Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим
Совсем скоро ФСС и ПФР объединят в Социальный фонд России (СФР). Работодатели будут сдавать новую отчетность и избавятся от двойного контроля. А для граждан увеличат размеры выплат и повысят доступность услуг. В статье вы узнаете последние новости о проекте закона об объединении ПФР и ФСС, когда его примут и почему последствия принятия закона несут серьезные риски для бизнеса.
Минтруд подготовил пакет законопроектов об объединении ПФР и ФСС в единый фонд пенсионного и социального страхования, или второе его рабочее название — Социальный фонд России (СФР).
Социальный фонд России будет начислять гражданам все социальные выплаты, включая пенсии, больничные, декретные, а также пособия в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями.
Объединение ПФР и ФСС в единую структуру внесет новшества не только для застрахованных лиц, но и для работодателей. В законопроектах Минтруд предлагает следующие изменения:
• установить единый круг застрахованных лиц – то есть распространить социальные гарантии на граждан, с которыми заключен ГПД;
• установить единую предельную базу для пенсионного и обязательного социального страхования на уровне для пенсионных взносов;
• объединить все льготные категории плательщиков в три новых группы в зависимости от процента уплаты взносов:
— 1-я группа — 15 процентов с выплат выше МРОТ (малый и средний бизнес);
— 2-я группа — 7,6 процента (резиденты ТОР и других экономических зон, СОНКО, благотворительные организации, Сколково, ИТ-организации, мультипликаторы);
— 3-я группа — 0 процентов (члены экипажей судов). При таком делении все действующие сейчас льготы будут сохранены;
• обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом без разбивки по КБК;
• установить единую дату подачи единой формы отчетности до 15-го числа месяца.
Законодатели считают, что объединение ФСС и ПФР повысит доступность социальных услуг для граждан и сократит количество отчетности, которую работодатели подают в ПФР и соцстрах.
Напомним, что сейчас компании сдают в пенсионный фонд СЗВ-М, СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, а в соцстрах — 4-ФСС. Отчетность нужно сдавать в разные сроки, в которых легко запутаться. В укрупненный фонд нужно будет сдавать только единый отчет.
Минтруд рассчитывает, что Госдума рассмотрит соответствующий законопроект в весеннюю сессию 2022 года.
Поэтому пока деятельность ПФР и ФСС будет продолжаться в прежнем порядке, но к началу 2023 года все работы по объединению, согласно планам Минфина, будут осуществлены.
По мнению Минтруда, в результате объединения ПФР и ФСС должны выиграть все — и граждане, и работодатели, поскольку власти не планируют повышать взносы, равно как и отменять льготы. Укрупненный фонд поможет реализовать следующие позитивные инициативы:
• обеспечение равного доступа к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым и гражданско-правовым договорам;
• увеличение в 1,5 раза максимального размера больничных и детских пособий;
• принцип единого окна для сдачи отчетности предприятиями;
• перечисление взносов единым платежом без разбивки по их видам на один КБК.
Для работодателей объединение выгодно тем, что проверки по взносам будут реже, так как вместо отдельных проверок по социальным и пенсионным взносам объединенный фонд будет проводить общую проверку.
С виду логичное и правильное решение Минтруда все-таки несет в себе главный риск для работодателей – это рост нагрузки по страховым взносам на бизнес, который и так находится в кризисе. Работодатели будут платить социальные взносы не только за штатных сотрудников, но и за работников по ГПД.Включить в базу по взносам придется и вознаграждения работникам-иностранцам. Соответственно, нагрузка по взносам увеличится даже у компаний с низкими зарплатами.
Крупный бизнес также почувствует неудобства, поскольку общая нагрузка вырастет за счет новой предельной базы по социальным взносам. Повышение ощутят работодатели, которые сейчас платят сотрудникам в месяц для взносов в ПФР свыше 130 416 тыс. рублей (1 565 000 руб.: 12 мес.), для взносов в ФСС — свыше 86 тыс. рублей (1 032 000 руб.: 12 мес.).
Порядок уплаты взносов одним платежом для компаний можно отнести к бесспорному плюсу нового фонда. Однако пока непонятен механизм возврата или зачета взносов.
Кроме этого, многих волнует вопрос, сможет ли новый Социальный фонд России обеспечивать все установленные законом выплаты застрахованным лицам. Дело в том, что по действующему законодательству ПФР и ФСС являются государственными учреждениями. Новый же фонд будет некоммерческой организацией, но при этом ее учредителем станет правительство РФ.
Скорее всего, фонд будет функционировать исправно и гарантии работников не снизятся. Согласно законопроекту СФР нельзя будет признать банкротом, и Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Чем грозит объединение ПФР и ФСС и во сколько именно бизнесу обойдется переход на новый порядок, сказать сейчас сложно. Пока в законопроектах много недоработок и что будет в окончательных редакциях — неизвестно.
Вы можете оставить первый комментарий