Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Может ли перевозчик быть самозанятым

Физлиц и предпринимателей, уплачивающих налог на профессиональный доход, становится все больше. В нашей статье расскажем, при соблюдении каких условий они могут заниматься пассажирскими и грузовыми перевозками, а также приведем образец договора с самозанятым грузоперевозчиком.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Может ли самозанятый заниматься пассажирскими и грузовыми перевозками
  2. Может ли самозанятый заниматься грузоперевозками на своем автомобиле
  3. Можно ли привлечь к работе самозанятого перевозчика
  4. Как составить договор с самозанятым перевозчиком
  5. Образец договора перевозки груза автомобильным транспортом с грузоперевозчиком-самозанятым
  6. Риски компании

Может ли самозанятый заниматься пассажирскими и грузовыми перевозками

Самозанятые – это физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим НПД в порядке, установленном Законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (раздел II Методики расчета показателя количества самозанятых граждан, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 17.03.2021 № 121).

Налог на профессиональных доход – спецрежим, который может применяться как лицом, не зарегистрированным в качестве ИП, так и уже зарегистрированным предпринимателем (пп. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ).

Ограничения на применение НПД установлены ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ.

Данный спецрежим применяется в отношении доходов, полученных, в частности, от оказания услуг (ч. 1 ст. 6 Закона № 422-ФЗ).

Пассажирские и грузовые перевозки относятся к оказанию услуг (ст. 1 Закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Соответственно, к полученным доходам от данных видов деятельности, можно применять налог на профессиональный доход.

Самозанятые вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются НПД, без государственной регистрации в качестве ИП, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве ИП в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности (ч. 6 ст. 2 Закона № 422-ФЗ).

Так, для осуществления перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом необходим статус индивидуального предпринимателя (пп. 13 п. 1 ст. 2 Закона № 259-ФЗ). При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси возможен статус, как индивидуального предпринимателя, так и физического лица (пп. 37 п. 1 ст. 2 Закона № 259-ФЗ).

Кроме того, оказание услуг по перевозке пассажиров регулируется нормативными актами, которые содержат свои требования, в частности требование о получении лицензии или специального разрешения.

Так, для осуществления перевозок пассажиров и иных лиц автобусами ИП необходимо:

• получить лицензию — для автобусов категории M2 или M3 (п. п. 2, 5 ст. 3, пп. 24 п. 1 ст. 12 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, п. 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616);
• пройти самостоятельно аттестацию на право заниматься деятельностью и быть ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения (пп. «а» п. 5, пп. «б» п. 8 Положения № 1616);
• владеть автобусами на праве собственности или аренды, исключение — аренда автобусов с экипажем (пп. «в» п. 5, пп. «а» п. 8 Положения № 1616).

Не требуется лицензии для осуществления перевозок автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования (п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Для осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси самозанятому необходимо получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемое уполномоченным органом соответствующего субъекта РФ. Самозанятому, не являющемуся ИП, необходимо также заключить договор со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. п. 1, 2, 4 ст. 3, ст. 20 Закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…» от 29.12.2022 № 580-ФЗ).

Для осуществления грузоперевозок автомобильным транспортом получение лицензии или специального разрешения по общему правилу не требуется. Законодательством установлены отдельные случаи, когда необходимо получить лицензию или специальное разрешение (например, пп. 30 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ, ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Может ли самозанятый заниматься грузоперевозками на своем автомобиле

Самозанятые вправе заниматься грузоперевозками на своем автомобиле только при наличии статуса ИП (пп. 13 п. 1 ст. 2 Закона № 259-ФЗ). Применять НПД по деятельности в виде перевозки грузов самозанятый без статуса ИП не вправе.

Кроме того, для перевозки некоторых видов грузов (взрывчатых или токсичных веществ, газа, легковоспламеняющихся грузов и других) нужна лицензия или разрешение. Получить лицензию могут только компании и ИП.

Можно ли привлечь к работе самозанятого перевозчика

Самозанятого можно привлечь к работе по договору оказания услуг по управлению грузовым автомобилем. Закон № 422-ФЗ не запрещает им оказывать такие услуги. Нет ограничений и в других законах. Минфин также подтверждает законность привлечения самозанятых-физлиц к оказанию услуг по вождению автомобилей (Письмо Минфина России от 03.12.2021 № 03-11-11/98272).

Выплаты водителю-плательщику налога на профессиональный доход не надо облагать страховыми взносами и отражать в отчетности по страховым взносам при условии (п. 8 ч. 2 ст. 6, ч. 1, 2 ст. 15 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ):

• отсутствия с таким лицом трудовых отношений либо их завершения не менее двух лет назад;
• наличия чека из приложения «Мой налог». В нем, в частности, должны быть указаны дата, время, сумма платежа, Ф.И.О. самозанятого лица и его идентификационный номер.

Как составить договор с самозанятым перевозчиком

Для заключения договора перевозки с самозанятым достаточно после погрузки груза составить транспортную накладную и выдать ее отправителю груза. Транспортная накладная оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронной транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. п. 7, 28 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200).

Электронную транспортную накладную участники информационного взаимодействия подписывают усиленной квалифицированной или усиленной неквалифицированной электронной подписью. Во втором случае сертификат ключа проверки должен быть создан и использован в инфраструктуре, обеспечивающей взаимодействие информационных систем, предоставляющих госуслуги в электронной форме. При взаимодействии физлица с такой инфраструктурой должны применяться средства защиты информации, прошедшие процедуру оценки соответствия (п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Устава автомобильного транспорта).

Форма транспортной накладной позволяет описать груз и основные условия перевозки. Кроме того, условия перевозки достаточно подробно урегулированы в законодательстве, в частности в гл. 40 ГК РФ, Уставе автомобильного транспорта, Правилах № 2200.

Оформлять договор как отдельный документ имеет смысл, если стороны намерены:

• подробно расписать отдельные условия перевозки, например, условия оплаты, особенности погрузки и разгрузки, требования к машине;
• изменить положения нормативных актов, когда это возможно. Например, уменьшить срок, по истечении которого груз считается утраченным, или увеличить ответственность.

Отдельный договор составляется в письменной форме (п. 1 ст. 161 ГК РФ).

Предмет — существенное условие любого договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). К предмету договора перевозки относят описание груза и основные обязанности сторон по его доставке и внесению платы.

Чтобы описать груз, нужно указать его:

• наименование. Рекомендуем прописать его максимально полно, без сокращений;
• количество. Необходимо прописать массу, размеры (высота, ширина, длина) и объем груза в кубических метрах. Если перевозится несколько предметов, указывается количество грузовых мест.

Если предмет договора не согласован, договор может быть признан незаключенным. Однако сторона, которая подтвердила действие договора, например, приняла исполнение от контрагента, не вправе недобросовестно ссылаться на то, что договор не заключен (п. п. 1, 3 ст. 432 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49).

Также суд может посчитать условие о предмете согласованным, если стороны не указали его в договоре, но заполнили и подписали транспортную накладную, где описан груз.

В договор с самозанятым перевозчиком рекомендуем включить раздел со сведениями о его статусе. В нем нужно прописать, что перевозчик:

• зарегистрирован в качестве ИП;
• является плательщиком НПД, в подтверждении чего предоставляет контрагенту справку;
• обязуется незамедлительно уведомить контрагента в случае снятия его с учета в качестве плательщика НПД.

Можно прописать в договоре обязанности, связанные с подготовкой груза, а именно:

• предоставить приспособления для погрузки. По общему правилу это обязанность отправителя, но ее можно переложить на перевозчика (ч. 6 ст. 11 Устава автомобильного транспорта, п. 50 Правил № 2200);
• упаковать груз. Эту обязанность также можно возложить на самозанятого перевозчика. В этом случае он будет отвечать за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза из-за ненадлежащей упаковки (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26). Если груз будет упаковывать отправитель, в интересах перевозчика можно установить требования к упаковке. Например, указать, что она должна быть сухой и чистой, обеспечивать сохранность груза и чистоту кузова автомобиля при перевозке, предохранять от протечек. Также можно прописать, что упакованный груз не должен иметь острых прочных углов или выступов, которые могут повредить автомобиль или другой груз;
• маркировать груз. В частности, указать сведения о массе груза, способах обращения с ним (например, если груз бьющийся), отправителе и получателе, пункте выгрузки. Это нужно сделать, если груз затарен или упакован. По общему правилу это делает отправитель, но можно возложить эту обязанность на самозанятого перевозчика (ч. 3 ст. 10 Устава автомобильного транспорта, п. п. 33, 34, 38 Правил № 2200).

В договоре можно согласовать правила передачи груза перевозчику. Для этого нужно прописать:

• время и место, в которые перевозчик должен подать транспорт под погрузку, а отправитель — предъявить груз;
• допустимое время задержки (опоздание) подачи машины или предъявления груза, по истечении которого транспорт будет считаться неподанным, а груз — непредъявленным. С этого момента сторона сможет отказаться от договора и взыскать с опоздавшего контрагента штраф и убытки (ч. 2 ст. 9, ч. 5 ст. 10, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 35 Устава автомобильного транспорта). В нормативных актах допустимое время задержки установлено только для перевозчика — по умолчанию это два часа (п. 27 Правил № 2200). Поэтому в договоре особенно важно указать допустимое опоздание отправителя груза;
• кто будет осуществлять погрузку. По общему правилу это обязанность отправителя, но можно переложить ее на перевозчика (ч. 8 ст. 11 Устава автомобильного транспорта). Также можно обязать его переместить груз к месту погрузки, например, спустить с этажа. Если перевозчик согласился на это условие, в его интересах установить ограничения или определенные требования. Например, можно ограничить максимальное расстояние или указать, что услуга оказывается только при наличии грузового лифта;
• кто будет опломбировать груз. По общему правилу это должен сделать отправитель, если груз предназначен одному получателю и перевозится в кузове крытого транспортного средства или контейнере. Если стороны хотят, чтобы груз опломбировал кто-то иной, нужно прописать это в договоре (ч. 1, 2 ст. 13 Устава автомобильного транспорта, п. 56 Правил № 2200).

Также можно указать, когда перевозчик обязан доставить груз. Такой срок можно определить разными способами, например, прописать конкретную дату и временной интервал.

Если получатель не готов принять груз в какие-то дни, например, компания не работает в воскресенье или имеет режим работы (например, с 09:00 по 20:00 по московскому времени, с перерывом на обед с 13:00 до 14:00), то это тоже стоит указать в договоре. Данная информация поможет самозанятому перевозчику лучше спланировать время доставки.

Если не установить срок, груз должен быть доставлен в течение суток. При доставке в другой город срок определяется из расчета одни сутки на каждые 300 км (п. 64 Правил № 2200).

О задержке доставки груза перевозчик обязан информировать и отправителя, и получателя (п. 65 Правил № 2200). Рекомендуем прописать порядок информирования о передвижении груза и его задержках. Например, можно обязать самозанятого перевозчика каждый день сообщать отправителю по телефону о передвижении груза или закрепить, что отправитель сам отслеживает доставку с помощью специального сервиса на сайте перевозчика.

Порядок доставки определяют отправитель и перевозчик, при этом на практике более активную роль обычно играет перевозчик, потому что у него больше профессиональных знаний и опыта. Однако отправителю может быть важно закрепить в договоре некоторые условия о доставке. Например, маршрут следования и требования к автомобилю, который будет доставлять груз (вместимость, грузоподъемность, оснащение креплениями и так далее). Последнее целесообразно указать, если в силу специфики груза не каждый автомобиль может его перевезти. Если для перевозки требуется несколько автомобилей, нужно указать, сколько.

В договоре также можно согласовать правила передачи груза получателю, в частности:

• указать место доставки (адрес) и получателя (наименование, контактное лицо и его номер телефона). Эти сведения должны совпадать со сведениями из транспортной накладной;
• определить, кто будет выгружать груз. По общему правилу это делает получатель (ч. 8 ст. 11 Устава автомобильного транспорта, п. 52 Правил № 2200);
• изменить срок выгрузки, если не устраивает нормативный (п. 40 Правил № 2200). Его лучше указывать с небольшим запасом. Дело в том, что при нарушении такого срока получатель должен будет заплатить штраф за простой транспортных средств (ч. 4 ст. 35 Устава автомобильного транспорта);
• предусмотреть обязанность перевозчика переместить груз после выгрузки. Например, можно указать, что перевозчик обязан занести груз на склад. При этом перевозчик может установить определенные ограничения или требования. Например, установить максимальные габариты груза или потребовать предоставить ему грузовые тележки;
• закрепить обязанность перевозчика передать получателю документы, которые переданы вместе с грузом. Можно указать перечень документов. Как правило, это товарная накладная, сертификат соответствия.

Для согласования цены договора указывается размер провозной платы и стоимость дополнительных услуг, например, по погрузке, упаковке груза (п. п. 1, 3 ст. 790 ГК РФ).

Рекомендуем прописать, кто будет нести расходы, связанные с перевозкой, в частности оплачивать проезд по платным дорогам, платить госпошлину за получение разрешения на перевозку крупногабаритных грузов и так далее.

Ответственность сторон достаточно хорошо прописана в законодательстве, в частности в ст. ст. 794 и 796 ГК РФ, гл. 6 Устава автомобильного транспорта.

Однако можно скорректировать эти положения или дописать свои правила, в частности:

1) установить меры ответственности, не предусмотренные законом (п. 1 ст. 793 ГК РФ). Например:

• штраф за ненадлежащее оказание перевозчиком дополнительных услуг (погрузку, упаковку и так далее);
• штраф за просрочку доставки груза, который перевозчик должен выплатить отправителю (за каждый час или сутки опоздания);

2) отменить отдельные меры ответственности или изменить их размер, если это допускается. Так, можно:

• изменить штраф за невывоз груза по вине перевозчика или непредъявление груза по вине отправителя. По умолчанию штраф составляет 20 процентов провозной платы (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 35 Устава автомобильного транспорта);
• изменить штраф за опоздание автомобиля на погрузку или его задержку по вине отправителя/получателя на погрузке/выгрузке. Для междугороднего сообщения штраф составляет 1 процент от среднесуточной провозной платы за каждый час опоздания/задержки (ч. 3 ст. 34, ч. 4 ст. 35 Устава автомобильного транспорта);

3) уточнить условия, при которых наступает ответственность. Например, при междугородней перевозке отправитель может потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если перевозчик не выдал его в течение 30 дней. В договоре можно увеличить или уменьшить этот срок (ч. 3 ст. 14 Устава автомобильного транспорта).

По общему правилу нельзя ограничить или устранить своим соглашением ответственность перевозчика (п. 2 ст. 793 ГК РФ, ст. 37 Устава автомобильного транспорта).

Ответственность отправителя закон ограничивать не запрещает. Можно не только ограничить ее, но и установить дополнительные меры ответственности, не предусмотренные законом. Например, пени за нарушение срока оплаты.

ГК РФ и Устав автомобильного транспорта не обязывают перевозчика страховать груз. Однако нет и запрета согласовать такое условие. Следовательно, стороны в силу свободы договора могут предусмотреть в договоре обязанность перевозчика застраховать груз (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Условия страхования могут быть различными. Перевозчик может страховать как в свою пользу, так и в пользу иного лица, которое имеет правомерный интерес в сохранении груза (п. 1 ст. 930 ГК РФ). Интерес самого перевозчика связан с тем, что ему придется отвечать за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если он не докажет, что они произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 Устава автомобильного транспорта).

Самозанятый вправе как по своей инициативе, так и в силу договорной обязанности застраховать не груз, а риск своей ответственности за нарушение договора перевозки груза (ч. 19 ст. 34 Устава автомобильного транспорта). Выгодоприобретателем будет его контрагент, поскольку именно перед ним перевозчик отвечает за сохранность имущества (п. 1 ст. 796, п. 3 ст. 932 ГК РФ).

Образец договора перевозки груза автомобильным транспортом с грузоперевозчиком-самозанятым

По ссылке можно скачать Образец договора перевозки груза автомобильным транспортом с грузоперевозчиком-самозанятым.

Риски компании

Гражданско-правовой договор с самозанятым лицом надо проверять на наличие признаков трудового договора. Налоговый орган может прийти с проверкой вместе с сотрудниками трудовой инспекции и переквалифицировать ГПД с такими признаками в трудовой. В этом случае компании грозит (Информация ФНС России, Письмо УФНС России по Московской области от 27.07.2020 № 10-17/051757@):

• административная ответственность (ч. 2 ст. 3.12, ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);
• доначисление НДФЛ и страховых взносов, а также начисление пеней и штрафов.

К признакам подмены трудовых отношений гражданско-правовыми налоговые органы, в частности, относят организационную зависимость плательщика НПД от заказчика, а именно:

• по требованию заказчика физлицо обязано зарегистрироваться в качестве плательщика НПД;
• заказчик распределяет самозанятых по маршрутам исходя из производственной необходимости;
• заказчик определяет режим работы для плательщика НПД: продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;
• со стороны заказчика осуществляется непосредственный контроль и руководство работой самозанятого на маршруте.

Эти и ряд других признаков и обстоятельств характеризуют плательщика НПД как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности, и указывают на фактически сложившиеся трудовые отношения (Письма ФНС России от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674, от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@).

Если самозанятый утратил право на применение спецрежима, с даты его утраты обязанность исчислять и уплачивать НДФЛ и страховые взносы в отношении него возлагается на организацию (Письмо ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь