Над статьей работали:
Автор: Коротаева Юлия
Минтруд РФ подготовил «Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов» № 2. В документе ведомство рассмотрело несколько типовых ситуаций, в которые попадали чиновники.
Cитуация 1
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов установила, что госслужащий, входивший в коллегию, влиявшую на установление тарифов для конкретных организаций, был женат. Само по себе это не является, конечно, проступком, но комиссия выяснила, что шурин этого чиновника был заместителем руководителя одной из таких компаний. Тарифы, которые устанавливала коллегия, прямо влияли на доходы этой организации.
Такая ситуация подпадает под положения закона о противодействии коррупции. Личный интерес чиновника может повлиять на беспристрастность его решений.
Служащий, узнав, что на очередном заседании коллегия займется компанией, в которой трудится его шурин, уведомил о сложившейся ситуации комиссию. Та признала, что в этом случае возможен конфликт интересов, и порекомендовала руководителю коллегии принять соответствующие меры.
Наниматель отстранил чиновника от вопросов, касавшихся спорной компании.
Ситуация 2
В полномочия чиновника, работающего в отделе горного надзора, входят проверки того, как пользователи недр соблюдают российские законы по безопасному ведению недропользовательских работ. Дочь этого чиновника получила должность руководителя отдела геологоразведочных и геохимических работ в организации, работающей в том же регионе РФ, что и отдел ее отца. Тем не менее эта компания — не недропользователь, и госорган, в котором работает отец девушки, на компанию повлиять не сможет.
С одной стороны, госслужащий может быть заинтересован в возможности получения доходов организацией, в которой работает его дочь. С другой стороны, в конкретной ситуации интерес чиновника не влияет на его объективность, поскольку его полномочия не распространяются на спорную организацию.
Как только госслужащий узнал о новой должности дочери, он направил в комиссию соответствующее уведомление. Комиссия тем не менее пришла к выводу, что в этом случае личного интереса у чиновника нет.
Ситуация 1
Муниципальный служащий руководит отделом органа местного самоуправления, проверяющим, как компании, обслуживающие многоквартирные дома, соблюдают условия заключенных договоров. Одной из таких организаций руководит жена чиновника.
Если чиновник выявит нарушения жилищного законодательства, то он должен будет принять меры, чтобы их устранить, вплоть до направления актов проверки в органы, могущие привлечь юрлиц к ответственности. Организация, которой руководит жена чиновника, может получить выгоду, если не будет получать штрафов. Эта ситуация подпадает под положения закона о противодействии коррупции как ситуация, в которой у госслужащего возникает личный интерес.
Комиссия установила, что чиновник не уведомил ее о ситуации и не принял меры, которые могли урегулировать конфликт интересов.
Принимая решение об ответственности чиновника, комиссия учла, что хотя компания его супруги не проверялась, в план эта компания все же была включена, о чем госслужащий знал. Тем не менее взыскания или другие нарушения антикоррупционного законодательства за служащим не числятся, а руководитель характеризует его с положительной стороны.
Комиссия признала, что чиновник не уведомил ее о личном интересе и не принял меры по ликвидации конфликта интересов, поэтому порекомендовала его руководителю вынести чиновнику замечание.
Работодатель решил отстранить служащего от проверок организации, которой руководит его жена, и вынести замечание.
Ситуация 2
Заместитель руководителя регионального госоргана может решать, выделять ли субсидии подведомственным органам на выполнение госзаданий.
В одном из подконтрольных учреждений заместителем руководителя трудится зять чиновника. Предоставленные субсидии прямо влияют на доходы организации. Таким образом, у чиновника появляется личный интерес в сложившейся ситуации, который может повлиять на его беспристрастность.
Комиссия установила, что служащий не заявил о возникшем конфликте интересов и не попытался его устранить.
Однако проверка не нашла фактов, свидетельствующих о пристрастных решениях, или других нарушений. Чиновника положительно характеризует работодатель, в прочих нарушениях служащий также не замечен.
Комиссия рекомендовала руководителю служащего урегулировать возникший конфликт интересов и объявить чиновнику выговор. Тот, отстранив служащего от работы со спорной компанией, так и поступил.
Ситуация 3
Врио регионального министра сельского хозяйства выделил производственному кооперативу большую субсидию. Членом этого кооператива является сестра чиновника. Выделенные субсидии напрямую влияют на доходы кооператива.
Следовательно, налицо возникающий конфликт интересов. Врио министра об этом не сообщил и меры по его урегулированию не принял. Более того, субсидии кооперативу предоставлялись неоднократно.
Президиум совета по противодействию коррупции, установив эти факты, рекомендовал начальнику чиновника уволить врио министра в связи с утратой доверия и передать сведения о совершенном преступлении и доказательства в правоохранительные органы.
Руководство региона последовало рекомендациям совета.