Законодатели продолжают бороться с навязыванием дополнительных услуг, товаров и работ. Очередные поправки вступят в силу с 1 сентября 2025 года. Какие услуги, товары и работы считаются навязанными, какая ответственность за это предусмотрена, что изменится с началом осени, расскажем в нашей статье.
Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Что означает навязанная услуга или товар
- Штраф за навязывание дополнительных товаров и услуг
- Закон о новых мерах против навязывания дополнительных услуг и товаров
- Как предложить дополнительные товары и услуги без рисков
Что означает навязанная услуга или товар
В законодательстве РФ отсутствует определение того, какие услуги, работы или товары являются навязанными. Однако существует запрет на включение в договор условий, которые обусловливают приобретение одних товаров, работ, услуг обязательной покупкой других услуг, товаров или работ, услуг. В том числе нельзя включать в соглашение условия, предусматривающие обязательное заключение других договоров. Исключение составляют случаи, когда такое условие предусмотрено законом. Например, существует обязанность залогодателя или залогодержателя в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, страховать от рисков утраты и повреждения за счет залогодателя заложенное имущество на сумму не ниже размера обеспеченного залогом требования (пп. 1 п. 1 ст. 343 ГК РФ). Поэтому, например, требование банка при покупке автомобиля в кредит оформить полис КАСКО будет законным.
По закону нельзя возложить на гражданина обязанность застраховать свою жизнь или здоровье (п. 2 ст. 935 ГК РФ). С другой стороны, можно согласовать такое условие в договоре, например, как способ обеспечения обязательства по возврату полученного кредита (п. 1 ст. 329, ст. 421 ГК РФ). При этом у потребителя должна быть возможность получить кредит и при отсутствии договора страхования, к примеру, по более высокой ставке (п. 4 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013).
Если же страхование жизни и здоровья является условием получения кредита, то есть у заемщика отсутствует возможность без заключения договора страхования заключить кредитный договор, то суды посчитают это навязыванием услуги. В свою очередь, такое условие договора признается недействительным (п. 4.1 обзора от 22.05.2013).
Штраф за навязывание дополнительных товаров и услуг
За навязывание дополнительных работ, товаров и услуг установлена административная ответственность. Штраф составляет (ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ):
• для должностных лиц – от 2 до 4 тыс. рублей;
• компаний – от 20 до 40 тыс. рублей.
Кроме того, продавец (исполнитель) должен:
• возместить убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг) в полном объеме (п. 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1);
• компенсировать моральный вред в размере, определенном судом (ст. 15 закона № 2300-1);
• заплатить штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за неудовлетворение его требований в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 закона № 2300-1).
В УК РФ статья за подобное правонарушение отсутствует.
Закон о новых мерах против навязывания дополнительных услуг и товаров
Законодатели сочли, что действующих правовых норм недостаточно. Так, одной из самых распространенных стала недобросовестная практика, когда при продаже авиа- и железнодорожных билетов через Интернет заведомо проставляются галочки, подтверждающие согласие покупателя на заключение дополнительного договора страхования.
С первого сентября 2025 года вступает в силу Закон «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.04.2025 № 69-ФЗ. Согласно ему продавцы, исполнители и владельцы агрегаторов могут продавать дополнительные товары, оказывать дополнительные услуги, производить дополнительные работы за плату исключительно при наличии согласия потребителя. Запрещено:
• проставлять автоматические отметки о согласии гражданина на платное предоставление дополнительных товаров, работ или услуг;
• выражать за него согласие в другом виде;
• формировать условия, которые предполагают изначальное согласие гражданина на покупку допуслуг, товаров или работ.
Если у потребителя не взяли согласие на покупку допуслуги, работы или продукции, он может от них отказаться. Если же они были оплачены, можно требовать возврата уплаченной суммы. Деньги должны вернуть в течение трех дней с момента предъявления требования.
Как предложить дополнительные товары и услуги без рисков
Чтобы не получить штраф и избежать других негативных последствий, предлагать дополнительные услуги, товары и работы за плату можно при соблюдении следующих условий:
• их приобретение не является обязательным для покупки основной продукции, работ, услуг;
• потребитель письменно подтвердил свое согласие на их покупку;
• потребитель не ограничен в других правах, предоставленных ему законом № 2300-1.
При этом у потребителя должна быть возможность согласиться или отказаться от платной дополнительной услуги, товара, работы (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.06.2023 № 88-13587/2023 по делу № 2-0933/1/2022).
Вы можете оставить первый комментарий