Над статьей работали:
Автор: Шкембри Евгения
В соответствии с пунктом 1 ст. 1.2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ все организации и предприниматели на территории России обязаны применять при расчетах контрольно-кассовую технику (онлайн-ККТ). Не использовать онлайн-кассу можно только в исключительных случаях, установленных законом.
Понятие расчетов раскрывается в статье 1.1 закона № 54-ФЗ. Расчеты — это не только прием наличности и безналичных денег за выполненные работы, оказанные услуги или товары, но и их выплата. Применить ККТ – значит передать сведения о расчете в налоговые органы и выбить клиенту кассовый чек или БСО на бумаге или в электронном виде (п. 2 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ).
Поскольку расчеты – это также и выплата денег, то применять кассовую технику необходимо и в ситуации, когда клиенту возвращаются деньги за отказной товар. Об этом же говорится в разъяснениях ФНС. Например, в письме от 20.11.2017 № 03-01-15/76525 налоговики указывали, что применение онлайн-кассы носит обязательный характер и при возврате денег покупателю.
Следует учитывать, что пренебрежение требованием применять онлайн-кассу приведет к финансовым потерям. Согласно части 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ организацию оштрафуют на сумму от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без кассы, но не менее чем на 30 тыс. рублей.
Если потребитель возвращает товар в магазин и просит вернуть ему деньги, то просто отменить ранее выбитый чек нельзя. Возврат денег нужно провести через кассовый аппарат, чтобы это увидели налоговики, и оформить новым чеком.
Для того чтобы понять, как должен быть составлен кассовый чек при возврате денег покупателю, обратимся к статье 4.6 закона № 54-ФЗ, где приведены обязательные реквизиты этого документа. В их числе признак расчета. Он может иметь следующие значения:
- получение денег от потребителя — приход;
- возврат денег клиенту, уплаченных им ранее, – возврат прихода;
- клиенту выдаются деньги — расход;
- получение от клиента денежных средств обратно — возврат расхода.
Соответственно, при возврате денег покупателю оформляется чек с признаком расчета «Возврат прихода». Как сообщал Минфин в письмах от 01.03.2017 № 03-01-15/11622, от 04.07.2017 № 03-01-15/42312, возврат производится на аппарате того же субъекта, который производил продажу.
Также нужно учитывать, что согласно п. 1 ст. 4 закона № 54-ФЗ ККТ должна исключать возможность формирования кассового чека, включающего в себя сведения более чем об одном признаке расчета.
Оформлять чек коррекции при возврате денег не требуется. Коррекционный чек формируется в том случае, если ранее онлайн-касса отсутствовала, то есть расчет был произведен без ее использования, или онлайн-касса была применена с нарушением требований законодательства РФ (п. 4 ст. 4.3 закона № 54-ФЗ). В ситуации с возвратом денег корректировать ничего не требуется, а необходимо только провести соответствующую операцию через кассовый аппарат.
Таким образом, при возврате денег выбивается чек с признаком «Возврат прихода». Но этому предшествует ряд процедурных моментов. Чтобы задокументировать и впоследствии подтвердить законность произведенной операции, продавцу необходимо получить от покупателя заявление на отказной товар и составить накладную о его приеме. Отметим, что законодательные акты не содержат норм, предписывающих покупателю подавать заявление при возврате ранее приобретенного товара. Однако составление этого документа обусловлено сложившейся практикой. Он необходим, чтобы избежать возможных споров с покупателем или мошеннических действий в виде попыток повторного возврата денег. Также заявление будет еще одним подтверждением реальности операции «Возврат прихода» для налоговых органов.
В заявлении указывают Ф.И.О. и паспортные данные покупателя, причину возврата и наименование товара, сумму, дату и подпись. Если магазин будет перечислять деньги в безналичной форме, то также указываются реквизиты для отправки денег на банковскую карту. К заявлению прикладывается чек на покупку, а при его утрате формируется дубликат из фискального накопителя. Отсутствие кассового чека не может стать основанием для отказа в возврате денег (ст. 25 Закона от 07.02.1992 № 2300-1). Накладная на возврат составляется в двух экземплярах с учетом требований, установленных для «первички» п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, и подписывается обеими сторонами.
Требования оформить акт по форме № КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам сейчас нет. Составлять этот акт продавцу не нужно. Об этом говорил Минфин РФ в письме от 22.07.2019 № 03-01-15/54535. Постановление, которым утверждена форма акта, не относится к законодательству о контрольно-кассовой технике.
Непосредственно после подготовки указанных документов продавец возвращает деньги и формирует кассовый чек с признаком «Возврат прихода».
В данном случае процедура будет такой же, как описано выше. Необходимо получить заявление от покупателя, оформить накладную, создать кассовый чек и выдать деньги. Однако в зависимости от ситуации при оформлении кассового чека с признаком «Возврат прихода» могут быть особенности. Разберем их на примерах.
1. Покупатель приобрел джинсы и куртку. Через несколько дней он решил вернуть куртку из-за маленького размера. В этом случае оформляется возвратный чек на отказной товар. В нем указывается, какой товар возвращается, цена за единицу, итоговая сумма и размер НДС за куртку. В зависимости от того, в какой форме выплачиваются деньги покупателю, нужно указать сведения о форме расчета: «Наличными» (тег 1031) или «Безналичными» (тег 1081).
2. В другой ситуации клиент сразу оплатил полную стоимость услуг на сумму 25 тыс. рублей. В момент расчета был сформирован чек с признаком «Приход» и способом расчета «Предоплата 100 процентов». Впоследствии клиент отказался от части услуги на сумму 5 тыс. рублей. При выплате денег за частичный отказ в возвратном чеке в признаке «Способ расчета» указывается «Предоплата 100 процентов», наименование товарной позиции и ставка НДС аналогично сведениям чека за «Приход». В «Стоимости предмета расчета» и в «Сумме наличными (электронными)» фиксируется возвращаемая сумма, то есть 5 тыс. рублей, в «Сумме НДС по чеку» – размер налога в возвращаемой сумме.
При этом в момент завершения выполнения услуги может быть выбит еще один технический чек, где стоимость услуги указывается 20 тыс рублей, так как 5 тыс. рублей были возвращены. В реквизите «Сумма по чеку предоплатой (зачет аванса)» также указывают 20 тыс. рублей.
3. Из-за выявленных в купленном товаре недостатков покупатель потребовал соразмерного уменьшения его цены. В связи с этим продавец возвращает часть уплаченной суммы. В таком случае должно быть выбито два кассовых чека: «Возврат прихода» на полную стоимость товара и «Приход» с новой ценой товара, поскольку первоначальная стоимость меняется, а у покупателя должен остаться чек с реальной ценой. Так как заново денежные средства за товар не передаются, в чеке отражается «Сумма по чеку (БСО) встречным предоставлением». Если товар, за который уменьшена цена, стоил 1 тыс. рублей, то в чеке «Возврат прихода» в реквизите «Сумма по чеку (БСО) наличными (безналичными)» (тег 1031/тег 1081) отражается возвращаемая сумма — 300 рублей, а в реквизите «Сумма по чеку (БСО) встречным предоставлением» — 700 рублей.
4. Продавец удерживает штраф за отказ клиента от услуги, например, штраф за отказ от авиабилета. При этом клиент не уплачивает никаких денежных средств, а штраф удерживается из уже оплаченной стоимости билета. В этом случае тоже оформляется два кассовых чека: «Возврат прихода» на всю внесенную клиентом сумму за услугу, от которой он отказывается, и «Приход» на сумму штрафа.
При этом в возвратном чеке в реквизите «Сумма расчета» указывается вся стоимость услуги, в графе «Сумма по чеку наличными (электронными)» отражается сумма, выплаченная клиенту, а в графе «Сумма по чеку встречным предоставлением» – сумма взимаемой штрафной санкции. В чеке «Приход» в реквизите «Наименование предмета расчета» прописывается, за что удержан штраф, а в реквизите «Признак предмета расчета» — «выплата».
Процедура возврата денег не привязана ко дню, в который потребитель обращается к продавцу, как это было раньше. По старым правилам возвратный чек оформлялся только при покупке и возврате товара в один и тот же день. При этом также составлялся акт о возврате по форме № КМ-3. Если покупатель приносил товар обратно на следующий день или позже, то возврат денег осуществлялся не через ящик ККТ, а через кассу фирмы с оформлением расходного кассового ордера.
Сейчас порядок проведения через онлайн-ККТ возврата денег будет одинаковый, как при возврате в день покупки, так и в любой другой день. Главное, чтобы не истек срок, отведенный законом о защите прав потребителей на возврат покупки. Покупатель подает заявление на возврат, а продавец составляет остальные документы и в любом случае формирует кассовый чек с признаком «Возврат прихода».
В данном случае никакие особенности законом не предусмотрены. Проведение через ККТ операции по возврату денег покупателю не в день покупки проходит в таком же порядке, как и возврат средств в день приобретения товара. Нужно принять от клиента заявление, снять копию с чека, а при его отсутствии восстановить его через накопитель, составить накладную, выбить возвратный чек и выдать деньги, если расчет был наличными.
Если покупатель решил вернуть товар не в день его приобретения, либо это дорогостоящая покупка, то может возникнуть ситуация, когда в кассе ККТ нет необходимой для возврата суммы. В этом случае деньги можно получить в кассе организации (предпринимателя). На выдачу денег из главной кассы для возврата покупателю составляется расходный кассовый ордер по форме № КО – 2 (п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
Кроме того, у продавца есть вариант вернуть деньги после их появления в кассе. На основании статьи 22 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом в течение 10 дней.
При оплате покупки наличными деньгами возврат средств за отказ от товара может производиться как в наличной форме из кассы, так и по безналу на карту покупателя. Ограничений на этот счет нормы закона не содержат. Однако при оплате товара или услуги по безналу возврат средств должен быть осуществлен исключительно в безналичной форме (Указание Банка России от 09.12.2019 № 5348-У).
В этом случае покупатель указывает в заявлении реквизиты платежной карты для возврата на нее денег. Поскольку кассовые чеки оформляются как в бумажном виде, так и в электронной форме, целесообразно попросить покупателя написать в заявлении адрес электронной почты или номер для отправки возвратного чека. В остальном процедура не отличается. В кассовом чеке «Возврат прихода» указывается форма расчета — «Безналичными».
Зачисление средств на банковский счет клиента осуществляется в десятидневный срок. Если в этот период деньги не поступили, лучше обратиться в кредитную организацию со всеми оформленными на выплату документами, чтобы выяснить, где застрял платеж.
Если же задержка выплат обусловлена виной продавца, то потребитель вправе потребовать выплаты 1-процентной неустойки от цены товара или услуги за каждый день просрочки (ст. 23 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).