Над статьей работали:
Автор: Коротаева Юлия
Расчет налога на имущество вызывает много вопросов у бухгалтеров. Особенно остро они встают перед специалистами в период отчетной кампании. Так, плательщики налога должны будут представить отчетность за 2019 год не позднее 30 марта. Подготовиться к сдаче имущественной отчетности и избежать проблем с контролирующими органами поможет наша статья.
Плательщиками налога на имущество являются все организации, которые обладают имуществом, признаваемым объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). Это российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие имуществом на территории нашей страны.
Обратите внимание: применение «упрощенки» не освобождает от уплаты налога на имущество. Если компания на УСН владеет недвижимостью, налоговая база по которой определяется как кадастровая стоимость, то возникает необходимость платить имущественный налог и представлять по нему отчетность в ИФНС. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Статья 374 НК РФ гласит: под налогообложение подпадает недвижимое имущество, которое отражается на балансе в качестве основных средств по правилам бухгалтерского учета.
ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н) установлены правила формирования в бухучете информации об основных средствах организации. Объект признается основным средством при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, то есть когда он приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации.
Объектом налогообложения является также имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.
В пункте 4 ст. 374 НК РФ приведен исчерпывающий перечень льготных объектов, которые не подпадают под обложение налогом на имущество:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ряду госучреждений;
- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятники истории и культуры);
- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
- другие объекты.
Обратите внимание: с 2019 года движимое имущество освобождено от налога (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).
Чем руководствоваться при отнесении имущества к движимому или недвижимому? При этом плательщики не вправе самостоятельно, например, по решению комиссии на предприятии, включить объект в перечень движимого или недвижимого имущества.
Учитывая тот факт, что Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятий движимого и недвижимого имущества, для правильного их разграничения следует применять нормы гражданского законодательства. Кроме того, уже опубликованы письма Минфина РФ и ФНС РФ на тему квалификации объектов имущества. Есть и судебная практика по сложным вопросам критериев разграничения их видов. Все это поможет отличить движимость от недвижимости и правильно исчислить налог. Подробности читайте здесь.
Так, например, Минфин РФ рекомендует при определении состава недвижимости, относящейся к зданиям и сооружениям, при исчислении налога на имущество руководствоваться Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ (письмо Минфина РФ от 17.02.2017 № 03-05-05-01/9043).
Также обращено внимание, что понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 ГК РФ.
Кроме того, особенности бухучета отдельных операций, связанных со строительством, установлены п. 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина РФ от 30.12.1993 № 160). Согласно этой норме временные (титульные) здания и сооружения по их вводу в эксплуатацию зачисляются в состав основных средств на баланс застройщика. Ликвидация подобных объектов, числящихся на балансе заказчика и используемых только в период строительства ОС, производится в общеустановленном порядке с отнесением результата на счет учета прибылей и убытков.
Помимо этого, не облагаются налогом объекты, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с классификацией основных средств, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
Налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством РФ, либо отказаться от использования льготы, или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов (пп. 3 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 56 НК РФ). Обязанность заявлять или уведомлять налоговые органы о применении налоговой льготы для налогоплательщиков-организаций налоговым законодательством не предусмотрена.
Налоговый орган при проведении камеральной и выездной налоговых проверок вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88, п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ). Законодательство о налогах и сборах не запрещает налогоплательщикам представлять документы, обосновывающие применение льготы, вместе с налоговой отчетностью.
База по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено НК РФ.
Среднегодовая стоимость имущества – это частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
При этом остаточная стоимость имущества должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.
Согласно ПБУ 6/01 единица учета основных средств — это инвентарный объект. Если у одного объекта несколько частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухучету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов.
В отношении отдельных видов недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости (п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Это, в частности:
- административно-деловые и торговые центры и помещения в них;
- нежилые помещения, предназначенные либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
- жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Особенности определения налоговой базы в отношении указанных видов недвижимости устанавливаются законом субъекта РФ. Причем в утверждаемый региональным органом власти перечень включаются только налогооблагаемые объекты, названные в первых двух группах.
Таким образом, объекты недвижимости, не учитываемые на балансе в качестве основных средств, не облагаются налогом на имущество, за исключением не учтенных в качестве основных средств жилых домов и жилых помещений (письмо Минфина РФ от 03.04.2017 № 03-05-05-01/19468).
В качестве условий признания зданий административно-деловыми (торговыми) центрами, облагаемых кадастровым налогом, определены:
- вид разрешенного использования земельного участка;
- разрешенное использование здания;
- фактическое использование здания.
Административно-деловым или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных п. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Региональный орган власти устанавливает на соответствующий налоговый период перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Таким образом, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым или торговым центром и включено в названный перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, облагаются исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне (письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).
На уровне субъектов РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяется перечень объектов кадастровой недвижимости. Данный перечень направляется в налоговый орган по субъекту и размещается на его официальном сайте или на официальном сайте региона.
Таким образом, перечень, определенный на следующий налоговый период, должен быть составлен не позднее 1 января календарного года соответствующего налогового периода.
Минфин РФ считает: если здание, принадлежащее одному собственнику, обоснованно определено административно-деловым (или торговым) центром и включено в перечень, то данное здание (с учетом всех помещений в нем) облагается исходя из кадастровой стоимости, указанной в нем (письмо Минфина РФ от 07.03.2017 № 03-05-05-01/12741).
А как определить налоговую базу, если недвижимость находится в общей долевой или общей совместной собственности? В первом случае – исходя из кадастровой стоимости помещения, принадлежащего каждой компании, пропорционально ее доле в праве общей собственности. Во втором же случае кадастровая стоимость объекта подлежит распределению в равных долях (письмо Минфина РФ от 12.04.2017 № 03-05-04-01/21781, направленное письмом ФНС РФ от 18.04.2017 № БС-4-21/7363).
Если кадастровая стоимость помещения не определена, налоговая база рассчитывается как доля кадастровой стоимости здания (строения, сооружения), в котором оно находится, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).
Если здание не включено в указанный перечень, то налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества (письмо Минфина РФ от 17.06.2015 № 03-05-05-01/35000).
При этом кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года. Это может быть следствием:
- изменения рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости;
- недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В результате кадастровая стоимость объекта оценки может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ установлено, что в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости их можно оспорить. Сделать это могут как компании, так и органы власти.
Налог на имущество относится к региональным налогам (п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14 НК РФ). В связи с этим региональными законами могут устанавливаться:
- ставка налога в размере не более 2,2 процента;
- льготы по налогу;
- порядок уплаты налога и его особенности. Так, региональные власти вправе обязать налогоплательщиков перечислять налог и авансовые платежи в местные бюджеты, отменить авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков и др.;
- сроки уплаты авансовых платежей и налога.
Обратите внимание: Москва в 2019 году повысила ставки по налогу на имущество. Подробнее читайте здесь.
Актуальный КБК для перечисления налога на имущество можно узнать здесь.
Если компания владеет имуществом, которое является объектом налогообложения, то она должна отчитываться по нему перед налоговой инспекцией.
При этом нулевые налоговые декларации обязаны подавать и налогоплательщики, которые полностью самортизировали свое имущество. Ведь основное средство признается объектом налогообложения вплоть до списания его с учета, а полное погашение его стоимости путем амортизации не является основанием для его выбытия (п. 1 ст. 374 НК РФ). На это обращает внимание ФНС РФ в письме от 08.02.2010 № 3-3-05/128.
Кроме того, если компания имеет право на льготу, то данный факт не освобождает ее от сдачи отчетности по имуществу. На это недавно обратил внимание Минфин РФ.
По общему правилу декларация и авансовый расчет по налогу на имущество представляются в ИФНС по местонахождению:
- организации;
- каждого ее обособленного подразделения с отдельным балансом;
- недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).
Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).
Обратите внимание: отчитаться по налогу на имущество за 2019 год нужно по новой форме. Новый бланк декларации потребовался из-за изменений в порядке исчисления налога, введенных Законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ:
- отменена сдача авансовых расчетов по налогу в течение года. Поэтому в новый бланк внесены данные по авансам, за которые теперь отчитываться не нужно, однако, как и прежде, необходимо своевременно перечислять в бюджет;
- в раздел 2.1 добавлены новые коды для таких объектов имущества, как морские и воздушные суда.
- в разделе 1 появились четыре новые строки 021 023 025 и 027 для отражения начисленных сумм налога, а также авансов за каждый отчетный период;
- из разделов 2 и 3 исчезла строка с авансовыми платежами и добавлена строка «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период»;
добавлены коды новых налоговых льгот.
Для проверки правильности заполнения декларации нужно использовать новые контрольные соотношения, изложенные в письме ФНС РФ от 15.11.2019 № БС-4-21/23353.
Нюансы заполнения декларации в отношении имущества, облагаемого по среднегодовой стоимости приведены здесь.
Несмотря на то что изменения введены с 2020 года, согласно Приказу от 14.08.2019 № СА-7-21/405@, отчитаться по новой форме необходимо уже за 2019 год.