Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим
Бухгалтер – это специалист, который ведет бухгалтерский учет в компании, занимается документооборотом, составляет и отправляет отчетность в контролирующие органы. Однако в должностной инструкции данного специалиста могут быть прописаны и другие трудовые функции. В статье раскрываются обязанности бухгалтеров на разных должностях.
Главный бухгалтер – это руководящая должность. Как менеджер он выполняет сразу несколько функций: возглавляет бухгалтерию, организует бухгалтерский учет, отвечает за корректность бухгалтерской и налоговой отчетности, участвует в анализе и планировании финансовой деятельности предприятия.
Функциональные обязанности главного бухгалтера зависят от особенностей деятельности компании или предпринимателя. В небольшой организации или у ИП главбух может работать как единственный бухгалтер. В этом случае обязанности такого главбуха будут включать ведение всей бухгалтерии.
Кроме того, в небольших компаниях главный бухгалтер может выполнять вдобавок и функции кадровой службы. В этом случае должностная инструкция главного бухгалтера в единственном лице должна отражать и соответствующие обязанности эйчара.
Типовые обязанности, которые обычно прописывают в должностной инструкции следующие:
• общее руководство бухгалтерией;
• организация бухгалтерского и налогового учета в компании;
• формирование учетной политики, исходя из специфики деятельности, размеров, структуры предприятия, отраслевых особенностей бизнеса;
• формирование отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета;
• своевременное предоставление информации руководству компании и внешним пользователям;
• проведение финансового анализа на основе данных бухучета;
• налоговое планирование: анализ, расчет, пути минимизации;
• контроль своевременности перечисления налоговых платежей и взносов во внебюджетные фонды;
• общий контроль соблюдения порядка оформления бухгалтерских документов и платежных обязательств;
• ведение договоров.
В законодательстве нет четких требований к оформлению приказа о назначении главного бухгалтера. Однако на практике такой приказ оформляют, чтобы дополнительно зафиксировать порядок передачи обязанностей главного бухгалтера.
В приказе указывают персональные данные работника, который будет исполнять обязанности главного бухгалтера, а также дату, когда сотрудник начнет исполнять свои обязанности.
Приказ о назначении главного бухгалтера.
Если в штатном расписании должность главного бухгалтера не предусмотрена, обязанности по ведению учета и составлению отчетности можно возложить на генерального директора компании. Приказ о возложении обязанностей главного бухгалтера на руководителя компании.
Генеральный директор малого или среднего предприятия может вести бухгалтерский учет самостоятельно. Для этого необходимо внести соответствующую трудовую функцию в его трудовой договор или должностную инструкцию.
При этом важно, чтобы руководитель знал отраслевое законодательство, а также умел применять знания в работе и постоянно повышал квалификацию в сфере учета. В таком случае нет необходимости в наличии должности главного бухгалтера в штатном расписании. Также не потребуется оформлять совмещение (ст. 57, 275 ТК РФ).
В данном случае в обязанности директора будут входить следующие функции:
• прием, контроль и обработка первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета;
• отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
• ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций;
• калькуляция себестоимости продукции;
• расчет, перечисление, депонирование заработной платы;
• начисление и перечисление налогов и взносов в государственный бюджет;
• проведение анализа хозяйственной деятельности;
• составление финансовой и управленческой отчетности;
• архивирование документов в установленном порядке;
• проведение инвентаризации.
Обязанность по ведению бухучета следует закрепить за руководителем в учетной политике организации. Дополнительно составлять должностную инструкцию в данном случае не требуется.
Бухгалтер-кассир – это специалист финансовой или бухгалтерской службы, который проводит кассовые операции в организации. Сотрудник на такой должности занимается приемом и выдачей наличных денег, а также оформлением соответствующих документов.
В обязанности бухгалтера-кассира входят:
• прием и выдача наличных денег;
• сдача наличных в банк;
• оформление приходных и расходных кассовых документов;
• ведение учета кассовых операций в кассовой книге;
• ежедневный подсчет итогов операций за день, выведение остатка денег в кассе на следующее число и передача в бухгалтерию данных по движению денежных средств;
• выплата заработной платы сотрудникам на основе ведомостей;
• своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств;
• обеспечение сохранности первичных документов по кассовым операциям, денежных средств, находящихся в кассе, ККТ и прочих материальных ценностей;
• проверка сохранности замков, дверей, оконных решеток и печатей, исправности охранной сигнализации перед открытием помещения кассы и сейфов;
• участие в проведении инвентаризаций;
• систематическое повышение квалификации на курсах и семинарах.
Должность бухгалтера по расчетам может именоваться по-разному: бухгалтер по расчетам с дебиторами и кредиторами, бухгалтер по взаиморасчетам, бухгалтер по расчетам с поставщиками и заказчиками, однако смысл от этого не меняется.
Обязанности бухгалтера по взаиморасчетам законом не регламентированы, поэтому каждая компания самостоятельно составляет должностные инструкции. Но все же есть функции специалиста, которые включают в должностную инструкцию специалиста чаще всего:
• обработка входящей документации от контрагентов;
• составление и контроль подписания первичных документов: счетов, счетов-фактур, товарных накладных, универсальных передаточных документов;
• отслеживание дебиторской и кредиторской задолженностей и ее сокращение;
• проведение сверки взаиморасчетов с контрагентами;
• своевременный расчет с поставщиками;
• инвентаризация товаров, полученных от поставщиков;
• ведение оборотно-сальдовой ведомости, книги покупок и продаж;
• обеспечение руководителей и других пользователей бухгалтерской отчетности достоверной бухгалтерской информацией по соответствующему участку учета;
• ежедневное предоставление главному бухгалтеру информации о поступлении и перечислении денежных средств контрагентам.
Образец должностной инструкции бухгалтера по взаиморасчетам.
Должностные обязанности бухгалтера материальной группы включают в себя преимущественно операции, связанные с учетом товарно-материальных ценностей, в частности, прием к учету ТМЦ, инвентаризация, списание с учета активов.
В рамках трудовых функций можно выделить следующие обязанности бухгалтера по материалам:
• прием и обработка первичных учетных документов по движению ТМЦ;
• проверка первичных учетных документов по движению ТМЦ в отношении формы, полноты оформления, реквизитов;
• систематизация первичных учетных документов по движению ТМЦ текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;
• составление на основе первичных учетных документов по движению ТМЦ сводных учетных документов;
• подготовка первичных учетных документов по движению ТМЦ для передачи в архив;
• участие в инвентаризации ТМЦ.
Конкретный перечень функциональных обязанностей бухгалтера по материалам нужно утвердить в должностной инструкции сотрудника. Образец должностной инструкции бухгалтера по учету материалов.
Расчет заработной платы и страховых взносов с нее, а также учет прочих начислений и удержаний с выплат – обязательный участок учетной работы в любой организации. Он может быть поручен бухгалтеру наряду с другими разделами бухгалтерского учета или выделен в самостоятельный блок, за который отвечает бухгалтер-расчетчик.
В должностные обязанности бухгалтера по заработной плате входит:
• прием и контроль табелей, нарядов, актов и другой первичной документации, на основании которой происходит начисление заработной платы;
• отражение на счетах бухгалтерского учета операции по учету заработной платы;
• формирование расчетных листков;
• начисление налогов и взносов, возникающих на участке, связанном с расчетом заработной платы;
• подготовка данных для составления бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности в части учета расчетов по заработной плате;
• контроль за сохранностью бухгалтерских документов по учету заработной платы;
• консультация работников по вопросам, связанным с оплатой труда.
Подробный перечень должностных обязанностей бухгалтера по учету заработной платы изложен в образце должностной инструкции бухгалтера по расчету заработной платы.
Бухгалтер-калькулятор – это специалист, который на производстве занимается расчетом стоимости продукции с учетом себестоимости и наценки. Однако такой сотрудник может выполнять и дополнительные функции.
В типовые обязанности бухгалтера-калькулятора входят:
• прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета;
• составление калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг);
• создание технологических карт;
• участие в разработке новых продуктов;
• мониторинг закупочного ценника на товары с целью удешевления производства;
• контроль движения сырья и отходов;
• составление и ведение калькуляционных карт;
• выявление недостач и излишков и их устранение;
• ведение переговоров с поставщиками;
• определение цен на готовую продукцию;
• составление товарных отчетов;
• участие в инвентаризациях и ревизиях ТМЦ.
В небольших компаниях бухгалтер может совмещать стандартные обязанности по ведению бухгалтерии с функционалом кадровика или менеджера по персоналу. Как правило, кадровое делопроизводство поручают вести главбуху или бухгалтеру по расчету заработной платы.
Стоит ли передавать кадровый учет в ведение бухгалтера – это решает руководство организации. Принимая его, следует заранее проанализировать объемы работы, а также оценить компетенции ответственного сотрудника в области кадров.
Помимо стандартных обязанностей бухгалтера, в функции бухгалтера-кадровика входит:
• ведение кадровой документации;
• оформление отпусков, изменение окладов;
• составление табелей рабочего времени, его учет и анализ;
• оформление больничных листов, справок по уходу и прочей документации, которая свидетельствует об уважительной причине неявки персонала на работу;
• прием сотрудников, их увольнение;
• ведение штатного расписания, оформление и учет трудовых книжек, ведение личных дел работников;
• заключение трудовых договоров, договоров материальной ответственности;
• ведение регистрационных журналов;
• выдача справок и копий документов работникам организации;
• ведение статистики по учету и движению персонала.
Важно учесть, что в этом случае речь будет идти именно о совмещении должностей. Соответственно, данный факт потребуется отразить в трудовом договоре с сотрудником. Вписывать в должностную инструкцию обязанности, которые относятся к другой должности, нельзя.
Бухгалтер как должностное лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета и оформление, сдачу налоговой отчетности, несет сразу несколько видов ответственности: административную, дисциплинарную и материальную.
Дисциплинарная ответственность наступает за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией и российским законодательством (ст. 81, 192 ТК РФ).
Административная ответственность наступает только за грубые ошибки, которые специалист допускает в сфере бухучета. Например, за искажение бухгалтерской отчетности могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 тыс. рублей (ст. 15.11 КоАП РФ).
Материальная ответственность наступает лишь за прямой действительный ущерб, который возник у работодателя по вине работника. И если ошибки бухгалтера из-за неправильного ведения учета и применения законодательства приводят к реальному уменьшению имущества или денежных средств работодателя, то бухгалтер обязан возместить работодателю причиненный ущерб. Для этого условие о полной материальной ответственности нужно предусмотреть непосредственно в трудовом договоре с сотрудником (ст. 243 ТК РФ).
Важно отметить, что у главного бухгалтера ответственность гораздо шире, так как он является руководителем бухгалтерии и лицом с правом подписи документов в компании. Так, за умышленное нарушение законодательства, занижение налоговой базы и неисполнение обязательств по уплате налогов главбуха могут привлечь к уголовной ответственности.
Также главбуха могут привлечь к субсидиарной ответственности по долгам обанкротившейся компании. Однако для этого заинтересованные лица должны доказать, что главбух являлся в компании контролирующим лицом либо совершал действия, которые привели к уничтожению документации, ее сокрытию или к искажению содержащихся в ней сведений.
Вы можете оставить первый комментарий