Над статьей работали:
Автор: Коротаева Юлия
С этого года изменился порядок администрирования страховых взносов. Расчет по ним теперь сдается в налоговые инспекции, а не в фонды. Вместе с этим изменилось и правило о том, при каких условиях расчет по взносам будет считаться представленными. От этого зависит, выпишут компании штраф по ст. 119 НК РФ или нет. В данной Актуальной теме разобрано, в чем состоит новое правило и как оно должно применяться. Кроме того, приведены примеры ситуаций, когда инспекция не имеет права считать отчетность не представленной и накладывать за это штраф, невзирая на допущенные при ее сдаче ошибки.
В Федеральном законе № 212-ФЗ не было норм, устанавливающих, какой день считается днем представления расчета по страховым взносам. Выход был простой – применять по аналогии закона правило из Налогового кодекса.
Согласно ему, при отправке налоговой декларации или расчета по почте или по телекоммуникационным каналам связи, а равно через личный кабинет налогоплательщика, днем ее представления считается дата отправки (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ).
Исходя из этого, суды считали, что главное – вовремя отправить отчетность по взносам в фонд, пусть и с ошибками. Тогда она уже не может считаться не представленной, а ответственности за представление расчета с неточностями НК РФ не установлено (Определение ВАС РФ от 06.08.2013 № ВАС-10205/13, постановления Арбитражного суда Московского округа от 04.12.2015 № Ф05-16599/2015, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2015 № А44-2341/2015 и др.).
Представление расчета
С 2017 года вместо Закона № 212-ФЗ для страховых взносов действует гл. 34 НК РФ.
В ней есть специальное правило о том, что расчет по взносам считается представленным не просто когда он отправлен, а при условии, что в нем указаны (абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ):
а) сведения о совокупной сумме страховых взносов, совпадающие с суммой взносов по каждому сотруднику;
б) достоверные данные сотрудников (Ф.И.О., ИНН, СНИЛС, дата рождения, серия и номер паспорта и др.).
Если это условие не выполнено, то автоматически расчет не будет считаться не представленным. У компании будет возможность исправиться: для этого на следующий после получения расчета день налоговая инспекция должна сообщить фирме о неточностях в расчете и она в течение 5 дней обязана представить расчет с достоверными данными, – тогда датой подачи расчета считается дата его первоначального представления. В противном случае расчет будет считаться не представленным.
Данное специальное правило заменяет собой норму из абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ, которая для страховых взносов больше не применима. Здесь следует дополнительно заметить, что неприменима она, невзирая на то, что в ней употреблен термин «расчет», поскольку под ним имеются в виду только расчеты по налогам (расчеты авансовых платежей по налогу на имущество и квартальные расчеты по НДФЛ), а о страховых взносах в данном абзаце речи не идет.
Дата представления
Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Об этом сказано в п. 4 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, – данная норма по аналогии применима и к страховым взносам, администрируемым ФНС РФ.
Прием отчетности
Важно понимать, что представление расчета по взносам или декларации компанией и ее прием налоговой инспекцией – это две части одного процесса сдачи отчетности, но они не тождественны. То есть, даже если инспекция отказывает в приеме полученного электронного бланка, то это не значит, что декларация считается не представленной.
В связи с этим инспекция не имеет права вынести решение о наложении на фирму штрафа за непредставление отчетности, ссылаясь на то, что декларация не принята по одному из следующих оснований, указанных в п. 28 Административного регламента о подаче электронной отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н (зарегистрирован в Минюсте РФ 29.08.2012 № 25312):
- представление декларации или расчета не в тот в налоговый орган;
- представление декларации или расчета не по установленной форме или установленному формату;
- отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя или представителя;
- отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица или подтверждающих его полномочия.
СТАТЬЯ Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера», «Время Юриста», «Время Директора»
Министерство обратило внимание на то, что следует различать две даты и два документа:
- дату представления декларации – она указывается в подтверждении специализированного оператора связи (п. 4 Порядка, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169);
- дату приема декларации – она указывается в квитанции налогового органа о приеме отчетности (п. 211 Административного регламента, утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н).
ПИСЬМО Минфина РФ от 29.04.2011 № 03-02-08/49
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
случай, который это подтверждает, был разобран, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 05.07.2013 № А40-107240/12-90-539: суд признал датой представления декларации число отправки обществом декларации, указанное в подтверждении специализированного оператора связи.
Инспекция возразила против этого тем, что не смогла открыть поступившую декларацию из-за того, что она была помещена в раздел «отвергнутые» с причиной: «не удается найти сертификат и закрытый ключ для расшифровки». По этой же причине не была сформирована квитанция о приеме отчетности.
Без квитанции о приеме декларация считается не представленной, – решили в инспекции.
Суд отверг эти доводы, указав следующее.
Во-первых, отсутствие у общества квитанции ИФНС о приеме декларации не свидетельствует о том, что она не представлялась.
Во-вторых, технический сбой при отправке декларации не может ставиться в зависимость либо влиять на факт исполнения обществом обязанности по представлению налоговой отчетности, поскольку со своей стороны общество предприняло все необходимые меры по своевременной отправке декларации.
27.04.2015 в 23:21 (последний день и час срока) организация отправила в ИФНС электронную декларацию по НДС за I квартал 2015 года.
Инспекция выявила ошибки, препятствующие приему документа, в связи с чем направила компании уведомление об отказе в приеме налоговой декларации 27.04.2015.
На следующий день организация отправила декларацию повторно. Однако инспекция отказала и в этот раз, из-за нарушения с кодом ошибки 0300300000 – «структура файла обмена не соответствует требованиям формата» и множество ошибок с кодом 0300300001 – «Файл не соответствует xsd-схеме».
В третий раз, 29.04.2015, декларация была принята инспекцией, но при этом она решила, что поскольку организацией нарушен формат представления налоговой декларации, и она не была принята к обработке, это следует квалифицировать как непредставление декларации в установленные сроки.
На данном основании компании был назначен штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 148 тыс. рублей.
Компания с этим не согласилась и обратилась в суд, предоставив на обозрение арбитров «подтверждение даты отправки», датированное 27.04.2015.
Суд определил, что форма и формат самой декларации, первоначально представленной 27 апреля, соответствуют установленным требованиям, а несоответствие относится к формату представления приложения № 9 (книги продаж) к декларации. Однако нарушение порядка, формы, либо формата представления налоговой декларации не образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 119 НК РФ.
Данной нормой установлена ответственность за определенный состав правонарушения – непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Следовательно, нарушение порядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения, указанного в ст. 119 кодекса.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2016 № Ф08-9002/2016
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
По результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС инспекция привлекла организацию к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 124 тыс. рублей.
Основанием послужило то, что декларация хоть и была представлена своевременно, но вместо формата «налоговая отчетность» была направлена в инспекцию в формате «неформализованный документ». По этой причине инспекторы не смогли открыть полученный электронный файл.
Организация не согласилась со штрафом и обратилась в суд.
Она заявила, что получила как подтверждение отправки, так и квитанцию о доставке файла в налоговый орган, из которых следует, что в день отправки файл был получен инспекцией.
Арбитры поддержали компанию.
Судьи указали, что согласно п. 4 Порядка, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
При этом технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком указанной обязанности.
По статье 119 НК РФ предусмотрена ответственность только за нарушение срока представления декларации. Иные нарушения, связанные с порядком ее подачи, в том числе получение налоговым органом нечитаемой информации, не образуют состава правонарушения, предусмотренного данной статьей.
Таким образом, событие правонарушения отсутствует, что в силу ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение компании к ответственности.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2011 № А27-11908/2010
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Организация в установленный срок направила в ИФНС годовую декларацию по земельному налогу.
Однако получила в ответ уведомление об отказе в приеме на том основании, что декларация содержит ошибки в части указания КПП, из-за чего декларация не может быть принята к обработке, а также отсутствует сообщение о доверенности и неправильно указаны сведения о руководителе.
Организация исправила эти ошибки, но подала декларацию в бумажном виде.
ИФНС ее приняла, но оштрафовала фирму по ст. 119.1. НК РФ за нарушение способа представления отчетности.
Организация обратилась в суд, полагая, что штраф назначен неправомерно. Ведь в силу п. 4 ст. 80 НК РФ при передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Судьи поддержали компанию.
Они признали, что поскольку организацией были соблюдены требования ст. 119.1. НК РФ, а именно, декларация первоначально в установленный законом срок представлена в электронном виде, то состава налогового правонарушения, действия общества не образуют и, соответственно, привлечение его к ответственности за отсутствием вины неправомерно.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 № А49-5219/2012
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
20 января, в последний день срока, общество направило в ИФНС декларацию по НДС за 4 квартал предыдущего года, но подтверждение об отправке от оператора не поступило.
На следующий день бухгалтер связалась с представителем оператора, который сообщил, что программа не предупреждала о сбоях в передаче, но данных о передаче декларации действительно нет.
22 января бухгалтер отправила декларацию повторно и получила подтверждение оператора. Получив ее, ИФНС решила, что общество не представило декларацию в установленный срок и выписала штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 75 тыс. рублей.
Компания обратилась в суд, утверждая, что именно 20 января должно считаться датой представления отчетности. В качестве подтверждения первичной отправки в этот день фирма предъявила файл отчетности, а также распечатку данных из программы.
Арбитры установили, что зафиксированной датой отправки декларации является 22 января.
Однако штраф отменили, так как согласно полученной от оператора информации, 20 числа его сервер был загружен по причине массовой отправки отчетности. Из-за этого отчётность не была отправлена в ИФНС.
Таким образом, со стороны общества были предприняты все необходимые действия по своевременной отправке, и сообщение об ошибке ему не поступало. Следовательно, вины компании в случившемся нет.
В соответствии же с п. 2 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, оснований для привлечения общества к ответственности не имеется, – резюмировал суд.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 26.07.2011 № КА-А40/7709-11
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Пунктом 7 ст. 431 НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в установленном порядке не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам.
Кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.
Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в ИФНС об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физлиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм взносов, подлежащих уплате за этот же период.
Кроме того, нулевые расчеты позволяют налоговым органам отделить плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат физлицам и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, от плательщиков, которые нарушают установленный НК РФ срок для представления расчетов, и, следовательно, не привлекать их к ответственности по п. 1 ст. 119 кодекса.
Таким образом, в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат физлицам в течение того или иного расчетного (отчетного) периода, он все равно обязан представить в ИФНС не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет с нулевыми показателями. В противном случае организации могут выписать штраф, минимальный размер которого составляет 1000 рублей.
ПИСЬМО ФНС РФ от 03.04.2017 № БС-4-11/6174
«По вопросу представления расчетов по страховым взносам»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
В связи с поступающими вопросами о распределении между внебюджетными фондами сумм поступлений от штрафов по ст. 119 НК РФ, налоговая служба сообщила следующее.
В соответствии со указанной статьей непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам в налоговый орган влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Исходя из положений БК РФ, суммы данного штрафа нужно зачислить в бюджеты по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством применительно к соответствующим страховым взносам. Однако нормативы таких отчислений применительно к страховым взносам не установлены.
В связи с этим, по мнению ФНС РФ, сумма штрафа исчисляется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования. То есть, для зачисления сумм штрафных санкций необходимо использовать следующие КБК:
- 182 1 02 02010 06 3010 160 – соразмерно взносам на ОПС;
- 182 1 02 02090 07 3010 160 – соразмерно взносам на ВНиМ;
- 182 1 02 02101 08 3013 160 – соразмерно взносам на ОМС.
Так, что касается штрафа в размере 1000 рублей, то его следует распределить в бюджеты государственных внебюджетных фондов исходя из нормативов расщепления основного тарифа 30% на отдельные виды обязательного социального страхования:
- 22% (733,33 рублей) – в ПФР;
- 2,9% (96,67 рублей) — в ФСС;
- 5,1% (170 рублей) – в ФФОМС.
ПИСЬМО ФНС РФ от 05.05.2017 № ПА-4-11/8641
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"