Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия
Прекращают свое действие с 01.01.2023 электронные подписи, полученные компаниями и индивидуальными предпринимателями в коммерческих удостоверяющих центрах. Новые подписи необходимо получить в удостоверяющем центре ФНС России. Подробности можно найти в нашей статье.
Квалифицированную электронную подпись (КЭП) для юрлиц и ИП (за исключением ряда лиц, например, кредитных организаций), бесплатно выдает только удостоверяющий центр ФНС России (ч. 1 ст. 17.2 Закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ).
Полученные подписи имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, обеспечения документооборота с органами государственной власти и контрагентами, а также на различных электронных площадках и сервисах.
Допускается использование до 31.12.2022 КЭП, сертификат которой выдан не позднее 31.12.2021 удостоверяющим центром, аккредитованным после 01.07.2020, с указанием в качестве владельца также физлица, действующего от имени юрлица без доверенности (пп. 2.3, 2.7 ст. 3, Закона «О внесении изменений…» от 27.12.2019 № 476-ФЗ).
По правилам, действующим с 01.03.2022, в отношении юрлиц электронная подпись оформляется исключительно на директора – лицо, имеющее право представлять интересы компании без доверенности (п. 2 ч. 1 ст. 17.2 закона № 63-ФЗ).
Другие лица — представители организации или ИП такую подпись получить не могут. На них директор должен оформить машиночитаемую доверенность. Она служит подтверждением того, что сотрудник при подписании документов компании своей электронной подписью физлица представляет интересы компании.
Применение МЧД должно стать обязательным с 1 января 2023 года. Законопроектом № 216878-8 предлагается сохранить возможность использования квалифицированных сертификатов представителей юрлиц и ИП без применения машиночитаемой доверенности, до 31 августа 2023 года.
В течение 2022 года (а в случае продления срока — до 01.09.2023) действует добровольный порядок применения машиночитаемой доверенности. Это означает, что подписывать документы можно и новым, и по старым правилам. Сотрудник должен:
• или получить КЭП на свое имя как физлицо, а руководитель – сформировать к ней МЧД;
• или продолжить подписывать документы прежней ЭЦП (где указаны Ф.И.О. сотрудника и сведения об организации), полученной до марта 2022 года в аккредитованном по новым правилам удостоверяющем центре на представителя организации по электронной доверенности старого формата.
Для подписания документов по новым правилам физлица, планирующие быть представителем юрлица или ИП, должны получить КЭП в удостоверяющем центре, аккредитованным Минцифры России. Такая подпись признается действительной, в том числе при условии, что аккредитация соответствующего удостоверяющего центра действительна на день выдачи сертификата (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 8, п. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 17.1 закона № 63-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2011 № 976).
При обращении в аккредитованный удостоверяющий центр гражданин должен представить документ, удостоверяющий его личность. Также по его инициативе могут быть представлены копии документов, содержащих его СНИЛС и ИНН (ч. 2, 2.1 ст. 18 закона № 63-ФЗ).
При выдаче КЭП удостоверяющий центр обязан идентифицировать гражданина, обратившегося к нему за получением квалифицированного сертификата. Идентификация заявителя проводится при его личном присутствии или без его личного присутствия с использованием КЭП при наличии действующего квалифицированного сертификата путем предоставления информации, указанной в загранпаспорте нового образца, или посредством единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы (п. 1 ч. 1 ст. 18 закона № 63-ФЗ).
За выдачу квалифицированного сертификата удостоверяющий центр может устанавливать плату (ч. 3.1 ст. 18 закона № 63-ФЗ).
Новые электронные подписи компании и ИП могут получить в удостоверяющем центре ФНС России (УЦ ФНС). Исключения установлены:
• для кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций. Они могут получить квалифицированную ЭП в удостоверяющем центре Центрального банка РФ в установленном порядке (ч. 2 ст. 17.2 закона № 63-ФЗ);
• организаций, подведомственных госоргану или органу местного самоуправления. Им квалифицированную ЭП выдает удостоверяющий центр Федерального казначейства (ч. 3 ст. 17.2 закона № 63-ФЗ);
• физлиц, действующих от имени юрлица по доверенности. Они получают квалифицированную ЭП в коммерческих удостоверяющих центрах (ст. 17.1 закона № 63-ФЗ).
Кроме удостоверяющего центра (УЦ) ФНС, получить усиленную квалифицированную электронную подпись можно и у доверенных лиц УЦ ФНС. Список таких лиц есть сайте ФНС: https://www.nalog.gov.ru по ссылке.
Для получения КЭП необходимо представить обязательные документы или надлежащим образом заверенные их копии, а также дополнительные сведения.
Обязательные документы:
• основной документ, удостоверяющий личность;
• СНИЛС.
Также представляются следующие дополнительные сведения:
а) индивидуальным предпринимателем:
• ИНН физического лица;
• ОГРНИП;
б) юридическим лицом:
• ИНН организации;
• ОГРН;
• документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности.
Подать документы в УЦ ФНС можно:
• лично на бумажном носителе в любом налоговом органе, осуществляющем функции УЦ ФНС, или в точках выдачи доверенных лиц УЦ ФНС;
• лично на бумажном носителе в отделениях операторов электронного документооборота;
• в электронной форме через сервис «Личный кабинет юридического лица» или «Личный кабинет индивидуального предпринимателя».
Кроме названных документов, в налоговый орган нужно представить носитель ключей электронной подписи, отвечающий следующим требованиям:
• он должен иметь действительный сертификат соответствия, выданный ФСБ или ФСТЭК;
• он должен быть в форм-факторе USB-токенов Type-A, в частности Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 SE (JaCarta-2 PKI/ГОСТ/SE), JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ, JaCarta PKI, ESMART Toke№, ESMART Toke№ ГОСТ, а также в иных форм-факторах, соответствующих установленным требованиям.
Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экземпляров) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ.
Вы можете оставить первый комментарий