Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Налоговая миграция

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Термин «налоговая миграция» в законодательстве не упоминается. Но в повседневном общении и средствах массовой информации встретить его можно. В этой статье расскажем о том, что это такое и какие изменения поджидают налоговых мигрантов в 2025 году
Содержание

  1. Налоговая миграция в 2025
  2. Законы о налоговой миграции
  3. Риски налоговой миграции
  4. Судебная практика о налоговой миграции

Налоговая миграция в 2025

Налоговой миграцией условно называют незаконную схему уменьшения налогооблагаемой базы, когда налогоплательщик сознательно переводит свой бизнес в регион с пониженными ставками.

Суть этой схемы в следующем. По закону, индивидуальные предприниматели и компании, применяющие УСН, платят налог по тем ставкам, которые действуют в регионе их регистрации.
В большинстве субъектов Российской Федерации применяются общие налоговые ставки для налоujплательщиков на УСН:

1) 6%, если используется УСН «Доходы», то есть налог платится с суммы выручки, без учета произведенных расходов (пункт 1 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ);

2) 15%, если используется УСН «Доходы минус расходы», то есть налог уплачивается с чистой прибыли (выручка минус расходы). Это установлено пунктом 2 статьи 346.20 НК РФ.

Но в отдельных регионах могут быть установлены более низкие налоговые ставки по УСН:

1) от 1% 0% тоже встречается, для it и вновь созданных, хотя это можно и в отдельную категорию вынести, т.к. д-р тоже применяют до 6 % для УСН «Доходы» (п.1 ст. 346.20 НК РФ);

2) от 5% до 15% для УСН «Доходы минус расходы» (п.2 ст. 346.20 НК РФ).

По понятным причинам сниженные ставки очень привлекательны для предпринимателей, тем более что никаких ограничений для бизнеса они не влекут. Право на применение пониженной ставки предоставляется при наличии самого факта регистрации в соответствующем регионе. При этом в реальности компания или ИП могут работать (искать клиентов, закупать материалы) в любом субъекте РФ.

Уменьшить размер подлежащих уплате налогов, переведя бизнес в регион с пониженными ставками, — весьма заманчивая перспектива, обещающая неплохую налоговую выгоду. Однако если целью такого перевода является исключительно получение налоговой выгоды, это незаконно.

Компании, меняющие регион своей регистрации, автоматически попадают под пристальное внимание налоговой инспекции. Если у налоговиков появляются подозрения относительно истинных причин смены региона, они могут провести проверку. Если в процессе этого будет установлено, что подозрения оправданны, пронырливого предпринимателя ждут большие неприятности в виде привлечения к ответственности за получение необоснованной налоговой выгоды, назначения штрафа и доначисления налога.

Особенное внимание налоговых органов привлекают компании, которые не просто переводят бизнес в иной регион, но еще и совмещают это с его дроблением. Иначе говоря, они не меняют место регистрации компании, а открывают новую компанию или регистрируются в качестве ИП в регионе с пониженными ставками по УСН, после чего искусственно перенаправляют основные потоки прибыли на это вновь зарегистрированное в льготной местности лицо.

Очевидно, что в ряде случаев переезд может быть обусловлен вполне объективными причинами, не связанными с получением необоснованных налоговых преференций. Но в любом случае, пристальное внимание со стороны налоговиков при переводе бизнеса в регион с пониженными ставками компании или ИП обеспечено.

Некоторое время назад бытовало мнение, что налоговики в этом вопросе более лояльны к индивидуальным предпринимателям. Ведь эта категория налогоплательщиков подлежит регистрации по месту своего жительства (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Однако последующая судебная практика показала, что в некоторых случаях и ИП не удастся избежать ответственности, если налоговым органом будет установлено явное злоупотребление. К примеру, в 2021 году Арбитражным судом Республики Коми было рассмотрено такое дело. ИП, являвшаяся одновременно учредительницей ООО, получила постоянную регистрацию по месту жительства в Республике Чечне, где ставка для УСН «Доходы» составляла всего 1%. Однако налоговики заподозрили какой-то подвох и проверили адрес, который хитрая предпринимательница указала в качестве адреса своей регистрации. Для этого они совершили туда выезд. Оказалось, что в названном ИП доме давно никто не жил, так как в отношении него было принято решение о сносе. Подозрения налоговиков подтвердились: умышленная регистрация по новому адресу производилась с целью уменьшить размер налога. В связи с этим, предпринимательнице доначислили сумму налога, а также назначили штраф. Суд счел решение налогового органа обоснованным (дело № А29-15990/202).

Описанная незаконная схема уменьшения налогооблагаемой базы долгое время использовалась различными предпринимателями. Однако с 2025 года такой возможности больше не будет: в Налоговый кодекс РФ внесли изменения, препятствующие получению необоснованной налоговой выгоды посредством перевода бизнеса в другую местность. Теперь после перевода бизнеса в регион, где ставки по УСН отличаются от аналогичных ставок в прежнем регионе регистрации в меньшую сторону, компания или ИП еще целых 3 года будет платить налог в привычном размере. И только по истечении этого срока «новоселу» можно будет применять льготные тарифы, установленные в том регионе, куда осуществлен переезд. Таким образом, законодатели перекрыли недобросовестным налогоплательщикам протоптанную дорожку к злоупотреблениям в этой сфере.

Законы о налоговой миграции

Совокупность всех нормативно-правовых актов, которые в той или иной степени регулируют отношения, связанные с перемещением бизнеса между налоговыми органами разных регионов, можно обобщенно назвать «законами о налоговой миграции». Стоит отметить, что единого закона, в котором бы освещались все вопросы перевода бизнеса в регион с льготными ставками по УСН, не существует. Равно как и ни один из регулирующих эти вопросы законодательных актов не имеет такого названия и не содержит в себе этого термина — «налоговая миграция». Данный термин применяется не официально, однако он общеупотребителен и обозначает вполне конкретное правовое явление, которое мы описали в предыдущем разделе статьи.

К «законам о налоговой миграции» можно отнести:

1) ст. 346.20 Налогового кодекса РФ, устанавливающая общий размер ставок по УСН;

2) ст. 346.21 Налогового кодекса РФ. Данной статьей как раз установлено правило о том, какую ставку следует применять компании или ИП, переехавшим из одного региона в другой. Именно в эту статью недавно были внесены изменения, согласно которым более высокая ставка по УСН, которую налогоплательщик платил в прежнем регионе, сохраняется для него в новом регионе на 3 года после переезда;

3) статья 54.1 НК РФ, определяющая, какие именно действия налогоплательщика могут рассматриваться как злоупотребления с целью получения налоговой выгоды;

4) Федеральный закон от 29.10.2024 №362-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены поправки в НК РФ в части срока, на который сохраняется налог по прежним ставкам.

Риски налоговой миграции

Как уже упоминалось, перевод бизнеса в другой регион может быть вызван реальной необходимостью. Но даже в этом случае подобное мероприятие сопровождается определенными рисками, если в новом регионе установлены более низкие ставки по УСН. Налоговая инспекция наверняка заинтересуется, какие именно цели преследует налогоплательщик, не задумал ли он искусственно уменьшить налогооблагаемую базу, осуществив фиктивную перерегистрацию по новому адресу.

В этой связи важно понимать, что именно обычно заставляет налоговые органы «насторожиться», на какие сопутствующие обстоятельства они чаще всего обращают внимание. Как показывает практика, к таким обстоятельствам относят:

1) осуществление деятельности в другом регионе, не по месту регистрации. Иначе говоря, если компания или ИП перевели свой бизнес, допустим, в Калмыкию, известную своими низкими налоговыми ставками, но фактически продолжают работать из Московской области, это, несомненно, будет выглядеть очень подозрительно и спровоцирует дополнительные налоговые проверки;

2) фактическое проживание индивидуального предпринимателя по прежнему адресу (или в ином месте) при наличии постоянной регистрации в льготном регионе. В этом случае возникнут обоснованные сомнения в том, что прописка по новому адресу не была произведена с единственной целью — получить налоговые льготы;

3) в качестве нового места пребывания выбран адрес массовой регистрации. На практике налоговые органы усматривают «массовость», если по одному и тому же адресу зарегистрировано более 5 компаний (приказ ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1268@). Однако стоит учитывать и такой момент: если новый офис компании находится в крупном офисном центре, вполне логично, что его адрес будет совпадать (хотя бы частично) с адресами множества других компаний;

4) регистрация ИП в нежилом помещении. Индивидуальный предприниматель, будучи физическим лицом, должен быть зарегистрирован в жилом помещении. В противном случае его переезд точно не останется незамеченным налоговыми инспекторами.

Для того, чтобы избежать обвинений налоговой инспекции в фиктивной релокации бизнеса, необходимо выполнять несложные рекомендации:

1) в ходе своей деятельности собирать документы, подтверждающие реальность ведения бизнеса по указанному в качестве регистрации адресу, — чеки, договоры с местными фирмами и физлицами;
2) индивидуальным предпринимателям, сменившим место жительства, нужно также собирать подтверждения своего проживания по месту регистрации. Для этого следует расплачиваться банковской картой в местных магазинах, оплачивать коммунальные счета. Даже личные фотографии в соцсетях с привязкой к определенному месту могут сыграть свою роль и стать решающим аргументом в споре с налоговой инспекцией.

Представляется, что с введением поправок о трехлетнем сроке сохранения прежних ставок по УСН количество налоговых релокантов значительно снизится, однако это не значит, что приведенные нами советы будут неактуальны. В любом случае необоснованная смена адреса регистрации может вызвать вопросы у налоговой инспекции, и в этом случае важно продемонстрировать реальную обоснованность переезда.

Судебная практика о налоговой миграции

«Серые» схемы снижения налогооблагаемой базы используются налогоплательщиками довольно часто, поэтому и судебной практики по подобным спорам накопилось достаточно. Приведем несколько примеров таких дел.

В 2022 году Арбитражным судом Республики Крым было отказано в удовлетворении иска ИП о признании незаконным решения налогового органа о доначислении налога и наложении штрафа. Спор с налоговой возник как раз по поводу перевода бизнеса в другой регион с меньшими налоговыми ставками. ИП изначально был зарегистрирован в Республике Марий Эл, потом вместе со своим бизнесом «перекочевал» в Крым, а еще через несколько лет — в Удмуртию. Налоговикам эти постоянные переезды показались подозрительными, тем более что всю отчетность предприниматель направлял в электронном виде, находясь в Марий Эл. Они совершили выезд по адресу должника и обнаружили, что по указанному месту регистрации он не проживает. По результатам проверки и был назначен штраф, а также доначислен налог. ИП с решением налоговой инспекции не согласился и обжаловал его в судебном порядке. Однако успехом предпринятые им действия не увенчались: суд встал на сторону налоговиков. Выяснилось, что предприниматель действительно большую часть времени проживает в Марий Эл и что там же находятся все его контрагенты. Это и стало поводом для отказа в удовлетворении поданного иска (дело №А83-14979/2021).

В 2023 году Арбитражный суд Мурманской области отказал в удовлетворении иска ИП об отмене решения о назначении ему штрафа и доначислении налога. Суть дела заключалась в следующем. В течение всего 2020 года ИП был зарегистрирован в Подмосковье, однако 16.04.2021 года он получил регистрацию в Мурманской области.

В Мурманской области в 2020 году ИП на УСН «Доходы» должны были платить налог по льготной ставке 1%, в Подмосковье же в том же периоде применялась ставка 6%.

В июне 2021 года ИП подал уточненную декларацию, в которой рассчитал свой налог за 2020 год по ставке 1%. Налоговики сочли это незаконным, так как в отчетный период предприниматель еще был зарегистрирован в Подмосковье и, соответственно, должен был платить налог по ставкам, установленным для Московской области. ИП же утверждал, что он вправе применить льготную ставку, так как подал декларацию уже после перерегистрации.

Суды, рассмотрев дело, приняли сторону налогового органа. Они отметили, что для применения льготной налоговой ставки требовалось одновременное соблюдение двух условий: регистрация в качестве ИП в течение всего отчетного периода в Мурманской области и реальное ведение деятельности там же. В рассматриваемом случае эти условия соблюдены не были, поэтому суды пришли к выводу, что отмена решения ФНС невозможна (дело №А42-671/2022).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь