Над статьей работали:
Автор: Шкембри Евгения
Статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ установлено, что компания, которая в последние двенадцать месяцев не представляла отчетность по налогам и страховым взносам и не проводила операций хотя бы по одному своему банковскому счету, считается прекратившей деятельность. Такие организации называют недействующими, в связи с чем их могут просто убрать из реестра. Правом по своей инициативе исключать эти фирмы из ЕГРЮЛ законодатель наделил ФНС.
Если ООО соответствует сразу всем признакам недействующего юрлица, то регистрирующий орган принимает решение о предстоящем его исключении из ЕГРЮЛ. Фактически это означает принудительное закрытие фирмы.
Отметим, что в Информационном письме от 17.01.2006 № 100 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснял, как устанавливаются признаки недействующего юрлица. В частности, если на организацию открыто несколько банковских счетов, то в целях признания ее недействующей и принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ операции не должны производиться ни по одному из них.
Также налоговая вправе закрыть ООО автоматически при наличии двух других оснований:
- проведение ликвидации невозможно из-за отсутствия денег на такую процедуру при условии, что соответствующие расходы нельзя возложить на учредителей;
- в ЕГРЮЛ более 6 месяцев присутствует запись о недостоверности. В отношении данного основания судебная практика говорит о том, что компанию с записью о недостоверности сведений нельзя убрать из реестра, если в реальности она не прекратила своей деятельности и выходит на связь (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.02.2020 № Ф02-701/2020).
Об этом же говорит и другой суд. В Постановлении от 02.03.2020 № Ф03-326/2020 Арбитражный суд Дальневосточного округа указал, что при исключении компании из реестра по инициативе регистрирующего органа ФНС не может руководствоваться только лишь формальными основаниями, если фактически организация своей деятельности не завершала.
В то же время препятствием для вычеркивания фирмы из реестра не может стать наличие недоимок. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 отмечается, что автоматическое исключение недействующего ООО из ЕГРЮЛ возможно даже при наличии долгов по налогам и сборам.
Вместе с тем следует учитывать, что автоматическая ликвидация недействующей фирмы — это право, а не обязанность регистрирующего органа. Как разъясняла ФНС в письме от 09.04.2020 № КВ-4-14/6053@, наличие признаков недействующей компании не является безусловной причиной для исключения из реестра ООО. Применение этого права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе в виде уклонения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Вместе с условиями, при соответствии которым ООО могут убрать из реестра автоматически, ст. 21.1 закона № 129-ФЗ устанавливает и условия, когда вычеркивать фирмы не допускается. Если ФНС известно, что в отношении компании возбуждено производство по делу о банкротстве или проводятся процедуры, применяемые при банкротстве, то она не вправе закрыть такое общество.
Процедура исключения ООО из ЕГРЮЛ по инициативе ФНС описана в п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ. Анализ приведенных норм позволяет выделить три основных этапа автоматического закрытия общества:
- принятие решения об исключении недействующей компании из реестра;
- публикация решения о предстоящем исключении в журнале «Вестник государственной регистрации». Сведения должны быть размещены в течение трех дней с даты принятия решения о предстоящем исключении. Вместе с решением публикуется информация о сроках, порядке и адресе для подачи заявлений кредиторами и другими лицами, чьи права может нарушить исключение ООО из ЕГРЮЛ. На представление заявлений с возражениями заинтересованным лицам отводится три месяца со дня публикации сведений;
- принятие решения об автоматическом исключении общества и занесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Данный этап возможен только при непоступлении в установленный срок от заинтересованных лиц заявлений с возражениями.
Если по какой-то причине кредитор пропустил срок подачи возражения, то на обжалование решения ФНС, которым произведена автоматическая ликвидация должника, у него есть один год с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ).
В письме от 09.07.2018 № ГД-4-14/13083 ФНС привела позицию суда о возможности повторного возобновления процедуры исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе ФНС после того, как от кредиторов поступили возражения. В этом споре суд пришел к выводу, что при направлении кредитором заявления повторная процедура исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не может быть инициирована на этом же основании до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2018 № Ф07-1810/2018).
Автоматическое исключение неработающего ООО из реестра будет иметь последствия, если организация накопила долги перед государством и кредиторами.
Статьей 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ определено, что исключение недействующей компании из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой влечет последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства. Иначе говоря, руководству компании будет грозить субсидиарная ответственность.
Поскольку недействующее ООО уже не в состоянии исполнить свои обязательства, требования могут предъявить:
- к директору, руководителю или другому единоличному исполнительному органу;
- к членам коллегиальных органов юридического лица;
- к участникам;
- к другим лицам, которые могли влиять на принятие решений в компании или давать указания.
При этом в статье четко прописано, в каком случае указанных лиц могут обязать платить долги неработающей организации. Субсидиарная ответственность вменяется исключительно в том случае, если их решения и действия имели недобросовестный и неразумный характер.
Автоматическое исключение ООО из реестра может иметь и другие негативные последствия для контролирующих его лиц. Они не смогут участвовать в других организациях.
В статье 23 закона № 129-ФЗ перечислены причины, по которым ФНС вынесет отказ в госрегистрации. В частности, отказ будет получен, если в налоговый орган подано заявление о включении в реестр сведений об учредителе, который:
- на дату исключения неработающей фирмы из реестра по инициативе ФНС владел половиной голосов, у компании имелись долги перед государством, или такие долги были признаны безнадежными. Ограничение применяется только в том случае, если документы на госрегистрацию подаются раньше, чем закончился трехлетний срок со дня вычеркивания неработающего ООО из ЕГРЮЛ;
- на день автоматического закрытия ООО был уполномочен действовать от имени общества без доверенности, а у ООО имелись долги перед бюджетом или такие недоимки признали безнадежными к взысканию. В этом случае ограничение тоже действует в течение трехлетнего периода после исключения недействующей фирмы из ЕГРЮЛ.
Узнать об открытии в отношении организации процедуры исключения из реестра можно с помощью специального сервиса, функционирующего на портале налоговой службы. Заинтересованному лицу нужно зайти на сайт ФНС, перейти в раздел «Сервисы и госуслуги», выбрать подраздел «Риски бизнеса» и в нем вкладку «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».
Сервис позволяет получать актуальную информацию из реестров компаний и предпринимателей, в том числе и о процедуре закрытия юрлица и удаления его из ЕГРЮЛ. При этом в сервисе представлены и сведения, размещенные в издании «Вестник государственной регистрации», относительно принятых налоговиками решениях о предстоящих исключениях из реестра.
Для получения данных заинтересованным лицам необходимо обладать минимальной информацией. В специальной графе требуется заполнить только ИНН, ОГРН или наименование предприятия, а также выбрать регион.
Все сведения, представленные в сервисе ««Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», систематически обновляются.