Над статьей работали:
Автор: Коротаева Юлия
В марте 2019 года прошло заседание Правительства РФ, на котором бывший премьер Дмитрий Медведев заявил о необходимости актуализировать и систематизировать нормы об административной ответственности. Главная причина – многочисленные поправки в действующем КоАП. За время существования кодекса в него внесено свыше 4 800 изменений. По мнению главы кабмина, упорядочить нормы отрасли можно только принятием нового кодифицированного акта. Но этот процесс небыстрый.
Предварительная работа включала в себя подготовку концепции кодекса. Разработать документ Дмитрий Медведев поручил Минюсту и Минэкономразвития совместно с заинтересованными ведомствами и экспертами.
В июне концепция была готова. Анализ ее положений позволяет выделить ряд принципов, на которых будет базироваться обновленное законодательство об административных нарушениях. В их числе:
- исключение процессуальных вопросов из КоАП в отдельный законодательный акт;
- сокращение составов, по которым к ответственности привлекает суд. Оставят только нарушения, представляющие повышенную общественную вредность;
- сохранение положений о внесении поправок в КоАП только федеральными законами;
- трансформация ответственности как картельного инструмента в институт применения наказания только при неэффективности профилактических мер, включая принудительные;
- градация правонарушений по степени общественной вредности;
- выделение ИП самостоятельным субъектом правонарушения;
- исключение применения нескольких наказаний при выявлении однородных правонарушений;
- определение срока давности применительно к конкретной категории правонарушения;
- установление особенностей ответственности несовершеннолетних и другие.
КОНЦЕПЦИЯ нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Примечание редакции:
Рзработанный с учетом данных критериев проект нового кодекса в конце января 2020 года законодатели представили на суд общественности на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Одновременно документ проходит независимую антикоррупционную экспертизу. На данном этапе, помимо публичной оценки, проект также анализируют на наличие в нем коррупционных факторов. По итогам этой работы инициатива попадет в правительство и только потом в Госдуму. Причем после каждой стадии текст КоАП все еще могут поменять. Тем не менее уже сейчас можно понять, какие нововведения принесет реформа законодательства об административной ответственности, проводимая совместно с реформой контрольно-надзорной деятельности.
Упорядочение и актуализация норм КоАП РФ влечет за собой и корректировки в его структуре.
Действующий КоАП |
Проект нового КоАП |
||||
Раздел I |
Общие положения |
Глава 1 «Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях» (ст. 1.1‒1.8) |
Общая часть |
Глава 1 «Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях»(ст.1.1‒1.15) |
|
Глава 2 «Административное правонарушение и административная ответственность» (ст. 2.1‒2.10) |
Глава 2 «Административное правонарушение и административная ответственность» (ст. 2.1‒2.16) |
||||
Глава 3 «Административное наказание» (ст. 3.1–3.14) |
Глава 3 «Административные наказания и правила их назначения» (ст. 3.1‒3.32) |
||||
Глава 4 «Назначение административного наказания» (ст. 4.1‒4.8) |
Глава 4 «Освобождение от административной ответственности и от административного наказания, замена административного наказания, отсрочка, рассрочка и приостановление исполнения административного наказания» (ст. 4.1–4.12) |
||||
Глава 5 «Административная ответственность несовершеннолетних» (ст. 5.1–5.6) |
|||||
Раздел II |
Особенная часть |
Главы 5–21 (ст. 5.1‒21.7) |
Особенная часть |
Главы 6–41 (ст. 6.1‒41.9) |
|
Раздел III |
Cудьи, органы, должностные лица, уполномочен- ные рассматри-вать дела |
Главы 22‒23 (ст. 22.1–23.89)
|
Субъекты администра-тивной юрисдикции |
Главы 42‒44 (ст. 42.1–44.60) |
|
Раздел IV |
Производство по делам об администра-тивных правонаруше-ниях |
Главы 24‒30 (ст. 24.1–30.19) |
|||
Раздел V |
Исполнение постанов-лений по делам |
Главы 31‒32 (ст. 31.1–32.14) |
В общей части проекта нового КоАП больше глав, чем в действующем, за счет отдельного урегулирования вопросов ответственности несовершеннолетних. В особенной части тоже почти на 20 глав больше. В частности, в индивидуальные главы выделены вопросы ответственности за нарушения избирательных прав граждан (глава 7), трудовых прав и прав в области соцобеспечения (глава 8), правонарушения, посягающие на семью и права несовершеннолетних (глава 9), на права потребителей (глава 12) и другие.
При этом в целом структура обновленного КоАП более систематизирована за счет объединения правонарушений в схожих сферах в единые главы и исключения всех процессуальных вопросов в отдельный документ – Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях.
СТАТЬЯ Шкембри Е.Н., редактора журнала «Время Юриста»
Законодатели собираются внедрить риск-ориентированный подход и в сферу административных наказаний. В статьях 2.9 и 2.10 нового кодекса появится норма, согласно которой ИП, юрлицо, за чьей деятельностью ведется государственный (муниципальный) контроль, привлекается к ответственности только по результатам контрольно-надзорного мероприятия. Это правило будет действовать, если имеется риск причинения правонарушением низкого, умеренного, среднего или значительного вреда охраняемым законом интересам. О высоком и чрезвычайно высоком риске оговорок нет.
Кроме того, будет прямо прописано, что при занятии предпринимательством без госрегистрации гражданин несет ответственность как индивидуальный предприниматель.
Также корректируются нормы о назначении штрафа в размере меньшем, чем установлено для конкретного правонарушения (ст. 3.13 проекта КоАП). Речь идет о случаях, когда штраф может быть уменьшен ниже минимальной границы при наличии исключительных обстоятельств. Как правило, они связаны с совершенным нарушением, личностью нарушителя, его имущественным положением. По новым правилам штраф смогут снизить, если минимальная санкция определена границей для граждан 5 тыс. рублей, для должностных лиц – 10 тыс. рублей, для ИП – 20 тыс. рублей.
По действующим нормам возможность уменьшения штрафа появляется, если его нижняя граница составляет для граждан 10 тыс. рублей, для должностных лиц – 50 тыс. рублей. Организациям здесь послаблений не будет: как и раньше, уменьшить можно будет только штраф от 100 тыс. рублей.
Заменят административное приостановление деятельности. Вместо него появится административный запрет. Общие положения об этом наказании включены в ст. 3.28. нового КоАП. Санкцию будут применять за грубые административные правонарушения и только на срок до 30 суток. Сейчас деятельность организаций могут приостанавливать на срок до 90 суток. В остальном суть меры останется прежней.
В статье 2.2. нового кодекса приведен перечень грубых административных правонарушений:
- экстремистской направленности;
- коррупционной направленности;
- в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления, а также их прекурсоров;
- в сфере оборота оружия;
- в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, изготовлению материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
- посягающие на конкуренцию;
- на транспорте, в области дорожного движения, совершенные в состоянии опьянения;
- признанные грубыми судом.
К этой же категории будут причислять нарушения требований, которые в соответствии с федеральными законами или другими НПА считаются грубыми.
В новом КоАП вырастут сроки давности для привлечения к ответственности (ст. 3.31 проекта КоАП РФ). Общий срок составит один год. В настоящее время выносить постановление по делу об административном правонарушении нельзя по истечении двух месяцев, а по делам, рассматриваемым судом, – трех.
Еще одно нововведение – запрет штрафовать несколько раз за однородные правонарушения, то есть за которые ответственность предусмотрена одной и той же статьей, ее частью. Если выявлено два и более однородных правонарушений, ответственность будет наступать как за совершение одного, но при условии, что ранее лицо не привлекалось к административке (ст. 2.4 и 3.30 проекта КоАП).
Кроме того, нельзя будет одновременно штрафовать юрлицо и его должностное лицо за одно нарушение. Исключением станут случаи, когда санкция содержит разные виды наказаний (ст. 2.10 проекта КоАП), например, штраф для должностного лица и административный запрет деятельности для фирмы.
Вводится ограничение размера штрафов за правонарушения, предусмотренные законами субъектов РФ. Региональный штраф должен быть не более 5 тыс. рублей для граждан, 50 тыс. рублей для должностных лиц, 100 тыс. рублей для ИП и 500 тыс. рублей – для юрлиц (ст. 3.11 проекта КоАП). Требование не распространяется на законы городов федерального значения.
С этого года начался постепенный переход на электронные трудовые книжки. Теперь сведения о трудовой деятельности работника будут отражаться на его индивидуальном лицевом счете в соответствующем разделе. Информацию о трудовом стаже сотрудника в ПФР обязаны передавать работодатели.
В связи с этим новый КоАП введет ответственность (ст. 8.1):
- за неисполнение обязанности по формированию в электронном виде сведений о трудовой деятельности;
- за нарушение сроков их представления в инфосистему ПФР;
- неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Должностных лиц и ИП накажут предупреждением или штрафом от 300 до 500 рублей, организации ‒ от 1 до 5 тыс. рублей.
Причем есть возможность избежать ответственности, если в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения неполных сведений направить в ПФР исправления.
За повторное нарушение трудового законодательства наказывать будут в двойном размере. Соответствующая норма появится в ст. 8.18 нового КоАП. Санкция составит от одного до двукратного размера штрафа, ранее назначенного за аналогичное правонарушение. К должностному лицу может быть применена дисквалификация на срок до года.
Планируется дифференцировать ответственность за невыплату зарплаты в срок (неполную выплату, выплату меньше МРОТ). В частности, появится состав – невыплата зарплаты двум и более сотрудникам (ст. 8.2 проекта КоАП). В этом случае штрафы будут больше: для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП – от 10 до 30 тыс. рублей, для юрлиц – от 50 до 100 тыс. рублей. Сейчас санкция не зависит от количества лиц, которым не отплатили труд.
В отдельный состав выделено нарушение продолжительности труда, непредставление установленного времени отдыха (ст. 8.3 проекта КоАП). По этой статье также будут наказывать:
- за отсутствие учета отработанного сотрудником времени;
- за отказ в установлении неполного рабочего времени по просьбе беременной, одного из родителей ребенка в возрасте до 14 лет, лица, ухаживающего за больным членом семьи;
- за допущение к работе в ночное время в нарушение требований трудового законодательства.
Должностному лицу и ИП вынесут предупреждение или штраф от 10 до 15 тыс. рублей, организации – штраф от 30 до 70 тыс. рублей.
Усилят ответственность за нарушение требований охраны труда (ст. 8.4 проекта КоАП). Если это создаст угрозу жизни или здоровью работника, должностное лицо и ИП оштрафуют на 10–20 тыс. рублей, а также могут применить дисквалификацию на срок до года или запрет деятельности на срок до 30 суток. Штраф для компаний составит 80‒120 тыс. рублей или запрет деятельности.
Вырастет штраф за нарушения прав инвалидов при трудоустройстве (ст. 8.20 проекта КоАП).
В то же время по ряду трудовых нарушений законодатели решили дать послабления.
Планируется снизить штрафы или не приостанавливать деятельность:
- за «зарплатное рабство» (ст. 8.2);
- за допуск лица к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда (ст. 8.6);
- за незаконное привлечение к труду иностранца (ст. 38.5);
- за нарушение порядка или срока уведомления МВД о трудоустройстве иностранца (ст. 38.5).
При повторном выявлении факта неприменения ККТ компании или ИП придется расстаться с крупной суммой денег. Применяемое сейчас приостановление деятельности заменят значительным штрафом (ст. 29.31):
- для ИП – от 400 до 500 тыс. рублей;
- для компании – от 3 до 5 млн рублей.
Для должностных лиц наказание не изменится. По-прежнему будут применять дисквалификацию на срок от года до двух.
В то же время есть и положительное нововведение. Пропишут основание для освобождения от ответственности за неприменение ККТ – оформление кассового чека коррекции.
Применительно к отчетности штрафы вырастут:
- за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 29.20) – от 1 до 2 тыс. рублей (сейчас 500‒1 тыс. рублей);
- за нарушение сроков подачи налоговой декларации, РСВ (ст. 29.21) – от 1 до 2 тыс. рублей (сейчас 300‒500 рублей);
- за непредставление сведений для налогового контроля (ст. 29.22) – от 2 до 4 тыс. рублей для граждан (сейчас 100‒300 рублей) и от 4 до 8 тыс. рублей для должностных лиц (сейчас 300‒500 рублей);
- за нарушение срока сдачи отчетности в ФСС (ст. 29.27) – от 1 до 2 тыс. рублей (сейчас 300‒500 рублей);
- за непредставление отчетности в ФСС (ст. 29.27) – от 2 до 4 тыс. рублей (сейчас 300‒500 рублей);
- за нарушение порядка и сроков представления сведений персучета в ПФР (ст. 29.32) – от 3 до 5 тыс. рублей (сейчас от 300 до 500 рублей).
Не забыли и о наказании за непредставление сведений в информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО). С этого года обязательный экземпляр годовой бухотчетности сдается только в ФНC, которая ведет ГИР БО. Отчетность в Росстат больше не предоставляется.
Согласно статье 29.29 проекта КоАП, если отчетность, не подлежащая аудиту, сдана с нарушением срока или в неполном составе, но в году, следующем за отчетным, штраф составит от 50 до 70 тыс. рублей для должностных лиц и от 100 до 200 тыс. рублей – для компаний.
За такое же нарушение, но в отношении отчетности, подлежащей аудиту, штрафы вырастут до 80‒100 тыс. рублей для бухгалтеров и 300–500 тыс. рублей – для организаций.
Еще больше будут размеры штрафов в случаях, когда бухотчетность не подана до конца года, следующего за отчетным. Если аудит не проводится, должностное лицо оштрафуют на 80‒100 тыс. рублей, а компанию – на 200‒300 тыс. рублей. В случае неподачи отчетности, подлежащей обязательному аудиту, на должностное лицо наложат штраф в размере 100‒200 тыс. рублей, на юрлицо – от 1 до 1,5 млн рублей.
В новом кодексе появится статья 12.5 «Злоупотребление свободой договора». Здесь, помимо ответственности за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей (которая есть и сейчас), вводится санкция за навязывание дополнительных товаров за отдельную плату. Штраф составит 5‒10 тыс. рублей для должностных лиц, 20‒100 тыс. рублей для ИП и 50‒300 тыс. рублей – для юрлиц. По этой же статье накажут за отказ в заключении договора с потребителем в письменной форме и иное совершение продавцом противоправных действий в ущерб правам потребителя.
К нарушениям иных прав потребителей (ст. 12.7 проекта КоАП) причислят необоснованный отказ, уклонение от рассмотрения требований потребителя и иное воспрепятствование потребителю в реализации его прав. Размеры штрафов будут существенными для бюджета предприятия: 30‒50 тыс. рублей для должностных лиц, 150‒500 тыс. рублей для ИП и 250 тыс. – 1 млн рублей – для компаний.
Большие штрафы также хотят ввести за необеспечение продавцом возможности ремонта и техобслуживания товара в течение срока его службы, а если такого срока нет, то в течение 10 лет со дня продажи. За такую халатность ИП придется заплатить от 50 до 250 тыс. рублей, а компании – от 250 тыс. до 1 млн рублей.
Нельзя не упомянуть о новом составе, по которому будут наказывать продавцов и изготовителей товаров (ст. 10.8 проекта КоАП). За нарушение санитарно-эпидемиологических требований в части процессов производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации, предусмотренных международными договорами и техрегламентами, штраф составит 10‒50 тыс. рублей для должностных лиц, 20‒50 тыс. рублей для ИП, 100 тыс. ‒ 1 млн рублей – для юрлиц. В качестве альтернативной санкции смогут применить запрет деятельности на срок до 30 суток.
В проекте нового КоАП появилась отдельная глава 28, регламентирующая ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Первая часть норм содержит санкции за нарушение требований закона № 44-ФЗ. Так, в статье 28.1 проекта кодекса для должностного лица предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей за несоблюдение требований законодательства при принятии решения о способе и условиях определения поставщика, в том числе решения о закупке у единственного поставщика.
Также по этой статье будут наказывать за проведение закупки у единственного поставщика без согласования или с нарушением процедуры согласования. Речь о случаях, когда согласование требуется по закону.
Изменится наказание за нарушение сроков размещения и направления информации и документов, предусмотренных законом № 44-ФЗ. Должностному лицу выпишут предупреждение или штраф на сумму от 5 до 15 тыс. рублей (сейчас только штраф 5 тыс. рублей), компанию оштрафуют на сумму от 30 до 50 тыс. рублей (сейчас 15 тыс. рублей) (ст.28.2 проекта КоАП).
За нарушение порядка размещения и направления документов, а также за их неразмещение или ненаправление, штраф составит 10–20 тыс. рублей для должностных лиц и 30‒50 тыс. рублей – для юрлиц.
Причем по новым правилам штрафовать также будут, если указанные нарушения приведут к сокращению сроков подачи заявок или нарушению сроков отмены определения поставщика. В этом случае должностное лицо оштрафуют на 30 тыс. рублей. Сейчас санкции за нарушение размещения документов различаются в зависимости от способа закупки.
В статье 28.3 проекта КоАП содержится ответственность за нарушение порядка осуществления закупок. Это может выражаться:
- в незаконном установлении или неустановлении в документах о закупке положений, нарушении требований к порядку, срокам формирования, содержанию документов – должностному лицу назначат предупреждение или штраф на сумму от 3 до 10 тыс. рублей.
- если из-за указанных действий отклонят заявку, ее невозможно будет подать или победителя определят незаконно – штраф составит 1 процент НМЦК, но не меньше 10 и не больше 50 тыс. рублей;
- в принятии комиссией заказчика решения при рассмотрении заявки с нарушением требований закона, нарушении порядка вскрытия конвертов — наказывается предупреждением или штрафом в сумме 1 процента НМЦК, но не меньше 5 и не больше 30 тыс. рублей.
В отношении нарушений порядка и сроков возврата денег, внесенных в качестве обеспечения заявок, уберут применяемый при определении размера санкции временной интервал просрочки. Сейчас штраф будет меньше, если просрочка до 3 дней (ст. 7.31.1 КоАП РФ). В новой редакции КоАП (ст. 28.4) штраф единый – от 5 до 15 тыс. рублей.
Вторая часть норм главы 28 проекта КоАП посвящена ответственности за нарушения в сфере закупок по закону № 223-ФЗ. Здесь будет больше составов. Часть правонарушений повторяет составы по госзакупкам: нарушения при выборе способа закупки, сроков и порядка направления и размещения информации, установление и неустановление в документах обязательных положений (ст. 28.8).
За годовой объем закупок у МСП в меньшем размере, чем требуется, введут штраф для должностных лиц 30‒50 тыс. рублей, для организаций – 100‒300 тыс. рублей.
Ненаправление, невнесение или предоставление недостоверных сведений в реестр договоров будут наказывать штрафом на сумму от 10 до 15 тыс. рублей для должностных лиц и от 30 до 50 тыс. рублей – для юрлиц.
Также устанавливается штраф за нарушение заказчиком срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), включая отсутствие авансирования, если соответствующие требования есть в законе. Штраф для должностного лица в новом кодексе равен 30‒50 тыс. рублей, для компаний – 50‒100 тыс. рублей.
За невыполнение государственного (муниципального) задания должностное лицо смогут оштрафовать на сумму от 5 до 20 тыс. рублей (ст. 29.17). Сейчас штраф составляет от 100 рублей до 1 тыс. рублей. За повторное совершение правонарушения повышенная ответственность не предусматривается.
Также планируется смягчить наказание:
- за позднюю сдачу или несдачу бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности – штраф составит от 5 до 15 тыс. рублей (сейчас 10‒30 тыс. рублей);
- за повторное нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету (при повторном нарушении не будет более строго наказания);
- за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств – штраф уменьшится с 20‒50 тыс. рублей до 10‒30 тыс. рублей или вынесут предупреждение.
В настоящее время КоАП РФ предусматривает возможность уплаты штрафов за нарушения в области дорожного движения с 50-процентной скидкой. Несколько составов отнесены к исключениям.
Проект Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях (ПКоАП), куда вынесут процессуальные нормы из КоАП, не только сохранит указанную льготу, но и распространит ее на большее число правонарушений.
В пункте 4 ст. 12.2 проекта ПКоАП указано, что штраф в размере половины суммы можно уплатить:
- за правонарушение, не являющееся грубым;
- за правонарушения в области дорожного движения (старые исключения останутся, а также появится новое – нарушение правил остановки, стоянки);
- за правонарушения в области таможенного дела, транспортной безопасности.
Нельзя не отметить, что в новый КоАП заложен существенный рост штрафов за нарушения ПДД. Например, за превышение скорости на 20‒40 км/ч штраф должен вырасти с 500 до 3 тыс. рублей, а максимальный штраф за превышение – до 5 тыс. рублей.
Однако такой рост финансовых санкций не одобрил глава правительства Михаил Мишустин. На заседании кабмина он призвал министров решать вопрос без формализма, а с учетом реальной платежеспособности граждан. По его мнению, возросшие штрафы несопоставимы с нынешними заработными платами. Поэтому, вероятнее всего, в конечном варианте проекта санкции уменьшат.
Все перечисленные нововведения, как планируют законодатели, начнут действовать с января 2021 года. Тем не менее нельзя с полной уверенностью сказать, что новые составы правонарушений и соответствующие им штрафы вступят в силу именно в таком виде.
Как отмечалось ранее, проект кодекса проходит публичные обсуждения. Процедура продлится до 27 февраля 2020 года. После этого документ доработают с учетом полученных замечаний и предложений.