Над статьей работали:
Автор: Коротаева Юлия
Проанализировав действия региональных и муниципальных властей, а также международный опыт, Минфин РФ подготовил методические рекомендации для властей и органов местного самоуправления российских регионов. В этом документе содержится комплекс мероприятий, призванных поспособствовать росту налогового и экономического потенциалов, а значит, и доходной базы бюджетов регионов РФ и страны в целом.
Многие меры уже работают в пилотных регионах. Тем не менее Минфин РФ, проанализировав общую ситуацию, пришел к выводу, что региональные и муниципальные власти нередко работают неэффективно. Следует как повышать эффективность их работы, так и искать новые возможности.
Минфин РФ рекомендует расширить комиссии по снижению неформальной занятости, контролю за уровнем зарплат и занятостью работников на предприятиях, а также разработать дополнительные критерии для измерения этих показателей. Так как основные поступления в бюджеты регионов обеспечивает НДФЛ, чья величина зависит от величины зарплат работников, то финансисты уделяют особое внимание собираемости этого налога.
Для оценки уровня зарплат и занятости финансовое ведомство предложило опираться на так называемые критические уровни. Для зарплаты, к примеру, такой показатель определили как 2/3 от среднего уровня по отрасли. Кроме того, в письме ведомство приводит еще несколько показателей для поиска потенциальных нарушителей:
• уровень заработных плат ниже регионального МРОТ;
• предоставление нулевой отчетности по налогам и взносам;
• указание в отчетности численности рабочей силы, значительно отличающейся от средней по данной отрасли;
• непредоставление письменных подтверждений о приеме на работу по заявленным вакансиям в центры занятости населения.
Также финансисты предлагают создать единые онлайн-площадки для обращений граждан в органы власти, а для бизнесменов – в городские администрации, власти субъектов и региональные отделения ФНС РФ. Ведомство считает, что подобные порталы помогут увеличить собираемость налогов, а также сыграют положительную роль в обелении экономики. Кроме того, диалог с налогоплательщиками позволит создавать и эффективнее применять правовые нормы.
Чиновники также предлагают усилить контроль за мигрантами, работающими без разрешительных документов, и за россиянами, сдающими квартиры в аренду, но не перечисляющими с этих доходов налог в казну.
Кроме того, можно улучшить и упорядочить сбор имущественных налогов. Для этого финансисты предлагают провести комплексные кадастровые работы, в ходе которых планируется выявить и включить в ЕГРН ранее не зарегистрированную недвижимость. После включения всех объектов в ЕГРН с них будет взиматься налог. Кадастровые работы предложено провести и для капитальных строений, за которые платят имущественные налоги организации или физлица.
После проведения комплексных работ будут уточнены границы участков, положение зданий, а также исправлены кадастровые ошибки. Предусмотрено, что такие работы выполнят только единожды. При работе финансисты предлагают, кроме подворового обхода, использовать аэрофотосъемку, беспилотники и даже фотографии со спутников.
Минфин РФ рекомендует регионам активнее выявлять потенциальные источники доходов для бюджета.
В частности, особое внимание властям субъектов стоит обратить на незарегистрированные маломерные суда. Сейчас гражданам проще заплатить штраф и не ставить лодку на учет, так как проверки проходят нерегулярно, а штрафы невысоки. Финансисты советуют регионам сделать проверки более систематическими, что приведет к росту количества зарегистрированных маломерных судов, а следовательно, и к росту поступлений от транспортного налога.
Также чиновники рекомендуют повысить налоговые ставки на мощные и дорогие автомобили и мотоциклы для тех регионов, в которых эти показатели невысоки. Кроме того, по мнению Минфина РФ, стоит рассмотреть и возможность отменить льготы по транспортному налогу.
Еще одной мерой пополнения бюджетов могут стать меры, способствующие выявлению нарушений ПДД, в частности, штрафы с камер видеофиксации. Чиновники советуют ставить новые камеры не только на автомагистралях, но и на небольших дорогах, а также активно использовать мобильные комплексы видеофиксации.
Бюджеты регионов можно пополнить и с помощью систем платных дорог и парковок.
Помимо новых поборов с автовладельцев, Минфин РФ рекомендует повысить ставки налога на имущество в тех регионах, в которых они установлены ниже максимально разрешенного законодательством предела.
Кроме того, чиновники советуют проанализировать предоставленные льготы, чтобы предотвратить рост выпадающих доходов.
Ряд проблем местного уровня финансисты рекомендуют решать с использованием добровольных платежей граждан, так называемого самообложения.
Для развития экономического потенциала регионов Минфин РФ предлагает тщательнее проверять соответствие разрешенного вида использования земли ее фактическому применению, выявлять неиспользуемые участки сельхозугодий. Финансисты считают, что проверки использования земли помогут полнее вовлечь неиспользуемые участки в производство и увеличить таким образом выпуск сельхозпродукции. Также они считают важным и нужным поддерживать малый бизнес — как финансово, так и организационно, создавать технопарки, бизнес-инкубаторы, расширять рынки сбыта. В том числе Минфин РФ призывает постоянно оценивать эффективность деятельности инновационной инфраструктуры экономики, работы технопарков и бизнес-инкубаторов, а также мер по поддержке субъектов МСП.
Сельхозпроизводителей рекомендовано поддерживать, разъясняя владельцам ЛПХ выгоды перехода в статус крестьянско-фермерских хозяйств. Также Минфин РФ рекомендует помогать сельхозпроизводителям в создании кооперативов, объединяющих личные и крестьянско-фермерские хозяйства, в развитии системы лизинга сельхозтехники и расширении рынков сбыта региональной продукции.
Федеральное министерство финансов рекомендует проводить региональные, межрегиональные и даже международные выставки-ярмарки, на которых потенциальные инвесторы и покупатели смогут ознакомиться с продукцией регионов, а также конкурсы и соревнования среди субъектов МСП и сельхозпроизводителей, выдавать субсидии, улучшать условия для ведения бизнеса и развивать туризм.
Регионам ведомство рекомендует создать условия для роста и возникновения новых компаний как наиболее соответствующих новому времени и условиям; оказывать малому бизнесу информационную и консультационную поддержку — особенно во взаимодействии с государственными органами, проводить семинары и тренинги, неформальные встречи бизнесменов и властей.
Среди прочих видов поддержки субъектов МСП Минфин РФ упоминает гранты и субсидии на разработку новой продукции, а также на расширение бизнеса. Такая помощь способствует созданию новых фирм и росту старых, увеличению выпуска продукции и росту поступления налогов в бюджет.
Чиновники рекомендуют обратить внимание на так называемый краудфандинг, который также несет возможности для развития бизнеса без участия государства.
Организационную поддержку планируется оказывать в том числе и с развитием системы одного окна для бизнеса, что сократит административную нагрузку на компании, позволит им работать более результативно и в итоге увеличить объем поступающих налогов.
Чтобы простимулировать рост экономического потенциала субъектов РФ, Минфин РФ рекомендует улучшить организацию отношений между региональными и муниципальными бюджетами.
В частности, регионам предложено установить единые или дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты. Такие нормативы нельзя будет снижать в течение 3 лет, что поможет муниципалитетам стабильно наполнять собственную казну и улучшит прозрачность планирования бюджетов. Поступления от НДФЛ, превышающие расчетный размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов, также остаются в доходах местного бюджета и не изымаются в региональный. Возможные сверхпоступления от подоходного налога простимулирует местные власти увеличивать собственные налоговые доходы, улучшая условия для ведения бизнеса.
Также финансисты рекомендуют разработать систему рейтингов для оценки органов местного самоуправления. Показатели, по которым муниципалитету будет присуждаться тот или иной рейтинг, Минфин РФ приводит следующие:
• динамика налоговых доходов местного бюджета, в том числе от НДФЛ;
• динамика инвестиций, отгруженных товаров, среднемесячной зарплаты;
• количество налогоплательщиков земельного налога и объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц и т.д.
Муниципалитеты, лидирующие в рейтинге, предложено премировать.
Минфин РФ разработал типовой план мероприятий (дорожную карту) по консолидации бюджетных средств субъектов Российской Федерации в целях оздоровления государственных финансов регионов (далее — типовой план). В него входят меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, сокращению государственного и муниципального долга, оптимизации расходов, бюджетной сети и социальной поддержки, а также меры по совершенствованию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях и системы закупок для государственных и муниципальных нужд.
Такие типовые планы рекомендуется утвердить не только в субъектах Российской Федерации, имеющих высокую долговую нагрузку, но и в других субъектах страны, в том числе дотационных.
Для улучшения администрирования налогов и сборов финансисты рекомендуют направлять в налоговые органы сведения об арендованных земельных участках, выявленных лицах, ведущих бизнес без регистрации юрлица или ИП, предоставлять налоговикам все предусмотренные федеральным законодательством сведения. Чиновники отдельно подчеркивают, что граждане должны знать, на что уходят уплаченные ими налоги.
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"