Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Коммерческое обозначение

Как юрлица, так и предприниматели вправе применять коммерческое обозначение для выделения своего предприятия среди других. Что оно собой представляет и подлежит ли госрегистрации – расскажем в нашем материале. Поговорим о правах на данный способ индивидуализации и их защите.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Понятие коммерческого обозначения
  2. Регистрация коммерческого обозначения
  3. Знак коммерческого обозначения
  4. Исключительное право на коммерческое обозначение
  5. Пример коммерческого обозначения
  6. Правовая охрана коммерческого обозначения
  7. Реестр коммерческих обозначений

Понятие коммерческого обозначения

Фирменное наименование, товарный знак, знаки обслуживания, географическое указание, наименование мест происхождения товаров – все это виды средств индивидуализации продукции. Они помогают выделить конкретное лицо, его изделия, работы или услуги среди других. Индивидуализация торговых, промышленных и прочих предприятий возможна также с помощью коммерческого обозначения. Таким способом можно выделить магазин или ресторан, принадлежащие компаниям, занимающимся бизнесом, и индивидуальным предпринимателям. Причем это средство отлично от фирменного наименования и не является им (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).

Рассматриваемому инструменту присущи характеризующие его черты:

  • его не требуется регистрировать, вносить в учредительные документы или в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 1538 ГК РФ);
  • исключительное право на него появляется, только когда начинается его фактическое использование. При этом средство должно обладать достаточными различительными признаками и быть известным на определенной территории как выделяющее предприятие правообладателя (п. 1 ст. 1539 ГК РФ, п. 177 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10);
  • правообладателями исключительного права на него могут стать как юрлица, в том числе некоммерческие, так и ИП. Относительно некоммерческих организаций — это касается лишь тех, кому право на предпринимательскую деятельность предоставлено законом и учредительными документами (п. 1 ст. 1538 ГК РФ);
  • срок действия исключительного права на него не ограничен законом. Однако если правообладатель не использует такое средство индивидуализации непрерывно на протяжении года, исключительное право на него автоматически прекратится (п. 2 ст. 1540 ГК РФ, п. 178 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10).

В ГК РФ не дано определение коммерческого обозначения. Однако его можно найти в судебной практике. Так, в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 27.10.2015 № С01-843/2015 по делу № А60-934/2015 суд под этим термином понимает символ, не являющийся фирменным наименованием. Его может применять субъект из сферы бизнеса для индивидуализации своего торгового, промышленного или другого предприятия как имущественного комплекса. Такой символ подлежит правовой охране в силу известности на конкретной территории и не требует регистрации в специальном реестре.

Коммерческое обозначение поможет выделить из общей массы как одно предприятие правообладателя, так и несколько (п. 2 ст. 1538 ГК РФ). Однако для индивидуализации одного предприятия нельзя одновременно использовать два таких средства или больше. Это правило позволяет потребителям избежать путаницы и присвоить одному субъекту большое число таких средств.

Регистрация коммерческого обозначения

Особенность этого способа индивидуализации в том, что его не нужно регистрировать, а также необязательно включать в учредительные документы и ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 1538 ГК РФ). Исключительное право на него возникает после начала фактического использования. При этом должно выполняться условие того, что обозначение обладает достаточными различительными признаками и известно на определенной территории как выделяющее предприятие правообладателя (п. 1 ст. 1539 ГК РФ, п. 177 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10).

Знак коммерческого обозначения

Чаще всего это средство выражается в словесной форме. Однако нельзя это назвать это правилом. В качестве такого инструмента может использоваться вывеска, которая включает как слова, так и картинку или другой изобразительный элемент. Это средство можно размещать не только на вывесках. Допустимо также использовать его на бланках, счетах и других документах, товарах и их упаковках, а также в объявлениях и рекламе, в том числе в Интернете.

При этом специального знака охраны в отношении указанного средства, как, к примеру, в отношении товарного знака, ГК РФ не предусматривает.

Исключительное право на коммерческое обозначение

Правообладателям принадлежат исключительные права на коммерческие обозначения (п. 1 ст. 1539 ГК РФ). Они могут использовать их любым способом, который не идет вразрез с законом. В частности, допустимо указывать их на вывесках, бланках, в счетах, других документах, товарах и их упаковках, в объявлениях и рекламе, в том числе в Сети. При этом такое средство должно обладать достаточными различительными признаками, и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия должно быть известным в пределах конкретной территории. Поэтому о возникновении исключительного пава на него нельзя говорить до начала фактического его использования для выделения магазина, ресторана или другого предприятия. Это подтверждается и судебной практикой, в частности, п. 177 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10, п. 85 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9.

Запрещено применение коммерческого обозначения, которое может ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному субъекту. Так, нельзя использовать обозначение, схожее до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого исключительное право появилось раньше. Если лицо нарушит перечисленные правила, оно обязано будет по требованию правообладателя прекратить использование средства индивидуализации, а также компенсировать правообладателю причиненные убытки (п. 2 ст. 1539 ГК РФ). Согласно статье 15 ГК РФ под убытками понимают расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести, чтобы восстановить нарушенное право. Также к убыткам относят реальный ущерб и упущенную выгоду. Реальный ущерб – это утрата или повреждение собственности, а упущенная выгода — неполученные доходы, которые причитались бы лицу при обычных условиях гражданского оборота без нарушения права. Применительно к компаниям, ведущим бизнес, упущенной выгодой является неполученная прибыль этого юридического лица. Однако в данной ситуации весьма затруднительно будет доказать размер как полученных убытков так и неполученных доходов.

Правообладатель может распоряжаться своим исключительным правом. Однако в отношении коммерческого обозначения у реализации этого права есть свои особенности. Так, согласно пункту 4 статьи 1539 ГК РФ исключительное право на такое средство может перейти к другому лицу, если будет заключен договор, произойдет универсальное или возникнет иное основание. Но допускается это только в составе предприятия, для индивидуализации которого оно используется. При этом под универсальным правопреемством понимают переход всех прав и обязанностей от одного лица к другому — его правопреемнику. Такое возможно в результате реорганизации юрлица или наследования. Также исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому субъекту по сделке с предприятием как имущественным комплексом, в частности, при заключении договора купли-продажи. Если одно такое средство применяется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, то при переходе права на него в составе одного предприятия оно автоматически прекращается и для других предприятий правообладателя.

Кроме того, исключительное право на такое средство индивидуализации может быть передано другим лицам для использования в определенных пределах. Так, в соответствии со статьей 1539 ГК РФ это допускается по договору аренды предприятия либо коммерческой концессии.
Действие исключительного права на коммерческое обозначение, которое используется для индивидуализации предприятия, находящегося на территории нашей страны, распространяется на всю Российскую Федерацию. Однако обязательным условием действия этого средства индивидуализации признается его непрерывное использование на протяжении года. Если же компания или ИП перестанут применять его в течение года, исключительное право будет прекращено.

Пример коммерческого обозначения

Как правило, коммерческое обозначение используют для индивидуализации предприятий общественного питания, розничной торговли, сфер обслуживания и предоставления бытовых услуг. С такими средствами индивидуализации потребители сталкиваются на каждом шагу. Это названия магазинов, кафе, аптек, автосалонов, медицинских центров, гостиниц. Ярким примером такого средства индивидуализации является сеть супермаркетов «Магнит».

Правовая охрана коммерческого обозначения

Правовая охрана предоставляется тому средству индивидуализации, у которого есть преимущество перед вторым. У правообладателя второго коммерческого обозначения могут возникнуть негативные последствия, в том числе запрет на его использование. Кроме того, с него могут взыскать убытки.

Потребовать этого, в том числе и через суд, может правообладатель, которому предоставляется преимущество перед сходным с ним средством индивидуализации. Допускается потребовать как полного, так и частичного запрета (п. 1 ст. 1248, п. 6 ст. 1252 ГК РФ). Частичный запрет будет означать, что нельзя использовать коммерческое обозначение в определенных видах деятельности или в пределах определенной территории.

Реестр коммерческих обозначений

В общероссийском масштабе такого реестра не существует. Однако внести свое средство индивидуализации в реестр коммерческих обозначений в настоящее время предлагают разные негосударственные организации, в том числе Торгово-промышленная палата РФ. Для этого компании и коммерсанты должны заплатить определенную сумму и в результате получить соответствующие свидетельства.

Однако Роспатент еще 30 января 2009 года выпустил информационное письмо, в котором обозначил свою позицию по этому поводу. Ведомство разъяснило в нем, что действующее законодательство не предусматривает регистрацию коммерческих обозначений. Поэтому Роспатентом не будут приниматься во внимание свидетельства об их регистрации в частном реестре.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь