Над статьей работали:
Автор: Колесникова Екатерина
В чем отличие параллельного импорта от контрафакта и пиратства? Какую продукцию можно ввозить? Какая ответственность предусмотрена за ввоз контрафактной продукции? Рассмотрим эти вопросы в нашей статье.
После событий в конце февраля этого года многие иностранные бренды ушли или приостановили деятельность в России. В марте мы наблюдали, как закрывались известные фирменные магазины, из торгового оборота пропадали всемирные торговые марки. Причины ухода иностранных компаний не всегда были связаны с вопросами геополитики, зачастую компании не могли продолжать деятельность в России из-за логистических сбоев, нехватки на рынке зарубежных компонентов для производства, неопределенности валютного курса и контроля.
Массовый уход иностранных компаний из России потенциально грозит не только сокращением предложения на рынке товаров того качества, к которому мы уже привыкли, но и другими экономическими последствиями, например, ростом безработицы. Остановка иностранных инвестиций невыгодна как для иностранных компаний, так и для экономики РФ. По словам главы Минфина Антона Силуанова, «Россия хочет, чтобы зарубежный бизнес остался, потому что его уход невыгоден никому. Однако если иностранцы покинут отечественный рынок, то их активы подвергнут банкротству».
В ответ на западные санкции российское правительство узаконило параллельный импорт для целого ряда товаров. Данная мера направлена на обеспечение рынка качественными товарами, к которым уже успел привыкнуть российский потребитель. Речь не идет о легализации подделок или контрафактного товара. Параллельный импорт предполагает ввоз оригинальных товаров производителя, предназначенных для сбыта в другом регионе без разрешения правообладателя на их реализацию в России.
Без согласия владельца прав на выпуск изделий в рамках параллельного импорта можно официально завозить в Россию товары отдельных брендов и категорий уже с 6 мая. Перечень таких товаров утвержден в Приказе Минпромторга РФ от 19.04.2022 № 1532 (редактирован от 03.06.2022).
На уровне закона с 28 июня также исключили любую ответственность за нарушение исключительных прав в случае ввоза товаров из перечня Минпромторга (Федеральный закон от 28.06.2022 № 213-ФЗ).
До мая 2022 года ввезти брендированный товар и продавать его в России могла только уполномоченная организация, получившая соответствующее разрешение от правообладателя (официальный импортер и (или) дистрибьютор). Под охраной в России находится более 750 тыс. товарных знаков, их данные внесены в систему ТРОИС (таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности). Проверка использования исключительных прав при ввозе товара предполагала защиту российского рынка от ввоза контрафакта. Ранее, если товар конкретного бренда поступал на таможню, а импортер не мог представить документы на право использования этого товарного знака в РФ, вся партия не выпускалась с таможни, и товар следовало вывезти с территории России. При худшем варианте развития событий можно было получить судебный иск.
К главному плюсу официального импорта относится защита интересов конечного потребителя в виде обеспечения гарантийной поддержки, обслуживания и ремонта от производителя. По российским законам гарантийное обслуживание является обязанностью продавца. Таким образом, по товару, ввезенному в рамках параллельного импорта, вся ответственность за его работоспособность после продажи ляжет на продавца или импортера, что, скорее всего, увеличит стоимость товара.
С 2002 года и до мая 2022 года в России существовал запрет на параллельный импорт, который был направлен на привлечение крупных зарубежных компаний и инвестиций в нашу страну. Основой правового регулирования параллельного импорта в России была статья 1487 ГК РФ «Исчерпание исключительного права на товарный знак», которая предусматривает национальный принцип исчерпания права.
В рамках параллельного импорта можно ввозить не любой товар, а только входящий в разрешенный перечь Минпромторга. На пятое июля зарегистрировано 96 разрешенных товарных групп из недружественных стран для ввоза в РФ без согласия правообладателя. Среди них известная всем продукция Apple, Samsung, Motorola, Sony, Siemens, игрушки Lego, автомобили Land Rover, Chevrolet, Mitsubishi, Renault, Mersedes-Benz, BMW, Volkswagen, Audi, Toyota, Lexus, Suzuki, Honda, Infiniti, Nissan и многие другие.
Определить разрешен ли товар к параллельному импорту или нет, можно по коду ТН ВЭД и (или) товарному знаку правообладателя. Если в перечне разрешенных товаров указан лишь код ТН ВЭД, без торговой марки, ввозить можно все товары с этим кодом. Если в перечне указан и код ТН ВЭД, и торговая марка, ввозить можно товары с этим кодом и только от этих брендов.
Указанный перечень дополняется новыми позициями товаров потребительского сектора и производственной продукцией по мере необходимости. Одновременно из перечня исключаются товары, производители которых гарантируют их прямые поставки в РФ. Поэтому перечень товаров следует проверять на конкретную дату.
Требования к таможенному оформлению товаров при параллельном импорте практически ничем не отличаются от обычной поставки. У товаров, пересекающих границу, должны быть все необходимые сертификаты и разрешительные документы (сертификация ЕАС стран Таможенного союза). Импортер обязан подтвердить качество продукции и ее полное соответствие требованиям и нормам госстандартов, заполнить таможенную декларацию. Разница заключается в том, что теперь в рамках параллельного импорта правообладатель не будет участвовать в контроле за подлинностью товара, этим должен заниматься импортер.
Параллельный импорт не предполагает разрешения на серый ввоз контрафактной продукции, минуя таможенное оформление и уплату пошлин. Ввозимые товары по параллельному импорту были введены в торговый оборот правообладателем или с его согласия только на территориях третьих стран. Поэтому их не могут считать пиратскими. За незаконный ввоз товаров по-прежнему предусмотрена ответственность.
Ощутит ли на себе потребитель результаты параллельного импорта и затронет ли это его интересы, зависит от вида приобретаемого товара. Так, для одежды или аксессуаров изначально установленный производителем регион сбыта не будет играть существенной роли. А вот при покупке техники покупатель может столкнуться как минимум с отсутствием инструкции на русском языке. Больше вопросов появится при покупке сложной техники, например, смартфонов. Так, телефоны, ввозимые в РФ, должны иметь российское программное обеспечение и сертификацию электромагнитной совместимости ЕАЭС, которая подтверждает безопасность электронного оборудования.
Сейчас при импорте сертификацию российского софта можно пройти по упрощенной системе. Для пользователя это ничего не меняет — все нужные программы можно будет установить самостоятельно. Но на рынке сохраняется опасение, что после продажи товара у потребителя могут возникнуть проблемы с его активацией и обновлениями. Производитель может отследить фактическое место продажи и использования мобильного телефона или ноутбука и принять меры, но прецедентов пока не было.
Как потребителю обезопасить себя при покупке сложной техники.
- Проверить наличие продаваемой модели у официального производителя, сравнить характеристики и внешний вид приобретаемого товара в России с товаром на официальном сайте производителя или дистрибьютера в другой стране. Таким образом, исключить подделку.
- Посмотреть 13-значный код IMEI (это уникальный идентификационый номер девайса), который вшит в модель смартфона фирмой-производителем, и серийный номер. Полученные цифры можно проверить на сайте производителя либо на публичных сайтах верификации IMEI.
Параллельный импорт не легализует ввоз или продажу подделок — продукции, на которой товарный знак размещен неправообладателем и без его согласия. Подделка может технически не отличаться от оригинального товара, если она сделана на фабрике в обход официального заказа производителя. Чтобы выявить подделку, таможенному органу необходимо провести экспертизу, что не всегда возможно по техническим причинам.
По параллельному импорту ввоз товара осуществляется без оповещения правообладателя, поэтому задержать подделку на таможне теперь вряд ли получится. Но данное обстоятельство не отменяет исключительных прав иностранных правообладателей. Даже если таможня пропустит подделку, ее продажа в России будет считаться нарушением прав на товарный знак правообладателя. Тот сможет обратиться в суд или правоохранительные органы, чтобы контрафакт изъяли, а нарушителя оштрафовали.
В рамках параллельного импорта контроль контрафакта со стороны государства может измениться, так как прежние схемы проверки перестали работать с уходом представителей правообладателей в России. Следовательно, и таможенным органам, и судам предстоит выработать другой способ оперативного контроля за оригинальностью товаров.
Ответственность за ввоз и (или) продажу контрафакта или подделок может носить гражданско-правовой, административный и даже уголовной характер. Ее вид и мера наказания зависит от многих факторов: вида объекта интеллектуальной собственности, правового статуса нарушителя, характера нарушения и его последствий и др.
Привлечение лица к административной или уголовной ответственности за нарушение интеллектуальных прав не исключает применения к нему гражданско-правовых мер, в том числе изъятия из оборота незаконной продукции, а также возмещения нарушителем убытков правообладателю.
Определение контрафакта.
ГК РФ подразумевает под контрафактным товаром (п. 4 ст. 1252 ГК РФ) наличие:
- материального носителя, в котором выражен результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;
- действий (изготовление и (или) распространение), которые привели к нарушению исключительного права на этот объект интеллектуальной собственности.
Правительство РФ при противодействии незаконному обороту промышленной продукции в России дает следующее определение контрафакта. Контрафактная промышленная продукция — это продукция поддельного происхождения, на которой (или на ее этикетке, упаковке) незаконно размещены средства индивидуализации или содержатся обозначения, сходные со средствами индивидуализации до степени смешения (раздел II «Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2025 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 06.02.2021 № 256-р). Полагаем, что данным определением можно руководствоваться и в отношении других видов продукции и целей.
Гражданско-правовая ответственность за контрафакт.
В ГК РФ определена следующая ответственность за нарушение требований работы с исключительными правами:
1) Изъятие из оборота и уничтожение товара без компенсации по решению суда (п. 4 ст. 1252, п. 2 ст. 1515 ГК РФ).
Исключение составляют случаи, когда правообладатель самолично разместил товарный знак на товарах или дал согласие на его размещение, но товары ввезли в РФ без его согласия (условия параллельного импорта). Такие товары можно изъять и уничтожить, только если они некачественные и (или) угрожают безопасности, жизни и здоровью людей, природе и культурным ценностям.
2. Принуждение к удалению обозначения бренда с товаров, их этикеток, упаковок, если использование незаконное.
Удалению подлежит не только торговая марка, но и географические указания, наименования мест происхождения товара, а также просто обозначения, сходные с этими объектами до степени смешения. Удаление будет осуществляться за счет средств нарушителя. Если введение товаров в оборот необходимо в общественных интересах, товары не изымут и не уничтожат (п. 2 ст. 1515, п. 1 ст. 1537 ГК РФ).
3. Взыскание убытков или требование компенсации по выбору правообладателя за нарушение исключительных прав на ряд объектов интеллектуальной собственности (пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 1252, ст. 1301, п. 4 ст. 1515 ГК РФ).
4. Ликвидация организации-нарушителя, если она по своей вине неоднократно или грубо нарушала исключительные права. Также могут прекратить деятельность гражданина в качестве ИП, если он по своей вине допустил такие нарушения в рамках предпринимательской деятельности (ст. 1253 ГК РФ).
Административная ответственность за контрафакт.
В КоАП РФ предусмотрены следующие меры ответственности:
1) при нарушении авторских и смежных прав на организацию могут наложить штраф от 30 до 40 тыс. рублей и конфисковать контрафактные носители и орудия совершения нарушения (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ);
2) при нарушении изобретательских и патентных прав штраф для организаций составляет от 30 до 40 тыс. рублей (ч. 2 ст. 7.12 КоАП РФ);
3) за недобросовестную конкуренцию, в том числе недобросовестную конкуренцию с использованием исключительных прав, штраф для организации установят в определенной доле от выручки от реализации товара, но не менее 100 тыс. рублей (п. 7 ст. 1252 ГК РФ, ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, п. 1 ст. 14.6 закона о защите конкуренции);
4) за реализацию товара с незаконно размещенным чужим товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров предусмотрен штраф в размере пятикратного размера стоимости товара, но не менее 100 тыс. рублей, а также конфискация контрафакта и орудия правонарушения.
Уголовная ответственность за контрафакт.
В УК РФ предусмотрены следующие меры ответственности для физических лиц (руководителя организации и (или) иного лица компании, причастного к реализации контрафакта):
1) при нарушении авторского или смежных прав в крупном или особо крупном размере наказанием могут быть штраф, обязательные, исправительные, принудительные работы, лишение свободы (ч. 2, 3 ст. 146 УК РФ, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14);
2) за размещение или продажу изобретений, полезных моделей или промышленных образцов, причинивших крупный ущерб, предусмотрены штраф, принудительные работы, арест, лишение свободы (ч. 1 ст. 147 УК РФ, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14);
3) при незаконном упоминании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, предусмотрены штраф, исправительные или принудительные работы, лишение свободы (ч. 1 ст. 180 УК РФ, п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14).
Спасибо за статью! Все по полочкам разложили.
Злободневная статья. Нам, простым покупателям, остается только быть на чеку и беречься от подделок.