Над статьей работали:
Автор: Матигин Андрей
Налоговые льготы, предоставляемые IT-компаниям, это законный способ снизить фискальную нагрузку и направить денежные средства организации на развитие бизнеса. Подробнее расскажем о преференциях, действующих в 2024 году.
Для стимулирования развития IT-бизнеса в российском законодательстве действуют налоговые льготы и преференции в отношении контрольной деятельности. Наиболее выгодными, с финансовой точки зрения, являются льготное налогообложение по налогу на прибыль, НДС и страховым взносам. Законодательные нововведения, связанные с IT-компаниями, были приняты для оптимизации фискальной нагрузки и перераспределения платежей в бюджет.
Дополнительной преференцией для высокотехнологичных компаний является освобождение от множества контрольных мероприятий, в том числе от выездных налоговых проверок. До 03.03.2025 запрещены выездные проверки IT-компаний (письмо ФНС РФ от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).
Ослабление государственного контроля позволит бизнесу развиваться не отвлекаясь на сопровождение различных проверок. Подобные выгоды должны стимулировать создание новых рабочих мест и повышение доходности IТ-компаний.
При широком перечне возможных льгот, законодательно установлены ограничения: применять наиболее выгодные схемы налогообложения смогут только те компании, которые соответствуют определенным критериям. Причем для каждой из установленных льгот действует свой набор критериев. Основные условия, необходимые для применения льготных ставок налогов и взносов, связаны с долей доходов от IT-деятельности и наличием государственной аккредитации. Дополнительно могут быть установлены специализированные критерии для отдельных налогов. Например, для нулевой ставки НДС при реализации ПО требуется включение реализуемой программы в государственный реестр.
Важно отметить, что предоставляемые льготы являются дополнением к уже доступным преференциям. Например, если компания является резидентом Сколково, она имеет возможность получить дополнительные льготы. Например, освобождение от НДС и налога на имущество в течение десяти лет.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ создаются дополнительные налоговые условия для развития IT-отрасли, в том числе путем установления повышающего коэффициента 1,5 к расходам на приобретение российского радиоэлектронного оборудования и российских программ для ЭВМ (баз данных), если они относятся к сфере искусственного интеллекта, а также путем предоставления инвестиционного налогового вычета в отношении затрат на внедрение программ для ЭВМ (баз данных), радиоэлектронной продукции, не учитываемых при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов (при наличии исключительных прав) и объектов ОС.
Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83 установлен комплекс мер для ускоренного развития IT-отрасли. Одна из них состоит в том, что упрощена процедура трудоустройства иностранных граждан — IT-специалистов. IT-компании, получившие документ о госаккредитации (кроме резидентов технико-внедренческих ОЭЗ), могут привлекать их по трудовому или гражданско-правовому договору о выполнении работ (оказании услуг) без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Самим специалистам не требуется разрешение на работу или патент для работы в них.
Ставки налога на прибыль на 2022—2024 годы снижены до 0 процентов для российских IT-компаний при одновременном выполнении следующих условий (п. 1.15 ст. 284 НК РФ):
• у компании есть документ о госаккредитации организации, осуществляющей деятельность в области IT;
• по итогам отчетного (налогового) периода соблюдено условие о доле доходов: на доходы из определенного перечня должно приходиться не менее 70 процентов от общей суммы доходов компании (за некоторым исключением), учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
• компания не подпадает под запрет на применение нулевых ставок для IT-отрасли. В общем случае запрет действует для следующих лиц:
• организаций, созданных в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения после 01.07.2022;
• организаций, реорганизованных в форме присоединения к ним другого юрлица после 01.07.2022;
• организаций, реорганизованных в форме выделения из их состава одного или нескольких юрлиц после 01.07.2022;
• организаций (в том числе кредитных), в которых прямо и (или) косвенно участвует РФ с долей участия 50 процентов или более. Доля участия лица в организации для целей налогообложения определяется по правилам ст. 105.2 НК РФ (письмо Минфина РФ от 15.08.2022 № 03-03-05/79303).
Возможна ситуация, когда в течение налогового периода доля участия РФ, составлявшая 50 процентов или более, снизилась до значения менее 50 процентов. Если в прошлом году произошло такое снижение, то с начала текущего налогового периода организация вправе использовать нулевую ставку по п. 1.15 ст. 284 НК РФ при соблюдении условий о госаккредитации и 70-процентной доле IT-доходов (письмо Минфина РФ от 20.12.2023 № 03-15-07/123282).
Если доля участия 50 процентов или более принадлежит не РФ, а субъекту РФ или муниципальному образованию, это не препятствует тому, чтобы применять нулевые ставки по налогу на прибыль (письмо Минфина РФ от 05.10.2022 № 03-03-06/1/96128).
Запрет не распространяется на IT-компании, которые получили госаккредитацию до 1 июля 2022-го и в 2022 году (до изменения норм о данной льготе) применяли льготные ставки по налогу на прибыль согласно прежней редакции п. 1.15 ст. 284 НК РФ. Они вправе применять нулевые ставки по налогу на прибыль, установленные п. 1.15 ст. 284 НК РФ на период до 2024 года включительно, без учета этого запрета, если соблюдено условие о доле доходов от IT-деятельности (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ, письмо Минфина РФ от 24.08.2023 № 03-03-06/1/80386).
Если организация лишается госаккредитации или по итогам года не выполняется условие о доле доходов, налог на прибыль нужно пересчитать с начала года по обычным ставкам (п. 1.15 ст. 284, п. 1 ст. 285 НК РФ).
Организация может начать применять льготу ретроспективно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором выполнила для этого все условия. Например, если по итогам полугодия 2022 года организация не выполнила условия для применения нулевых ставок по налогу на прибыль (не было документа о госаккредитации или не выполнялось условие о 70-процентной доле доходов от IT-деятельности), то по итогам полугодия 2022 года она не могла применять при расчете налога на прибыль нулевые ставки. Если условия для применения нулевых ставок выполнились, например, по итогам 9 месяцев 2022 года или по итогам налогового периода — 2022 года, организация вправе применять при расчете налога за указанные отчетный (налоговый) периоды нулевые ставки (письмо ФНС РФ от 25.01.2023 № СД-4-3/763@ (п. 1).
Если организация получила документ о госаккредитации в течение года, например, в марте, то при выполнении других условий для использования рассматриваемой льготы она может применять нулевые ставки по налогу на прибыль с начала налогового периода, то есть с 1 января того же года (письмо Минфина РФ от 02.05.2023 № 03-03-06/1/40180).
Кроме того, уточнен порядок применения пониженной ставки по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности (в том числе разработку собственной электронной компонентой базы, электронной (радиоэлектронной) продукции, материалов и технологий для производства электронной компонентной базы). Правило распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022, и применяется по 31.12.2024 включительно (Федеральный закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ).
Льготный тариф взносов на социальное страхование для IТ-компаний установлен Налоговым кодексом РФ в размере 7,6 процента для выплат в пределах единой предельной величины (в 2024 году — 2 225 000 рублей), для выплат сверх установленного лимита применяется ставка 0 процентов.
Пониженные тарифы могут применять IТ-компании при одновременном выполнении следующих условий(пп. 3 п. 1, пп. 3, 5 ст. 427 НК РФ):
• компания получила документ о госаккредитации организации, осуществляющей деятельность в области IT, или свидетельство о регистрации в качестве резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ;
• по итогам отчетного (расчетного) периода соблюдено условие о доле доходов: на доходы из определенного перечня должно приходиться не менее 70 процентов от общей суммы доходов компании (за некоторым исключением), учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
• компания не подпадает под запрет на применение пониженных тарифов по страховым взносам для IT-отрасли. В общем случае запрет действует для организаций:
• созданных в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения после 01.07.2022;
• реорганизованных в форме присоединения к ним другого юрлица после 01.07.2022;
• реорганизованных в форме выделения из их состава одного или нескольких юрлиц после 01.07.2022;
• (в том числе кредитных), в которых прямо и (или) косвенно участвует РФ с долей участия 50 процентов или более. Доля участия лица в организации для целей налогообложения определяется по правилам ст. 105.2 НК РФ (письмо Минфина РФ от 15.08.2022 № 03-03-05/79303).
Возможна ситуация, когда в течение налогового периода доля участия РФ, составлявшая 50 процентов или более, снижается до значения менее 50 процентов. В этом случае организация вправе применять единый пониженный тариф по страховым взносам, установленный для IT-компаний, начиная с месяца, в котором произошло такое снижение, если соблюдены условия о госаккредитации и 70-процентной доле IT-доходов (письмо Минфина РФ от 20.12.2023 № 03-15-07/123282).
Если доля участия 50 процентов или более принадлежит не РФ, а субъекту РФ или муниципальному образованию, это не препятствует тому, чтобы применять пониженные тарифы (письмо Минфина РФ от 05.10.2022 № 03-03-06/1/96128).
Запрет не распространяется на IT-компании, которые получили госаккредитацию до 1 июля 2022 года и применяли пониженные тарифы, установленные пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ, в 2022 году. Если соблюдается условие о доле доходов от IT-деятельности, они могут использовать льготу без учета указанного запрета. Причем это возможно и в настоящий период, когда льготу устанавливает другая норма (п. 2.2 ст. 427 НК РФ). Такой вывод следует из письма Минфина РФ от 24.08.2023 № 03-03-06/1/80386, в котором проанализирована ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ в совокупности с другими положениями законодательства.
Если организация получила документ о госаккредитации в течение года, например, в марте, то при выполнении других условий для использования рассматриваемой льготы по страховым взносам она может применять ее начиная с месяца получения такого документа (письмо Минфина РФ от 02.05.2023 № 03-03-06/1/40180).
Если организация лишается госаккредитации (статуса резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ) или по итогам года не выполняется условие о доле доходов, взносы на ОПС, ОМС, по ВНиМ нужно пересчитать с начала года по обычным единым тарифам (п. 1 ст. 423, п. 5 ст. 427 НК РФ).
Не облагается НДС продажа и передача прав на программы из реестра российского ПО, а также их сопровождение — обновление и расширение функционала (ст. 149 НК РФ).
Освобождение от НДС можно получить не по всем операциям по передаче прав на программы для ЭВМ и базы данных.
Для освобождения от НДС необходимо, чтобы программа для ЭВМ или база данных, на которую вы передаете исключительные права или права на ее использование, была включена в любой из реестров (далее — специальные реестры): реестр российского ПО или единый реестр результатов НИОКР военного, специального или двойного назначения (далее — реестр НИОКР) (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Применить освобождение можно, если операция не подпадает под исключение, предусмотренное абз. 2 пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Если программа (база данных) включена в реестр российского ПО или реестр НИОКР, освобождение распространяется в том числе на передачу обновлений к ней, предоставление расширения ее функциональных возможностей при условии, что они не подпадают под ограничение, предусмотренное абз. 2 пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
В реестр российского ПО может быть включен как единый программный комплекс, состоящий из совокупности взаимосвязанных модулей (программных блоков), так и его модули, если они могут реализовываться отдельно как самостоятельные программные продукты и при условии их соответствия остальным требованиям включения в реестр (письмо Минфина РФ от 03.02.2021 № 03-07-07/6775).
Если ПО, разработанное третьими лицами, является составной частью программного обеспечения, в целом включенного в реестр российского ПО, то при передаче прав на указанное составное программное обеспечение применяется освобождение по НДС. Если сублицензия на программу для ЭВМ стороннего разработчика (правообладателя) передается отдельно, для применения освобождения по НДС программное обеспечение такого разработчика (правообладателя) должно состоять в реестре российских программ (письмо ФНС РФ от 09.04.2021 № СД-19-3/174@, приложение к письму ФНС РФ от 18.12.2020 № СД-4-3/20902@).
Программа, включенная в реестр российского ПО, может входить в программно-аппаратный комплекс, когда софт заливается в «железо». Когда по условиям договора программа приобретается отдельно от «железа», ее реализация освобождается от НДС (приложение к письму ФНС РФ от 18.12.2020 № СД-4-3/20902@). Если программа реализуется в составе программно-аппаратного комплекса и при этом ее стоимость указана отдельно в цене комплекса, на нее также распространяется освобождение от НДС (письмо Минфина РФ от 27.06.2023 № 03-07-07/59422).
Воспользоваться освобождением от НДС может как правообладатель, так и любое другое звено поставки программного обеспечения. Ограничения по субъектам, использующим освобождение, в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не установлены (приложение к письму ФНС РФ от 18.12.2020 № СД-4-3/20902@).
Освобождение применяется независимо от вида договора, оформляющего передачу прав (письмо Минфина РФ от 12.02.2021 № 03-07-08/9626). Им можно воспользоваться и в том случае, когда права переданы по сублицензионному договору (приложение к письму Минфина РФ от 18.12.2020 № 03-07-07/111669, приложение к письму ФНС РФ от 18.12.2020 № СД-4-3/20902@).
Препятствий для освобождения от НДС не будет и в случае, если вы передадите права на российскую программу, включенную в реестр российского ПО, посредством удаленного доступа через Интернет без установки (скачивания) ее экземпляра (приложение к письму Минфина РФ от 18.12.2020 № 03-07-07/111669).
Полагаем, что приведенные разъяснения применимы в том числе в отношении программ и баз данных, включенных в реестр НИОКР.
Удаленный доступ к программе может предоставляться не только через Интернет, но и через любую иную информационно-телекоммуникационную сеть. Освобождение от НДС применяется независимо от того, через какую информационно-телекоммуникационную сеть он предоставляется (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Освобождение от НДС не применяется в следующих случаях:
1. Организация передает исключительные права на программу (базу данных), которая не включена ни в один из специальных реестров.
2. Организация оказывает услуги по предоставлению прав на использование программы (базы данных), которая не включена ни в один из специальных реестров.
3. Программа (база данных) включена в специальный реестр, при этом организация предоставляет права на нее, которые позволяют (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ):
• распространять рекламу в любой информационно-телекоммуникационной сети, включая Интернет;
• получать к ней доступ;
• размещать в любой информационно-телекоммуникационной сети, включая Интернет, предложения (объявления) о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• искать информацию о потенциальных покупателях (продавцах);
• заключать сделки.
При передаче указанных прав на программу (базу данных) действует исключение, в связи с которым использовать освобождение от НДС запрещено. Чтобы понять, подпадает ли ваша операция под исключение, нужно анализировать предмет договора. Так, освобождение не действует в отношении следующих договоров:
• лицензионных договоров о предоставлении прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, которые операторы электронных торговых или рекламно-торговых площадок заключают со своими клиентами. Пользуясь такими правами, клиенты получают доступ к ресурсам площадки, участвуют в электронных торгово-закупочных процедурах, размещают рекламу и (или) предложения о продаже товаров, работ, услуг для неопределенного круга пользователей площадки. Передача подобных прав облагается НДС в общем порядке (приложение к письму Минфина РФ от 18.12.2020 № 03-07-07/111669);
• договоров о передаче прав на программу для ЭВМ, позволяющих организовать дистанционную торговлю. Освобождение по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в этом случае использовать нельзя, так как передаваемые права состоят в возможности размещать рекламу, предложения о приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав, заключать сделки (письмо Минфина РФ от 22.12.2020 № 03-07-07/112469).
В разъяснениях ведомств приведены типовые ситуации, когда передача прав на программу (базу данных) по лицензионному договору не подпадает под рассматриваемое исключение и налогоплательщик может воспользоваться освобождением от НДС, если программа включена в реестр российского ПО. Полагаем, что это применимо и к программам, включенным в реестр НИОКР (ст. 1, 2 Федерального закона от 19.12.2022 № 520-ФЗ, приложение к письму Минфина РФ от 18.12.2020 № 03-07-07/111669, письмо ФНС РФ от 03.03.2021 № СД-4-3/2692@). Вот некоторые из них:
1) программа обеспечивает электронный документооборот. Пользуясь программой, клиенты могут создавать, изменять, хранить, передавать, обменивать, согласовывать, искать документы. В том числе клиенты могут обмениваться с контрагентами договорными документами, подписанными квалифицированной электронной подписью;
2) программа позволяет управлять отношениями с клиентами (CRM), автоматизировать процессы их обслуживания, сбора данных, планирования, бюджетирования, проведения и анализа результатов маркетинговых кампаний и программ лояльности, отслеживания статуса выполнения заказов, контроля процесса продаж.
В числе прочего с помощью такой программы можно рассылать сообщения через электронную почту и сервисы обмена мгновенными электронными сообщениями. Характер распространяемой в них информации не влияет на освобождение от НДС. Даже если лицензиар распространяет рекламную информацию (например, рассылает по собственной базе клиентов сообщения об акциях и скидках), препятствий для применения освобождения нет;
3) программа позволяет проводить анализ и проверку контрагентов на основании информации из широкого круга источников (ЕГРЮЛ, информационные базы судов, Росстата, данные торговых площадок и т.д.) и отслеживать изменения в ней;
4) программа предназначена для организации процесса создания, редактирования и управления сайтом (CMS). Пользуясь ею, лицензиат получает возможность конструировать сайт, например, веб-ресурс для интернет-магазина. Характер размещаемой на нем информации для освобождения от НДС значения не имеет. Даже если на созданном с помощью программы сайте разместить рекламную информацию или предложения о реализации товаров, применению освобождения от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ это не препятствует.
В рамках дополнительных мер поддержки ФНС приостановила проведение выездных налоговых проверок IТ-компаний. Этот вид контрольных мероприятий не будет назначаться до 3 марта 2025 года включительно. ИФНС сможет назначить выездную проверку только с согласия руководителя (или его заместитель) вышестоящей инспекции. Для этого налоговикам необходимо будет представить мотивированный запрос.
Налоговые проверки, которые стартовали до моратория, будут завершены в общем порядке: их нельзя приостановить или продлить. Но при необходимости налоговые инспекторы смогут назначать дополнительные контрольные мероприятия. Важно отметить, что ограничение на проведение налоговых проверок для IT-компаний распространяется только на выездные проверки. Для камеральных, проводимых на основании поданной налоговой отчетности, подобный мораторий не установлен.
Кроме налоговых проверок, в отношении IT-компаний не будут проводиться контрольные мероприятия по соблюдению трудового законодательства, мер пожарной безопасности, санитарных правил и прочих видов контроля. Ограничения на проверки будут действовать три года. Высокотехнологичные компании нельзя включать в планы проведения проверок на 2023 и 2024 годы. Уже начатые проверки, не завершенные до вступления в силу моратория, должны быть завершены в течение пяти дней.
Важно отметить, что мораторий вводится только на часть проверок. Контролирующие органы смогут проводить проверки по соблюдению валютного, таможенного, банковского законодательства, уплаты страховых взносов, кассовой и платежной дисциплины, контроля в области иностранных инвестиций, финансово-бюджетной сфере и прочих. Также не будет ограничений контрольных мероприятий по заявлениям о преступлении или нарушении антимонопольного законодательства.
Роскомнадзор может проводить внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных в отношении российских аккредитованных IT-компаний, если установлено, что в Сети распространяются (предоставляются) имеющие признаки принадлежности аккредитованной организации базы данных (их части) с персональными данными — (Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 448). Эти мероприятия проводятся по решению руководителя Роскомнадзора, его заместителя. Также необходимо согласование с органами прокуратуры.
При этом профилактические мероприятия в виде консультирования, информирования, самообследования не запрещены.
С 28.03.2024, согласно Постановлению Правительства РФ от 20.03.2024 № 340, в отношении российских аккредитованных IT-компаний также возможен госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства по признакам нарушений некоторых положений закона о защите конкуренции (кроме проведения плановых проверок).
Вы можете оставить первый комментарий