Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила
В последнее время чиновники усилили контроль за процессом производства и продажи пива. Начали действовать требования об обязательной маркировке такой продукции. На очереди создание реестра пивоварен. О том, как это скажется на бизнесе, расскажем в нашей статье.
Необходимость введения маркировки пива и слабоалкогольных напитков назрела давно. У мелких и средних производителей, в отличие от самых крупных, на конвейере не было счетчиков, фиксирующих число бутылок и банок. Поэтому происходили многочисленные нарушения, когда объемы производства превышали цифры в отчетах. С такой неучтенной продукции не платился акцизный налог.
Маркировка – проверенный государством способ борьбы с контрафактом. Маркировка уже сократила объемы молочного суррогата, обувных подделок, нелегального парфюма.
Теперь на каждую бутылку пивовары будут наносить коды маркировки. Установили маркировку пива согласно Постановлению Кабмина РФ от 30.11.2022 № 2173. Новшества коснулись не только производителей, но и импортеров, розничных продавцов, сегмента HoReCa.
Маркировка пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи внедряется постепенно:
– c 1 марта 2023 года – введена обязательная маркировка. После этой даты производители и импортеры должны зарегистрироваться в системе, но не позднее 7 дней со дня начала производства или ввоза пива и слабоалкогольных напитков;
– c 1 апреля 2023 года – начало маркировки пива в кегах и слабоалкогольных напитков. С этой даты производители и импортеры пива и слабоалкогольных напитков в кегах должны регистрироваться и описывать товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот.
Как указали в Росалкогольрегулировании, в связи с маркировкой пива с 1 апреля 2023 года будет происходить поэтапный отказ от работы со вторым регистром (торговый зал) ЕГАИС для пива и пивных напитков;
– c 1 октября 2023 года – возникновение обязанности по маркировке пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в стекло и полимерную упаковку. Производители и импортеры пива и слабоалкогольных напитков в стеклянной и полимерной упаковке обязаны зарегистрироваться с этой даты в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот;
– c 15 января 2024 года – старт маркировки пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в иные виды упаковки. Производители и импортеры в других видах упаковки с этой даты обязаны зарегистрироваться в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот;
– c 15 января 2024 года – розничные магазины и другие предприятия, осуществляющие продажу пива и слабоалкогольных напитков в кегах, должны передавать в «Честный знак» данные о продажах c помощью ККТ. C этого времени участники оборота, осуществляющие розничную торговлю пива в кегах, должны подавать сведения в ГИС МТ о подключении кегов к оборудованию для розлива.
Обязательная подача сведений в ГИС МТ для продавцов, торгующих пивом и слабоалкогольными напитками в розницу, пройдет в два этапа:
- C 15.01.2024 нужно подавать сведения о пиве и слабоалкогольных напитков в кегах:
– при подключении кегов к оборудованию для розлива. Сведения подаются в ГИС МТ не позднее следующего рабочего дня со дня подключения кега к оборудованию для розлива. Участники оборота, осуществляющие деятельность в отдаленных или труднодоступных местностях, передают такие сведения не позднее 30 календарных дней с момента подключения кега к оборудованию для розлива;
– при продаже пива из кегов с помощью онлайн-касс. Данные передаются ОФД при наличии у участника оборота договора с оператором. Если нет договора, а также при работе в отдаленных местностях участник оборота должен передать информацию о реализации в ГИС МТ не позднее 30 календарных дней с момента продажи;
- C 01.06.2024 нужно подавать сведения о выводе из оборота потребительских упаковок при розничной реализации с помощью ККТ. Данные передаются в режиме онлайн ОФД, если у участника оборота есть договор с оператором. Если такого договора нет либо при работе участника оборота в отдаленных местностях, нужно передать информацию о реализации в ГИС МТ не позднее 30 календарных дней с момента продажи.
Запрещается вывод из оборота немаркированного пива и слабоалкогольных напитков в кегах с 01.04.2024, а в потребительской упаковке – с 15.01.2025.
Обязательной маркировке подлежит:
- Пиво солодовое и пивные напитки. Сюда относятся:
– пиво крепостью от 0,5 до 8,6 процента включительно;
– пиво крепостью свыше 8,6 процента;
– напитки, изготавливаемые на основе пива (напитки пивные);
- Cидр и грушевый сидр – сидр, пуаре;
- Прочие напитки: сброженные, игристые и неигристые с фактической концентрацией спирта не более 7 процентов. К ним относятся напитки слабоалкогольные брожения, в том числе медовуха.
Для применения этого перечня нужно руководствоваться кодами ТН ВЭД ЕАЭС, ОКПД 2 и соответствующими наименованиями товарной позиции по ТН ВЭД ЕАЭС и продукции по ОКПД 2.
Не нужно маркировать пиво и слабоалкогольные напитки, производимые для вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Для маркировки товаров участнику оборота нужно:
– получить УКЭП и установить ПО для работы с УКЭП. С первого января 2022 года руководители либо лица, имеющие право действовать от имени организации без доверенности, указанные в ЕГРЮП или в ЕГРИП, могут получить УКЭП только в УЦ ФНС. Сотрудники организации и уполномоченные лица получают УКЭП в одном из аккредитованных удостоверяющих центров. Регистрация индивидуального предпринимателя доступна только по сертификату УКЭП, содержащему ОГРНИП;
– зарегистрироваться в ГИС МТ после получения УКЭП, создать в ней свой ЛК;
– приобрести специальную онлайн-кассу, которая приспособлена для работы с маркированными товарами. Такая ККТ должна иметь ФН версии 1.2, формировать данные о проданном маркированном товаре и передавать их в систему маркировки через ОФД. Кассовый чек должен содержать обязательный реквизит «код товара», в котором указывается код идентификации. Благодаря этому система «Честный знак» распознает, что маркированный товар продан конечному потребителю, и выведет его из оборота;
– подключиться к ЭДО. Все участники рынка маркируемых товаров должны вести учет в электронной форме и через операторов ЭДО обмениваться УПД. При этом у предпринимателей есть возможность воспользоваться бесплатным сервисом – ЭДО Лайт. Он интегрирован в ЛК участника «Честного знака». Сервис предназначен для направления электронных документов с кодами маркировки от продавца покупателю. Прежде всего ЭДО Лайт создан для малого бизнеса, который еще не пользуется коммерческими сервисами ЭДО. ЭДО Лайт поддерживает роуминг с другими ЭДО-операторами. Работать в ЭДО Лайт можно как с компьютеров, так и при помощи мобильного приложения;
– купить оборудование для маркировки, считывания кодов, обмена УПД с поставщиками.
Для поддержки бизнеса запущены две программы льготного обеспечения отрасли оборудованием для маркировки. Одна из них предполагает беспроцентную рассрочку на 3 года, а вторая — компенсацию половины расходов на маркировочное оборудование для предприятий, которые производят до 300 тыс. декалитров продукции в год.
Маркировка пива не отменяет обязанность участников оборота этого напитка подавать сведения в ЕГАИС. В настоящее время продавцы пива отчитываются в ЕГАИС о закупках продукции и ведут журнал учета розничных продаж. Однако при этом путь каждой отдельной бутылки не прослеживается. Введение маркировки позволит исправить это положение. Теперь путь каждой бутылки, канистры и кеги начнут прослеживать.
Правила маркировки в ГИС МТ зависят от того, кем является участник оборота.
Производители и импортеры должны:
– пройти регистрацию. При этом нужна регистрация в ЕГАИС. Без регистрации в ЕГАИС или при наличии блокировки в ЕГАИС участнику оборота может быть отказано в регистрации системе;
– зарегистрировать карточки товара, получить код товара или GTIN. При этом нужна регистрация продукции в ЕГАИС, а поле «Код продукции ЕГАИС» заполняется с учетом данных из поля «Регистрационный номер уведомления о начале оборота алкогольной продукции в ЕГАИС»;
– подать в систему заявку на выпуск кодов и получить их;
– подать в систему отчет о нанесении средств идентификации на пиво и слабоалкогольные напитки;
– подать в систему сведения о ввозе маркированной продукции при перемещении пива из стран — участниц ЕАЭС либо при ввозе пива с территорий государств, не являющихся членами ЕАЭС. Это требование действует только для импортеров.
Предприниматели, торгующие пивом в розницу, должны:
– зарегистрироваться в системе. Это возможно при наличии регистрации в ЕГАИС. Без регистрации в ЕГАИС или при наличии блокировки участнику оборота откажут в регистрации в ГИС МТ;
– подать сведения в систему при подключении кегов к оборудованию для розлива;
– подать сведения в систему при розничной реализации пива из кегов, а также потребительских упаковок с помощью ККТ.
Иные сведения о пиве направлять в «Честный знак» не требуется.
«Честный знак» – это национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий. Основная ее задача – снизить количество контрафакта и некачественных аналогов После того как государство принимает решение о том, что определенная продукция не может поступать в оборот без маркировки, ее регистрация в системе «Честный знак» становится необходимым требованием.
Требование о регистрации в системе «Честный знак» касается всех участников оборота маркируемых товаров – импортеров, производителей, розничных продавцов и предприятий общепита.
Знаки маркировки наносятся на продукцию в формате двухмерного Data Matrix-кода. Этими кодами обязаны маркировать продукцию производители и импортеры. При этом:
– производители наносят коды маркировки в месте изготовления;
– импортеры наносят коды маркировки до того, как продукция пересечет границу РФ. Импортеры маркируют продукцию на территории таможенного склада.
В ходе эксперимента коды можно получить бесплатно. С момента обязательной маркировки нужно оплачивать их стоимость. Цена кода – 50 копеек без НДС независимо от вида маркируемого товара (Постановление Кабмина РФ от 08.05.2019 № 577).
Коды маркировки можно наносить на продукцию несколькими способами:
– этикетирование – это самая простая и чаще всего встречаемая форма маркировки. При этом коды наносят на упаковку продукции ручным способом или с помощью ручного или автоматического аппликатора.
Затем средство идентификации считывается. Для этого используют специальные технические средства, к примеру, сканер 2D-штрихкода, терминал сбора данных или камеру технического зрения;
– предсериализация – нанесение кодов типографским методом. При этом на этикетку, упаковку, платинку или укупорочное средство код наносится сторонней организацией. Такая фирма должна иметь статус сервис-провайдера. Затем этикетка, упаковка, платинка или укупорочные средства поступают к производителю (импортеру) и используются в процессе розлива.
После упаковки продукции код считывается с помощью специальных технических средств – сканера, терминала сбора данных или камерой технического зрения. Как правило, такая технология используется участниками оборота для маркировки продукции в различных товарных группах, при крупных и особо крупных производствах;
– прямое нанесение на производственной линии. Существует несколько технологий такого нанесения кодов – лазерная гравировка, термоструйная печать, пьезопечать. Такая технология используется на производственных линиях. На практике ее можно применять на скоростях до 30 тыс. шт/час при производстве пива в пэт и стеклянных бутылках.
Вы можете оставить первый комментарий