Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия
После начала СВО и последовавшей за ней частичной мобилизацией правила ведения воинского учета постоянно претерпевают изменения. Обо всех нововведениях расскажем далее в нашей статье.
Четырнадцатого апреля 2023 года вступили в силу изменения к Закону «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, внесенные Законом от 14.04.2023 № 127-ФЗ. Ими, в частности, предусмотрено дублирование письменных повесток от военкоматов в электронной форме. Документ в таком виде считается врученным с момента его размещения в личном кабинете гражданина, который подлежит призыву на военную службу. Вводится презумпция получения повестки – при ее направлении в установленном порядке она в любом случае будет считаться врученной по истечении семи дней с даты ее размещения в формируемом общедоступном реестре повесток.
Бумажные повестки по-прежнему вручаются лично и через работодателя. Их военкоматы могут направить или вручить:
• по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или места пребывания;
• лично гражданам работниками военного комиссариата;
• по месту работы (учебы) гражданина руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами организаций лично.
До первого апреля 2024 года Минцифры и ФНС РФ при участи Минобороны должны обеспечить формирование государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета (Указ Президента РФ от 25.11.2022 № 854). Он формируется в отношении граждан:
• состоящих на воинском учете (за исключением граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки РФ и в запасе ФСБ РФ),
• не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе.
Для создания информационного ресурса воинского учета ответственные министерства и ведомства должны передать данные:
• о регистрации граждан по месту жительства и (или) пребывания;
• о лицах, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд;
• о гражданах, имеющих неснятую или непогашенную судимость;
• о лицах, имеющих право управления транспортными средствами;
• о гражданах, имеющих удостоверение тракториста-машиниста (тракториста)
• о гражданах, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях высшего образования по имеющим государственную аккредитацию программам;
• о лицах, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования;
• о гражданах, признанных инвалидами (с указанием группы инвалидности);
• о гражданах, являющихся опекунами или попечителями;
• о гражданах, признанных недееспособными, ограниченно дееспособными и так далее.
В период с первого января по 31 марта первоначальной постановке на воинский учет подлежат лица мужского пола, которым в текущем году исполняется 17 лет. При получении повестки военного комиссариата они должны лично явиться в указанное в повестке время и место с соответствующими документами (пп. 1, 4, 5 ст. 9 закона № 53-ФЗ, п. 34 положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
В то же время возможна постановка гражданина на воинский учет без его личной явки на основании сведений, содержащихся в соответствующих государственных информационных системах и ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных ими на основании запросов без проведения медицинского освидетельствования и медицинского обследования, а также профессионального психологического отбора, которые проводятся при последующей явке гражданина. Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки, при необходимости могут направлять в установленном порядке повестки, например, для проведения медицинского освидетельствования или получения документов воинского учета. Повестки направляются гражданам в письменной форме. Также предусмотрено дублирование повестки в электронной форме (п. 1.2 ст. 8, п. 3 ст. 9 закона № 53-ФЗ, пп. 16(1), 16(2), 34 положения № 719).
До начала эксплуатации государственных информационных систем и ресурсов постановка граждан на воинский учет без личной явки осуществляется без использования таких систем и ресурсов (ч. 2 ст. 9 Закона от 14.04.2023 № 127-ФЗ, п. 3 Постановления Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211).
В течение всего календарного года первоначальной постановке на учет, в том числе путем включения соответствующих сведений в реестр воинского учета, подлежат те, кто был обязан явиться в указанные сроки, но не сделал этого, а также (п. 2 ст. 9 закона № 53-ФЗ, п. 34 положения № 719):
• женщины после получения военно-учетной специальности;
• лица, которые приобрели гражданство РФ;
• отбывшие наказание в виде лишения свободы.
Вышеуказанным лицам нужно явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет в течение двух недель или подать заявление через портал госуслуг в недельный срок со дня наступления соответствующего события (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 10 закона № 53-ФЗ).
Также граждане обязаны в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме) либо в установленном порядке направить заявление (сообщение) через портал госуслуг в следующих случаях (п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 50 закона № 53-ФЗ; пп. «в», «г» п. 50 положения № 719):
• при исключении из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, за исключением установленных случаев, например, кроме случаев увольнения в отставку;
• при переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией;
• при возвращении в РФ после выезда за границу на срок более шести месяцев, так как перед выездом следовало сняться с воинского учета.
По общему правилу граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате по местожительству. Те, кто прибыл на место пребывания (на срок более трех месяцев) или проходит альтернативную гражданскую службу, должны встать на учет в военном комиссариате муниципального образования по месту пребывания (п. 2 ст. 8 закона № 53-ФЗ, пп. 7, 39 положения № 719).
При выявлении оснований для постановки гражданина на воинский учет без личной явки военный комиссариат, в котором гражданин будет поставлен на воинский учет, определяется автоматически, о чем гражданину направляют уведомление. При этом гражданин может отказаться от постановки на воинский учет в данном военном комиссариате и указать иной военный комиссариат в течение пяти рабочих дней (п. 16(1) положения № 719).
В настоящее время за неявку гражданина по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей (ст. 21.5 КоАП РФ).
Законодательством также предусмотрены временные меры, направленные на обеспечение явки граждан, подлежащих призыву на военную службу и получивших повестку военного комиссариата.
Так, указанным гражданам запрещается выезд из РФ со дня вручения им повестки работником военного комиссариата лично под расписку или направления ее, в том числе через работодателя или по месту учебы. Ограничение действует до исполнения гражданином обязанности явиться по повестке в военкомат или подтверждения им уважительных причин неявки (п. п. 1, 6 ст. 7.1 Закона № 53-ФЗ; ст. 15.1 Закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ; ч. 2, 3, 7 ст. 4 Закона от 04.08.2023 № 437-ФЗ).
Неявка без уважительной причины гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, влечет применение в отношении него следующих временных мер (п. 4 ст. 7.1 закона № 53-ФЗ):
• запрет на госрегистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
• запрет на постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
• приостановка постановки недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
• ограничение права гражданина на управление транспортными средствами;
• запрет на государственную регистрацию транспортных средств;
• отказ в заключении кредитного договора, договора займа.
Такие ограничения также действуют до исполнения гражданином обязанности явиться по повестке в военкомат или подтверждения им уважительных причин неявки (п. 6 ст. 7.1 закона № 53-ФЗ, ч. 2, 7 ст. 4 закона № 437-ФЗ).
Органами государственной власти субъектов РФ могут быть установлены дополнительные временные меры в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ (п. 7 ст. 7.1 закона № 53-ФЗ).
До начала эксплуатации реестра воинского учета и реестра повесток временные меры могут применяться в отношении граждан без использования данных реестров с учетом установленных особенностей. Так, запрет на выезд из РФ применяется:
• со дня направления гражданину повестки, в том числе по месту работы (учебы) для вручения ее руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом (работником);
• со дня вручения гражданину повестки работником военного комиссариата лично под расписку.
Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее влечет и уголовную ответственность. Такое деяние наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).
При этом уголовная ответственность наступает, если призывник намерен избежать обязанности нести военную службу по призыву (независимо от того, уклоняется ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имеет цель совсем избежать несения военной службы по призыву). Об уклонении могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины (пп. 4, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 № 3).
Реестр повесток будет формироваться в автоматическом режиме на основании сведений реестра воинского учета о направлении военным комиссариатом повесток в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных на нем состоять. Он будет включать в себя:
• сведения о военном комиссариате, направившем повестку;
• дату направления повестки и дату, когда повестка считается врученной;
• дату явки в военный комиссариат, указанную в направленной повестке;
• сведения о гражданине, подлежащем призыву на военную службу, которому направлена (вручена) повестка (Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные);
• сведения о местожительстве и (или) месте непосредственного пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;
• сведения о применении в отношении гражданина временных ограничительных мер.
С начала эксплуатации реестра повестка, направленная в электронной форме, будет считаться врученной со дня ее размещения в личном кабинете гражданина в указанном реестре.При этом повестка в любом случае будет считаться врученной по истечении семи дней со дня ее размещения в реестре повесток (п. 2 ст. 31 закона № 53-ФЗ, ч. 2 ст. 9 закона № 127-ФЗ, п. 7 положения, п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.07.2023 № 1204).
Призывной возраст с 01.01.2024 увеличен с 27 до 30 лет (п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Закона от 04.08.2023 № 439-ФЗ). Нижний предел остался прежним – 18 лет. Ранее предлагалось, что он поэтапно будет повышен до 21 года, однако этого не произошло.
Для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов повышен срок пребывания в запасе. Предельный возраст повысили (ч. 5 ст. 4 Закона от 24.07.2023 № 326-ФЗ):
• для первого разряда I — с 35 до 40 лет;
• второго — с 45 до 50 лет;
• третьего — с 50 до 55 лет.
Изменения вступили в силу с 1 января 2024 года. Постепенный переход продлится до 2028 года. Так, для граждан, которые в 2024 году достигнут 50 лет, предельный возраст составит 51 год, для тех, кому 50 лет исполнится в 2025 году, – 52 года и так далее.
Лиц, которые до 2024 года были отправлены в отставку в возрасте от 50 до 54 лет, не станут снова зачислять в запас. Исключение сделают для граждан, которые подадут соответствующее заявление (ч. 7 ст. 4 Закона от 24.07.2023 № 326-ФЗ).
С первого октября 2023 года ужесточено наказание для тех, кто не выполняет обязанности по воинскому учету (ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 № 404-ФЗ).
Если не обеспечить своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо не оказать содействие в организации таких оповещения и явки, штраф составит:
• для должностного лица — от 60 до 80 тыс. рублей;
• для компании — от 400 до 500 тыс. рублей.
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет штраф:
• для должностных лиц — от 40 до 50 тыс. рублей;
• для юрлиц — от 350 до 400 тыс. рублей.
Неоповещение граждан при поступлении (в том числе в электронной форме) вызова (повестки) военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет) либо необеспечение гражданам возможности своевременно явиться по такому вызову (повестке) влечет штраф:
• для должностных лиц — от 40 до 50 тыс. рублей;
• для организаций — от 350 до 400 тыс. рублей.
Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами госорганов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, например, о приеме на работу, необходимых для ведения воинского учета, грозит штрафом такому лицу от 40 до 50 тыс. рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности составляет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ):
• 60 календарных дней — за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации;
• три года — за нарушения в области воинского учета.
С пятого августа 2023 года обновлена форма повестки (Постановление Правительства РФ от 24.07.2023 № 1204). Лицевая сторона повестки на бумажном носителе состоит из двух частей — непосредственно повестки и отрывного корешка, который возвращается в направивший ее военный комиссариат.
Повестка на бумажном носителе должна быть подписана военным комиссаром (лицом, исполняющим обязанности военного комиссара) и заверена печатью военного комиссариата.
В повестке указывается одна из следующих причин вызова в военный комиссариат:
1) для уточнения документов воинского учета;
2) для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним;
3) для прохождения призывной комиссии, которая примет одно из следующих решений:
• о призыве на военную службу;
• о направлении на альтернативную гражданскую службу;
• о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
• об освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас;
• об освобождении от исполнения воинской обязанности;
4) для прохождения призывной комиссии субъекта РФ;
5) для отправки к месту прохождения военной службы.
Иные причины вызова призывников не предусмотрены.
Кроме того, в повестке указывают дату и время явки в военный комиссариат, адрес военного комиссариата, правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в повестке требований.
Работодатели обязаны направлять в военкомат (ст. 4 закона № 53-ФЗ):
• сведения о принятых или уволенных гражданах, подлежащих воинскому учету;
• сведения по запросу военкомата о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Раньше срок для представления указанных сведений составлял 14 дней.
С четырнадцатого апреля 2023 года работодатели обязаны направлять в военкоматы сведения в течение 5 дней со дня их изменения. Обязанность направлять информацию в течение 5 дней установлена со дня изменения соответствующих сведений. Значит, данные нужно направлять не по запросам военкоматов, а по мере их изменения.
Кроме того, нужно направлять в военкоматы сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней.
Вы можете оставить первый комментарий