Над статьей работали:
Автор: Коротаева Юлия
Традиционно начало года – это период вступления в силу законодательных поправок в порядок исчисления налогов. Не стал исключением и наступивший 2020 год. Предметом рассмотрения предлагаемой статьи стал анализ изменений законодательства по имущественным налогам организаций: земельному, транспортному и налогу на имущество. Информация поможет сэкономить время на изучение новшеств и провести 2020 год во всеоружии.
Закон внес три изменения в порядок исчисления налога на имущество.
1. Отменена обязанность сдачи квартальных расчетов по налогу на имущество. Таким образом, организациям придется готовить лишь годовую декларацию по итогам налогового периода. Форма декларации, а также порядок и формат ее представления утверждены Приказом ФНС РФ от 14.08.2019 № СА-7-21/405@.
2. Появилась возможность подачи с 01.01.2020 единой налоговой декларации. Ею вправе воспользоваться налогоплательщики – владельцы недвижимости:
- облагаемой исключительно по среднегодовой стоимости;
- расположенной на территории одного субъекта РФ, но зарегистрированной в разных инспекциях.
Право подачи единой декларации предоставляется после отправки уведомления в региональное УФНС. Обладатели такого имущества смогут отчитываться по нему в одном налоговом органе по своему выбору.
Претенденты на единую налоговую декларацию должны представить уведомление в УФНС по субъекту, где находится имущество организации, до завершения отчетной кампании за I квартал, то есть не позднее 02.03.2020.
Возможность подачи единой декларации не применяется, если региональным законодательством предусмотрены отчисления налога в местные бюджеты.
3. Изменен порядок определения налоговой базы: с 2020 года авансы за год, в котором изменилась кадастровая стоимость, рассчитываются по новой стоимости. То есть из пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2020, исключили указание о том, что для расчета авансового платежа кадастровую стоимость нужно брать именно на 1 января текущего года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.04.2019 № 63-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Документ вступил в силу 01.01.2020
(за исключением отдельных положений)
Обновление бланка потребовалось из-за новшеств, введенных законом № 63-ФЗ, в частности, в связи с отменой квартальных отчетов.
Обращаем внимание: форма подлежит применению с налогового периода 2019 года, то есть ближайшая сдача отчетности должна происходить на новом бланке. По сравнению с прежней формой изменений немного:
- в разделе 1 появились четыре новые строки – 021, 023, 025 и 027. В них нужно будет отражать исчисленную сумму налога, которую необходимо уплатить в бюджет за налоговый период, и авансовые платежи за каждый отчетный период;
- из разделов 2 и 3 удалена строка с суммой авансовых платежей.
В разделах 2 и 3 появится новая строка «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (в рублях)».
ПРИКАЗ ФНС РФ от 14.08.2019 № СА-7-21/405@
«Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Документ вступил в силу 01.01.2020
Примечание редакции:
Вслед за утверждением новой формы декларации ФНС письмом от 15.11.2019 № БС-4-21/23353 подготовила и новые контрольные соотношения, с помощью которых налогоплательщики смогут проверить, правильно ли заполнена отчетность.
Основное новшество по сравнению с предыдущими контрольными соотношениями – это исключение всех показателей, которые относятся к расчету авансового платежа.
Есть нововведения и в части контроля заполнения декларации. Например, для раздела 1 появились соотношения, позволяющие определить, верно ли указаны ОКТМО или КБК.
Больше всего изменений в порядок исчисления имущественных налогов внес закон № 325-ФЗ.
Земельный налог:
- начиная с 01.01.2021 компании обязаны сообщать инспекторам о налогооблагаемых участках, не учтенных ИФНС при исчислении налога. К сообщению необходимо приложить документы, подтверждающие владение участком, и направить сообщение однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если организация это требование не выполнит, ей могут выписать штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 129.1 НК РФ);
- ограничено применение льготной ставки в размере 0,3 процента. С 01.01.2020 в отношении земельных участков жилищного фонда эта ставка не может применяться к участкам для ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности;
- норма, устанавливающая для физлиц дату начала исчисления налога со дня открытия наследства, с 01.01.2020 распространится и на юрлица;
- исключена возможность установления дифференцированных ставок в зависимости от видов территориальных зон, в границах которых расположен участок;
- установлен порядок выявления участков, не используемых для сельхозназначения. С 01.07.2020 орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании участка по назначению. При установлении ответственным органом факта устранения названного нарушения либо при отмене предписания сведения об этом также в течение 10 дней представляются в налоговый орган по субъекту РФ;
- c 01.01.2021 муниципалитеты исключены из процедуры установления сроков уплаты земельного налога организациями. Таким образом, представительные органы муниципальных образований лишатся права устанавливать сроки уплаты земельного налога;
- установлен срок уплаты земельного налога – не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи – не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Изменения применяются начиная с уплаты налога за 2020 год.
Транспортный налог
Для владельцев транспортных средств, согласно п. «а» п. 3 ст. 1 закона, с 01.01.2021 установлена обязанность информировать ИФНС об их наличии. Это та же норма, которая регулирует уведомление и о наличии земельных участков, рассмотренное выше. Сообщать о ТС необходимо в случае, если:
- они являются объектами налогообложения;
- не подпадают под льготу;
- по ТС ни разу не получено сообщение об исчисленной сумме налога.
Кроме того, к уведомлению нужно приложить копии документов, подтверждающих регистрацию ТС. Достаточно сделать это один раз в срок до 31 декабря следующего за истекшим налоговым периодом года. Документы можно отправить в любую удобную ИФНС.
Причина новшеств – в отмене деклараций. За 2020 год инспекторы уже сами будут присылать сообщения об исчисленном налоге. Поэтому если в 2020 году организация приобретет транспорт и в 2021 году не получит от инспекции сообщения о налоге, то нужно будет до 31 декабря 2021 года уведомить налоговиков о приобретении.
Предусмотренные ранее для физлиц санкции в соответствии с пп. «а» п. 49 ст. 1 закона распространяются и на юридические лица. Так что начиная с 01.01.2021 компания за непредставление сообщения будет наказана штрафом в размере 20 процентов от неоплаченной суммы налога.
По аналогии с земельным налогом п. 63 ст. 2 закона исключил с 01.01.2021 из полномочий регионов установление сроков уплаты транспортного налога организациями.
Пунктом 68 ст. 2 закона установлен предельный срок оплаты налога. Согласно новой редакции п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу должны быть уплачены налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III кварталам). Новшество применяется начиная с уплаты транспортного налога за налоговый период 2020 года.
Налог на имущество организаций
С 01.01.2020 п. 1 ст. 374 НК РФ относит к объектам обложения по кадастровой стоимости не только основные средства, но и любую недвижимость, принадлежащую организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Таким образом, станет неважно, учтена недвижимость как основное средство или нет – начислять и платить налог по кадастру все равно придется. Правда, если регион не решит иначе.
Ранее, если объекты не были поставлены на учет в качестве основных средств, налог по кадастровой оценке по ним не платили. Это следует из разъяснений Минфина, изложенных в письме от 30.06.2017 № 03-05-05-01/41582. Исключение по пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ – жилые дома. Если они являются основным средством, то налог платят исходя из среднегодовой стоимости, а если не являются – исходя из кадастровой. То есть с нового года владельцы такой недвижимости будут нести повышенную налоговую нагрузку.
В перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, с 01.01.2020 включается иная недвижимость, облагаемая налогом на имущество физлиц, то есть жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства и иные объекты. Перечень облагаемых налогом «иных» объектов конкретизировал закон № 379-ФЗ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.09.2019 № 325-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Документ вступил в силу 29.09.2019
(за исключением отдельных положений)
Примечание редакции:
Согласно разъяснениям Минфина, изложенным в письме от 02.10.2019 № 03-05-04-01/75869, с которыми согласилась и ФНС в письме от 03.10.2019 № БС-4-21/20087@, платить ли налог исходя из кадастровой стоимости по объектам из нового перечня, в конечном итоге решают регионы. Дело в том, что это их право – определять, по каким именно объектам платить налог таким образом. Кроме того, субъекты РФ перечень такой недвижимости могут сократить.
Поэтому рекомендуем следить за региональным законодательством, чтобы заранее подготовиться к возможному росту расходов на уплату налога.
Закон № 325-ФЗ внес смуту в бизнес-среду, оставив открытым перечень недвижимости, облагаемой юрлицами по кадастровой стоимости. Но в конце ноября был опубликован закон, внесший ясность в этот список. Итак, с 01.01.2020, согласно п. 2 ст. 1 закона, налог нужно будет платить:
- с жилых помещений;
- объектов незавершенного строительства;
- гаражей;
- машино-мест;
- жилых строений, садовых домов, хозстроений и сооружений, которые расположены на участках для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.11.2019 № 379-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Документ вступил в силу 01.01.2020
(за исключением отдельных положений)
В порядок исчисления земельного налога внесены поправки, согласно которым сообщать об имеющихся льготах с 01.01.2020 обязаны не только физические, но и юридические лица.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.04.2019 № 63-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Документ вступил в силу 15.04.2019
(за исключением отдельных положений)
Примечание редакции:
Как пояснила ФНС в письме от 12.09.2019 № БС-4-21/18359@, подавать заявление придется только за налоговые периоды начиная с 2020 года. Конкретный срок подачи не установлен.
По льготе за предыдущие годы, а также за периоды в течение 2020 года, когда, например, организация ликвидирована или реорганизована, организации должны применять действующий порядок, то есть сообщать о льготируемых объектах в декларациях.
Форма сообщения уже обнародована в проекте Приказа ФНС РФ «Об утверждении формы и формата представления сообщения о наличии у налогоплательщиков-организаций транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, а также порядка заполнения формы и порядка направления сообщения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи».
Согласно проекту сообщение заполняется на основании приложенных к нему копий документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки.
Сообщение может заполняться рукописным способом или с использованием соответствующего программного обеспечения.
Направление сообщения в электронной форме допускается при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи.
В случае если налогоплательщик не получит от налогового органа квитанцию о приеме, сообщение необходимо направить в налоговый орган на бумажном носителе.
Начиная с 01.01.2020 для того, чтобы воспользоваться льготами по земельному и транспортному налогам, необходимо представить в инспекцию заявление.
Новый бланк понадобился ввиду отмены подачи в ИФНС деклараций по указанным налогам с отчетности за 2020 год. Поэтому если компания претендует на получение льгот, то в 2020 году нужно подать в ИФНС заявление об их предоставлении. Дело в том, что наличие льгот до отмены деклараций подтверждалось в самом бланке декларации в специальном реквизите «Код налоговой льготы».
Для подачи заявления используется единая форма, которая так и называется «Заявление налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу».
Форма состоит из трех разделов: титульного листа и по одному разделу для транспортного и для земельного налогов.
Порядок заполнения заявления говорит о том, что если организация заявляет только о льготе по земельному налогу, пустой лист с полями по транспортному налогу можно не сдавать. Однако этот вопрос нужно уточнить в своей инспекции.
Заявляя о льготе по земельному налогу, нужно указать:
- кадастровый номер участка;
- срок предоставления льготы и ее код;
- сведения о муниципальном акте, который устанавливает льготу;
- информацию о подтверждающих льготу документах.
Коды льготы также приведены в приложении к порядку заполнения заявления. Обращаем внимание, что некоторые льготы по земельному налогу установлены не на муниципальном уровне, а на федеральном – в НК РФ. В этом случае поля, предназначенные для информации о местном НПА, не заполняются. Речь идет, например, о льготе по участкам под автодорогами общего пользования.
Для льгот по транспортному налогу нужно указать:
- вид транспортного средства, его марку (модель) и госномер;
- срок предоставления льготы;
- сведения о подтверждающих льготу документах;
- код льготы и реквизиты регионального закона.
В приложении к порядку заполнения заявления указано всего четыре кода: один для льготы по международному договору и три для региональных льгот (освобождение от уплаты, пониженная ставка и снижение суммы налога). Напомним, что в настоящее время льготы для организаций установлены только в законах субъектов РФ. Например, в Москве резиденты ОЭЗ транспортный налог не платят, в Свердловской области общественные организации инвалидов платят только 35 процентов от исчисленной суммы налога, а в Башкирии сельхозпроизводители применяют ставки, уменьшенные вдвое.
ПРИКАЗ ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@
«Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Документ вступил в силу 01.01.2020
Примечание редакции:
О том, как правильно заявить о льготах, налоговая служба выпустила ряд писем. К примеру, в письме ФНС РФ от 07.11.2019 № БС-4-21/22665@ освящена тема представления заявления о льготе в случае, если у компании есть участки, имеющие разные КПП по месту их нахождения. В такой ситуации необходимо подать отдельные заявления, сгруппированные по одинаковым КПП. Каждое заявление должно включать титульный лист и листы с информацией о льготных объектах. В другом письме от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@ ФНС РФ поведала о том, что произойдет, если в 2020 году не заявить о льготах по земельному налогу. Из разъяснений следует, что без заявления перечислять авансовые платежи с учетом льготы можно (платить их в меньшем размере или не перечислять вовсе в зависимости от того, что позволяет делать преференция).
С 2021 года налоговики будут присылать организациям сообщения с исчисленными суммами этих налогов.
Если у контролеров нет информации о льготе, в сообщении будет указана полная сумма обязательного платежа. В течение 10 рабочих дней с момента получения сообщения можно будет подать заявление о льготе. Налоговики его рассмотрят и примут решение: предоставлять льготу или нет. В последнем случае организации направят требование об уплате недоимки.
Но все же лучше не дожидаться сообщения от налоговиков, а направить заявление о льготе заранее. Например, это можно сделать в I квартале 2020 года.
Еще одно письмо от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@ содержит рекомендации о подаче заявления, составленные на основе поступивших от налогоплательщиков вопросов. Ответы на вопросы представлены в таблице.
Вопрос | Ответ |
С какого налогового периода нужно использовать новый порядок в виде подачи заявлений на льготы? | Заявление может быть представлено по налоговому периоду с 2020 года |
Если организация, располагающая льготами в 2020 году, планирует ликвидацию, как заявить о льготах до этого момента? | Заявить о льготах нужно по-прежнему в соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ, приказами ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@ и от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@ |
Можно ли использовать льготы при расчете и перечислении авансов, если заявление о льготе в данном налоговом периоде еще не подано? | Оплата авансов и применение льгот не связаны с обязательным предоставлением заявлений о льготе. НК РФ не регламентирует срок для подачи заявлений о льготе. Кроме того, согласно вступающим в силу с 01.01.2021 поправкам в кодекс и благодаря Закону от 15.04.2019 № 63-ФЗ, оплачивать налоги организации будут по направленным налоговиками сообщениям о начисленных суммах налогов по окончании налогового периода. Эти сообщения будут создаваться на основе имеющихся в базе ИФНС сведений, а также результатов их рассмотрения. Поэтому если у инспекторов на дату формирования сообщения нет информации о льготе, в расчет попадут суммы обязательств без их учета. Позже плательщик может представить объяснения и подтверждающие льготы документы, в том числе и заявление. Если выявится недоимка по налогам (например, в случае самостоятельного применения льготы), ИФНС примет меры по ее взысканию |
Установлен ли срок для подачи заявлений? | Нет, кодекс сроки не устанавливает |
По какой форме ИФНС оформит результаты рассмотрения заявлений о льготах (уведомление о ее предоставлении или сообщение об отказе)? | Формы документов установлены Приказом ФНС РФ от 12.11.2019 № ММВ-7-21/566@, который пока регистрируется в Минюсте РФ. До его вступления в силу можно применять формы, утвержденные приложениями 6, 7 к письму ФНС от 25.09.2019 № БС-4-21/19518@ |
Возможно ли по одному заявлению на льготу одновременно получить и согласие, и отказ от ее применения? | Да, возможно, если заявлены разные периоды действия льгот. К примеру, в заявлении прописан срок с 01.01 по 01.09, при этом с 01.01 по 31.05 действие льготы подтверждается (за этот период оформляется уведомление о предоставлении льготы), а с 01.06 по 01.09 льгота не подтверждается (за этот период формируется сообщение об отказе от использования льготы) |
Разрешается ли подача заявления о льготе по ТС и земельным участкам, не являющимися объектами обложения? | Нет, так как согласно п. 2 ст. 358, п. 2 ст. 389 НК РФ данные объекты не имеют налогоплательщиков |
Допустима ли подача заявления в первый месяц налогового периода для ее применения в течение всего налогового периода? | Срок подачи налогоплательщик определяет самостоятельно. При этом должно соблюдаться условие о наличии в ИФНС информации о праве на льготы у данного налогоплательщика. Иначе налоговая будет вынуждена отказать в ее предоставлении |
У какого налогового органа есть полномочия на рассмотрение заявлений по существу? | ИФНС по месту нахождения объектов (п. 5 ст. 83 НК РФ, п. 1.6, 2.1 приложения к письму ФНС РФ от 25.09.2019 № БС-4-21/19518@) |
Можно ли отправить заявление через личный кабинет налогоплательщика? | Нет, нельзя. Так как в соответствии с п. 1 ст. 11.2 НК РФ сервис личного кабинета налогоплательщика используется исключительно для реализации прав, прописанных в Налоговом кодексе. Льготы же не считаются непременным атрибутом налогообложения |
Потребуется ли заявление о льготе для применения пониженной налоговой ставки по земельным участкам определенного вида разрешенного использования? | Такой необходимости нет. Дело в том, что, исходя из абз. 1 п. 2 ст. 387 НК РФ определение ставок по земельным обязательствам не связано с установлением налоговых льгот. В отличие от ставки льгота не обязательный элемент налогообложения (п. 1, 2 ст. 17 НК РФ). Кроме того, есть позиция, высказанная в письме Минфина РФ от 01.10.2018 № 03-05-04-01/70113, выражающаяся в том, что пониженные ставки по участкам определенных видов не считаются льготами для целей исчисления налогов |
С отчетности за 2020 год организации от сдачи в ИФНС деклараций по транспорту освобождаются. Однако в последний раз – за период 2019 года – отчитаться по налогу необходимо по обновленной форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 26.11.2018 № ММВ-7-21/664@.
Необходимость обновления декларации связана с прекращением с 01.01.2019 действия положения, позволяющего вычитать из суммы транспортного налога плату за вред дорогам федерального значения, наносимый большегрузами. В связи с этим изменился и порядок заполнения документа.
Остальных изменений немного:
- обновлены штрихкоды видов транспортных средств;
- уточнены льготы и вычеты;
- вместо трех разных кодов, предназначенных для автобусов, будет введен один, общий.
Сдать декларацию необходимо в срок до 03.02.2020.
ПРИКАЗ ФНС РФ от 26.11.2018 № ММВ-7-21/664@
«О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Документ вступил в силу 20.02.2019