Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Назначение арбитражного управляющего в 2024 году

Когда у компании дела идут совсем плохо, в дело вступает арбитражный управляющий. В связи с этим у многих могут возникнуть вопросы: кто этот человек? на каких основаниях он ведет свою деятельность? кто его назначил?  Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы, связанные с утверждением такого специалиста. Также разберем изменения в данной области, которые уже совсем скоро вступят в силу.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Когда назначается арбитражный управляющий при банкротстве
  2. Кто назначает арбитражного управляющего при банкротстве
  3. Как назначается арбитражный управляющий
  4. Обязанности арбитражного управляющего
  5. Ответственность арбитражного управляющего
  6. Основные критерии оценки арбитражных управляющих
  7. Новый порядок назначения арбитражного управляющего
  8. Балльная система и влияние рейтинга на дальнейшее назначение управляющего
  9. Как ФНС будет контролировать работу управляющих и какие меры применят к ним при нарушениях

Когда назначается арбитражный управляющий при банкротстве?

Как правило, арбитражного управляющего (АУ) назначают всякий раз, когда принимают решение о признании должника банкротом. Также его могут поставить в связи с введением той или иной процедуры банкротства. Но прежде чем рассказать, что представляет собой процедура его назначения, поговорим о самом управляющем.

Основное определение содержится в статье 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Из него следует, что АУ — это гражданин РФ, который состоит в СРОПАУ (саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих).

Иначе говоря, это эксперт, который будет управлять делами компании (физлица) в период банкротства.  Он на время становится управляющим активами должника (банкрота), контролирует финансовые потоки и следит за удовлетворением требований кредиторов.
В каком именно качестве будет выступать АУ, зависит от процедуры несостоятельности (банкротства) и должника (физлицо или юрлицо). Процедур всего пять (ст. 27 закона № 127):

1. Наблюдение.
Данный этап является обязательным. В процедуре наблюдения участвует так называемый временный управляющий. Его задача — оценить финансовое состояние организации. В ходе выполнения задачи выявляются признаки банкротства, формируется реестр кредиторов и так далее;
2. Финансовое оздоровление.
Эта фаза нужна для восстановления платежеспособности должника. На этом этапе погашают требования кредиторов согласно графику. Сроки проведения финансового оздоровления не могут превышать двух лет. В этом случае в дело вступает административный управляющий;
3. Внешнее управление.
Место руководителя занимает внешний управляющий, то есть директора отстраняют от его полномочий. Руководство организацией ВУ берет полностью на себя и действует согласно плану внешнего управления, который ранее был им разработан. Либо план может быть разработан совместно с кредиторами. Сроки также же, не более двух лет;
4. Конкурсное производство.
Процедура направлена на продажу имущества предприятия на торгах, полученные же деньги распределяют по долговым обязательствам банкрота. Этим занимается конкурсный управляющий;
5. Мировое соглашение.
Если стороны (должник и кредиторы) договорились между собой, возможно заключение мирового соглашения. Сделать это можно на любом этапе.
И последнее качество, в котором может выступать АУ: это финансовый управляющий. Он нужен для проведения двух процедур в случаях, когда банкротом выступает гражданин (в том числе ИП). В частности:
— реструктуризация долгов гражданина;
— реализация имущества гражданина.

Таким образом, арбитражный управляющий — это комплексное понятие. Конкретное наименование и его действия будут зависеть от той или иной процедуры банкротства.

Кто назначает арбитражного управляющего при банкротстве

По общему правилу АУ назначает арбитражный суд. Для этого должник может подать заявление в суд о признании себя банкротом (абз. 11 п. 2 ст. 37  закона о несостоятельности). Такое заявление в числе прочего должно содержать наименование и адрес саморегулируемой организации (СРО), из числа членов которой должен быть утвержден АУ.

Вместе с тем когда заявление подает должник, саморегулируемая организация определяется случайным образом (ч. 5 ст. 37 закона № 127 и ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2014 № 482-ФЗ). То есть выбор саморегулируемой организации осуществляет суд, а не должник.

Однако с заявлением может обратиться не только он. Таким правом обладают также (ст. 7 закона № 127):

• конкурсный кредитор,
• уполномоченные органы,
• сотрудник должника (в том числе бывший), при наличии требований о пособиях и оплате труда.

В заявлениях данных лиц также указывается кандидатура АУ или СРО, из членов которой выбирается АУ. Таким образом, во втором случае выбор кандидатуры осуществляется кредиторами (иными перечисленными лицами). В отличие от должника они обладают правом выдвигать свою кандидатуру управляющего. Главное при этом — чтобы они не были контролирующими должника лицами или аффилированы с ним. Это следует из п.12 обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020.
Если прямо отвечать на вопрос раздела, можно сказать так: заявители (кроме должника) вправе лишь выдвинуть своего АУ, но окончательно назначить его может только арбитражный суд.

Как правило, если отсутствует аффилированность и кандидат соответствует общим требованиям (ст. 20, 20.2), суд не будет возражать.

Как назначается арбитражный управляющий

Порядок назначения АУ регулируется статьей 45 закона о несостоятельности. Опишем кратко его основные элементы:

• СРО, в которой состоит АУ, получает либо определение суда, либо протокол собрания кредиторов. Это зависит от того, кто обращался с заявлением о банкротстве. В данных документах содержатся данные о потенциальной кандидатуре;
• СРО, в свою очередь, направляет в арбитражный суд (АС) информацию о соответствии кандидатуры законодательным требованиям. Если в определении (протоколе) нет данных о кандидатуре, СРО представляет ее самостоятельно. Сроки и порядок такого предоставления описаны в этой же статье 45;
• по результатам рассмотрения информации от саморегулируемой организации суд выносит решение. Если кандидат соответствует всем параметрам, происходит его утверждение. Если же по какой-то причине кандидат не может быть принят в качестве АУ, суд выносит решение об отказе;
• другие формальности (например, доступ к гостайне) подробнее описаны в тексте 45 статьи.

Требования к арбитражному управляющему следующие (ст. 20, 20.2 закона № 127):

• гражданин РФ;
• член СРО арбитражных управляющих. СРО при этом устанавливает свои требования для членства в ней (ч. 2 ст. 20), например:
— высшее образование;
— определенный стаж работы;
— сдача экзамена;
— иные требования, указанные в данном пункте;
• наличие договора обязательного страхования;
• возможные дополнительные требования к компетентности, добросовестности и независимости;
• требования, установленные федзаконами и иными НПА, как к руководителю должника;
• допуск к государственной тайне (при необходимости);
• отсутствие ограничений, указанных в ч. 2 ст. 20.2 закона о несостоятельности. Например:
— наличие заинтересованности по отношению к должнику;
— отсутствие невозмещенных убытков участникам процедуры банкротства;
— наличие дисквалификации;
— иное указанное в данной части статьи;
• дополнительные требования кредиторов (уполномоченных органов). В частности:
— наличие высшего юридического (экономического) или иного образования соответствующего деятельности;
— наличие стажа руководителя в определенной отрасли экономики;
— проведение определенного количества банкротных процедур.

Обязанности арбитражного управляющего

Права и обязанности АУ регулируются положениями части 2 статьи 20.3 закона о несостоятельности. Кратко перечислим, что обязан делать управляющий:

  • принимать меры по защите имущества должника;
  • проводить анализ его финансового состояния;
  • вести реестр кредиторов, за некоторым исключением;
  • предоставлять реестр лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов;
  • при выявлении правонарушений (преступлений) сообщать в уполномоченные органы;
  • предоставлять информацию о сделках (действиях), влекущих гражданскую ответственность третьих лиц;
  • разумно и обоснованно осуществлять расходы;
  • выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства и сообщать о них лицам, участвующим в деле;
  • в случае необходимости привлекать для работы иных лиц, соответствующих законодательным требованиям;
  • выявлять, привлекать к ответственности и сообщать о нарушении при подаче заявления должника в АС;
  • осуществлять иные, установленные настоящим федеральным законом функции.

В числе прочего управляющий также должен представлять отчет (отчеты). В общем случае в них содержатся такие сведения:

• дата и место составления;
• Ф.И.О. управляющего;
• наименование суда;
• номер дела;
• сведения о договоре страхования;
• информация о должнике;
• сведения о своей СРО;
• иные данные в зависимости от процедуры банкротства.

Отчеты обычно представляют в арбитражный суд или собранию кредиторов. Также отчет нужно вносить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). То есть они делятся как бы на два вида.

В первом случае порядок регулируется следующими положениями:

• статьями 143, 147 закона о несостоятельности;
• общими правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299;
Формы документов утверждены Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 № 195.

Обычно в такой отчетности содержатся:

— достоверные и полные сведения об имущественном положении должника;

— сведения о мерах, принятых АУ в целях удовлетворения требований кредиторов.

Во втором случае порядок регулируется пп. 6.1 6.5 ст. 28 закона о банкротстве.

Отчет, который отправляется в ЕФРСБ, обычно содержит:

— данные о характеристиках банкрота;
— количестве кредиторов;
— иную информацию, в отношении которой проведен анализ.

В случае с гражданами-банкротами также используется Приказ Минэкономразвития РФ от 31.05.2024 № 343 «Об утверждении Федерального стандарта профессиональной деятельности арбитражных управляющих «Правила подготовки отчетов финансового управляющего»

Ответственность арбитражного управляющего

С точки зрения банкротства данный порядок регулируют положения ст. 20.4 закона № 127.
В общем случае законодательство предусматривает для данного лица следующие виды ответственности:

• гражданско-правовую,
• административную,
• уголовную.

Таким образом, возможность наказания регламентируется не только законом о несостоятельности. Подобные положения можно найти в Гражданском, уголовном кодексах или в КоАП РФ.

Ответственность согласно закону о банкротстве

Статья 20.4 закона № 123 в качестве меры наказания предусматривает возможность отстранения АУ от обязанностей. Потребовать отстранения могут лица, участвующие в деле о банкротстве, либо это может сделать СРО. Поводом служит неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность (ст. 15 ГК РФ)

Подразумевает возможность предъявления имущественных требований. Обычно это взыскание убытков. Под ними в данном случае понимается любое уменьшение или утрата возможности увеличения конкурсной массы (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 № 150).

Административная ответственность

В этом случае лицо также привлекается за неисполнение (ненадлежащее исполнение). Условием является отсутствие уголовно наказуемого деяния. Наказание предусмотрено ч. 3 и 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ. В зависимости от ситуации возможно предупреждение, штраф или дисквалификация.
Иногда АУ может нести аналогичную ответственность, как руководитель организации. Поэтому к нему могут применяться иные статьи кодекса, например, 5.27 или 14.23 КоАП.

Уголовная ответственность (ст. 195 УК РФ)

Неправомерные действия при банкротстве. Привлечение возможно по следующим причинам:

• сокрытие имущества (информации о нем), передача во владение, отчуждение или уничтожение. Также фальсификация документов;
• удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим при наличии крупного ущерба.

В такой ситуации возможны:

• штраф,
• ограничение свободы,
• принудительные работы,
• арест,
• лишение свободы,
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

То или иное наказание зависит от тяжести совершенного лицом преступления.

Основные критерии оценки арбитражных управляющих

Все основные требования к АУ мы уже перечисляли ранее. Самое главное, чтобы лицо полностью соответствовало критериям, установленным ст. 20 и 20.2 закона о банкротстве.
При этом в зависимости от СРО критерии могут разниться. Ведь каждая СРО имеет право предусматривать дополнительные условия. Они могут быть связаны, например, с компетентностью, добросовестностью и независимостью.

Еще раз кратко перечислим некоторые основные критерии оценки:

• стаж работы в качестве АУ;
• количество завершенных процедур;
• стаж работы руководителем;
• наличие необходимого уровня образования;
• наличие допуска к государственной тайне (при необходимости);

Критерии добросовестности:

• отсутствие жалоб за последние три года;
• отсутствие фактов отстранения от исполнения обязанностей;
• отсутствие взыскания убытков;
• отсутствие фактов привлечения к ответственности;
• наличие договора обязательного страхования;
• отсутствие судимости за преступление;
• отсутствие долгов в саморегулируемой организации;
• иное, в зависимости от СРО.

Критерии независимости:

• отсутствие заинтересованности к должнику или кредиторам;
• отсутствие конфликта интересов между участниками дела о несостоятельности;
• отсутствие иной профессиональной (предпринимательской деятельности), которая может повлиять на результат по делу;
• иное, в зависимости от СРО.

Новый порядок назначения арбитражного управляющего

Совсем скоро,  23 ноября 2024 года, произойдут изменения в законодательстве, связанные с правилами выбора АУ. Однако нововведения затронут только один аспект. Он будет касаться случаев, когда заявление о банкротстве подает исключительно Федеральная налоговая служба.
То есть остальных заявителей новое положение не коснется. А вот ФНС как заявитель теперь будет выбирать управляющего другим способом.

Регулироваться такой порядок будет следующим документом – Постановлением Правительства РФ от 22.05.2024 № 634 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. № 257»

Балльная система и влияние рейтинга на дальнейшее назначение управляющего

Теперь при отборе кандидата будут учитывать его баллы результативности. О том, как такие баллы нужно рассчитывать, правительство определило в правилах расчета. Они указаны в приложении № 3 к постановлению Правительства РФ № 634. Количество баллов может быть уменьшено по разным причинам, к примеру, в случае привлечения АУ к административной ответственности.

Кроме того, учтут специальный рейтинг управляющего. Для просмотра такого рейтинга нужно будет зайти на официальный сайт ФНС. Информация будет выложена в открытом доступе.

Как ФНС будет контролировать работу управляющих и какие меры применят к ним при нарушениях

Бальная система поможет органам взять под контроль работу арбитражных управляющих. В частности, для этих целей будет создан специальный электронный регистр с информацией об АУ. Данные туда будут отправлять их саморегулируемые организации.

Порядок начисления (списания) баллов будет определяться постановлением правительства. У каждого кандидата будет свое количество баллов. Тем самым создается возможность случайного выбора управляющего. Это позволяет исключить заинтересованность между АУ и кредиторами (должниками).
В случае нарушения предусмотрена специальная система списания баллов. Она будет действовать, например, в следующих случаях:

• действия лица признают незаконными;
• привлекут к административной или уголовной ответственности;
• взыщут убытки.

В зависимости от тяжести содеянного с управляющего спишут процент от среднего балла результативности всех АУ в предыдущем расчетном периоде за каждый случай признания действий управляющего незаконными, но не менее одного балла. Чем тяжелее нарушение, тем больше процент.
Также для АУ будут созданы личные кабинеты. В них они смогут общаться с СРО и ФНС. Функционал будет предусматривать и другие возможности, например, на случай, если кандидат не согласится с количеством начисленных баллов. На количество будут влиять разные факторы, такие как цена на торгах, срок проведения процедуры и прочее.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь