачами справляется.

  1. Имеется ли возможность перевода на другую работу (какую; возможность переквалификации, переобучения): Отсутствует
  2. Сведения о нахождении на больничных и в отпусках за период: Не находился.
  3.    Система   оплаты   труда   (ставка,   сдельная,   почасовая, прогрессивно-премиальная): Ставка

Генеральный директор

В.И. Пузанов

(Ф.И.О., подпись)

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь