Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия
В последнее время в средствах массовой информации вышла серия статей, посвященных вопросу возможной отмены старых банкротств и ликвидаций компаний. Многие предприниматели обеспокоены тем, что закрытие фирмы могут оспорить. Каковы полномочия налоговых органов, кто и в каком порядке может отменить уже произошедшую ликвидацию или банкротство юрлица, рассказывается в нашей статье.
Если говорить юридическим языком, то отменить ликвидацию юрлица, вернее, отменить решение о его ликвидации может только юрлицо в лице своих учредителей. Если такое решение принято уже после подачи в регистрирующий орган заявления по форме № Р15016, то в налоговую нужно еще раз подать такую форму. В ней следует указать, что отменено ранее принятое решение о ликвидации. Для этого в пункте 2 заявления следует проставить значение «6».
Отменить решение о ликвидации можно до того момента, пока налоговая инспекция не внесет в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности компании. Если такая запись внесена, то ликвидация юрлица считается завершенной, а организация – прекратившей свою деятельность (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Во всех остальных случаях речь идет о признании недействительным:
• решения о ликвидации юрлица;
• записи в ЕГРЮЛ о госрегистрации прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией.
Ответчиком по такому делу выступает налоговая, а истцом – кредитор ликвидировавшейся компании или другое лицо, чьи интересы были нарушены. Обжаловать исключение юрлица из ЕГРЮЛ можно в течение одного года с того момента, когда эти лица узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Пропуск этого срока приведет к отказу в удовлетворении иска (Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2021 № 308-ЭС20-22204 по делу № А32-55145/2019).
Примером может служить ситуация, когда в ликвидационном балансе не были указаны все долги компании, а кредиторов не уведомили о прекращении деятельности компанией. В этом случае суды встают на сторону кредиторов. Они приходят к выводу, что недобросовестные действия ликвидатора ввели в заблуждение регистрирующий орган, который, в свою очередь, принял неправомерное решение об исключении сведений о компании из ЕГРЮЛ (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.02.2020 № Ф06-57994/2020, Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2020 № 306-ЭС20-6686 по делу № А65-7889/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2018 № Ф06-37675/2018 по делу № А57-30495/2017, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.02.2020 № Ф10-36/2020 по делу № А36-658/2019).
Если истец не докажет недостоверность ликвидационного баланса, то ему откажут в признании решения о ликвидации компании недействительным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.06.2021 № Ф06-4826/2021 по делу № А57-6930/2020).
Подытожим сказанное.
1. Отменить ликвидацию юрлица могут только его учредители до того, пока в ЕГРЮЛ не была внесена запись о прекращении деятельности компании.
2. Оспорить решение налоговой о госрегистрации прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией могут кредиторы и другие лица, чьи права были нарушены. Для этого они должны обратиться в арбитражный суд в течение года с того момента, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Мы разобрались выше, что налоговая не вправе отменить уже случившуюся ликвидацию компании без соответствующего решения суда. Более того, она даже не может инициировать такое судебное разбирательство, а выступает ответчиком по делу.
Налоговая инспекция имеет право отказать в госрегистрации ликвидации компании. Основания для такого отказа приведены в п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ, а также в п. 90 административного регламента, утвержденного Приказом ФНС РФ от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@. В частности, в регистрации откажут, если не был соблюден установленный законодательством РФ порядок проведения процедуры ликвидации общества, а также другие требования закона № 129-ФЗ.
Регистрирующий орган уполномочен проверять достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, если имеет обоснованные сомнения в ней (п. 4.2 ст. 9 закона № 129-ФЗ).
Решение об отказе в госрегистрации ликвидации компании должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на нарушения (п. 2 ст. 23 закона № 129-ФЗ).
Примерами могут служить случаи, когда при проведении проверки налоговики выявили, что:
• был нарушен порядок осуществления ликвидационных процедур и имеются возражения кредиторов о неотражении обязательств перед ними в ликвидационном балансе. Причиной отказа в этом случае стало непредставление документа, содержащего необходимые сведения, так как неполный баланс таким документом не признали. Налоговую службу в такой ситуации поддерживают суды (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.03.2021 № Ф05-3302/2021 по делу № А40-73393/2020). Встречаются случаи, когда компании не указывают в ликвидационном балансе наличие долгов по налогам. Конечно, следует отказ в регистрации их ликвидации (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2020 № Ф09-9397/19 по делу № А47-2643/2019);
• компания допустила ошибки и противоречия в налоговой декларации, что привело к завышению размера налоговых вычетов. Вместо урегулирования налоговых претензий юрлицо подало заявление о добровольной ликвидации. Налоговый орган усомнился в достоверности предоставленных ему данных и отказал в госрегистрации ликвидации. Суды его поддержали (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2020 № Ф07-5082/2020 по делу № А66-11257/2019);
• ликвидационный баланс был представлен при отсутствии вступившего в законную силу судебного решения. У налоговиков не было информации о результатах рассмотрения апелляционной жалобы по делу, где ликвидируемое юрлицо выступало ответчиком. Это привело к отказу в регистрации ликвидации фирмы (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2019 № Ф05-10647/2019 по делу № А41-89443/2018).
По версии СМИ, наряду с ликвидациями налоговики отменяют старые банкротства. Возможно ли это? Будем разбираться. Процедура признания должника несостоятельным заканчивается принятием арбитражным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве. Основанием для вынесения такого определения может быть (ст. 57 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ):
• восстановление платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления;
• подписание мирового соглашения;
• удовлетворение всех требований кредиторов;
• отказ всех кредиторов от своих требований и так далее.
Обжаловать такое определение можно в течение одного месяца с момента его вынесения (ч. 3 ст. 188 АПК РФ).
Разберем ситуацию на конкретных примерах.
Пример 1.
Арбитражный суд прекратил производство по делу о банкротстве в связи с удовлетворением требований всех кредиторов. Заявитель не согласен с указанным определением и просит его отменить.
Определение о прекращении производства по делу отменят, если расчеты с кредиторами были произведены с нарушением законодательства о банкротстве (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.04.2018 № Ф07-3572/2018 по делу № А56-40073/2016).
Определение оставят в силе, если:
• требования всех кредиторов, включенных в реестр, были удовлетворены полностью. Это произойдет даже при отсутствии отчета управляющего на дату рассмотрения вопроса о признании требований погашенными или в случае непогашенной «зареестровой» задолженности (постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.04.2021 № Ф02-1216/2021 по делу № А33-18269/2019, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2020 № Ф04-2778/2018 по делу № А45-13475/2016);
• задолженность погашена перед всеми кредиторами, а оставшаяся в реестре сумма менее 500 тыс. рублей признана безнадежной к взысканию (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.02.2019 № Ф02-6850/2018 по делу № А33-323/2017).
Пример 2.
Арбитражный суд прекратил производство по делу о банкротстве в связи с отказом всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом. Заявитель не согласен с указанным определением и просит его отменить. Возможны два варианта развития событий:
• определение о прекращении производства по делу отменят, если к моменту отказа кредитора от требований были заявлены требования других кредиторов (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.01.2019 № Ф05-23574/2018 по делу № А41-95402/17);
• определение не отменят, если кредитором заявлен отказ от требований и другие кредиторы отсутствуют (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.04.2019 № Ф05-3535/2019 по делу № А40-179261/2017).
Таким образом, отменить процедуру банкротства можно при наличии нарушений при ее проведении, если определение о прекращении производства по делу было вынесено арбитражным судом без наличия на то оснований. У участников процедуры банкротства есть только один месяц с даты вынесения определения, чтобы подать жалобу. Поэтому налоговая не может отменить процедуру банкротства, если с момента ее окончания прошло больше одного месяца. Сделать это она может, только обратившись с жалобой в суд.
Если в процессе ликвидации были допущены нарушения, что повлекло нарушение прав кредиторов, то необходимо в судебном порядке признать недействительным решение о ликвидации юрлица и записи в ЕГРЮЛ о госрегистрации прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией. Как это сделать, мы рассказали в начале нашей статьи.
Однако существует еще один способ прекращения деятельности юрлица – это исключение его из ЕГРЮЛ по решению налоговой инспекции. Его применяют к компаниям, которые 12 месяцев не сдают отчетность, не производят операций по своим банковским счетам и не банкротятся (п. 1 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ).
Исключение юрлица из ЕГРЮЛ не влечет утрату возможности привлечь:
• к административной ответственности его руководителя. В частности, его могут оштрафовать за нарушение сроков сдачи налоговой декларации (расчета по страховым взносам), которую юрлицо должно было сдавать до того, как его исключили из ЕГРЮЛ (ст. 15.5 КоАП);
• гражданско-правовой ответственности директора, членов коллегиальных органов и лиц, имеющих фактическую возможность определять действия организации. С них могут быть взысканы убытки, причиненные исключенному из ЕГРЮЛ юрлицу (ст. 53.1, п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).
Еще более жесткие правила действуют при исключении из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью. Кредиторы ООО вправе привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам общества:
• директора ООО,
• членов его коллегиальных органов,
• лиц, которые могут определять действия общества.
Это возможно, если общество не исполнило свои обязательства в связи с тем, что указанные лица действовали недобросовестно и неразумно (пп. 1-3 ст. 53.1 ГК РФ, п. 3.1 ст. 3 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
В некоторых случаях суд может предположить, что исполнить обязательства было невозможно из-за бездействия указанных лиц, пока они не докажут обратное (п. 16 «Обзора практики Конституционного Суда РФ за II квартал 2021 года»).
Необходимо помнить, что налоговики проводят анализ возможности привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц ООО, если в отношении недействующего юридического лица, отвечающего признакам банкротства, принято решение о его предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (письмо ФНС РФ от 12.07.2017 № ЕД-4-18/13479@).
Поэтому если директор и контролирующие ООО лица решили не сдавать отчетность, чтобы компанию исключили из ЕГРЮЛ, то необходимо убедиться в отсутствии невыплаченных кредитов, задолженности перед контрагентами, а также недоимки по налогам и сборам. Иначе они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по указанным долгам.
Вы можете оставить первый комментарий