Над статьей работали:
Автор: Райс Валентин
С недавних пор у физических лиц появилась возможность зарегистрировать товарный знак (ТЗ). Ранее это могли делать только предприниматели и организации. Данные поправки в первую очередь вызвали вопросы у самозанятых граждан (СЗ). Связано это с тем, что такие лица, в отличие от обычных граждан, тоже осуществляют коммерческую деятельность. Только делают это они без регистрации ИП или компании. Сегодня мы поговорим об этих поправках и постараемся ответить на основные вопросы в этой сфере.
Возможность регистрации ТЗ для самозанятых возникла с появлением нового закона. В частности, речь идет о Федеральном законе от 28.06.2022 № 193-ФЗ. Данный акт внес изменения в часть 4 Гражданского кодекса РФ. Закон был принят еще в прошлом году, однако он начал действовать только через год после официального опубликования, то есть вступил в силу 29.06.2023.
Данный документ вносит изменения в ГК РФ. Основные поправки этого нормативного акта связаны с изменениями в области товарных знаков. Кроме того, в законе содержатся нововведения в отношении регистрации программ ЭВМ (п. 5 ст. 1262 ГК РФ).
Новый закон исключил тот факт, что обладателями знака могут быть только предприниматели и юридические лица. Таким образом, статья 1478 ГК РФ утратила силу.
В статье 1492 ГК РФ теперь указано, что заявку на регистрацию ТЗ может подать юридическое лицо или гражданин (заявитель). Закон не уточняет, что это может делать именно самозанятый, вместе с тем он указывает, что это может делать гражданин. То есть из текста следует, что для подачи заявки не нужно обладать статусом ИП. Таким образом, самозанятый гражданин теперь обладает правом подачи соответствующей заявки.
Кроме того, закон вносит поправки в статью 1477 ГК РФ, из которой также исключаются юридические лица и ИП. Некоторые коррективы внесены в статьи 1512, 1513 и 1514 ГК РФ.
Получается, что заявку подать может любой человек, даже не самозанятый. Формально это так, но для того чтобы вести предпринимательскую деятельность, нужно иметь тот или иной статус. Гражданин не может произвольно зарегистрировать знак и вести данную деятельность без уплаты соответствующего налога. Подобные действия нарушают законодательство. В случае пренебрежения данным фактом есть вероятность привлечения к ответственности.
Основное преимущество заключается в том, что СЗ теперь смогут торговать продукцией, используя свой бренд. Это минимизирует всевозможные риски, связанные с нарушением исключительных и других прав. Например, кто-то может зарегистрировать ваш логотип официально, и вам уже с трудом получится (или вообще не получится) доказать, что он принадлежит вам. Более того, это может быть расценено как нарушение с вашей стороны. То есть как будто именно вы нарушили исключительные права «похитителя», используя его логотип.
Регистрация знака позволит избежать подобных неприятностей, так как будет законно зафиксировано, что именно вы являетесь владельцем. Это не означает, что вы избавлены на 100 процентов от незаконного копирования, однако отстоять ваши права будет куда проще.
Есть, конечно, и другие преимущества:
— имея бренд, вы повышаете узнаваемость ваших товаров и тем самым можете увеличить количество продаж. Соответственно, вырастет и ваша прибыль;
— потребители не особо запоминают имена и фамилии людей (продавцов, поставщиков), с конкретным названием все гораздо проще;
— легче запомнить название, чем фамилию. Люди выберут конкретный бренд, чем непонятное лицо. Поэтому плюс заключается в том, что потребители будут более лояльны к вам;
— минимизация последствий. Вы избавите себя от возможных убытков, судебных тяжб, расходов на уничтожение контрафактной продукции и так далее;
— возможность сотрудничества с маркетплейсами. Это позволит расширить бизнес и повысить вашу узнаваемость;
— доверительные отношения с партнерами по бизнесу, в том числе с потенциальными. Увидев, что Роспатент зарегистрировал ваш ТЗ, их лояльность возрастет. Ведь это будет означать, что именно у вас есть исключительное право и вас проверили на официальном уровне. Данные обстоятельства повышают доверие контрагентов;
— расширенные возможности в виде франшизы. Это дает вам целый ряд преимуществ: увеличение дохода, географическое расширение, повышенная узнаваемость, уменьшение расходов на рекламу и так далее;
— ТЗ даст вам больше равноправия среди предпринимателей и организаций. Это означает, что на рынке вы станете более конкурентоспособным лицом.
Виды товарных знаков описаны в ст. 1482 ГК РФ. Зарегистрировать можно:
— словесные обозначения или их комбинации. К этому классу относятся слова, сочетание букв, словосочетания, предложения (их сочетание);
— изобразительные обозначения или их комбинации. Это могут быть живые существа, предметы, объекты природы, композиции (линии, пятна, другие фигуры), иные объекты;
— объемные обозначения (комбинации). Это трехмерные объекты, фигуры, комбинации линий и фигур и так далее;
— комбинированные обозначения. Это комбинации элементов разного вида, которые мы ранее перечислили;
— другие обозначения (комбинации). К ним могут относиться световые, звуковые, голографические и другие обозначения.
Также в данной статье указывается, что ТЗ может быть любого цвета или цветового сочетания. Регистрируют такие объекты, как:
— дизайн этикетки;
— логотип;
— наименование товара;
— имя домена;
— фамилия с инициалами или без, в качестве бренда;
— группу в социальной сети;
— другие объекты.
Случаи, при которых не получится зарегистрировать ТЗ, описаны в ст. 1483 ГК РФ. В частности, к ним относятся обозначения, которые не обладают отличительной способностью.
Не принимают обозначения, состоящие из следующих элементов:
— вошедших во всеобщее употребление;
— общих символов и терминов;
— характеризующих товары (вид, качество, количество и так далее);
— представляющих форму товаров, определенной свойством или назначением.
В статье указаны и другие виды, которые не могут быть приняты:
— объекты, не подлежащие правовой охране в соответствии со ст. 1231.1 ГК РФ;
— обозначения, имеющие ложные элементы или способные ввести в заблуждение;
— обозначения, которые противоречат общественным интересам, гуманности и морали;
— элементы, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями, объектами культурного наследия и так далее;
— объекты, которые содержат элементы, охраняющиеся одним из государств — членов международного договора (идентификация вин, спиртных напитков);
— тождественные или сходные до степени смешения с ТЗ других лиц. Сюда относятся знаки лиц с более ранним приоритетом, ТЗ, охраняемыми в РФ, общеизвестными знаками;
— обозначения, воспроизводящие или имитирующие географические указания при определенных условиях;
— тождественные названию известного ТЗ, произведения науки (литературы, искусства), персонажу, цитате и прочее;
— тождественные имени (псевдониму) известного человека, без его согласия;
— промышленному образцу, знаку соответствия, при соблюдении приоритета;
— знаки, зарегистрированные в соответствии с международными договорами.
Если кратко обозначить категории, не регистрируют объекты:
— вводящие в заблуждение;
— похожие или аналогичные другим знакам;
— противоречащие принципам морали, например, непристойные изображения или мат;
— имеющие элементы государственных наименований, объектов и так далее;
— связанные с общепринятым обозначением;
— имеющие орфографические ошибки, за некоторым исключением.
Для того чтобы ваш ТЗ приняли, рекомендуем придерживаться определенной последовательности.
I. Определитесь, что вы будете создавать. Это может быть изображение, словосочетание или что-то другое. То есть придумайте наименование, разработайте логотип в зависимости от того, что вы хотите.
II. Подберите класс МКТУ. Аббревиатура расшифровывается как международная классификация товаров и услуг. В частности, это документ МКТУ-12 (принята в Ницце 15.06.1957). В данном акте содержатся определенные классы, связанные с той или иной сферой предпринимательства. В зависимости от вашего вида деятельности необходимо выбрать соответствующий класс.
III. Проверьте ваш ТЗ на уникальность. Если этого не сделать, есть вероятность, что вам откажут, так как нечто подобное уже существует в реестре.
Вы можете самостоятельно осуществить такую проверку. Для этого следует использовать официальный портал Роспатента или другие бесплатные ресурсы. Однако вы будете ограничены в возможностях, у специалистов их гораздо больше. Поэтому для более точного результата рекомендуется воспользоваться услугами экспертов. У них есть необходимый опыт поиска аналогов и доступ к дополнительным базам данных.
В частности, профессиональная экспертиза определяет:
— класс МКТУ;
— нет ли ограничений в соответствии со ст. 1483 ГК РФ;
— зарегистрированы ли уже аналогичные или схожие ТЗ;
— существуют ли поданные заявки с аналогами.
IV. Подайте заявку в Роспатент. Форма заявки утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2015 № 482. В частности, это приложение № 1 требований к оформлению документов заявки. Также образец заполнения можно найти на официальном сайте Роспатента.
Кроме заявки понадобятся:
— ваш потенциальный товарный знак (бренд) и его описание;
— указание классов МКТУ.
Способы подачи заявки:
— в личной форме при явке в Роспатент;
— почтовым отправлением;
— через госуслуги;
— посредством личного кабинета;
— отправка по факсу.
V. Уплатите государственную пошлину. Ее размер будет зависеть от того, каким способом вы подаете заявку, и от классов МКТУ.
Если подача происходит в бумажном виде, то вам придется уплатить всю сумму пошлины полностью. В случае подачи в электронном виде (через госуслуги) вам будет предоставлена скидка в размере 30 процентов.
Кроме того, уплачивается не одна пошлина. Их несколько, каждая предусмотрена за выполнение определенных действий. Все размеры пошлин в отношении ТЗ указаны в разделе 2 приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.
В целом размер определяется следующим образом.
1. Первый этап уплаты. С самого начала вы платите за регистрацию заявки. Для этого нужно заплатить 3 500 рублей + 1 000 рублей за каждый из классов МКТУ свыше 5 (пп. 2.1 приложения № 1 ПП № 941).
Далее вы платите за проведение экспертизы обозначения. Размер составляет 11 500 рублей + 2 500 рублей за каждый из классов МКТУ свыше 1 (пп. 2.4 приложения № 1 ПП № 941).
Указанные пошлины уплачиваются одновременно.
2. Второй этап уплаты. После проверки документов, в случае положительного решения нужно оплатить еще две пошлины. Одна обязательная, другая нет.
Первая за государственную регистрацию ТЗ и выдачу свидетельства в электронной форме (обязательная). Ее стоимость составляет 16 тыс. рублей + 1 тыс. рублей за каждый из классов МКТУ свыше 5 (пп. 2.11).
Вторая — за выдачу свидетельства в бумажном виде, она выдается по ходатайству. Соответственно, и уплачивать ее вы будете, только если подадите такое ходатайство. Размер пошлины составляет 2 тыс. рублей (пп. 2.14).
Обратите внимание на следующие детали:
— после подачи документов проверяйте, не было ли ответа от ведомства. Вам могут прислать запрос, в котором, например, попросят представить дополнительные документы или информацию;
— при положительном решение вас обязаны уведомить соответствующим образом. При отрицательном также обязаны уведомить;
— если вы не согласны с решением о предварительном отказе, вы можете настаивать на регистрации. Для этого вам нужно аргументировать свою позицию;
— выданное свидетельство будет действительно в течение 10 лет. После истечения указанного срока регистрация может быть продлена. Для этого также нужно будет подать заявление и оплатить пошлину. Количество продлений не имеет ограничений;
— учтите нюансы защиты вашего ТЗ. Например, если это слова, то диапазон защиты более широкий. В случае с изображением защита охватит только то, что удостоверено в свидетельстве. То есть если отдельные элементы изображения будут меняться, охрана на такие изменения не будет распространяться.
В рамках регистрации законодательство предусматривает несколько сроков.
По общему правилу срок регистрации ТЗ составляет 18 месяцев и 2 недели. Это следует из пункта 13 административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2015 № 483.
Для формальной экспертизы установлен отдельный срок. Он составляет месяц со дня подачи заявки в Роспатент. Это правило следует из статьи 1498 ГК РФ. Под формальной экспертизой понимается общая проверка поданных документов и ошибок в них.
Для проверки соответствия обозначения требованиям законодательства максимальный срок составляет 12 месяцев. Срок исчисляется со дня принятия заявки после результатов формальной экспертизы. Правило установлено пунктом 100 вышеупомянутого административного регламента.
Регистрация товарного знака в государственном реестре происходит в течение месяца со дня уплаты госпошлины (п. 1 ст. 1503 ГК РФ). Свидетельство о регистрации выдается в течение месяца со дня регистрации ТЗ в соответствующем реестре (п. 1 ст. 1504 ГК РФ).
Стоимость регистрации знака.
Ранее мы уже говорили о размерах госпошлины, которые нужно уплатить за каждое действие ведомства. Минимальный размер всех указанных вместе пошлин составляет 33 тыс. рублей (31 тыс. рублей без бумажного свидетельства). Из них 15 тыс. рублей за первую часть и 16 (18) тыс. рублей — за вторую часть. Стоимость может быть больше, в зависимости от класса МКТУ. При подаче электронной заявки на эту сумму будет скидка в размере 30 процентов.
Указанные размеры одинаковы для всех, включая самозанятых. Для данной категории лиц никаких особенностей законодательство не устанавливает.
Если вы будете заниматься данным вопросом самостоятельно, то сможете ограничиться только этими выплатами. Однако эта процедура весьма специфична, поэтому, возможно, вам понадобится помощь квалифицированных специалистов. Тогда придется раскошелиться еще больше. Суммы могут быть разными (например, не больше размера пошлин), но разным будет и качество работы. В целом стоимость таких услуг может достигать 100 тыс. рублей и выше.
Кроме того, если вы недостаточно изучите всю нюансы, есть вероятность, что вам откажут. А это будет чревато для вас не только потерей времени, но и уплаченными пошлинами. Эти выплаты вам никто не вернет.
Однако в любом случае, как правильней поступить, решать только вам. Поэтому прежде чем принимать то или иное решение, следует тщательно оценить всевозможные риски.
Вы можете оставить первый комментарий