Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим
При списании горючего можно использовать нормирование расходов. Это позволит избежать возможных споров с налоговой инспекцией. Как рассчитать нормы расхода топлива, утвердить приказ о нормировании, а также списать затраты на ГСМ, узнаете из нашей статьи.
Содержание
- Приказ Минтранса: нормы расхода топлива
- Расчет нормы расхода топлива
- Утверждение нормы расхода топлива
- Нормы расхода топлива: списание расходов
Приказ Минтранса: нормы расхода топлива
Налогоплательщик самостоятельно принимает решение о том, будет ли устанавливать нормы расходов на ГСМ или нет. Если компания не является транспортной, то при расчете налога на прибыль или налога на УСН нормировать топливные затраты необязательно. Их можно учитывать в полном объеме в составе прочих расходов (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Ранее Минфин утверждал, что к расходам на ГСМ нужно применять нормы Минтранса, которые приведены в методических рекомендациях и введены Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р. Списывать топливо по собственным лимитам разрешалось, только если для автомобиля не было утвержденных Минтрансом норм.
Методические рекомендации Минтранса разработаны преимущественно для автотранспортных организаций, которые эксплуатируют автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории России.
В документе определены показатели базовых, транспортных и эксплуатационных норм расхода горючего для автомобильного подвижного состава и для работы специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлива.
При нормировании расхода различают базовые лимиты затрат, которые установлены для каждой марки и модели транспорта в качестве общепринятой нормы, а также расчетное нормативное значение, которое учитывает выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Базовая норма расхода ГСМ зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов, типа и назначения подвижного состава, вида используемого топлива с учетом массы транспортного средства, его маршрута и режима движения. Значения данных показателей в отношении отечественных и зарубежных автомобилей приведены в приложении к методическим указаниям.
Транспортная норма включает базовую и определяется грузоподъемностью, нормативной загрузкой пассажиров или массой перевозимого груза.
Эксплуатационный норматив устанавливается по месту работы транспорта на основе базовой или транспортной нормы с учетом поправочных коэффициентов, которые учитывают местные условия эксплуатации.
По данным документа нормы расхода топлива устанавливаются на 100 км пробега автомобиля в следующих измерениях: в литрах бензина или дизтоплива, в киловатт-часах, в метрах кубических.
Методические указания определяют условия применения повышающих и понижающих коэффициентов к нормам расхода горючего. К ним относятся климатические условия, рельеф местности, численность населения в конкретных пунктах, особенности движения и эксплуатации транспортного средства и другие. Например, работа транспорта в зимний сезон в зависимости от климатических условий допускает повышение нормы от 5 до 20 процентов, а при эксплуатации автомобиля на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности норматив может быть снижен до 15 процентов.
Даже если компания применяет лимиты Минтранса, их нужно утвердить приказом руководителя. Также в документе следует предусмотреть конкретные условия эксплуатации автомобилей. Это позволит применять надбавки и устанавливать отдельно зимние и летние нормы.
Расчет нормы расхода топлива
Методические указания также содержат порядок расчета нормативного расхода ГСМ. Для легковых автомобилей норма определяется по следующей формуле: нормативный расход топлива = 0,01 х базовую норму расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км х пробег автомобиля, км х (1+0,01 х поправочный коэффициент к норме, %).
Базовая норма расхода на пробег устанавливается по информации из приложений методических указаний Минтранса или по данным расхода топлива, представленным заводом — изготовителем автомобиля.
Значения поправочных коэффициентов приведены в таблице 7 указаний.
Чтобы рассчитать норму расхода горючего согласно распоряжению Минтранса, необходимо учитывать сведения о ТС: категорию, марку, модель и срок эксплуатации, а также условия эксплуатации автомобиля — пробег из путевого листа, регион и сезон работы, местность использования, высоту над уровнем моря, категорию дорог, численность населения. Также важно ответить на вопросы, связана ли работа транспорта с частыми остановками для погрузки, выгрузки, посадки и высадки пассажиров, используется ли в процессе эксплуатации кондиционер, климат-контроль. Это позволит применить все повышающие и понижающие коэффициенты к нормативу.
Утверждение нормы расхода топлива
Решение о том, какие нормы применяет организация — собственные или утвержденные Минтрансом, нужно закрепить в учетной политике. Также лимиты утверждаются приказом руководителя организации. Независимо от выбора компании нормы должны соответствовать маркам автомобилей, их техническому состоянию и особенностям эксплуатации.
В приказе, как правило, прописывают летние и зимние нормы расхода ГСМ. При этом учитывают климатические условия в районе эксплуатации. Для этого можно использовать таблицу значений зимних надбавок по регионам России, которая утверждена Минтрансом.
Издавать приказы каждый сезон не требуется. Так, если зимний сезон наступит раньше, руководитель дополнительным распоряжением может изменить срок действия зимних надбавок.
Для установления собственных норм расходов по отдельным видам транспорта проводят контрольные заезды автомобилей в определенных условиях. Результат оформляют актом заезда в произвольной форме. В качестве образца применяют нормы Минтранса.
Для нового автомобиля можно использовать нормативы, которые указаны в руководстве по эксплуатации. Также допустимо заключить договор на разработку норм расхода ГСМ с профильным учреждением, например, Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ).
Если компания ведет деятельность узкоспециализированной направленности и применяет спецтехнику, рекомендуется воспользоваться лимитами, которые утверждены отраслевыми ведомствами. К примеру, для предприятий лесной промышленности к ним относятся нормы расхода ГСМ на механизированные работы в лесном хозяйстве, утвержденные приказом Рослесхоза от 13.09.1999 № 180.
Обычно в приказе по нормированию указывают марку автомобиля, вид топлива, базовую норму, поправочные коэффициенты и итоговый норматив.
Образцы приказов по собственным и установленным Минтрансом нормам можно скачать по ссылкам.
Приказ об утверждении норм расхода ГСМ, утвержденным Минтрансом.
Приказ об утверждении норм расхода ГСМ по собственным нормам.
Если расходы на топливо превысят утвержденные приказом руководителя лимиты, то перерасход необходимо обосновать документально, например, при увеличении расходов в зимний период. Тогда можно снова провести контрольный заезд и оформить новый акт. Когда же документы отсутствуют, сверхлимитные затраты не будут считаться экономически обоснованными. Поэтому их нельзя будет учесть при расчете налога на прибыль или УСН (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Нормы расхода топлива: списание расходов
Списание расходов ГСМ в налоговом учете должно быть документально подтверждено. Обычно компании применяют путевые листы, которые составляются на унифицированных бланках с учетом требований Минтранса.
Если организация не является транспортной, использовать унифицированные документы необязательно. В этом случае затраты можно обосновать путевыми листами собственной формы или посредством иной первички. Это, например, отчеты на базе данных навигатора ГЛОНАСС (письмо УФНС по Москве от 09.07.2019 № 16-15/11657).
По данным первичных документов рассчитывают количество топливо в литрах, которое нужно списать на затраты, по следующей формуле: остаток топлива при выезде автомобиля (л) + количество заправленного в бак топлива (л) – остаток топлива на конец дня (л).
Также в документе отмечается факт экономии или перерасхода горючего в зависимости от утвержденных нормативов.
Стоимость списываемых ГСМ зависит от способа оценки запасов. Обычно это средняя себестоимость или метод ФИФО (п. 36 ФСБУ 5/2019). Метод по стоимости каждой единицы для принятия расхода топлива на практике обычно не применяют. При этом бухгалтерском учете делается запись:
Дебет 20, 23, 25, 26, 29 и другие Кредит 10-3 — стоимость израсходованного топлива списана на основании путевых листов.
Для расчета налога на прибыль затраты на горючее признают в том периоде, когда они фактически были понесены, а для исчисления налога в рамках УСН с объектом «Доходы минус расходы» – в период приобретения и ГСМ, и оплаты таких расходов.
Вы можете оставить первый комментарий