Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Малый и средний бизнес

В этой статье мы рассмотрим, почему важно не только соответствовать критериям СМП, но и быть включенным в специальный реестр, а также где искать информацию о мерах поддержки, на которые может рассчитывать субъект малого бизнеса.

Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена

Содержание

  1. Предприятия малого и среднего бизнеса в России
  2. Критерии малого предприятия
  3. Субъект среднего бизнеса
  4. Государственная поддержка МСП

Предприятия малого и среднего бизнеса в России

Не секрет, что малое и среднее предпринимательство играет чрезвычайно важную роль для экономики страны. Во-первых, так создаются рабочие места. Ведь СМП предоставляет большое количество рабочих мест и способствует снижению безработицы. Во-вторых, малый бизнес способствует инновациям и развитию конкуренции. Также СМП вносят свой вклад в экономику страны, чем помогают избежать зависимости от крупных компаний, способствуя тем самым диверсификации экономики и ее устойчивому развитию. Ведь крупный бизнес менее гибкий в плане адаптации к изменениям рынка.

С введением санкций доля малого и среднего бизнеса в России начала существенно расти. В 2023 году его вклад в ВПП России составил около 20 процентов. В то же время экономика таких стран, как Китай, США, Италия и Финляндия, зиждется на малом бизнесе в значительно большей степени. Там вклад малого бизнеса в ВВП достигает 60—70 процентов.

Класс малого бизнеса нуждается в особой поддержке со стороны государства. Его развитие необходимо для создания здоровой и устойчивой экономики.

Критерии, позволяющие отнести тот или иной экономический субъект к малому или среднему бизнесу, закреплены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Государство ведет специальный реестр СМП. Госорганом, который отвечает за управление реестром, является ФНС. Для формирования реестра она использует сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также представленные субъектами экономической деятельности самостоятельно (отчетность). Статус субъекта СМП присваивается автоматически и не требует от бизнеса совершения каких-либо действий.

Именно на основании сведений об организации в этом реестре решается вопрос о предоставлении ей государственных мер поддержки. Ведь в соответствии с пунктом 1 статьи 3 закона № 209-ФЗ СМП – это хозяйствующие субъекты, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого предпринимательства.

Поэтому если организация считает, что соответствует критериям СМП, но сведений о себе в реестре не обнаружила, необходимо отправить заявку на проверку сведений реестра.

Критерии малого предприятия

Субъектами малого предпринимательства могут быть как компании, так и индивидуальные предприниматели.

Кроме того, для признания организации СМП важна ее организационно-правовая форма. Это может быть хозяйственное общество, товарищество или партнерство, производственный или потребительских кооператив или крестьянское (фермерское) хозяйство.

Что касается физических лица, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые), формально они не относятся к СМП. Вместе с тем им могут представляться отдельные гарантии для данной категории участников экономики. Такой вывод можно сделать из положений ст. 14.1, ч. 4 ст. 27 закона № 209-ФЗ, ч. 15 ст. 8 Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ и Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Для отнесения субъекта к малому бизнесу должны одновременно выполняться следующие условия:
• среднесписочная численность не более 100 человек;
• доход не более 800 млн рублей;
• минимум 51 процент уставного капитала ООО должен принадлежать физлицам или организациям, имеющим статус СПМ.

При этом доля организаций без соответствующего статуса, а также иностранных организаций не может превышать 49 процентов, а доля государства, регионов или некоммерческих организаций — 25 процентов.

Среднесписочную численность и доход оценивают за предыдущий год. Доход считают по данным налогового учета без НДС.

Также внутри субъектов малого бизнеса выделяют микропредприятия — это субъекты, среднесписочная численность которых не превышает 15 человек, а годовой доход 120 млн рублей.

Субъект среднего бизнеса

Требования для отнесения субъекта к среднему предприятию аналогичны требованиям к малым предприятиям с той разницей, что доходы за прошлый год не могут превышать 2 млрд рублей, а среднесписочная численность — 250 человек.

Для отдельных видов деятельности максимальная среднесписочная численность повышена и может достигать 1 000 или 1 500 человек — к примеру, легкая промышленность и некоторые виды общественного питания соответственно (п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412, п. 2.2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ).

Государственная поддержка МСП

Государство заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса, поэтому на законодательном уровне прописаны формы, прядок и условия поддержки субъектов малого предпринимательства.

Согласно статье 16 закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций включает в себя следующие формы поддержки: финансовую, имущественную, консультационную, патронаж в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников и так далее.

Конкретных мер поддержки малого и среднего бизнеса очень много. Они представлены как федеральными, так и региональными мерами. Также все меры поддержки можно разделить на общеотраслевые и отраслевые, направленные на развитие отдельных отраслей экономики (например, IT, туризм, сельское хозяйство и так далее).

Чтобы найти меры, актуальные для конкретного субъекта, можно обратиться к информации, размещаемой на официальных сайтах органов власти РФ и регионов (например, к сайту Правительства РФ, мэра Москвы), сайту «Мойбизнес.рф», а также к специализированному порталу СМП.РФ.

Остановимся на основных мерах поддержки, к которым чаще всего обращается малый бизнес.

• Льготное кредитование

Малый бизнес нередко испытывает трудности с привлечением финансирования. Поэтому для него разработаны специальные программы кредитования, которые предусматривают льготные ставки с покрытием затрат, которые понес банк, за счет бюджетных средств.

В частности, на федеральном уровне действуют следующие программы поддержки льготного кредитования СМСП:

1) программа «1764», разработанная Минэкономразвития России. Свое название проект получил по номеру Постановления Правительства РФ, утвердившего ее;

2) программа Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (утвержденная решением совета директоров АО «Корпорация «МСП» от 15.03.2022).

Региональные власти также могут предлагать свои варианты помощи СМП в получении и погашении кредитов. В частности, для малого бизнеса Москвы Постановлением правительства Москвы от 23.03.2022 № 445-ПП установлены льготные условия выполнения принятых договорных обязательств. Также в столице действует фонд содействия кредитованию малого бизнеса, который предоставляет на определенных условиях поручительства по кредитам и банковским гарантиям субъектов СМП.

• Гранты и субсидии

В качестве меры финансовой поддержки малый бизнес имеет возможность получить финансирование за счет бюджета в виде субсидий и грантов. Условиях их предоставления различные, а информация о них представлена в разрозненном виде.

Приведем два варианта получения финансовой поддержки.

Для российских производителей непродовольственных товаров существует возможность получения субсидии на рекламу на телевидении. Так в соответствии с пунктом 13 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.07.2022 № 1297, для СМП размер софинансирования затрат на рекламу по ТВ может достигать 70 процентов. Перечень непродовольственных товаров, на рекламу которых может быть получена субсидия, приведен в п. 3 правил. Это одежда, обувь, медицинские изделия и лекарственные средства, товары для детей, занятий спортом, а также бытовая техника, товары для дома и гигиены, включая парфюмерию, косметику и бытовую химию.

Также в РФ существует государственная социальная помощь на основании социального контракта (ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ). Так, в соответствии с соцконтрактом возможно получение финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности в размере до 350 тыс. рублей (пп. а, п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.06.2022 № 1160). Однако одним из условий получения такой социальной помощи является среднедушевой доход менее величины прожиточного минимума. Для каждого региона РФ установлена своя величина прожиточного минимума.

• Налоговые льготы

Одним из способов поддержки малого бизнеса является предоставление ему возможности пользоваться различными преференциями в области налогообложения.

Так, большинство СМП могут применять специальные налоговые режимы, например, УСН и ПСН, которые позволяют существенно снизить налоговую нагрузку.

Для СМП гарантирована возможность платить страховые взносы с выплат физлицам по пониженному тарифу. Он составляет 15 процентов от суммы выплат, превышающей МРОТ (в 2024 году он равен 19 242 рублям) (п. 2.4 ст. 427 НК РФ). Напомним, что выплаты в пределах МРОТ облагаются страховыми взносами по 30-процентному тарифу.

Еще одна льгота предоставлена субъектам малого бизнеса по НДС. Для них операции по выкупу государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями, осуществляемая в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, не являются объектом налогообложения НДС (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому для таких субъектов НДС не увеличивает стоимость имущества, а также не возникает необходимость исполнять обязанности налогового агента по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Дополнительные налоговые льготы для малого бизнеса могут вводиться субъектами РФ. Во многих регионах действуют налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП, в течение которых налоговая ставка по УСН или ПСН равна 0 процентов. В частности, налоговые каникулы для ИП действуют в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других субъектах РФ. Следует отметить, что, вводя налоговые каникулы, регионы вправе устанавливать дополнительные условия для их применения, например, деятельность ИП в определенных отраслях. Кроме того, на сегодняшний день возможность применения налоговых каникул ограничена 2024 годом (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

• Особые условия участия в закупках

Государство гарантирует СМП возможность участвовать в госзакупках путем установления минимальной доли закупок у этой категории поставщиков.

По закону № 44-ФЗ обязательная доля закупок у СМП и СОНКО должна быть не менее 25 процентов совокупного годового объема закупок.

Доля участия СМП в закупках, проводимых по закону № 223-ФЗ, должна быть не менее 25 процентов годового объема закупок. Доля стоимости договоров с СМП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, не должна быть ниже 20 процентов. Указанное ограничение не распространяется лишь на заказчиков, которые и сами являются СМП.

Также заказчик по закону № 44-ФЗ может предъявлять требование к поставщику (подрядчику или исполнителю), не являющемуся СМП и СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, обладающих статусом СМП или СОНКО (ч. 5 ст. 30 закона № 44-ФЗ).

• Уменьшение административных штрафов для малых предприятий

Согласно статье 4.1.2 КоАП РФ к малым предприятиям может применяться размер штрафов, установленных не для организаций, а для ИП. Если статья не предусматривает ответственности в виде штрафа для ИП, то размер штрафа, назначаемый малому предприятию, составляет 50 процентов от штрафа, установленного для организации. Такие изменения в КоАП вступили в силу с 06.04.2022.

• Послабления в порядке ведения бухгалтерского и кадрового учета

СМП позволено вести упрощенный бухучет (п. 1 ч. 4 ст. 6 закона о бухучете). А ИП, которые ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, вообще освобождены от ведения бухучета (пп. 1 п. 2 ст. 6 закона о бухучете).

В части ведения кадрового учета микропредприятиям предоставлена возможность полностью или частично отказаться от принятия ЛНА, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 309.1, ст. 309.2 ТК РФ). При этом они включают соответствующие условия в трудовые договоры с работниками, которые заключают на основе типовой формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858. Данное правило не касается ЛНА о временном переводе работников на дистанционную работу.

Приведенные послабления позволяют снизить трудозатраты и, как следствие, расходы, на ведение бухгалтерского и кадрового учета.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь