Над статьей работали:
Автор: Райс Валентин
Для того чтобы провести государственные (муниципальные) закупки, заказчики должны указать максимальную цену контракта. Но такая цена должна быть обоснованной. Поэтому рассчитывается она в предусмотренном законом порядке. Сегодня мы расскажем, что это за порядок, что представляет собой НМЦК, и затронем другие вопросы, связанные с данной ценой.
Начальная максимальная цена контракта является, по сути, максимальной (предельной) ценой, которую заказчик готов потратить на торгах при определении поставщика конкурентным способом. Определяется она еще до момента проведения закупки, на этапе планирования.
НМЦК должна указываться неоднократно на разных этапах закупки:
— в плане-графике;
— извещении о закупке;
— приглашении о закрытой закупке;
— документах закупки.
Рекомендуется хранить документы об определении НМЦК вместе с документами о закупках. Тем самым будет понятно, что требования об определении цены исполнены надлежащим образом. Также рекомендовано проверить, актуальны ли цены на товары (работы или услуги), по которым рассчитывалась цена.
Бывает также, что контракт заключается с единственным поставщиком. В этом случае НМЦК не рассчитывается. Однако в такой ситуации нужно рассчитать цену контракта с единственным поставщиком. Но и то и другое считается по одним и тем же общим правилам. Поэтому в случае с единственным поставщиком в части расчета никаких особенностей нет.
Также в целом законодательство не предусматривает обязательной экспертизы для проверки достоверности цены. Вместе с этим такая экспертиза нужна для некоторых видов строительных работ.
Влияние может быть оказано на следующие факторы:
- На выбор способа определения поставщика. Перечислим способы и ограничения по стоимости:
— электронный запрос котировок.
В этом случае если начальная максимальная цена контракта составляет не более 10 млн рублей, то данный способ использовать можно. Если больше 10 млн рублей, такой возможности нет;
— закупка у единственного поставщика.
Есть ограничения в отношении закупок по пп. 4, 5, 24, 25, 28 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе;
— закупка, если участниками являются исключительно СМП и СОНКО.
В этом случае стоимость не должна превышать 20 млн рублей;
— определение поставщика путем проведения аукциона.
Для такого способа ограничения отсутствуют;
— проведение конкурса.
При данном способе ограничения также отсутствуют.
- На срок размещения в единой информационной системе (далее ЕИС) извещения о закупке.
В частности, стоимость влияет на срок размещения извещения при проведении электронного аукциона. Так, если НМЦК не выше 300 млн рублей, срок размещения не меньше чем за 7 дней до дня окончания срока подачи заявок. Этот же срок будет при закупке работ по строительству (реконструкции, капремонту, сносу объекта), где НМЦК не должно превышать 2 млрд рублей. В остальных ситуациях срок будет не меньше чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок.
Согласно части 1 статьи 22 закона № 44 НМЦК должна быть обоснована заказчиком. Обоснование представляет собой расчет данной цены. Рассчитываться она может одним или несколькими методами, предусмотренными законом. Подробнее о таких методах мы расскажем в следующем разделе.
Применение того или иного способа зависит от предмета закупки. Поэтому вы сможете использовать только тот способ, который вам подойдет, а не тот, что больше понравится. В случае если выбранный метод окажется неправильным, могут возникнуть риски, связанные с жалобами и последующими штрафными санкциями.
Когда вы будете определять и обосновывать цену, не используйте для расчета иностранную валюту. Это возможно только в одном случае, если деятельность ведется за пределами Российской Федерации.
В статье 22 закона о контрактной системе перечислены основные методы, с помощью которых определяется НМЦК. В частности, к ним относятся:
- Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка. Обычно используется именно этот способ, если законом не предусмотрено определять стоимость другим способом. Этот метод основной и действует по умолчанию.
- Нормативный метод. Применяется, если для организации установили предельные цены на товары (работы, услуги).
- Тарифный. Данный подход применяется в случае, когда государство устанавливает тарифы на стоимость товара.
- Проектно-сметный. Если закупки имеют отношение к строительству, сносу или капитальному ремонту, надо использовать данный подход. При расчете учитываются требования Приказа Минстроя РФ от 23.12.2019 № 841/пр.
- Затратный. Этот способ может быть использован, если ни один из перечисленных выше методов не подошел. Также можно использовать и другой метод. Но в этих случаях обязательно нужно обосновать, по какой причине невозможно использовать подходы, перечисленные в ч. 1 ст. 22 закона № 44 ФЗ.
При использовании того или иного подхода нужно исходить из специфики закупки. Также необходимо документально обосновать, почему использовался именно этот способ.
После того как вы определились, как будете рассчитывать стоимость, необходимо составить обоснование НМЦК. Для этого можно воспользоваться специальной формой обоснования, которая утверждена в приложении № 1 Приказа Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.
Бывает так, что невозможно установить, сколько будет куплено товаров, работ или услуг. В таком случае нужно определить и обосновать начальную цену единицы товара (работы, услуги). То есть рассчитать максимальную сумму, которую можно заплатить за одну единицу. Для обоснования используют те же самые методы, с помощью которых обосновывается НМЦК.
Остановимся подробнее на том, как обосновать стоимость каждым из методов.
1. Обоснование путем сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
Используйте этот способ, если нет обязанности применять другие методы. Для его применения можно использовать методические рекомендации утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.
В целом же нужно совершить следующие действия, чтобы обосновать цену:
1. Найдите товар, работу или услугу, которые идентичны вашим. Чтобы это сделать, нужно определить следующие характеристики: функциональные, технические, качественные и эксплуатационные.
Под понятием идентичности понимается товар, который обладает аналогичными основными характеристиками. То есть если товар немного различается внешне, но основные характеристики такие же, он будет считаться идентичным.
Если есть проблемы с наличием идентичных товаров, то используйте однородный товар, который способен его заменить. Но нужно будет учесть следующее: качество должно быть схоже с вашим, у производителя должна быть нормальная репутация, должна быть взаимозаменяемость, страна происхождения влияет на стоимость.
2. Получите информацию о стоимости. Для этого можно направить запрос о начальной максимальной цене контракта. Такой запрос связан с предоставлением коммерческих предложений. То есть запрос о предоставлении ценовой информации направляется не менее чем пяти поставщикам, которые должны иметь опыт поставки подобного товара. Направляется запрос любым удобным для вас способом. Срок действия данного предложения определяется в этом же предложении.
Данные можно также взять из общедоступных источников. Это могут быть сайты производителей и поставщиков, каталоги товаров, статистические сведения и прочая информация из свободных ресурсов.
Чтобы узнать стоимость, можно заглянуть в реестр исполненных контрактов в единой информационной системе. Но нужно учесть, что контракты в таком случае должны быть исполнены без неустоек.
В этой же системе (ЕИС) есть возможность разместить запрос цен. Такая функция есть в разделе «Реестры» личного кабинета.
Откуда получать данную информацию, вы определяете самостоятельно. Можно использовать сразу несколько источников. При этом нужно обращать внимание на различные факторы, которые могут повлиять на цену. К ним могут относиться повышение цены, условия поставки, сроки поставки и иные обстоятельства.
3. Определите однородность цен, которые вы получили. Происходит такое определение при помощи формулы для расчета коэффициента вариации. Данная формула прописана в пункте 3.20 методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.
Указанный коэффициент должен быть не более 33 процентов. В таком случае ценовые предложения являются однородными и их можно использовать для расчета.
4. Рассчитайте НМЦК по специальной формуле. Найти данную формулу можно в п. 3.21 тех же методических рекомендаций. Для расчета используют ценовые предложения. Рекомендуется применять не менее трех таких предложений.
Если прошло более шести месяцев и вам нужно скорректировать цены к текущему уровню цен, то можно сделать перерасчет. Формула для этого прописана в п. 3.18 рекомендаций.
2. Обоснование с использованием тарифного подхода.
Если цена на закупаемый объект регулируется государственными (муниципальными) органами, то используется данный способ. Приведем несколько примеров таких закупаемых услуг:
— электроснабжение;
— водоснабжение и водоотведение;
— теплоснабжение;
— электросвязь и почтовая связь.
Расчет совершается следующим образом: установленный тариф за единицу товара умножается на его количество.
Действующие тарифы вы можете узнать в региональных органах. Информацию можно посмотреть на сайте ФАС России.
3. Проектно-сметный метод.
Используйте его, если:
— закупаете работы по строительству, сносу, ремонту объекта капитального строительства. Притом что работы будут проходить с использованием проектной документации;
— работы по сохранению памятников истории и культуры, за некоторым исключением.
В этих случаях обосновать НМЦК данным способом — это обязанность. Но также есть и право. В частности, возможность обосновать цену при закупке работ по текущему ремонту.
Для того чтобы использовать указанный подход, должны быть совершены следующие действия:
— определите сметную стоимость строительства (реконструкции, капремонта). Сделать это нужно в соответствии со ст. 8.3 ГрК РФ;
— исполните требования, установленные порядком определения НМЦК в приложении № 1 Приказа Минстроя РФ от 23.12.2019 № 841/пр.
Кроме этого, в расчете нужно учитывать следующие разъяснения:
— письмо Минстроя РФ от 14.02.2022 № 5167-ИТ/09 «О начальной (максимальной) цене контракта»;
— письмо ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 08.07.2020 № 20-02-6/9299-СЛ «О разработке и применении индексов изменения сметной стоимости строительства к территориальным и федеральным сметным нормативам на уровне субъектов Российской Федерации»;
— письмо Минстроя РФ от 18.03.2020 № 8323-ОГ/09 «О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности»;
— письмо Минстроя РФ от 16.03.2020 № 9333-ИФ/09 «По вопросу применения официальной статистической информации».
Есть и другие нюансы, которые нужно учитывать:
— возможно, разрабатывать не все отделы проектно-сметной документации при закупке по капитальному ремонту;
— можно подготовить только один раздел «Смета» при закупке работ по текущему ремонту;
— нужно проверить достоверность сметной стоимости, если она превышает 10 млн рублей, если работы связаны со строительством (реконструкцией, капремонтом, сносом, сохранением объектов культурного наследия);
— нужно применять сметные нормативы, которые включены в специальный реестр. При определении сметной стоимости по ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ и закупках по закону № 44-ФЗ;
— следует использовать определенную методику. Она утверждена Приказом Минстроя РФ от 14.07.2022 № 571/пр. Также если сметная стоимость определяется по ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ.
4. Нормативный метод.
В случае если главный орган, которому подведомственна ваша организация, установил предельные цены на товары, то применяется данный подход.
Цены берутся из ЕИС, в частности, из раздела «Планирование закупок». Расчет производится путем умножения количества товара на предельную цену. Рекомендуется применять такой способ совместно с анализом рынка.
- Затратный.
Если другие способы не подходят, применяйте этот подход. Для расчета нужно сложить прямые и косвенные затраты на производство (приобретение, реализацию) и обычную прибыль. Затраты могут быть в виде:
— арендной платы;
— зарплаты;
— налогов;
— коммунальные расходы.
Данные о величине таких затрат можно найти из контрактов ЕИС или открытых источников.
При неверном расчете НМЦК законодательство предусматривает следующие виды административной и уголовной ответственности:
— штраф 10 тыс. рублей, если не соблюден порядок или форма обоснования (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
— штраф 30—50 тыс. рублей, если нарушен порядок определения при гособоронзаказе (ч. 1, 2 ст. 7.29.1 КоАП РФ).
В случае нанесения крупного ущерба, если преступление было совершено из корыстной заинтересованности, предусмотрена ст. 200.4 УК РФ.
Вы можете оставить первый комментарий