Над статьей работали:
Автор: Райс Валентин
Совсем недавно был принят Федеральный закон о занятости населения. При этом прежний Закон РФ продолжает действовать до определенного времени. Однако его редакция изменится с 1 января 2024 года. Как и любые новости, данные изменения также создают новые вопросы. Мы постараемся в них разобраться и расскажем в нашем новом материале.
В новых правилах происходит корректировка основных понятий, условий трудоустройства и прочих деталей. Сам новый закон вступит в силу с 1 января 2024 года.
Новый закон принципиально меняет сущность отношений. Ключевые новшества такие:
— меняются условия определения подходящей работы. Теперь учитывается жизненная ситуация, нахождение рабочего места и прочее;
— вводятся новые определения. В частности: граждане ищущие работу, под риском увольнения;
— новые условия получения соответствующего статуса. Добавляется анкета, индивидуальный план и прочие критерии;
— увеличение контроля над работодателями. Нужно использовать специальную платформу. Также создается специальный реестр для нелегальных работодателей. Эти и другие нормы усиливают контроль над ними;
— улучшение мер поддержки лицам, которые являются наименее защищенными. К их числу относят: инвалидов, молодежь, лиц завершивших воинскую службу;
— изменение критериев индексации. Стало обязательным проводить индексацию ежегодно. При этом учитывается индекс инфляции за предыдущий год.
По статусу безработного можно сказать следующее. В частности требования такие:
— лица являются гражданами РФ;
— находятся в поиске работы;
— готовы к этой работе перейти. Это важное условие, так как оно может быть причиной отказа. Если будет установлено, что нет активного поиска и готовности приступить к работе, это будет основанием отказа;
— потенциальный безработный должен принять индивидуальный план. Разъяснения о нем есть в статье 26 ФЗ № 565. Данный план формируется органом службы занятости. Для этого используется сервис «Работа в России». В плане содержится информация: о сроках выплаты, надлежащей работе, мерах поддержки и прочее. Если отказаться от индивидуального плана, то лицо получит отказ в регистрации в качестве безработного;
— лицо должно пройти профилирование в установленный срок;
— безработный не получит статус если откажется от двух вариантов подходящей работы. Срок получения отказа составит 10 рабочих дней. О том, что изменилось в подходящей работе, расскажем в следующем разделе.
Также для признания безработным понадобится заявление. Нужно будет представить информацию:
— о своем образовании;
— профессиональном опыте;
— квалификации.
Понятие подходящей работы в новом законе стало шире. Теперь учитываются дополнительные критерии:
— удаленность от места жительства. Имеется ввиду стационарный и дистанционный режим;;
— опыт лица;
— обстоятельства жизни. Например, инвалидность, которая создает ограничение в жизнедеятельности;
— форму занятости. Сюда входит: полная, частичная, постоянная и временная занятость;
— ограничения по здоровью.
До этого определение подходящей работы включало в себя:
— профессию;
— образование;
— размер выплаты за работу;
— квалификацию.
В прежних правилах не допускались подработки. В таких случаях людей просто снимали с учета в службе занятости и переставали выплачивать пособие. Временное или разовое трудоустройство не приветствовалось.
Сейчас этот критерий изменился. Осуществлять дополнительную работу можно. Однако есть ограничение. Дополнительные подработки не должны превышать 5 рабочих дней в течение месяца. Делать это можно по договору гражданско-правового характера.
Есть и другие особенности. Гражданину необходимо составить заявление о приостановке выплаты пособия. Поэтому деньги выплатят только за период, в который лицо не трудилось. Также полученные от подработки средства не должны быть больше МРОТ.
Нововведения вступят в силу с 1 января 2025 года.
В отношении работодателей изменилось следующее:
— сроки отправления отчетов в отношении вакансий. Данные теперь представляются не позже 5 банковских дней с начала открытия. До этого конкретная дата не была установлена;
— сроки отправления информации о банкротстве, а также переходе на удаленный режим. Для этого теперь отводится 3 дня, с даты принятия решения начальством;
— контроль над официальным трудоустройством. В частности назначенные комиссии будут следить за подменой трудовых договоров на ГПД. Это меры противостояния нелегальному труду;
— количество квот на инвалидов. Процент для организаций с количеством 35 и более человек, стал больше. При этом учитывается вид деятельности и численный состав. В расчет будет браться прошлый квартал. Из штата будут исключены лица занятые в ОП.
Это выполнение работы, при которой нарушены условия трудовых отношений. В эту категорию входит:
— оформление сотрудника по договору ГПХ;
— оформление в качестве самозанятого.
При этом по задумке автора, такое оформление преследует цель предоставить лицу меньше гарантий.
Для целей противодействия будут созданы специальные комиссии. О них говорится в статье 67 нового ФЗ. Такие ведомства будут созданы в каждом регионе. В круг их полномочий будет входить получение информации от налоговых органов. Данные структуры смогут передавать им сведения, которые в том числе, составляют налоговую тайну. Как точно этот порядок будет работать, решит правительство РФ.
Новый закон касается не только безработных лиц. В частности на поддержку могут рассчитывать граждане, которые трудоустроены. При условии, что такие лица находятся в зоне риска увольнения и ищут новую работу.
Для этих целей субъекты должны разработать меры поддержки. Такие мероприятия включают в себя:
— способствование в трудоустройстве гражданам закончившим службу;
— порядок совмещения роли многодетных родителей и трудовой опции;
— стимул для хозяйствующих субъектов. Которые в свою очередь создают новые рабочие места для нуждающихся;
— порядок обучения и проф. переподготовки в отношении молодых граждан.
Лица также имеют право на:
— оказание помощи в составлении анкеты;
— меры психологической поддержки;
— помощь во временном устройстве.
Сумма выплат будет корректироваться на каждое 1 февраля. Индексация будет происходить ежегодно. Она происходит за счет индекса прироста потребительских цен. Ее коэффициент будет определен государством. При определении будут учитываться статистические данные.
При этом сейчас установлен самый высокий и низкий размер пособия. В частности:
— не ниже 1500 рублей;
— не выше 12 792 рублей.
Соответственно данные суммы просуществуют до конца января. После этого они будут проиндексированы и выплаты увеличатся в размере. Минимум составит 1613 рублей, а максимум 13751 рубль.
Есть и другие условия, от которых зависит конечная сумма:
— количество отработанных дней;
— период, который прошел после увольнения.
В случае отсутствия трудового стажа размер выплаты будет определен в минимальном размере. На самый большой размер смогут претендовать другие лица. В частности те, кто до момента увольнения отработал 26 недель. Однако данную выплату получится получить только в первые 3 месяца. То есть с того момента когда лицо встанет на учет. После этого размер не превысит 5 тысяч.
Одна из обязанностей работодателя это информирование службы занятости. Об этом в новом законе говорится в статье 53.
В этой же норме указывается на недопустимость данных дискриминационного характера. Информация касается свободных рабочих мест, вакантных должностей содержащих дискриминационные сведения. В частности:
— наличие прямого или косвенного ограничения прав;
— прямые или косвенные преимущества;
— указанные обстоятельства определяются в зависимости от нескольких факторов. В частности: пол, раса, национальность, язык, цвет кожи, инвалидность, религия и прочее.
Если лицо распространяет дискриминационные сведения, оно может быть привлечено к административной ответственности.
Новое законодательство направлено, в том числе на помощь молодежи. Это одна из категорий, которой представляется приоритет.
Данные лица относятся к наименее социально защищенной категории. Поэтому новшества в первую очередь касаются именно таких граждан.
Помощь связана с Программой содействия молодежи. Она утверждена Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2021 N 3581-р. Долгосрочная программа включает в себя также:
— организацию прохождения проф. обучения;
— получение дополнительного профессионального образования.
В статье 36 ФЗ № 565 также указывается, что Правительство вправе разрабатывать иные меры поддержки.
С его помощью решаются различные вопросы. Например, согласование индивидуального плана с безработным.
Организации и ИП с нового года должны будут отчитываться о кадровых изменениях. Если речь идет об изменениях связанных с трудоустройством. Их коммуникация с ЦЗ будет осуществляться через соответствующий портал.
Платформа нацелена на контроль:
— работодателей;
— специалистов СЗ;
— потенциальных рабочих.
В текущий момент действует требование о минимальном количестве рабочих мест для инвалидов. Оно установлено еще Законом № 1032-1. Для этого есть специальные квоты. В частности:
— при работе в компании более 100 человек квота составит от двух до четырех процентов. Считается она от средней численности сотрудников;
— в случае, когда в организации трудятся от 35 до 100 человек, квота составит три процента.
Нововведения в ФЗ следующие. Организации с численностью от 35 человек, теперь будут должны выделять квоты для инвалидов от 2 до 4 процентов. При этом точный размер данной квоты будет установлен правительством.
Самозанятые лица смогут претендовать на максимальное пособие. Также это могут сделать индивидуальные предприниматели. Для этого нужно подтвердить трудовой стаж.
В частности стаж двадцать шесть недель за год, который был до регистрации как безработного.
При этом в отношении данных лиц нужно указать следующее.
Самозанятые граждане не могут приобрести статус безработного. Чтобы это сделать, им нужно сначала сняться с учета в качестве плательщика НПД.
После того как лицо утратит статус самозанятого, он вправе стать безработным. После чего он получит пособие в общем порядке. Для этого им также понадобится встать на учет, подав соответствующее заявление.
Подведем итоги по новому закону:
— расширен перечень лиц, которые являются занятыми гражданами;
— приняты принципы правового регулирования;
— установлены полномочия органов государственной власти в данной сфере;
— установлены условия мониторинга и прогнозирования рынка труда;
— приняты размеры максимальной и минимальной величины пособий;
— определен порядок участия социальных партнеров в отношении данной сферы;
— определены механизмы контроля за данной областью и противодействия нелегальной занятости;
— приняты основания отказа признания лица безработным;
— применяется единая цифровая платформа «Работа в России».
Вы можете оставить первый комментарий