Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Маркировка молочной продукции

Над статьей работали:

Маркировка – это уникальный защищенный код, который следует нанести на каждый товар. Эти требования распространяются и на молочную продукцию. Такие меры государство предпринимает, чтобы не только поставить барьер распространению подделок, но и проследить за качеством товара.

Молочная продукция - 2022

С первого сентября 2022 года стартовал новый этап защиты молочки с помощью специальных QR-кодов.

С этого времени участникам оборота маркируемой молочной продукции потребуется:

– настроить свой ЭДО – выбрать оператора ЭДО, протестировать ЭДО с контрагентами.

Сведения передаются по ЭДО при помощи стандартного универсального передаточного документа. Для упрощения работы участников и минимизации затрат разработан бесплатный сервис ЭДО Лайт, которым можно воспользоваться каждому участнику.

Передавать сведения в «Честный знак» нужно о партиях товаров – о коде товара и количестве отгружаемого маркированного товара, без указания кодов маркировки, которые перемещаются между собственниками.

Кроме того, в отношении оптовиков и розничных продавцов вводится объемно-артикульный учет, а также для всех участников оборота (кроме сегмента HoReCa и КФХ) становится обязательной передача сведений о выводе продукции из оборота в виде объемно-сортового учета.

Необходимо передавать сведения о выводе продукции из оборота по любым причинам, отличным от продажи по ККТ в виде объемно-сортового учета – указание кода товара и количество выводимого товара без указания конкретных единиц маркированного товара;

– розничные продавцы обязаны сканировать коды на кассе и передавать все сведения в систему «Честный знак» с использованием онлайн-касс. Им требуется протестировать процессы продажи и обеспечить 2D-сканеры на кассах, а также при необходимости обновить кассовое ПО.

Маркировать требуется:

– сыры, мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао, за исключением мороженого и десертов без содержания молочных жиров или молочного белка в составе;

– молочку со сроком хранения до 40 суток (включительно), а также более 40 суток.

Эти требования распространяются:

– на молоко и молочную продукцию;

– молоко питьевое для детского питания пастеризованное, стерилизованное и ультрапастеризованное (ультравысокотемпературно-обработанное), в том числе обогащенное;

– молочную продукцию для детей дошкольного и школьного возраста;

– прочую молочную продукцию, предназначенную для детского питания.

Правила маркировки молочной продукции

По правилам работы с маркированной молочкой требуется:

– зарегистрироваться в системе;

– описать товары в каталоге;

– заказать коды маркировки и оплатить их;

– выбрать техническое решение для внедрения маркировки. Например, если участник оборота – микро- или малое предприятие, а код будет наноситься в типографии, то для сканирования кодов маркировки подходят только фотосканеры (2D). Они фотографируют и распознают штрихкод. Сканеры можно выбрать из проводных и беспроводных моделей, стационарных или нестационарных;

– выбрать интегратора и типографию;

– протестировать маркированные образцы продукции.

В обороте маркировки молочки участвуют:

– производители. Они наносят коды на произведенную ими продукцию и вводят ее в оборот. Этими действиями они узаконивают продажу, перевозку и хранение товаров;

– компании или ИП, которые занимаются мелким и крупным оптом. Они регистрируют поступление продукции от производителя, а также его передачу рознице или общепиту через оператора ЭДО;

– розничные торговцы сообщают о приемке продукции от перепродавцов и продаже ее клиентам. Передача данных происходит через онлайн-кассу. Они попадают в ОФД, а оттуда в «Честный Знак». Выполнить это требование можно, если аппарат ККТ поддерживает ФФД 1.2. Покупателю требуется выдать чек, содержащий данные о коде маркировки проданного товара;

– общепит. Они фиксируют поступление продукции от поставщиков и выводят товары из оборота перед приготовлением блюд. В их обязанности входит сканирование кода. Указывать причину выбытия надо «для собственного оборота».

Сроки маркировки молочной продукции

Старт добровольной маркировки молочной продукции состоялся 20 января 2021 года.

Далее были установлены следующие сроки обязательной маркировки:

– с первого июня 2021 года– для сыра и мороженого;

– с первого сентября 2021 года – для продукции сроком годности более 40 суток;

– с первого декабря 2021 года – для скоропортящихся товаров, срок годности которых менее 40 суток;

– с первого сентября 2022 года – для всей молочки, находящейся в обороте у производителей, импортеров, оптовиков, розничных продавцов, кроме продукции КФХ, сельскохозяйственных производственных кооперативов и HoReCa. Для магазинов наступает обязанность сканировать коды маркировки с упаковок молочной продукции и передавать данные о продаже товаров с помощью онлайн-касс.

При этом:

– с первого сентября 2022 года – вводится объемно-сортовой (артикульный) учет для молочной продукции со сроком хранения менее 40 суток;

– с первого сентября 2022-го до 31 мая 2025 года – вводится объемно-сортовой (артикульный) учет для молочной продукции со сроком хранения более 40 суток, после чего начнется поэкземплярный учет.

С первого декабря 2023 года:

– КФХ, сельхозкооперативы наносят средства идентификации на молочную продукцию и предоставляют сведения о нанесении, передаче и выводе из оборота молочной продукции;

– обязанность передавать данные в систему маркировки появляется и у сегмента HoReCa – гостиниц, отелей, общепита.

С первого июня 2025 года запускается поэкземлярный учет с указанием кодов идентификации каждой единицы продукции (кроме скоропортящейся). Для всех участников оборота становится обязательной передача сведений о выводе продукции из оборота.

Исключения из правил маркировки молочной продукции средствами идентификации действуют в отношении:

– молочки, масса нетто которой составляет 30 граммов и менее;

– детского питания для детей до 3 лет;

– специализированного диетического лечебного и диетического профилактического питания;

– молочной продукции, упакованной непромышленным способом в системе розничной торговли.

Регистрация в системе маркировки

Система маркировки молочной продукции функционирует следующим образом:

– все участники рынка регистрируются в «Честном Знаке» и получают доступ к ЛК;

– производитель заказывает в «Честном Знаке» Data Matrix коды и наносит их на продукт;

– промаркированные продукты вводят в оборот;

– товар перемещается от производителя к новому собственнику или между перепродавцами. Оформление сделок происходит посредством обмена УПД с помощью ЭДО. При отправке груза на него формируется УПД и отправляется покупателю – розничному или оптовику;

– покупатель получает товар и электронный документ, проверяет достоверность информации в УПД и принимает товар. При приемке обязательно проверяют коды маркировки. Далее подписывают УПД электронной подписью;

– продажа товара в розницу. При этом информация о выбытии товара отправляется с кассы через ОФД в «Честный Знак».

Использование ЭДО и «Честный Знак» – одно из обязательных условий участия в обороте маркированных продуктов.

Чтобы зарегистрироваться в этой системе, нужно:

– подать заявку;

– получить УКЭП на директора фирмы или ИП;

– пройти регистрацию в ЛК участника оборота.

Сертификат ЭП на гендира фирмы можно получить только в удостоверяющем центре ФНС России (с 01 января 2022 года). Если электронная подпись, выданная УЦ, который аккредитован Минкомсвязью по новым правилам с 01 июля 2020 года, уже оформлена, то можно использовать ее до 31 декабря 2022 года или до истечения срока действия сертификата.

При этом участники оборота молочной продукции заключают с оператором следующие договоры:

– о подключении к ИС мониторинга в целях регистрации в информационной системе мониторинга;

– об оказании услуг по предоставлению кодов маркировки;

– об условиях предоставления устройств регистрации эмиссии и их регламентного обслуживания.

Все договоры доступны в ЛК системы маркировки товаров в подразделе «Профиль» раздела «Пользователь».

После подписания договора заявителю станет доступен полный функционал личного кабинета.

Если компания или ИП уже имеют учетную запись в «Честном Знаке», для начала работы с молочкой нужно в своем профиле добавить новую товарную группу «Молочная продукция».

При этом также нужно:

– указать тип участника для данной товарной группы – производитель или импортер, оптовая или розничная торговля;

– подписать пакет документов с оператором для активации новой товарной группы;

– уточнить у поставщиков решений, требуется ли обновление ПО для работы с молочной продукцией.

Система Честный Знак

Маркировка товаров «Честный Знак» дает возможность проследить путь продукции от сырья до полки.

Производители наносят на свои товары маркировку. QR-код содержит информацию о производителе, товаре и исключает из оборота фальсификаты.

«Честный Знак» нужен продавцам, покупателям и контроллерам для того, чтобы:

– магазины с его помощью продавали только сертифицированный продукт, сроки годности которого не истекли. В случае нарушений система проинформирует службы, осуществляющие контроль;

– покупатели с помощью соответствующего приложения проверяли товары, чтобы убедиться в том, что они легально произведены и на них есть все документы. Для этого нужно отсканировать специальный код Data Matrix с упаковки. При выявлении нарушений можно жаловаться;

– государство видело весь путь движения товара от производства и до продажи.

Маркировка молочной продукции для общепита

HoReCa работают с маркированной молочкой аналогично розничным участникам оборота, а именно:

– получают учетную запись в системе;

– с первого декабря 2023 года используют ЭДО при перемещении маркированных товаров;

– самостоятельно выводят продукцию из оборота с указанием соответствующей причины.

Общепитовцы, которые продают маркированные продукты через кассу, например, мороженое, с 1 сентября 2022-го и 1 марта 2023 года им надо зарегистрироваться в ГИС МТ и подключиться к ЭДО. Это нужно для подачи сведения об обороте маркированной молочной продукции в систему маркировки с помощью ЭДО и выбытии маркированной молочной продукции с применением ККТ.

Предприятия, которые оказывают услуги питания, с 1 декабря 2023 года должны работать в системе маркировки «Честный Знак», зарегистрироваться в ГИС МТ, подключиться к ЭДО.

Эти требования нужно выполнить для подачи сведений об обороте и выводе из оборота маркированной молочной продукции в систему маркировки с помощью ЭДО при приемке продукции и списании маркированной продукции перед ее использованием на кухне.

В период с 1 сентября 202-го до 30 ноября 2023 года предусмотрено два способа передачи сведений об отгрузке молочки в сегмент гостинично-ресторанного бизнеса (HoReCa).

В первом случае вместо покупателя товар из оборота может вывести его поставщик. Этот вариант возможен, если покупатель использует продукт в производстве или для собственных нужд и не планирует его перепродать. В ручном режиме в личном кабинете в ГИС МТ можно вывести товар из оборота по причине «Использование для производственных целей».

В другом случае продукт передают вместе с электронной накладной. При этом из оборота товар выводит покупатель. Этот вариант годится тем, кто совмещает розничную продажу молока и использование его в собственных нуждах. При этом вывод части продукции происходит через онлайн-кассу, а части – вручную в ЛК ГИС МТ. Также при создании УПД можно указать специальный признак «Покупка товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях использования «Для собственных нужд», не связанных с их последующей реализацией (продажей)».

Маркировка молочной продукции для ИП

Никаких специальных правил для ИП закон о маркировке молочной продукции не устанавливает. Если ИП – розничные продавцы, они подчиняются тем же правилам, что и обычные магазины, торгующие в розницу.

С первого сентября 2022 года ИП продает молочку через кассу с указанием его ИНН в чеке. При этом он сканирует код маркировки каждого проданного товара.

ИП, торгующий в розницу, самостоятельно молочку не маркирует, за исключением некоторых случаев, в частности, когда код на упаковке:

– поврежден или утерян;

– не считывается.

Предприниматели, применяющие ПСН, могут задаться вопросом: вправе ли они работать на патенте, если планируют продавать молочную продукцию с сентября 2022 года? Не потеряют ли они право применять ПСН?

Действительно, ПСН не применяется в отношении маркированных товаров. Но к ним относятся:

– лекарственные препараты;

– обувь;

– предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха.

Молоко в этот перечень не включено. Следовательно, при розничной торговле молочкой нет запрета применять ПСН.

 

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь