Над статьей работали:
Автор: Бабаева Ирина
Если необходимо узнать, есть ли у организации переплата либо долги перед налоговой, или застраховаться от блокировки расчетного счета, надо провести совместную сверку с ИФНС. В этой статье мы расскажем, для чего нужна сверка с налоговой и как подписать акт по ее итогам. Также приведем образец заполненной заявки на получение сверочного акта.
Именно акт, составленный в ходе совместной сверки расчетов, покажет наличие переплат и задолженностей перед ИФНС, а также поможет своевременно выявить ошибки, допущенные бухгалтером, и тем самым избежать блокировки счетов и списания с них денежных средств.
Также налогоплательщик может заказать сверку своих расчетов при составлении годовой отчетности.
Инициатором сверки расчетов может быть и организация (ИП), и налоговая инспекция.
При этом для организации или ИП сверка является правом (ст. 21 НК РФ) и одновременно обязанностью для ИФНС в момент, когда поступает запрос о ее проведении (п. 1 ст. 32 НК РФ).
Чаще всего налоговый орган выступает инициатором сверки, если обнаружена явная переплата у организации или ИП (п. 3 ст. 78 НК РФ).
Рассмотрим случаи, когда заявителем выступает налогоплательщик (организация или ИП).
Порядок подачи заявки и проведения такой сверки установлен письмом ФНС РФ от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990 «О направлении Временного порядка проведения совместной сверки расчетов».
Заявку на сверку можно подать (направить):
1) на бумаге в отделение ФНС или через МФЦ;
2) по почте;
3) в электронном формате по ТКС, если есть взаимодействие с ИФНС через ТКС (Приказ ФНС РФ от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи»);
4) через кабинет налогоплательщика с помощью электронной подписи.
Акт сверки расчетов будет направлен тем же способом, каким было направлено заявление. Также в заявлении можно указать иной способ получения акта.
При подаче заявления на проведение сверки расчетов ИФНС может отказать в его приеме.
Сегодня предусмотрены следующие основания для отказа в приеме заявления на бумажном носителе:
— при обращении не по месту учета;
— отсутствии названия организации, номера ИНН, подписи руководителя;
— отсутствии документов, подтверждающих полномочия представителя (при обращении представителя налогоплательщика).
При наличии хотя бы одного из оснований для отказа:
— инспекция вправе не принять заявку и вернуть ее, сообщив о причинах отказа и предложив устранить допущенные ошибки (если заявление подано в налоговую);
— в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления направить уведомление об отказе в его приеме с указанием причин отказа (если заявление направлено по почте или через МФЦ).
Важно: обращайте внимание на поля «Период проведения сверки расчетов» и «КБК» при заполнении заявления на получение акта сверки. В случае отсутствия в документе периода проведения сверки, она проводится за период с 1 января текущего года и по состоянию на дату регистрации заявления. Если же в заявлении отсутствует КБК, сверка проводится по всем КБК, по которым налогоплательщик должен уплатить обязательные платежи (письмо ФНС РФ от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990 «О направлении Временного порядка проведения совместной сверки расчетов»).
Если заявление подано в налоговую на бумажном носителе, то акт сверки расчетов формируется за 5 рабочих дней с даты регистрации такого заявления.
В случае подачи заявления в электронном формате сверочный акт формируется за 3 рабочих дня с момента получения заявления.
Акт может быть получен налогоплательщиком лично в налоговой при предъявлении паспорта. В случае если паспорт не представлен, акт направляется по почте.
Если в заявлении в качестве способа получения акта указано: «Личное получение», при этом налогоплательщик не обратился за его получением в ИФНС, акт сверки также направляется по почте.
Рекомендуемая форма заявления на предоставление акта совместной сверки расчетов на бумажном носителе утверждена письмом ФНС РФ от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644@ «О направлении типовой (рекомендуемой) формы заявления о предоставлении акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на бумажном носителе».
Если подается электронный запрос, то необходимые к заполнению поля формируются автоматически.
Далее рассмотрим образец заявления.
Форма акта совместной сверки расчетов с налоговой утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@ «Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам».
Акт сверки состоит из титульного листа и двух разделов.
На титульном листе указывают сведения о налогоплательщике и период, за который сформирован акт сверки.
В разделе 1 отдельно указывается информация по каждому виду платежа (налогу, пеням, штрафам, процентам).
Раздел 2 оформляет налоговая при наличии разногласий у налогоплательщика по сведениям, содержащимся в разделе 1.
В случае если в разделе 2 отражено положительное сальдо, значит, у налогоплательщика имеется переплата по одному или нескольким видам платежей. Если отражено отрицательное сальдо – стало быть, есть задолженность.
Если налогоплательщик согласится с указанными в разделе 1 сведениями, то ему необходимо заполнить графу «Согласовано» и указать там: «Без разногласий». В данном случае сверка считается завершенной. Акт сверки подписывается налогоплательщиком и остается у каждого по экземпляру.
Если налогоплательщик не согласен со сведениями, указанными налоговой в разделе 1 акта сверки, то ему требуется указать в графе «Согласовано» «с разногласиями», а также проставить в графе 4 напротив спорных сумм отметку о возражениях.
Подписанный акт с разногласиями необходимо направить в ИФНС.
Выявленные различия в сведениях налоговой и налогоплательщика могут быть связаны с ошибками или неточностями, допущенными как одной, так и другой стороной.
Когда налоговая получит акт сверки с разногласиями, то она приступает к оформлению раздела 2 акта сверки, в котором отражаютcz сведения по сверяемым данным, и отправляет его налогоплательщику.
В случае согласия с налоговой и исправления ошибок со своей стороны необходимо подписать акт сверки, указав, что расхождения устранены.
Если вы снова не согласны с инспекцией, в разделе 2 акта сверки в графе «Данные заинтересованного лица» необходимо отразить свои данные, а также предложения об устранении разногласий и повторно направить акт на рассмотрение в налоговую.
Налоговая же в случае допущения ошибок с ее стороны подготовит новый акт сверки и направит его на рассмотрение налогоплательщику.
Важно: в налоговую необходимо представить все документы, подтверждающие указанные вами сведения в акте сверки.
Дополнительно: при получении акта сверки по ТКС его подписание и направление в налоговую не требуется. Этот акт имеет информативный характер. В случае несогласия с таким актом разногласия не подлежат оформлению, подается заявление на сверку в обычном порядке.
Вы можете оставить первый комментарий