Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Налоговая реформа — 2024/25

Законодательство приготовило очередные изменения, которые касаются налоговой сферы. Эти поправки имеют довольно масштабный характер и затронут как физических лиц, так и бизнес. Будут приняты новые ставки налога, изменятся лимиты для упрощенцев, появится прогрессивная шкала и многое другое. Все это мы рассмотрим в нашей теме о предстоящей реформе. 

Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена

Содержание

  1. Что такое справедливая и сбалансированная налоговая система
  2. Прогрессивная шкала НДФЛ: изменение ставок
  3. Изменения по налогу на прибыль
  4. Изменения по УСН
  5. Налоговая амнистия при дроблении бизнеса
  6. Поддержка семей с детьми
  7. Страховые взносы
  8. Акцизы
  9. НДПИ
  10. Налог на имущество
  11. Другие изменения

Что такое справедливая и сбалансированная налоговая система

В последнее время на повестке появились новые законодательные инициативы. Однако воплощение некоторых из них в жизнь требует серьезного преобразования. В частности, такая перенастройка потребовалась и для переустройства налоговой системы.

В данный момент налоговая реформа находится в стадии проекта. Текст поправок уже есть, и он внесен правительством в Госдуму. С ним каждый может ознакомиться, документ можно легко найти в открытом доступе. Но учитывая, что это только законопроект, его содержание к моменту принятия может быть изменено. Поэтому периодически нужно отслеживать изменения, которые были приняты по этому проекту.

Реквизиты: проект федерального закона № 639663-8. Планируется, что реформа начнет действовать с 2025 года. Ее задача, по мнению власти, заключается в построении справедливой и сбалансированной налоговой системы.

Однако используемая терминология конкретно не закреплена законодательством. Поэтому попробуем разобраться, что это значит, исходя из комментариев разных представителей власти. Например, по данному вопросу высказывались Антон Силуанов, Михаил Мишустин и другие.

Можно выделить следующие критерии справедливой и сбалансированной системы:
• обеспечение поступления ресурсов для решения масштабных общенациональных задач в социальной и экономической сферах;
• сокращение неравенства в обществе и между регионами;
• социально-экономическое развитие общества и регионов;
• учет интересов граждан, бизнеса и государства;
• удовлетворение запроса на социальную справедливость;
• наличие мер поддержки (например, для семей с детьми с невысоким доходом);
• направленность на лиц с высокими доходами, а не на большинство граждан;
• распределение налоговой нагрузки в зависимости от уровня доходов граждан (прогрессивная шкала налогообложения);
• полученные деньги должны направляться на поддержку экономики и стимулирование отраслей;
• создание стимула роста для малого бизнеса;
• выравнивание бюджетной обеспеченности регионов;
• списание 2/3 долгов региональных бюджетов перед федеральным;
• создание равных условий конкуренции;
• амнистия для налогоплательщиков, отказавшихся от дробления бизнеса;
• иное.

Таким образом, государство хочет создать систему, которая будет обеспечивать:
• интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы РФ;
• равенство каждой группы налогоплательщиков перед законом;
• равенство внутри общества и между каждым субъектом РФ;
• постоянное поступление средств, которые будут решать общенациональные задачи.

Достижение вышеуказанных целей определяет справедливый и сбалансированный характер системы.

Прогрессивная шкала НДФЛ: изменение ставок

На текущий момент Налоговый кодекс предусматривает две основные ставки НДФЛ (ст. 224 НК РФ). В частности:
• 13 процентов — это базовая ставка, которая уплачивается с зарплаты, дивидендов и иных доходов;
• 15 процентов — это повышенная ставка, которая тоже является прогрессивной. Ее применяют, если налоговая база превысит 5 млн рублей.

Существуют, конечно, и другие ставки, но они используются в более редких случаях, например:
• 35 процентов с материальной выгоды, выигрышей и призов;
• 30 процентов — основная ставка для нерезидентов;
• 15 процентов — налог с дивидендов для нерезидентов.

Что изменится?

Планируется установить несколько прогрессивных ставок по НДФЛ в зависимости от дохода лица. Всего их будет пять. В частности:
• 13 процентов, если доход составляет до 2,4 млн рублей в год, то есть 200 тыс. рублей в месяц;
• 15 процентов — от 2,4 до 5 млн рублей в год;
• 18 процентов — от 5 до 20 млн рублей в год;
• 20 процентов — от 20 до 50 млн рублей в год;
• 22 процента — свыше 50 млн рублей в год (пп. «а» п. 29 ст. 2 законопроекта).

Важный нюанс. Видится, что прогрессивная ставка будет применяться только к сумме превышения. То есть в расчет будет браться не весь доход, а только тот, что превысил лимит (п. 30 ст. 2 проекта). Аналогичные требования действуют сейчас в отношении действующей прогрессивной ставки 15 процентов.

Кроме того, изменения могут коснуться и отдельных видов доходов. По ним может также увеличиться ставка. К примеру:
• дивиденды,
• доходы от продажи ценных бумаг,
• проценты по вкладам,
• иное.

Таким образом, если перечисленные доходы превысят 2,4 млн рублей в год, будет применяться ставка 15 процентов. Сейчас тоже существует подобная норма, но лимит по ней на сегодняшний день 5 млн рублей.

Изменения по налогу на прибыль

Нововведения также отразятся и на налоге на прибыль. В первую очередь планируется поднять ставку с 20 до 25 процентов. В результате с начала следующего года ожидается отказ от курсовых экспортных пошлин (пп. «а» п. 41 ст. 2 законопроекта).

Однако это не все предложения. В планах также осуществить следующие поправки:
• повышение до 5 процентов ставки по налогу на прибыль для IT-компаний (пп. «г» п. 41 ст. 2). Действующая ставка 0 процентов продолжит действовать до конца текущего года;
• региональные инвестиционные проекты отныне не будут иметь срока. Сегодня же установлено, что срок применения положения п. 1.5 ст. 284 НК РФ применяются до 1 января 2029 года. Новое положение указано в статье 3 законопроекта;
• для компаний из приоритетных отраслей планируется ввести федеральный инвестиционный вычет. Какие именно критерии для этого понадобятся, определит правительство (п. 43 ст. 2 проекта);
• повышающий коэффициент по расходам на НИОКР планируется увеличить. Сейчас он составляет 1,5, но хотят сделать 2 (п. 37 ст. 2 соответствующего документа).

Изменения по УСН

Некоторые поправки не обошли и упрощенный налог. В частности, планируются следующие нововведения:
• увеличение лимита доходов в целях применения упрощенного налога. Его хотят повысить до 450 млн рублей (пп. «а» п. 54 ст. 2);
• перейти на УСН будет можно, если порог ваших доходов за 9 месяцев не превысит 337,5 млн рублей (пп. «а» п. 53 ст. 2). Сейчас он составляет 112,5 млн рублей;
• налогоплательщиков на УСН могут обязать выплачивать НДС. Сделать это планируется, если доход превысит 60 млн рублей в год (п. 1 ст. 2). Но у упрощенца будет выбор. Он будет вправе решить переходить на ОСН или остаться на УСН. Если он выберет первый вариант, ставка будет как у всех, кто на общем режиме – 20 процентов НДС. Также у него будет право на вычет. Если второй вариант ставка НДС составит 5 процентов (при доходе от 60 до 250 млн рублей) или 7 процентов (от 250 до 450 млн рублей). На сегодняшний день налогоплательщики УСН обычно не платят НДС (за редким исключением);
• также возможно увеличение средней численности работников в целях применения упрощенки. Сейчас это 100 человек, планируемое увеличение до 130 (пп. «б» п. 53, пп. «а» п. 54 ст. 2);
• возможна отмена повышенных ставок по УСН (п. 56 ст. 2):
— 8 процентов, если доход превысил 199,35 млн рублей или сотрудников стало больше сотни. Касается объекта «Доходы»;
— 20 процентов, если доход превысил 199,35 млн рублей или сотрудников стало больше сотни. Касается объекта «Доходы минус расходы».
Эти ставки хотят убрать, а оставить только 6 («Доходы») и 15 процентов («Доходы минус расходы»);
• есть планы по увеличению порога остаточной стоимости ОС с текущих 150 до 200 млн рублей с учетом индексации на коэффициент-дефлятор (пп. «б» п. 53 ст. 2 документа).

Налоговая амнистия при дроблении бизнеса

Статья 5 законопроекта предусматривает два новых определения: это дробление бизнеса и добровольный отказ от дробления бизнеса.

Под дроблением понимается:
• формальное разделение одной предпринимательской деятельности между разными лицами. То есть когда создаются компании и ИП, которые якобы не имеют отношения друг к другу. Но фактически они связаны между собой и ведут одну деятельность;
• контроль за образованными организациями и ИП ведут одни и те же лица;
• целью создания является занижение налогов при помощи спецрежимов.

Добровольный отказ от дробления бизнеса:
• исчисление и уплата налогов теми, кто занимается дроблением бизнеса;
• размер налогов определяется консолидацией доходов и иных показателей;
• соблюдение этих показателей является условием применения спецрежимов всей группой лиц.

Зачем вводятся эти понятия

Они нужны для поправок, которые будут касаться дробления бизнеса. А конкретнее для введения налоговой амнистии за отказ от такого дробления. Амнистия означает освобождение от налогов, пени и штрафов. То есть у нарушителя будут списаны налоговые задолженности. Но сделать это можно будет только при определенных условиях.

В частности, должен быть совершен добровольный отказ от схемы дробления. Нужно совершить расчет и уплату налогов с учетом объединения доходов (показателей) всей группы лиц. Кроме того, амнистия предусматривается только за период с 2022 по 2024 год. Добровольный отказ при этом должен быть совершен в 2025 и 2026 годах.

Также освобождение будет возможно, если в ходе проверки в 2025 и 2026 годах не будет установлено дробление. Освобождать при этом будут от уплаты налогов, пени и штрафов за 2022–2024 годы. Факт отсутствия дробления должен быть установлен в решении инспекции о выездной проверке. В таком случае обязанность уплаты долгов прекращается со дня вступления в силу такого решения. При этом решения по проверкам за 2022–2024 годы не должны вступить в силу на день начала действия поправок.

Поддержка семей с детьми

Поддержка семей с детьми будет заключаться в увеличении стандартных вычетов на детей (пп. «а» п. 28 ст. 2 законопроекта).

Размер стандартных налоговых вычетов регулируется ст. 218 НК РФ. Что касается детей, то размеры выплат на них прописаны в пп. 4 п. 1 ст. 218 кодекса. Сегодня суммы выплат следующие:
• 1 400 рублей — на первого ребенка;
• 1 400 рублей — на второго ребенка;
• 3 тыс. рублей — на третьего и каждого последующего ребенка.

Планируется сумму вычета на первого ребенка оставить прежней – 1 400 рублей. А вот на второго ребенка повысить до 2 800 рублей, на третьего и последующего — с 3 до 6 тыс. рублей.

Также в планах повышение порога совокупного дохода в целях применения вычетов. Сейчас он составляет 350 тыс. рублей. Повысить его хотят до 450 тыс. рублей.

Страховые взносы

Изменения в этой сфере коснутся не всех, а только некоторых лиц. В частности это будут организации МСП, у которых вид деятельности «обрабатывающее производство». Для них со следующего года возможно понижение страховых взносов. Сейчас это 15 процентов (п. 2.4 ст. 427 НК РФ). Хотят уменьшить до 7,6 процента. При этом есть условия:
• 70 процентов доходов приносит основной вид экономической деятельности;
• организация не должна работать с отдельными видами подакцизных товаров.

Пониженный тариф будет применяться к части выплаты физлицу сверх минимального размера оплаты труд (п. 63 ст. 2 документа).

Акцизы

В следующем году также возможно появление новых акцизов:
• на природный газ для производства аммиака. Планируемая ставка 2 400 рублей за 1 тыс. кубических метров. Ставка в твердом размере;
• на никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания. Ставка с постепенным повышением. То есть увеличение акциза на сырье планируется с 2,2 до 2,4 рубля за мг. Период такого увеличения с 2025 по 2027 год. За этот же период акцизы на никотиновые смеси должны быть увеличены с 925 до 1 тыс. рублей за килограмм (пп. «в», «г» п. 9, пп. «а» п. 14 ст. 2 законопроекта).

НДПИ

Еще одно изменение — это увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Возможно повышение данного налога за счет коэффициентов и увеличения ставок.

Поправки следующего характера:
• повышение ставки с 8 до 8,4 процента в отношении алмазов и иных драгоценных (полудрагоценных) камней;
• введение коэффициента КЭНРГ для угля. Исключение: коксующийся и бурый уголь, антрацит. Коэффициент при этом зависит от мировых цен на уголь за тонну. Для этого применяется индекс FOB Восточный NAR5500. Также берется среднее значение курса доллара к рублю.
• увеличение ставки:
— для апатит-штаффелитовых руд. Сейчас это 82 рубля за тонну, планируют увеличить до 90 рублей за тонну;
— для апатит-магнетитовых — с 207 до 218 рублей за тонну;
— для маложелезистых апатитовых — с 132 до 145 рублей за тонну;
• применение коэффициента Крента. Его размер составит 8,8 при расчете налога для калийных солей (пп. 46, 47, 50 ст. 2 законопроекта).

Налог на имущество

Не обойдут поправки и налог на имущество. В частности, изменения коснутся недвижимости с кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей.
В этом случае субъекты Российской Федерации могут установить ставку, не превышающую 2,5 процента (пп. «б» п. 59 ст. 2 законопроекта).

Другие изменения

Кроме всего перечисленного, проект федерального закона № 639663-8 предусматривает и другие изменения. В частности, они относятся к следующим сферам:

Земельный налог. В 2025 году появится возможность установления ставки в размере 1,5 процента. Это значительно выше текущего порога 0,3 процента в отношении участков с кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей. Однако для некоторых участков лимит 0,3 процента продолжит действовать. Это коснется участков:
— для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд и ограниченных в обороте;
— сельхозназначения и земель, которые входят в зоны сельскохозяйственного использования населенных пунктов (п. 60 ст. 2 законопроекта);

• Государственная пошлина. С 2025 года ее хотят увеличить в отношении сделок по некоторым объектам недвижимости. Так, это коснется регистрации прав и сделок с дорогостоящей недвижимостью. Размер выплаты будет зависеть от двух факторов:
— кадастровой стоимости;
— плательщика.

Разъясним подробнее:
— если плательщик – организация, а кадастровая стоимость более 22 млн рублей, ставка составит 0,1 процента. Процент считается от цены сделки, но не менее 0,1 процента кадастровой стоимости. Максимальный размер пошлины в этом случае может доходить до 1 млн рублей;
— если плательщик – физическое лицо, а кадастровая стоимость более 20 млн рублей, ставка составит 0,01 процента. Процент считается от цены сделки, но не менее 0,01 процента кадастровой стоимости. Максимальная госпошлина в этой ситуации может доходить до 500 тыс. рублей (пп. «б» п. 45 ст. 2 законопроекта);

• Проект о ежегодной семейной налоговой выплате на детей. В рамках реформы правительство также внесло в Госдуму дополнительный законопроект. Он предусматривает назначение ежегодной выплаты работающим родителям, если у них есть два и более ребенка.

Как обычно, выплату можно получить только при наличии определенных условий:
— размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума. Такой минимум определяется на душу населения в субъекте РФ по месту жительства (пребывания, проживания) заявителя;
— у родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) отсутствует задолженность по уплате алиментов.

Выплачивать средства будет Социальный фонд России. Деньги положены каждому из родителей детей до 18 лет и обучающихся очно детей до 23 лет. Исключением являются лица, обучающиеся по дополнительным образовательным программам.

Размер определяется в виде разницы между уплаченным НДФЛ за год (предшествующий году обращения) и НДФЛ с того же дохода по ставке 6 процентов. Также семейная выплата не будет учитываться при определении права на получение иных выплат. Это касается и предоставленных мер социальной поддержки.

Если указанный законопроект будет принят, он вступит в силу 1 января 2026 года. На текущий момент документ уже рассмотрен Советом ГД ФС РФ.

Законопроект предусматривает большое количество поправок. Они уже не за горами, поэтому к ним следует подготовиться заранее. Резюмируя, еще раз кратко перечислим, что для нас запланировало правительство на 2025 год:

• Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В зависимости от уровня дохода налогоплательщика предусматривается повышение ставок НДФЛ. Те, кто получает в месяц 200 тыс. рублей и меньше, по-прежнему будут платить 13 процентов. Остальные категории граждан будут уплачивать повышенный налог, начиная от 15 и заканчивая 22 процентами.
• Налог на прибыль. Основное изменение — это его увеличение до 25 процентов. Предусмотрены и другие поправки, например, повышение ставки до 5 процентов в отношении IT-компаний.
• Упрощенная система налогообложения (УСН). А также:
— увеличение лимита для применения УСН;
— уплата НДС;
— увеличение средней численности сотрудников;
— избавление от повышенных ставок;
— и другое;
• Налоговая амнистия. Отказ от дробления бизнеса в 2025 и 2026 годах может снять с вас долги по налогам, штрафам и пени. Освобождение возможно за 2022–2024 годы. Закреплено определение дробления и отказа от него.
• Поддержка семей с детьми. Увеличится вычет на второго ребенка до 2 800 рублей. Для третьего и последующих детей — до 6 тыс. рублей.
• Страховые взносы. Малые и средние предприятия (МСП), ведущие деятельность по обрабатывающему производству. Размер взносов может быть уменьшен до 7,6 процента при наличии установленных законом условий.
• Появление новых акцизов, в частности, на газ для аммиака, никотиновое сырье и бестабачную смесь.
• Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Повышение ставок и изменение  коэффициентов по некоторым видам ископаемых.
• Субъекты РФ смогут установить ставку налога на имущество не более 2,5 процента. Это касается недвижимости, кадастровая стоимость которой более 30 млн рублей.
• Другие изменения. В эту категорию входят:
— ежегодные выплаты на детей;
— увеличение государственной пошлины по некоторым сделкам с недвижимостью;
— новая ставка по земельному налогу для дорогостоящего участка.

Грядущие изменения серьезно отразятся на работе многих компаний и ИП. Бухгалтерии придется подстраиваться под новый уклад и учитывать поправки при сдаче отчетности. Некоторые предприниматели впервые столкнутся с НДС. А физическим лицам с хорошим доходом придется платить больше НДФЛ. Однако определенные категории граждан получат новые возможности, например, имеющие двух и более детей.

Если вырученные государством средства действительно пойдут на пользу обществу, поднятие налога можно будет назвать справедливым. Ведь именно к этому принципу призывает налоговая реформа. Как это будет в действительности, покажут лишь время и практика.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь