Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Общеизвестный товарный знак

Над статьей работали:

Общеизвестные товарные знаки окружают нас повсюду. Мы видим их каждый день на улице, в магазинах и Интернете, но не задумываемся о них. «Яндекс» и ВТБ, РЖД и «Агуша», и даже госуслуги являются ими.

Содержание

  1. Признание товарного знака общеизвестным
  2. Правовая охрана общеизвестного товарного знака
  3. Перечень общеизвестных товарных знаков

Признание товарного знака общеизвестным

Признание товарного знака общеизвестным происходит по решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент). Обратиться с заявлением о регистрации такого логотипа может любое лицо, если, по его мнению, торговая марка стала широко известна. Для придания бренду статуса общеизвестности неважен факт правовой охраны, он может быть вообще не включен в реестр товарных знаков РФ. Главное условие – торговую марку должны знать покупатели (заказчики), точно ассоциировать ее с товаром, производителем и исполнителем.

Далее по тексту понятия «товарный знак», «торговая марка», «логотип» и «бренд» будем использовать как тождественные. Все эти термины используются на российском рынке как равнозначные, встречаются в экономической и даже юридической литературе.

Так, Президиум Суда по интеллектуальным правам своим Постановлением от 28.07.2021 № С01-1086/2021 по делу № СИП-1066/2020 отказал в удовлетворении требования заявителя, поскольку не нашел стойкой ассоциации с товаром у рядового потребителя. Речь шла о попытке регистрации обозначения «огненная вода». Предприниматель хотел обеспечить правовой охраной логотип по 33-му классу МКТУ, к которому относятся различные алкогольные напитки. Роспатент же решил, что название «огненная вода» вызывает ассоциации только с водкой. Для всех остальных напитков это обозначение является ложным. Наличие иных ассоциаций заявитель не доказал.

Следующий пример показывает ситуацию наоборот. Индивидуальный предприниматель не смог доказать отсутствие у покупателей ассоциативной связи. Заявитель обратился в госорган с заявкой на регистрацию словесного обозначения «Милиция» в отношении услуг 45-го класса МКТУ. К этому классу относят юридические услуги, детективные агентства и прочие. Доводы предприниматель основывала на том, что в настоящее время слово «милиция» органы правопорядка не используют. Заявляемые услуги не аморальны, этичны и не нарушают общественный порядок. Запрета на использования термина законодательство не содержит. В подтверждение был предоставлен социологический опрос и заключение лингвистической экспертизы.

Несмотря на такую серьезную подготовку к делу, суд пришел к выводу, что обозначение представляет собой название органа правопорядка, использовавшегося в России длительный период, у потребителей имеется стойкая ассоциативная связь между обозначением и органом правопорядка, регистрация обозначения в отношении услуг, несовместимых с правоохранительной деятельностью, использование наименования органа правопорядка противоречит общественным интересам и принципам морали. В удовлетворении требования было отказано (Решение Суда по интеллектуальным правам от 14.05.2021 по делу № СИП-864/2020).

Часто отказывают в признании товарного знака общеизвестным по причине наличия у покупателей аналогии между торговой маркой и географическим местом. К примеру, заявителю было отказано в регистрации обозначения «немецкое» по причине возможного введения покупателя в заблуждение относительно места производства товара (Решение Суда по интеллектуальным правам от 18.05.2023 по делу № СИП-1192/2022).

Еще одно основание для отказа в регистрации — это наличие ранее зарегистрированного товарного знака, похожего на ваш логотип так, что можно перепутать. И даже если он не стал известным, а ваш бренд стал, в признании его общеизвестным Роспатент откажет. Небольшая лазейка – продаваемые или производимые товары должны быть однородны и относиться к одной товарной группе.

Суд по интеллектуальным правам в решении по делу от 12.12.2013 № СИП-180/2013 отказал компании «Ферерро» (Италия) в признании обозначения Kinder общеизвестным в России логотипом. Причиной отказа послужил тот факт, что по 30-му классу МКТУ данный бренд уже был зарегистрирован компанией Сорематек С.А. (Бельгия), а значит действует ст. 1508 ГК РФ. Товарный знак в отношении однородных товаров не может быть признан общеизвестным, если у похожей торговой марки уже есть правовая охрана.

Судебная практика по этим вопросам складывается однообразно.

Более конкретных критериев признания логотипа общеизвестным ни ГК РФ, ни иные нормативные, в том числе Приказ Минэкономразвития РФ от 27.08.2015 № 602 (Административный регламент), утвердивший порядок признания товарного знака общеизвестным, не устанавливают. Поэтому рекомендуем подготовить как можно больше подтверждений того, что бренд известен большому количеству потенциальных покупателей на всей территории страны.

Подтвердите документами (пп. 3 п. 17 Административного регламента) интенсивность применения торговой марки или обозначения в Российской Федерации и других странах. Укажите, с какого момента товарный знак используется, на какой территории, количество продукции, вариант использования, объем покупателей и иную подобную информацию.

Представьте бухгалтерские и финансовые документы, ими можно подтвердить расходы на содержание и использование логотипа, его рыночную стоимость. Проведите социальный опрос об информированности потребителей относительно бренда и приложите его результаты к заявлению.

Перечень документов является открытым, что означает возможность подачи иных документов, которые смогут подтвердить интенсивность использования торговой марки.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака

Общеизвестному бренду предоставляется правовая охрана, гарантированная обычным торговым маркам, но с некоторым расширением. Оно заключается в бессрочном действии, то есть не нужно продлевать защиту каждые 10 лет. Это существенное отличие от обычного товарного знака, правовая охрана которого может быть прекращена, в том числе досрочно. Неиспользование обычной торговой марки в течение трех лет непрерывно является основанием для прекращения правовой охраны. В случае ликвидации или банкротства правообладателя Роспатент также вынесет решение о прекращении исключительного права на этот знак. Это основание для всех.

Особенности правовой охраны гарантируют защиту на рынке товаров, не соответствующих признаку однородности. Иными словами, неважно, что вы продаете или производите, никто и никогда не сможет зарегистрировать товарный знак, схожий с вашим (ст. 1509 ГК РФ).

За незаконное использование торговой марки может наступить гражданская (ст. 1515 ГК РФ), административная (ст. 14.10 КоАП РФ) или уголовная ответственность (ст. 180 УК РФ).

Для наступления любого вида ответственности необходимо наличие трех условий:

  • бренды настолько похожи, что их можно спутать;
  • товары и услуги можно отнести к одной товарной группе;
  • отсутствие правового основания для использования торгового знака.

Законным основанием для использования логотипа компании, которая не имеет к вам отношения, является лицензионный договор. Лицензия может быть исключительной, когда знак отчуждается и бывший правообладатель не может одновременно с новым использовать его. И неисключительной, когда и правообладатель, и еще несколько лиц используют переданный логотип.

Гражданский кодекс РФ и иные нормативные акты не содержат запрета на заключение таких договоров. Не забудьте зарегистрировать его в Роспатенте. Информация о переходе права будет отражена в реестре общеизвестных знаков. Ее можно использовать в качестве проверки действительного совершения сделки.

Благодаря расширенной правовой защите общеизвестное обозначение приобретает особую экономическую ценность, признается активом компании, поддерживает репутацию производителя или продавца.

Перечень общеизвестных товарных знаков

После проведения формальной экспертизы и экспертизы по существу Роспатент примет одно из решений: зарегистрировать товарный знак в качестве общеизвестного и выдать свидетельство или отказать в таком признании. Регистрация длится до 10 месяцев.

При принятии положительного решения регистрирующий орган вносит бренд в перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков, публикует сведения, относящиеся к товарному знаку, в официальном издании Федеральной службы по интеллектуальной собственности (бюллетене).

Документ расположен на сайте https://www1.fips.ru/registers-web/ и называется реестр общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. В нем хранится информация начиная с 1991 года и по сегодняшний день. Пополняется перечень ежедневно. Реестр по сути является базой данных и содержит:

— коды ИНИД (INID Codes). Цифровой код библиографических данных патентных документов. Их располагают на первой странице и публикуют в официальных перечнях;

— название поля. В этом столбце указывают, начиная от изображения товарного знака, даты вступления решения в силу и даты признания его общеизвестным, класс МКТУ, дату внесения в реестр, неохраняемые элементы, указание на цвет, и заканчивая правообладателем и адресом для переписки;

— образцы записей в полях;

— примеры поиска.

Для пользования базой нужно знать номер регистрации или дату публикации товарного знака.

 

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь