Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила
Маркировка – это уникальный защищенный код, который следует нанести на каждый товар. Эти требования распространяются и на молочную продукцию. Такие меры государство предпринимает, чтобы не только поставить барьер распространению подделок, но и проследить за качеством товара.
С первого сентября 2022 года стартовал новый этап защиты молочки с помощью специальных QR-кодов.
С этого времени участникам оборота маркируемой молочной продукции потребуется:
– настроить свой ЭДО – выбрать оператора ЭДО, протестировать ЭДО с контрагентами.
Сведения передаются по ЭДО при помощи стандартного универсального передаточного документа. Для упрощения работы участников и минимизации затрат разработан бесплатный сервис ЭДО Лайт, которым можно воспользоваться каждому участнику.
Передавать сведения в «Честный знак» нужно о партиях товаров – о коде товара и количестве отгружаемого маркированного товара, без указания кодов маркировки, которые перемещаются между собственниками.
Кроме того, в отношении оптовиков и розничных продавцов вводится объемно-артикульный учет, а также для всех участников оборота (кроме сегмента HoReCa и КФХ) становится обязательной передача сведений о выводе продукции из оборота в виде объемно-сортового учета.
Необходимо передавать сведения о выводе продукции из оборота по любым причинам, отличным от продажи по ККТ в виде объемно-сортового учета – указание кода товара и количество выводимого товара без указания конкретных единиц маркированного товара;
– розничные продавцы обязаны сканировать коды на кассе и передавать все сведения в систему «Честный знак» с использованием онлайн-касс. Им требуется протестировать процессы продажи и обеспечить 2D-сканеры на кассах, а также при необходимости обновить кассовое ПО.
Маркировать требуется:
– сыры, мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао, за исключением мороженого и десертов без содержания молочных жиров или молочного белка в составе;
– молочку со сроком хранения до 40 суток (включительно), а также более 40 суток.
Эти требования распространяются:
– на молоко и молочную продукцию;
– молоко питьевое для детского питания пастеризованное, стерилизованное и ультрапастеризованное (ультравысокотемпературно-обработанное), в том числе обогащенное;
– молочную продукцию для детей дошкольного и школьного возраста;
– прочую молочную продукцию, предназначенную для детского питания.
По правилам работы с маркированной молочкой требуется:
– зарегистрироваться в системе;
– описать товары в каталоге;
– заказать коды маркировки и оплатить их;
– выбрать техническое решение для внедрения маркировки. Например, если участник оборота – микро- или малое предприятие, а код будет наноситься в типографии, то для сканирования кодов маркировки подходят только фотосканеры (2D). Они фотографируют и распознают штрихкод. Сканеры можно выбрать из проводных и беспроводных моделей, стационарных или нестационарных;
– выбрать интегратора и типографию;
– протестировать маркированные образцы продукции.
В обороте маркировки молочки участвуют:
– производители. Они наносят коды на произведенную ими продукцию и вводят ее в оборот. Этими действиями они узаконивают продажу, перевозку и хранение товаров;
– компании или ИП, которые занимаются мелким и крупным оптом. Они регистрируют поступление продукции от производителя, а также его передачу рознице или общепиту через оператора ЭДО;
– розничные торговцы сообщают о приемке продукции от перепродавцов и продаже ее клиентам. Передача данных происходит через онлайн-кассу. Они попадают в ОФД, а оттуда в «Честный Знак». Выполнить это требование можно, если аппарат ККТ поддерживает ФФД 1.2. Покупателю требуется выдать чек, содержащий данные о коде маркировки проданного товара;
– общепит. Они фиксируют поступление продукции от поставщиков и выводят товары из оборота перед приготовлением блюд. В их обязанности входит сканирование кода. Указывать причину выбытия надо «для собственного оборота».
Старт добровольной маркировки молочной продукции состоялся 20 января 2021 года.
Далее были установлены следующие сроки обязательной маркировки:
– с первого июня 2021 года– для сыра и мороженого;
– с первого сентября 2021 года – для продукции сроком годности более 40 суток;
– с первого декабря 2021 года – для скоропортящихся товаров, срок годности которых менее 40 суток;
– с первого сентября 2022 года – для всей молочки, находящейся в обороте у производителей, импортеров, оптовиков, розничных продавцов, кроме продукции КФХ, сельскохозяйственных производственных кооперативов и HoReCa. Для магазинов наступает обязанность сканировать коды маркировки с упаковок молочной продукции и передавать данные о продаже товаров с помощью онлайн-касс.
При этом:
– с первого сентября 2022 года – вводится объемно-сортовой (артикульный) учет для молочной продукции со сроком хранения менее 40 суток;
– с первого сентября 2022-го до 31 мая 2025 года – вводится объемно-сортовой (артикульный) учет для молочной продукции со сроком хранения более 40 суток, после чего начнется поэкземплярный учет.
С первого декабря 2023 года:
– КФХ, сельхозкооперативы наносят средства идентификации на молочную продукцию и предоставляют сведения о нанесении, передаче и выводе из оборота молочной продукции;
– обязанность передавать данные в систему маркировки появляется и у сегмента HoReCa – гостиниц, отелей, общепита.
С первого июня 2025 года запускается поэкземлярный учет с указанием кодов идентификации каждой единицы продукции (кроме скоропортящейся). Для всех участников оборота становится обязательной передача сведений о выводе продукции из оборота.
Исключения из правил маркировки молочной продукции средствами идентификации действуют в отношении:
– молочки, масса нетто которой составляет 30 граммов и менее;
– детского питания для детей до 3 лет;
– специализированного диетического лечебного и диетического профилактического питания;
– молочной продукции, упакованной непромышленным способом в системе розничной торговли.
Система маркировки молочной продукции функционирует следующим образом:
– все участники рынка регистрируются в «Честном Знаке» и получают доступ к ЛК;
– производитель заказывает в «Честном Знаке» Data Matrix коды и наносит их на продукт;
– промаркированные продукты вводят в оборот;
– товар перемещается от производителя к новому собственнику или между перепродавцами. Оформление сделок происходит посредством обмена УПД с помощью ЭДО. При отправке груза на него формируется УПД и отправляется покупателю – розничному или оптовику;
– покупатель получает товар и электронный документ, проверяет достоверность информации в УПД и принимает товар. При приемке обязательно проверяют коды маркировки. Далее подписывают УПД электронной подписью;
– продажа товара в розницу. При этом информация о выбытии товара отправляется с кассы через ОФД в «Честный Знак».
Использование ЭДО и «Честный Знак» – одно из обязательных условий участия в обороте маркированных продуктов.
Чтобы зарегистрироваться в этой системе, нужно:
– подать заявку;
– получить УКЭП на директора фирмы или ИП;
– пройти регистрацию в ЛК участника оборота.
Сертификат ЭП на гендира фирмы можно получить только в удостоверяющем центре ФНС России (с 01 января 2022 года). Если электронная подпись, выданная УЦ, который аккредитован Минкомсвязью по новым правилам с 01 июля 2020 года, уже оформлена, то можно использовать ее до 31 декабря 2022 года или до истечения срока действия сертификата.
При этом участники оборота молочной продукции заключают с оператором следующие договоры:
– о подключении к ИС мониторинга в целях регистрации в информационной системе мониторинга;
– об оказании услуг по предоставлению кодов маркировки;
– об условиях предоставления устройств регистрации эмиссии и их регламентного обслуживания.
Все договоры доступны в ЛК системы маркировки товаров в подразделе «Профиль» раздела «Пользователь».
После подписания договора заявителю станет доступен полный функционал личного кабинета.
Если компания или ИП уже имеют учетную запись в «Честном Знаке», для начала работы с молочкой нужно в своем профиле добавить новую товарную группу «Молочная продукция».
При этом также нужно:
– указать тип участника для данной товарной группы – производитель или импортер, оптовая или розничная торговля;
– подписать пакет документов с оператором для активации новой товарной группы;
– уточнить у поставщиков решений, требуется ли обновление ПО для работы с молочной продукцией.
Маркировка товаров «Честный Знак» дает возможность проследить путь продукции от сырья до полки.
Производители наносят на свои товары маркировку. QR-код содержит информацию о производителе, товаре и исключает из оборота фальсификаты.
«Честный Знак» нужен продавцам, покупателям и контроллерам для того, чтобы:
– магазины с его помощью продавали только сертифицированный продукт, сроки годности которого не истекли. В случае нарушений система проинформирует службы, осуществляющие контроль;
– покупатели с помощью соответствующего приложения проверяли товары, чтобы убедиться в том, что они легально произведены и на них есть все документы. Для этого нужно отсканировать специальный код Data Matrix с упаковки. При выявлении нарушений можно жаловаться;
– государство видело весь путь движения товара от производства и до продажи.
HoReCa работают с маркированной молочкой аналогично розничным участникам оборота, а именно:
– получают учетную запись в системе;
– с первого декабря 2023 года используют ЭДО при перемещении маркированных товаров;
– самостоятельно выводят продукцию из оборота с указанием соответствующей причины.
Общепитовцы, которые продают маркированные продукты через кассу, например, мороженое, с 1 сентября 2022-го и 1 марта 2023 года им надо зарегистрироваться в ГИС МТ и подключиться к ЭДО. Это нужно для подачи сведения об обороте маркированной молочной продукции в систему маркировки с помощью ЭДО и выбытии маркированной молочной продукции с применением ККТ.
Предприятия, которые оказывают услуги питания, с 1 декабря 2023 года должны работать в системе маркировки «Честный Знак», зарегистрироваться в ГИС МТ, подключиться к ЭДО.
Эти требования нужно выполнить для подачи сведений об обороте и выводе из оборота маркированной молочной продукции в систему маркировки с помощью ЭДО при приемке продукции и списании маркированной продукции перед ее использованием на кухне.
В период с 1 сентября 202-го до 30 ноября 2023 года предусмотрено два способа передачи сведений об отгрузке молочки в сегмент гостинично-ресторанного бизнеса (HoReCa).
В первом случае вместо покупателя товар из оборота может вывести его поставщик. Этот вариант возможен, если покупатель использует продукт в производстве или для собственных нужд и не планирует его перепродать. В ручном режиме в личном кабинете в ГИС МТ можно вывести товар из оборота по причине «Использование для производственных целей».
В другом случае продукт передают вместе с электронной накладной. При этом из оборота товар выводит покупатель. Этот вариант годится тем, кто совмещает розничную продажу молока и использование его в собственных нуждах. При этом вывод части продукции происходит через онлайн-кассу, а части – вручную в ЛК ГИС МТ. Также при создании УПД можно указать специальный признак «Покупка товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях использования «Для собственных нужд», не связанных с их последующей реализацией (продажей)».
Никаких специальных правил для ИП закон о маркировке молочной продукции не устанавливает. Если ИП – розничные продавцы, они подчиняются тем же правилам, что и обычные магазины, торгующие в розницу.
С первого сентября 2022 года ИП продает молочку через кассу с указанием его ИНН в чеке. При этом он сканирует код маркировки каждого проданного товара.
ИП, торгующий в розницу, самостоятельно молочку не маркирует, за исключением некоторых случаев, в частности, когда код на упаковке:
– поврежден или утерян;
– не считывается.
Предприниматели, применяющие ПСН, могут задаться вопросом: вправе ли они работать на патенте, если планируют продавать молочную продукцию с сентября 2022 года? Не потеряют ли они право применять ПСН?
Действительно, ПСН не применяется в отношении маркированных товаров. Но к ним относятся:
– лекарственные препараты;
– обувь;
– предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха.
Молоко в этот перечень не включено. Следовательно, при розничной торговле молочкой нет запрета применять ПСН.
Вы можете оставить первый комментарий