Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила
В нашей стране воду всего производят 1,267 тыс. предприятий. С помощью маркировки упакованной воды они вышли из тени. До ее введения эти компании не подавали сведения ни в одну госинстанцию. Благодаря новой системе удалось обелить отрасль на 15 процентов. С первого ноября 2022 года стартует новый этап маркировки продукции в «Честном ЗНАКЕ». Благодаря этому рынок воды станет еще прозрачнее. Мера позволит выявлять контрафакт – нелегальное производство начнут определять по расхождению данных в системах, содержащих сведения об объемах добываемой и производимой воды.
Распространение некачественной и контрафактной продукции – проблема как для потребителей, так и производителей. Появление в обороте таких товаров не только влечет финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, а также может нанести моральный и в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю.
Чтобы противостоять этим последствиям, государство ввело в действие систему маркировки продукции различных категорий «Честный ЗНАК». Без ее появления отслеживать перемещение и реализацию товаров было затруднительно. Основная задача новой системы – гарантировать потребителям подлинность и качество продукции, соответствующее установленным требованиям.
Чтобы товары попали под контроль «Честного ЗНАКА», их маркируют специальными средствами идентификации. Для этого наносят код Data Matrix на упаковку и вносят единицу маркированного товара в базу данных. Цифровой код, нанесенный на товар, гарантирует его подлинность и качество.
Необходимое требование для всех участников оборота маркированных товаров – это использование ЭДО и систему «Честный ЗНАК». Регистрируются в указанной системе следующие участники оборота маркированной воды:
— производители;
– импортеры;
– оптовые продавцы;
– розничные продавцы;
– сегмент HoReCa – рестораны, кафе, отели;
– госучреждения – столовые в школах, детских садах, больницах.
Компании и ИП, которые покупают воду для собственных нужд, а также физлица, не являются участниками оборота.
Маркировка должна наноситься на следующие виды продукции:
– воду природную либо или искусственно минерализованную, газированную, без добавок, в том числе и улучшающих вкус;
– воду минеральную, газированную, природную минеральную;
– негазированную бутилированную воду;
– иную питьевую бутилированную воду.
Не требуется маркировка в отношении воды:
– для детского питания;
– с вкусовыми и ароматическими добавками.
Не нуждаются в маркировке различные напитки, например, квас, лимонады, соки.
Запуску этапа обязательной маркировки воды предшествовало ее проведение в экспериментальном порядке. Эксперимент по маркировке упакованной воды проходил с 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021 года.
С первого сентября 2021 года производителям и импортерам упакованной воды следовало подать заявление на регистрацию в системе маркировки, но не позднее 7 дней со дня возникновения необходимости оборота маркированной упакованной воды.
Законодатели установили проведение маркировки воды по следующим этапам:
- С первого декабря 2021 года – в отношении минеральной природной упакованной воды. Производители и импортеры минеральной воды к этой дате обязаны были зарегистрироваться в «Честном ЗНАКЕ» и описать свои товары в каталоге. К этому времени им требовалось также полностью настроить процессы по заказу кодов, их нанесению на продукцию с подачей в систему отчета о нанесении и вводе кодов маркировки в оборот, наладить работу по оплате кодов. Оборот немаркированной минеральной воды, произведенной с этой даты, запрещался;
- С первого марта 2022 года – в отношении воды:
– в емкостях, в том числе газированной, без добавления подслащивающих или вкусоароматических веществ;
– купажированной, газированной или негазированной;
– искусственно минерализованной.
Производители и импортеры любой категории упакованной воды к этой дате должны зарегистрироваться в «Честном ЗНАКЕ» и описать товары в каталоге. К этому числу им требовалось также полностью настроить процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей в систему отчета о нанесении и вводе кодов маркировки в оборот, наладить работу по оплате кодов. Оборот немаркированной упакованной воды, произведенной с этой даты запрещался;
- С первого сентября 2022 года – в отношении розничной торговли упакованной воды;
- С первого ноября 2022 года – в отношении оборота упакованной воды, кроме розничной продажи.
Первое ноября 2022 года – начало очередного этапа в процессе маркировке воды. С этой даты производитель, импортер, оптовики и розничные продавцы должны использовать ЭДО в процессах отгрузки и приемки маркированной продукции. Участники оборота должны внедрить и настроить ЭДО. Для этого требуется выбрать оператора ЭДО, протестировать эту систему со своими партнерами.
Передавать в «Честный ЗНАК» требуется сведения о партиях товаров. Передаются код товара и количество отгружаемого маркированного товара. При этом возможно передавать сведения без указания конкретных кодов маркировки, которые перемещаются между собственниками.
Кроме того, c 1 ноября 2022 года передаются данные о выводе продукции из оборота по прочим причинам, не связанным с ее продажей в розницу.
Производитель, импортер, оптовики и розничные торговцы должны подавать сведения в в «Честный ЗНАК», например, при использовании воды для собственных нужд, использовании для собственных нужд покупателем, безвозмездной передачи, истечения срока годности, утилизации, утраты и т.п. Для этого в ЛК системы в разделе «Документы» нужно создать документ «Вывод товара из оборота»;
- С первого марта 2023 года появится обязанность передачи в «Честный ЗНАК» сведений о розничных продажах маркированной воды.
С этого времени розница, которая продает любые типы упакованной питьевой воды, сканирует коды на кассе и обеспечивает передачу сведений о продажах в систему «Честный ЗНАК» с помощью онлайн-касс. К этому времени нужно протестировать процессы продажи, передачи сведений в систему маркировки и обеспечить наличие 2D-сканеров на кассах, а также при необходимости обновить кассовое ПО;
- С первого декабря 2023 года станет обязательной передача в «Честный ЗНАК» сведений о выбытии упакованной воды для сегмента HoReCa и госучреждений.
Участники оборота в сегменте HoReCa и госучреждения, приобретающие упакованную для своих целей, не связанных с ее перепродажей, должны с этой даты представлять данные о выводе этой продукции из оборота. Для этого участникам нужно выбрать оператора ЭДО, настроить систему электронного ДО и провести его тестирование с контрагентами;
- С первого марта 2025 года вводится обязанность поэкземплярного учета, то есть следует передавать данные о каждой единице маркированного товара. Производитель, импортеры, оптовики, розничные продавцы должны перейти на ЭДО при отгрузке и приемке воды.
Для маркировки воды в обязательном порядке нужно:
– иметь УКЭП. Она требуется всем участникам оборота. Наличие УКЭП необходимо как для регистрации в системе маркировки «Честный ЗНАК», так и для подтверждения всех юридически значимых действий. Подпись должна быть выпущена на руководителя фирмы или ИП согласно данным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
– настроить учетные системы и подключить необходимое оборудование. Для этого компании или ИП предварительно требуется выбрать техническое решение, наиболее подходящее для этих целей;
– настроить 2D-сканер или мобильное приложение «Честный ЗНАК.Бизнес»;
– настроить онлайн-кассу и заключить договор с ОФД о передаче сведений в системе маркировки;
– подключить ЭДО. Можно также использовать сервис «ЭДО Лайт» – бесплатный сервис ЭДО, который интегрирован в ЛК участника системы «Честный ЗНАК». Он позволяет пересылать электронные документы с кодами маркировки между продавцом и покупателем и передавать информацию об этом в систему маркировки. «ЭДО Лайт» прежде всего предназначен для представителей малого бизнеса, которые еще не пользуются коммерческими сервисами ЭДО. При этом «ЭДО Лайт» поддерживает роуминг с другими ЭДО-операторами. Работа в «ЭДО Лайт» возможна как с компьютеров, так и с мобильных устройств при помощи приложения «Честный ЗНАК.Бизнес».
Если компания уже торгует другой маркированной продукцией с применением ККТ (например, вносит данные в «Честный ЗНАК» о молочной продукции), то для работы с маркированной упакованной водой требуется всего лишь добавить новую группу товаров в ЛК «Честного ЗНАКА».
Если предприятие ранее не работало с ЭДО, то можно использовать сервис системы маркировки «ЭДО Лайт» 2D-сканер или кассовое ПО последней версии.
Если фирма никогда раньше не работала с 2D-сканером, то можно его не приобретать. В мобильном приложении «Честный ЗНАК.Бизнес» встроен сканер для работы с маркировкой.
Маркировка воды для розницы – новый этап, который стартовал с 01.11.2022 г. Производителям, импортерам, рознице и оптовикам потребуется передавать данные об обороте и выводе из оборота питьевой и минеральной воды. Чтобы передача данных носила корректный характер, участник оборота первым делом должен добавить товарную группу «Упакованная вода» в ЛК «Честного ЗНАКА». При этом действия участника оборота зависят от того, работал ли он когда-либо с маркированным товаром или делает это впервые.
Если участник уже связан с маркированной продукцией, то, чтобы правильно добавить товарную группу «Упакованная вода» в ЛК «Честного ЗНАКА», ему нужно:
– в разделе «Профиль» выбрать «Данные участника» и добавить товарную категорию «Упакованная вода»;
– указать свой тип участника;
– подписать комплект документов для активации новой товарной группы.
Если предприятие еще не сотрудничало с «Честным ЗНАКОМ», ему требуется:
– оформить УКЭП;
– зарегистрироваться в качестве участника системы;
– указать при регистрации, что оно является участником товарной группы «Упакованная вода»;
– подписать комплект документов для активации новой товарной группы.
Добавлять новую товарную группу требуется для того, чтобы наладить корректную работу в системе и избежать штрафов.
Для работы в «Честном ЗНАКЕ» всем розничным продавцам нужно зарегистрироваться и оформить ЛК. Для регистрации нужна ЭП руководителя фирмы или ИП.
Для работы с маркировкой воды понадобится:
– программа ЭДО. Работа в системе связана с оформлением электронных УПД;
– товароучетная система с поддержкой маркировки;
– аппарат онлайн-ККТ с прошивкой для работы с маркировкой. При этом аппарат должен распознавать маркированный товар и передавать данные в ОФД и «Честный ЗНАК»;
– двумерный сканер 2D штрихкодов — для считывания кодов DataMatrix;
– принтер штрихкодов. Он понадобится после вступления всех требований в полную силу. Принтер нужен для распечатки поврежденных или утерянных маркировочных кодов.
Розничные продавцы должны уметь принять упакованную маркированную воду и вывести ее из оборота. Для того чтобы принять товар, нужно:
– зайти в программу с ЭДО и открыть входящий УПД;
– сверить данные с фактически прибывшим товаром – проверить коды маркировки, количество и качество товара;
– подписать документ с помощью ЭЦП – если вся партия товара соответствует установленным требования. Тогда весь поступивший товар учитывается на балансе магазина;
– оформить акт расхождений – если на учет принимается только часть поступившего товара. Магазин может запросить корректировки данных от поставщика.
Вывод товара из оборота происходит на онлайн-кассе в следующем порядке: кассир сканирует код маркировки, пробивает чек, данные с онлайн-ККТ поступают в ОФД и «Честный ЗНАК» и товар списывается с баланса магазина.
При продаже маркированного товара в розницу нужно использовать только ККТ, которая печатает реквизит «Код товара» в чеке. Для этого был предусмотрен переход от ФФД 1.05 и 1.1 к ФФД 1.2.
Код товара нужно печатать в чеке только по товарам с обязательной маркировкой. Если в одном чеке есть данные о маркируемой и немаркируемой продукции, то код товара нужно печатать только по маркируемому товару. При этом по товарам с маркировкой каждая товарная позиция в чеке ККТ отражается отдельно. Товары, не подлежащие обязательной маркировке, можно указывать одной товарной позицией с указанием их количества (письмо ФНС РФ от 18.02.2020 № АБ-4-20/2810).
Розница может выводить товар не только в связи с его продажей потребителю, но и по другим причинам, например, если он испорчен или украден. Любой из указанных случаев списания товара оформляется через ЛК системы маркировки.
Нарушения порядка маркировки и учета маркированной продукции влекут за собой штрафы и проверки. После того как маркировка упакованной воды станет обязательной для всех участников, продавать немаркированный товар запрещается. Нарушения в особо крупных размерах могут привести и к уголовной ответственности.
Нарушения требований, предъявляемых к работе с маркированными товарами, чреваты. административной ответственностью в виде штрафа. Так, за отсутствие регистрации в системе маркировки в установленные сроки, а также за нарушение работы с товаром, подлежащим маркировке, предусмотрены ст. 15.12 КоАП РФ штрафы:
– от 1 до 10 тыс. рублей – для должностных лиц;
– от 50 до 300 тыс. рублей – для компаний.
Кроме того, без нового фискального накопителя ФНС не зарегистрирует онлайн-ККТ для продажи маркированных товаров. Работа на такой ККТ без регистрации согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ грозит штрафом:
– руководителю и ИП – в размере от 25 до 50 процентов суммы сделки, но не менее 10 тыс. рублей;
– фирме – в размере от 75 до 100 процентов суммы сделки, но не менее 30 тыс. рублей.
Вы можете оставить первый комментарий