Над статьей работали:
Автор: Колесникова Екатерина
Как учесть расходы на мобилизационную подготовку в организации? Как отразить НДС по операциям по мобилизационной подготовке? Рассмотрим эти вопросы подробнее в нашей статье.
С двадцать первого сентября 2022 года в России объявлена частичная мобилизация, что подразумевает призыв граждан РФ на военную службу. В обозначенные сроки призванные граждане обязаны явиться на сборный пункт (пп. 1, 2 Указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647, п. 1 ст. 21 закона о мобилизационной подготовке и мобилизации № 31-ФЗ).
Частичная мобилизация предполагает не только призыв граждан для государственных нужд, но и проведение иных мероприятий, в частности, перевод экономики на работу в условиях военного времени.
Мобилизация сотрудников требует от работодателя сохранение за призывниками их рабочих мест. Данное требование закрепили в трудовом законодательстве. Работодателю запрещено расторгать трудовые договоры с работниками, призванными после 21 сентября 2022 года (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). На период отсутствия сотрудника на работе в связи с мобилизацией трудовой договор с ним должен приостановиться. За этот период у работника трудовой стаж не прерывается.
Отсутствие работника оформляется приказом о приостановлении действия трудового договора. Форму приказа утверждает руководитель организации. Заключать с сотрудником допсоглашение о такой приостановке нет необходимости. Данный вывод следует из пункта 10 особенностей правового регулирования трудовых отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.03.2022 № 511, письмом Минтруда РФ от 27.09.2022 № 14-6/10/В-13042. Для оформления приостановки работодателю следует получить от работника копию повестки. Дистанционные работники могут предоставить электронную копию в форме скана.
В период приостановки действие как срочных, так и бессрочных трудовых договоров замораживается (письмо Минтруда РФ от 27.09.2022 № 14-6/10/В-13042). Дата приостановки определяется с учетом данных из повестки о времени и месте сбора.
Работодателю следует ознакомить работника с приказом под подпись. Если это не представляется возможным, например, работник уже отбыл на место сбора, данный факт фиксируется отдельным актом.
На основании приказа с работником производятся финальные расчеты за отработанные, но не оплаченные дни. Остаток заработной платы выплачивают после расчета без привязки к конкретным датам. То же самое касается и иных выплат по трудовому (коллективному) договору. Компенсация за неиспользованные дни отпуска свыше 28 календарных дней может производиться по заявлению работника в соответствии с законодательством (письмо Минтруда РФ от 27.09.2022 № 14-6/10/В-13042).
Расходы на обеспечение мобилизационной подготовки учитываются организацией в составе внереализационных расходов, если в рамках выполнения мобилизационного задания не создавалось объекта основных средств. Затраты на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям, формируют первоначальную стоимость объекта основных средств и должны списываться равномерно через амортизационные отчисления (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 1 ст. 256, пп. 1, 2 ст. 257 НК РФ).
Все расходы для целей главы 25 НК РФ должны быть документально оформлены и экономически обоснованны. Обеспечение мобилизационной подготовки помимо обычных документов должно иметь в составе подтверждающей и обосновывающей расход документации следующие данные:
— план проведения работ по мобилизационной подготовке и смету затрат на выполнение этих работ в соответствии с пп. 3.4, 3.7 положения, утвержденного Минэкономразвития РФ № ГГ-181);
— перечень работ по мобилизационной подготовке в соответствии с пп. 4, 5 рекомендаций, утвержденных Минэкономразвития РФ и Минфином РФ 16.08.2005.
Мобилизационная подготовка может потребовать от предприятия передачи произведенной им продукции или товарных запасов в резерв.
Передача в мобилизационный резерв учитывается на предприятии как реализация товаров, ведь в этот момент происходит переход права собственности в пользу государства. Таким образом, предприятие должно учесть в доходах выручку от реализации товаров в рамках поставки в мобилизационный резерв (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 9 закона о государственном материальном резерве, пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ).
Одновременно производится и учет расходов в сумме затрат на производство (приобретение) и реализацию товаров, переданных в резерв.
Если при передаче товаров (продукции) перехода права собственности на него не происходит, то это значит, что товары передаются на ответственное хранение в мобилизационный резерв. В таком случае предприятие не должно учитывать доходы и расходы по сделке в момент их передачи.
Но возмещение расходов по ответственному хранению, полученное от государства, будет учитываться во внереализационных доходах в момент его получения (п. 1 ст. 8, п. 5 ст. 11 закона о государственном материальном резерве, ст. 250 НК РФ). Расходы, которые напрямую связаны с таким хранением, можно учитывать в составе внереализационных расходов (п. 1 ст. 265 НК РФ).
Мобилизационный фонд должен периодически обновляться. В рамках освежения зарезервированный товар возвращается в собственность предприятия в тот момент, когда оно передает в резерв аналогичный товар в том же количестве. Такая товарообменная операция предусмотрена ст. 2, п. 4 ст. 11, пп. 1, 2, 17 ст. 13 закона о государственном материальном резерве.
Учет операций по обновлению резерва осуществляется исходя из планов по дальнейшему использованию имущества, полученного от государства. Если возвращенный товар организация планирует в будущем продать, то он должен учитываться в составе запасов до момента его реализации на общих основаниях. Стоимость полученного из резерва товара равна стоимости товара, который будет передан на замену в мобилизационный резерв.
На время исполнения работником государственных обязанностей работодатель обязан освободить призывника от работы, но сохранить за ним должность. На период призыва за работником сохраняется право на получение среднего заработка в рамках компенсации от привлекаемого госоргана в рамках ст. 170 ТК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 5, пп. 1—2 ст. 6 Закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ призывникам при поступления в мобилизационный людской резерв за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы платят средний заработок. Выплачивать его нужно только за рабочие дни без учета выходных и праздников. Освобождение от работы из-за сборов касается исключительно рабочего времени.
Также мобилизованным возмещают расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы. Все осуществляемые дополнительные выплаты необходимо отразить в оформленном приказе об освобождении от работы. Это предусмотрено пунктом 1 ст. 6 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, пп. 5 п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 704.
Для того чтобы получить освобождение от работы с сохранением среднего заработка, работнику необходимо написать заявление на имя руководителя организации и согласовать время освобождения. На основании заявления работника отдел мобилизационной подготовки (или ответственный сотрудник) оформляет соответствующий приказ за подписью руководителя организации.
Срок подачи работником заявления и порядок освобождения законодательно не установлен. Таким образом, работодателю следует самостоятельно прописать порядок освобождения от работы и расчет выплат в соответствующих локально-нормативных актах организации.
Затраты работодателей на выплаты сотрудникам будут компенсированы в случаях:
— подготовки по основам военной службы;
— прохождения медобследования для решения вопросов о воинском учете, призыве на военные сборы и др.;
— прохождения военных сборов;
— вызова военным комиссариатом.
Компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту только постоянной работы мобилизованного сотрудника.
Компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны РФ и ФСБ РФ. Выплата производится путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим КБК, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе казначейства соответствующему военному комиссариату.
Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений и документов, подтверждающих сумму фактических расходов. Копии подтверждающих документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации.
В составе подтверждающих документов могут представляться: расчет среднего заработка указанного работника, расчет суммы страховых взносов, выписка из табеля учета рабочего времени, расчетный листок, платежный документ, подтверждающий перечисление работнику среднего заработка и страховых взносов. Представленный перечень приведен в качестве примера, нет законодательно установленного списка подтверждающих документов, которые необходимо представить для получения компенсации. Сроки обращения организации за возмещением расходов, как и сроки выплаты компенсаций, также на настоящий момент нормативно не установлены.
Вы можете оставить первый комментарий