Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Лесной фонд играет жизненно важную роль для всего общества, из-за чего необходимо оберегать его и использовать рационально. В то же время российское законодательство причисляет к таким землям не только участки, непосредственно занятые лесами, но и другие. Долгое время землевладения, имеющие наложение границ с гослесфондом, находились вне закона и не подлежали оформлению. Документ, провозгласивший лесную амнистию, предоставил много полезных нововведений для миллионов российских граждан. В нашем материале изложена суть данного процесса. Подробно разобрано, для чего была введена амнистия и какие преимущества благодаря ее введению появились у землевладельцев.
Двадцать девятого июля 2017 года был принят Федеральный закон № 280-ФЗ с длинным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Именно он в средствах массовой информации и именуется лесной амнистией. Этот закон вступил в силу с 11 августа 2017 года. С этого момента была установлена возможность оформления многих землевладений, находящихся на землях лесного фонда.
Начиная с восьмого августа 2008 года и до вступления в силу лесной амнистии на землях гослесфонда запрещалось размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, приусадебных земельных участков, земельных участков для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства. На весь срок действия части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в нашей стране оказались вне закона все домовладения, которые были размещены в составе земель лесного фонда. И это несмотря на то, что они в свое время предоставлялись людям на законных основаниях. Только спустя девять лет, благодаря закону о лесной амнистии, появилась возможность узаконить подобные землевладения.
Основной причиной принятия Закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ стала задвоенность реестров: единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который сейчас носит название единого государственного реестра недвижимости, и государственного лесного реестра, а также лесных планов российских регионов.
Изначально срок проведения лесной амнистии был установлен до 1 января 2023 года. Но 19 декабря 2022 года Владимир Путин подписал закон № 519-ФЗ, которым она была продлена до 1 января 2026 года.
Практика показывает, что принадлежащий землепользователю участок в соответствии со сведениями государственного лесного реестра или плана соответствующего российского региона часто относится к землям гослесфонда, а по данным ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов принадлежит к другой категории земель. Из-за этого возникали многочисленные споры о порядке пользования таким участком.
Амнистия призвана разрешить эту коллизию. По своей сути она означает, что при установлении принадлежности землевладения к определенной категории земель ЕГРН имеет приоритет над государственным лесным реестром и планом российского региона.
Применение этой процедуры позволяет сдвинуть границы гослесфонда в глубь леса. Происходит это из-за того, что земельным участкам, в действительности расположенным на землях гослесфонда и соответствующим определенным критериям, присваивается категория земель, отличная от земель лесного фонда. При этом не требуется переводить земли из одной категории в другую. То есть данная амнистия позволяет изменить категорию проблемного землевладения, не прибегая к процедуре перевода земель.
Можно выделить две основные группы лесных земельных участков, подпадающих под действие Закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ:
- с документами, подтверждающими права на землю;
- без документов, подтверждающих права на землю, но с документами, подтверждающими права на расположенные на таких участках объекты капитального строительства.
ТАБЛИЦА: «Критерии земельных участков, подпадающих под амнистию»
Признаки земельных участков, подпадающих под действие Закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, с правами на них | Признаки земельных участков, подпадающих под действие Закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, без прав на участки, но с правами на постройки, расположенные на них | ||
Признаки земельных участков, предоставленных и сформированных до 8 августа 2008 года | Признаки земельных участков, предоставленных до 1 января 2016 года | Признаки земельных участков с постройками, права на которые зарегистрированы до 1 января 2016 года | |
1. По сведениям государственного лесного реестра, планов регионов РФ, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, относятся к землям лесного фонда | 1. По сведениям государственного лесного реестра, планов регионов РФ, относятся к землям лесного фонда, а по сведениям ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, относятся к иной категории земель | 1. По сведениям государственного лесного реестра, планов субъектов РФ, ЕГРН относятся к землям лесного фонда | |
2. Имеют один из следующих видов разрешенного использования: — садоводство; — огородничество; — дачное хозяйство (дачное строительство); — личное подсобное хозяйство; — индивидуальное жилищное строительство |
2. Не являются исключением, то есть: — не расположены в границах ООПТ, а также территорий объектов культурного наследия; — не относятся к землям промышленности и иного специального назначения; — не относятся к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства при наличии сведений из органов земельного надзора о неиспользовании земельного участка по целевому назначению и о иных нарушениях земельного законодательства |
2. На земельных участках расположены объекты капитального строительства (ОКС) | |
3. Первично предоставлены гражданину или некоммерческому образованию для указанных целей до 8 августа 2008 года | 3. Первично предоставлены до 1 января 2016 года | 3. Права на объекты капитального строительства зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН) не позднее 1 января 2016 года | |
4. На данные земельные участки возникли права | 4. На данные земельные участки возникли права | 4. Права на лесные земельные участки отсутствуют | |
5. Границы земельных участков установлены | 5. Границы земельных участков: | 5. Внешние границы ОКСам могут быть не установлены | |
5.1 установлены в ЕГРН и пересекают установленные в ЕГРН границы лесного участка | 5.2 не установлены в ЕГРН и пересекают границы лесного участка в государственном лесном реестре, лесных планах регионов РФ | 3. ОКСы не связаны с лесной инфраструктурой, не используются для целей лесного хозяйства | |
Лесная амнистия предусматривает следующее общее правило: если права последнего землевладельца или предыдущих правообладателей возникли до 01.01.2016, при установлении его принадлежности к определенной категории земель приоритет имеют сведения ЕГРН, а при их отсутствии — сведения правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов. Это следует из части 3 ст. 14 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, п. 1 письма Минэкономразвития РФ от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и.
Также к иной категории земель подлежит отнесению земельный участок, который по данным государственного лесного реестра, плана соответствующего российского региона, ЕГРН и документам относится к землям лесного фонда, но до 08.08.2008 был предоставлен гражданину в соответствии с действовавшим тогда законодательством. Причем его назначение должно быть одним из следующих: для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства, строительства или эксплуатации жилого дома, для личного подсобного хозяйства, либо он должен быть образован из таких участков. Данное землевладение после амнистии будет принадлежать к землям населенных пунктов, если оно расположено в границах населенного пункта, а в иных случаях — к землям сельскохозяйственного назначения (ч. 4 ст. 14 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
При этом не имеет значения, когда право на данный участок возникло у его последнего законного владельца. Главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008. Не важно и то, имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них, а также указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности категория «земли лесного фонда».
Указание на дату 8 августа 2008 года объясняется вступлением в юридическую силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», о которой уже упоминалось в предыдущем разделе данного материала. Другой точкой отсчета послужило 1 января 2016 года — дата за 13 месяцев до внесения законопроекта об амнистии в Госдуму. Предполагается, что указанные даты обеспечивают презумпцию добросовестности, защищая процедуру амнистии от злоупотреблений и мошенничеств по завладению государственной собственностью в виде лесных земельных участков.
Из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к конкретной категории земель есть и исключения. Он не распространяется, в частности, на следующие земельные участки (ч. 6 ст. 14 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ):
- находящиеся в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного спецназначения, если на таких землевладениях отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется специальным федеральным законом, при наличии у уполномоченного органа сведений о фактах неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.
Однако бывают ситуации, когда указанное изъятие не применяется. В частности, если в течение трех месяцев со дня выявления расхождений в сведениях об участке в ЕГРН и государственном лесном реестре, плане региона в органы Росреестра не поступит уведомление уполномоченного органа власти об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права (ч. 8 ст. 14 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
Процедурно землевладениями, на которые имеются права, занимаются межведомственные комиссии, специально созданные для реализации Закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ при органах исполнительной власти российских регионов в сфере лесных отношений. В Московской области межведомственная комиссия работает при подмосковном комитете лесного хозяйства. Успешное прохождение документов на землевладение в этом органе является началом большой процедуры, направленной на исключение земельного участка из числа проблемных.
После составления межведомственной комиссией итоговых протоколов вся информация поступает в орган архитектуры и градостроительства по соответствующему российскому региону. В Московской области это Мособлархитектура.
Мособлархитектура запрашивает мнение Рослесхоза, который может выразить свое согласие с пройденной конкретным земельным участком процедурой лесной амнистии, а может возразить против нее. Анализируя полученную от ведомств информацию, Рослесхоз либо принимает решение об отсутствии оснований для оспаривания законности возникновения прав в отношении землевладения, либо о наличии таких оснований. В случае если Рослесхоз не согласен с пройденной земельным участком процедурой амнистии, он начинает процесс лишения незаконно возникшего права собственности на землевладение.
Наиболее сложное правовое регулирование выпало на долю земельных участков с расположенными на них постройками, права на которые зарегистрированы до 1 января 2016 года. Дело в том, что в отношении них процедура подробно не прописана ни на законодательном, ни на подзаконном уровне.
Согласно части 7 статьи 10 Закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ сведения государственного лесного реестра должны быть приведены в соответствие со сведениями ЕГРН до 01.01.2026. Вместе с тем некоторые нормы закона о лесной амнистии по-прежнему требуют доработки.
Поскольку президент подписал закон о продлении времени для приведения в соответствие сведений двух реестров: Государственного лесного реестра и ЕГРН, соответствующие изменения были внесены в отдельные законодательные акты Московской области. Благодаря этому в Подмосковье рассчитывают актуализировать данные о границах лесничеств и продолжить работу по защите имущественных прав граждан, земельные участки которых имеют наложение на лесной фонд.
Если правообладатель не знает, есть ли пересечение у его подмосковного земельного участка, то проверить это можно пройдя по электронной ссылке https://uslugi.mosreg.ru/ и выбрав сервис «Пересечение границ земельных участков». Сделать это можно бесплатно. Для проверки земельного участка достаточно знать его кадастровый номер. Благодаря сервису можно оперативно определить, есть ли наложение границ землевладения с землями лесного фонда. Если такое пересечение имеется, то нужно привести сведения Государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Для этого через портал государственных и муниципальных услуг Московской области (https://uslugi.mosreg.ru/services/20832) потребуется обратиться в подмосковный комитет лесного хозяйства с запросом о предоставлении соответствующей государственной услуги. Подать заявление можно после авторизации на портале с помощью подтвержденной учетной записи ЕСИА. Обратиться за госуслугой вправе физлица, индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие в своем распоряжении земельный участок, расположенный на территории Московской области, в отношении которого в реестрах разнятся сведения о категории земель, и имеется наложение на гослесфонд. Услуга предоставляется бесплатно в течение 10 рабочих дней. В случае принятия положительного решения, информация в течение 2 рабочих дней размещается на публичном геопортале Подмосковья по электронному адресу rgis.mosreg.ru.
Геопортал Подмосковья – это бесплатный публичный ресурс для жителей и представителей бизнеса Московской области, реализованный Мособлархитектурой. Он включает несколько сервисов, с помощью которых можно узнать в режиме онлайн информацию о градостроительном потенциале земельных участков, планировочных ограничениях, пересечениях границ с землями иных категорий, строящихся объектах и о многом другом.
Вы можете оставить первый комментарий