Когда у компании дела идут совсем плохо, в дело вступает арбитражный управляющий. В связи с этим у многих могут возникнуть вопросы: кто этот человек? на каких основаниях он ведет свою деятельность? кто его назначил? Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы, связанные с утверждением такого специалиста. Также разберем изменения в данной области, которые уже совсем скоро вступят в силу.
Над статьей работали:
Автор: Райс Валентин; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Когда назначается арбитражный управляющий при банкротстве
- Кто назначает арбитражного управляющего при банкротстве
- Как назначается арбитражный управляющий
- Обязанности арбитражного управляющего
- Ответственность арбитражного управляющего
- Основные критерии оценки арбитражных управляющих
- Новый порядок назначения арбитражного управляющего
- Балльная система и влияние рейтинга на дальнейшее назначение управляющего
- Как ФНС будет контролировать работу управляющих и какие меры применят к ним при нарушениях
Когда назначается арбитражный управляющий при банкротстве?
Как правило, арбитражного управляющего (АУ) назначают всякий раз, когда принимают решение о признании должника банкротом. Также его могут поставить в связи с введением той или иной процедуры банкротства. Но прежде чем рассказать, что представляет собой процедура его назначения, поговорим о самом управляющем.
Основное определение содержится в статье 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Из него следует, что АУ — это гражданин РФ, который состоит в СРОПАУ (саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих).
Иначе говоря, это эксперт, который будет управлять делами компании (физлица) в период банкротства. Он на время становится управляющим активами должника (банкрота), контролирует финансовые потоки и следит за удовлетворением требований кредиторов.
В каком именно качестве будет выступать АУ, зависит от процедуры несостоятельности (банкротства) и должника (физлицо или юрлицо). Процедур всего пять (ст. 27 закона № 127):
1. Наблюдение.
Данный этап является обязательным. В процедуре наблюдения участвует так называемый временный управляющий. Его задача — оценить финансовое состояние организации. В ходе выполнения задачи выявляются признаки банкротства, формируется реестр кредиторов и так далее;
2. Финансовое оздоровление.
Эта фаза нужна для восстановления платежеспособности должника. На этом этапе погашают требования кредиторов согласно графику. Сроки проведения финансового оздоровления не могут превышать двух лет. В этом случае в дело вступает административный управляющий;
3. Внешнее управление.
Место руководителя занимает внешний управляющий, то есть директора отстраняют от его полномочий. Руководство организацией ВУ берет полностью на себя и действует согласно плану внешнего управления, который ранее был им разработан. Либо план может быть разработан совместно с кредиторами. Сроки также же, не более двух лет;
4. Конкурсное производство.
Процедура направлена на продажу имущества предприятия на торгах, полученные же деньги распределяют по долговым обязательствам банкрота. Этим занимается конкурсный управляющий;
5. Мировое соглашение.
Если стороны (должник и кредиторы) договорились между собой, возможно заключение мирового соглашения. Сделать это можно на любом этапе.
И последнее качество, в котором может выступать АУ: это финансовый управляющий. Он нужен для проведения двух процедур в случаях, когда банкротом выступает гражданин (в том числе ИП). В частности:
— реструктуризация долгов гражданина;
— реализация имущества гражданина.
Таким образом, арбитражный управляющий — это комплексное понятие. Конкретное наименование и его действия будут зависеть от той или иной процедуры банкротства.
Кто назначает арбитражного управляющего при банкротстве
По общему правилу АУ назначает арбитражный суд. Для этого должник может подать заявление в суд о признании себя банкротом (абз. 11 п. 2 ст. 37 закона о несостоятельности). Такое заявление в числе прочего должно содержать наименование и адрес саморегулируемой организации (СРО), из числа членов которой должен быть утвержден АУ.
Вместе с тем когда заявление подает должник, саморегулируемая организация определяется случайным образом (ч. 5 ст. 37 закона № 127 и ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2014 № 482-ФЗ). То есть выбор саморегулируемой организации осуществляет суд, а не должник.
Однако с заявлением может обратиться не только он. Таким правом обладают также (ст. 7 закона № 127):
• конкурсный кредитор,
• уполномоченные органы,
• сотрудник должника (в том числе бывший), при наличии требований о пособиях и оплате труда.
В заявлениях данных лиц также указывается кандидатура АУ или СРО, из членов которой выбирается АУ. Таким образом, во втором случае выбор кандидатуры осуществляется кредиторами (иными перечисленными лицами). В отличие от должника они обладают правом выдвигать свою кандидатуру управляющего. Главное при этом — чтобы они не были контролирующими должника лицами или аффилированы с ним. Это следует из п.12 обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020.
Если прямо отвечать на вопрос раздела, можно сказать так: заявители (кроме должника) вправе лишь выдвинуть своего АУ, но окончательно назначить его может только арбитражный суд.
Как правило, если отсутствует аффилированность и кандидат соответствует общим требованиям (ст. 20, 20.2), суд не будет возражать.
Как назначается арбитражный управляющий
Порядок назначения АУ регулируется статьей 45 закона о несостоятельности. Опишем кратко его основные элементы:
• СРО, в которой состоит АУ, получает либо определение суда, либо протокол собрания кредиторов. Это зависит от того, кто обращался с заявлением о банкротстве. В данных документах содержатся данные о потенциальной кандидатуре;
• СРО, в свою очередь, направляет в арбитражный суд (АС) информацию о соответствии кандидатуры законодательным требованиям. Если в определении (протоколе) нет данных о кандидатуре, СРО представляет ее самостоятельно. Сроки и порядок такого предоставления описаны в этой же статье 45;
• по результатам рассмотрения информации от саморегулируемой организации суд выносит решение. Если кандидат соответствует всем параметрам, происходит его утверждение. Если же по какой-то причине кандидат не может быть принят в качестве АУ, суд выносит решение об отказе;
• другие формальности (например, доступ к гостайне) подробнее описаны в тексте 45 статьи.
Требования к арбитражному управляющему следующие (ст. 20, 20.2 закона № 127):
• гражданин РФ;
• член СРО арбитражных управляющих. СРО при этом устанавливает свои требования для членства в ней (ч. 2 ст. 20), например:
— высшее образование;
— определенный стаж работы;
— сдача экзамена;
— иные требования, указанные в данном пункте;
• наличие договора обязательного страхования;
• возможные дополнительные требования к компетентности, добросовестности и независимости;
• требования, установленные федзаконами и иными НПА, как к руководителю должника;
• допуск к государственной тайне (при необходимости);
• отсутствие ограничений, указанных в ч. 2 ст. 20.2 закона о несостоятельности. Например:
— наличие заинтересованности по отношению к должнику;
— отсутствие невозмещенных убытков участникам процедуры банкротства;
— наличие дисквалификации;
— иное указанное в данной части статьи;
• дополнительные требования кредиторов (уполномоченных органов). В частности:
— наличие высшего юридического (экономического) или иного образования соответствующего деятельности;
— наличие стажа руководителя в определенной отрасли экономики;
— проведение определенного количества банкротных процедур.
Обязанности арбитражного управляющего
Права и обязанности АУ регулируются положениями части 2 статьи 20.3 закона о несостоятельности. Кратко перечислим, что обязан делать управляющий:
- принимать меры по защите имущества должника;
- проводить анализ его финансового состояния;
- вести реестр кредиторов, за некоторым исключением;
- предоставлять реестр лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов;
- при выявлении правонарушений (преступлений) сообщать в уполномоченные органы;
- предоставлять информацию о сделках (действиях), влекущих гражданскую ответственность третьих лиц;
- разумно и обоснованно осуществлять расходы;
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства и сообщать о них лицам, участвующим в деле;
- в случае необходимости привлекать для работы иных лиц, соответствующих законодательным требованиям;
- выявлять, привлекать к ответственности и сообщать о нарушении при подаче заявления должника в АС;
- осуществлять иные, установленные настоящим федеральным законом функции.
В числе прочего управляющий также должен представлять отчет (отчеты). В общем случае в них содержатся такие сведения:
• дата и место составления;
• Ф.И.О. управляющего;
• наименование суда;
• номер дела;
• сведения о договоре страхования;
• информация о должнике;
• сведения о своей СРО;
• иные данные в зависимости от процедуры банкротства.
Отчеты обычно представляют в арбитражный суд или собранию кредиторов. Также отчет нужно вносить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). То есть они делятся как бы на два вида.
В первом случае порядок регулируется следующими положениями:
• статьями 143, 147 закона о несостоятельности;
• общими правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299;
Формы документов утверждены Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 № 195.
Обычно в такой отчетности содержатся:
— достоверные и полные сведения об имущественном положении должника;
— сведения о мерах, принятых АУ в целях удовлетворения требований кредиторов.
Во втором случае порядок регулируется пп. 6.1 6.5 ст. 28 закона о банкротстве.
Отчет, который отправляется в ЕФРСБ, обычно содержит:
— данные о характеристиках банкрота;
— количестве кредиторов;
— иную информацию, в отношении которой проведен анализ.
В случае с гражданами-банкротами также используется Приказ Минэкономразвития РФ от 31.05.2024 № 343 «Об утверждении Федерального стандарта профессиональной деятельности арбитражных управляющих «Правила подготовки отчетов финансового управляющего»
Ответственность арбитражного управляющего
С точки зрения банкротства данный порядок регулируют положения ст. 20.4 закона № 127.
В общем случае законодательство предусматривает для данного лица следующие виды ответственности:
• гражданско-правовую,
• административную,
• уголовную.
Таким образом, возможность наказания регламентируется не только законом о несостоятельности. Подобные положения можно найти в Гражданском, уголовном кодексах или в КоАП РФ.
Ответственность согласно закону о банкротстве
Статья 20.4 закона № 123 в качестве меры наказания предусматривает возможность отстранения АУ от обязанностей. Потребовать отстранения могут лица, участвующие в деле о банкротстве, либо это может сделать СРО. Поводом служит неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей.
Гражданско-правовая ответственность (ст. 15 ГК РФ)
Подразумевает возможность предъявления имущественных требований. Обычно это взыскание убытков. Под ними в данном случае понимается любое уменьшение или утрата возможности увеличения конкурсной массы (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 № 150).
Административная ответственность
В этом случае лицо также привлекается за неисполнение (ненадлежащее исполнение). Условием является отсутствие уголовно наказуемого деяния. Наказание предусмотрено ч. 3 и 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ. В зависимости от ситуации возможно предупреждение, штраф или дисквалификация.
Иногда АУ может нести аналогичную ответственность, как руководитель организации. Поэтому к нему могут применяться иные статьи кодекса, например, 5.27 или 14.23 КоАП.
Уголовная ответственность (ст. 195 УК РФ)
Неправомерные действия при банкротстве. Привлечение возможно по следующим причинам:
• сокрытие имущества (информации о нем), передача во владение, отчуждение или уничтожение. Также фальсификация документов;
• удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим при наличии крупного ущерба.
В такой ситуации возможны:
• штраф,
• ограничение свободы,
• принудительные работы,
• арест,
• лишение свободы,
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
То или иное наказание зависит от тяжести совершенного лицом преступления.
Основные критерии оценки арбитражных управляющих
Все основные требования к АУ мы уже перечисляли ранее. Самое главное, чтобы лицо полностью соответствовало критериям, установленным ст. 20 и 20.2 закона о банкротстве.
При этом в зависимости от СРО критерии могут разниться. Ведь каждая СРО имеет право предусматривать дополнительные условия. Они могут быть связаны, например, с компетентностью, добросовестностью и независимостью.
Еще раз кратко перечислим некоторые основные критерии оценки:
• стаж работы в качестве АУ;
• количество завершенных процедур;
• стаж работы руководителем;
• наличие необходимого уровня образования;
• наличие допуска к государственной тайне (при необходимости);
Критерии добросовестности:
• отсутствие жалоб за последние три года;
• отсутствие фактов отстранения от исполнения обязанностей;
• отсутствие взыскания убытков;
• отсутствие фактов привлечения к ответственности;
• наличие договора обязательного страхования;
• отсутствие судимости за преступление;
• отсутствие долгов в саморегулируемой организации;
• иное, в зависимости от СРО.
Критерии независимости:
• отсутствие заинтересованности к должнику или кредиторам;
• отсутствие конфликта интересов между участниками дела о несостоятельности;
• отсутствие иной профессиональной (предпринимательской деятельности), которая может повлиять на результат по делу;
• иное, в зависимости от СРО.
Новый порядок назначения арбитражного управляющего
Совсем скоро, 23 ноября 2024 года, произойдут изменения в законодательстве, связанные с правилами выбора АУ. Однако нововведения затронут только один аспект. Он будет касаться случаев, когда заявление о банкротстве подает исключительно Федеральная налоговая служба.
То есть остальных заявителей новое положение не коснется. А вот ФНС как заявитель теперь будет выбирать управляющего другим способом.
Регулироваться такой порядок будет следующим документом – Постановлением Правительства РФ от 22.05.2024 № 634 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. № 257»
Балльная система и влияние рейтинга на дальнейшее назначение управляющего
Теперь при отборе кандидата будут учитывать его баллы результативности. О том, как такие баллы нужно рассчитывать, правительство определило в правилах расчета. Они указаны в приложении № 3 к постановлению Правительства РФ № 634. Количество баллов может быть уменьшено по разным причинам, к примеру, в случае привлечения АУ к административной ответственности.
Кроме того, учтут специальный рейтинг управляющего. Для просмотра такого рейтинга нужно будет зайти на официальный сайт ФНС. Информация будет выложена в открытом доступе.
Как ФНС будет контролировать работу управляющих и какие меры применят к ним при нарушениях
Бальная система поможет органам взять под контроль работу арбитражных управляющих. В частности, для этих целей будет создан специальный электронный регистр с информацией об АУ. Данные туда будут отправлять их саморегулируемые организации.
Порядок начисления (списания) баллов будет определяться постановлением правительства. У каждого кандидата будет свое количество баллов. Тем самым создается возможность случайного выбора управляющего. Это позволяет исключить заинтересованность между АУ и кредиторами (должниками).
В случае нарушения предусмотрена специальная система списания баллов. Она будет действовать, например, в следующих случаях:
• действия лица признают незаконными;
• привлекут к административной или уголовной ответственности;
• взыщут убытки.
В зависимости от тяжести содеянного с управляющего спишут процент от среднего балла результативности всех АУ в предыдущем расчетном периоде за каждый случай признания действий управляющего незаконными, но не менее одного балла. Чем тяжелее нарушение, тем больше процент.
Также для АУ будут созданы личные кабинеты. В них они смогут общаться с СРО и ФНС. Функционал будет предусматривать и другие возможности, например, на случай, если кандидат не согласится с количеством начисленных баллов. На количество будут влиять разные факторы, такие как цена на торгах, срок проведения процедуры и прочее.
Вы можете оставить первый комментарий