Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила
Средства индивидуальной защиты – это необходимые приспособления, устройства, медицинские изделия, ограждающие работников от воздействия опасных производственных факторов. Они нужны, чтобы обеспечить персонал, который привлечен к работам на вредных производствах или в специфических температурных режимах, нормальными условиями труда. О том, как правильно выдавать СИЗ сотрудникам, расскажем в нашей статье.
Предоставлять СИЗ сотрудникам – одна из обязанностей работодателя. Средства индивидуальной защиты применяют, если безопасность выполняемых работ нельзя обеспечить другими способами.
К защитным приспособлениям персонала относятся спецодежда и обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты. Важное требование, которое к ним предъявляется – такие специальные приспособления должны иметь действующий сертификат или декларацию соответствия.
Выдача СИЗ с 2023 года происходит по правилам, которые Минтруд РФ утвердил Приказом от 29.10.2021 № 766н. Документ носит временный характер. Пока срок его действия ограничен 1 сентября 2029 года.
Новые правила изменили подход к обеспечению сотрудников защитными средствами. Обеспечение СИЗ и смывающими средствами осуществляется:
– на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств (ЕТН);
– с учетом результатов СОУТ;
– исходя из результатов оценки профессиональных рисков (ОПР);
– учитывая мнение профсоюза (при наличии).
Для того чтобы обеспечить плавный переход работодателей к новым правилам, предусмотрели переходный период до 31 декабря 2024 года. До этого времени для предоставления персоналу защитных индивидуальных и смывающих средств работодатель вправе использовать типовые нормы, изданные до 1 марта 2022 года.
Решение о переходе на ЕТН или о применении типовых норм в период с сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года должен принять работодатель.
Выдача СИЗ работникам производится по нормам. С сентября 2023 года действуют Единые типовые нормы, которые Минтруд РФ утвердил Приказом от 29.10.2021 № 767н:
- Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям (должностям).
Нормы перечисляют 5 357 специальностей и видов работ, на которых положено обеспечивать защиту сотрудникам. В основном защиту рук, ног, головы, лица, глаз, органов дыхания. Для этого предназначается специальная одежда. Ее выдают поштучно сроком на 1 или 2 года. Некоторые средства предоставляют на срок, установленный изготовителем, либо до момента, пока не износятся;
- Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от идентифицированных опасностей.
Нормы перечисляют 20 видов опасных событий, представляющих угрозу жизни и здоровью сотрудника. К примеру, механические, химические опасности, опасности, связанные с действием пониженных или повышенных температур, повышенным уровнем шума или вибрации и т.д.
Обеспечение сотрудников средствами охраны труда в этом случае подробнее детализировано по сравнению с предыдущими нормами. При этом предписано учитывать:
– тип, группу, подгруппу защитных средств, обязательных к выдаче;
– возможную конструкцию;
– средства, выдаваемые в дополнение к тем, которые необходимо предоставлять по результатам оценки профрисков;
- Единые типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств.
Эти нормы подразделяют СИЗ:
– на дерматологические и смывающие средства, исходя из характера производственных загрязнений;
– дерматологические и смывающие средства, исходя из вида работ.
В зависимости от вида вышеуказанных факторов смывающие СИЗ могут быть:
– защитными. К примеру, дезинфицирующими от укусов, отталкивающими влагу, для увлажнения кожи;
– очищающими. Это прежде всего мыло или жидкие моющие средства для рук и тела, а также очищающие кремы, гели и пасты;
– регенерирующими или восстанавливающими – в виде кремов и эмульсий.
Действие ЕТН также носит временный характер. Они применяются до 1 сентября 2029 года.
Чтобы выдать защитные средства сотрудникам, с сентября 2023 года работодатель обязан:
– разработать и утвердить собственные нормы бесплатной выдачи защитных и смывающих средств охраны труда сотрудникам;
– разработать и утвердить порядок обеспечения сотрудников СИЗ и смывающими средствами;
– назначить ответственных должностных лиц и распределить между ними обязанности и ответственность за этапы обеспечения работников индивидуальными защитными и смывающими средствами;
– учитывать и контролировать выдачу защитных и смывающих средств и приспособлений;
– контролировать своевременный возврат средств по истечении срока их использования или годности либо в случае досрочного выхода устройств охраны труда из строя;
– не допускать персонал к выполнению работ без полагающихся им защитных приспособлений. Не допускать сотрудников к работе в неисправных СИЗ или имеющих загрязнения;
– контролировать правильность использования защитных средств сотрудниками;
– хранить средства в соответствии с эксплуатационной документацией производителя;
– обслуживать СИЗ, ухаживать за ними, а также выводить их из эксплуатации и утилизировать.
Защитные приспособления, оборудование и устройства, которые предоставляются сотрудникам, должны соответствовать их полу, антропометрическим параметрам, а также нормативам выдачи.
На основании действующих ЕТН компания обязана разработать и утвердить собственные нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств. При этом нужно учитывать результаты СОУТ, ОПР и мнение профсоюза, а также определить потребность сотрудников в защитных средствах.
Потребность в средствах охраны труда устанавливается исходя:
– из штатных должностей и специальностей в компании:
– перечня и уровня воздействия на сотрудников вредных или опасных производственных факторов и опасностей, установленных на рабочих местах по результатам СОУТ и ОПР;
– численности сотрудников на этих рабочих местах;
– определяемых работодателем мероприятий по уходу и иных факторов, влияющих на уровень потребности.
Нормы выдачи, которые установит у себя работодатель, должны обеспечивать равноценную либо превосходящую по сравнению с ЕТН защиту работников от вредных или опасных производственных факторов, выявленных СОУТ.
Нормы должны содержать информацию о приспособлениях, необходимых работникам для осуществления трудовой деятельности, включая деятельность при совмещении профессий или выполнении совмещаемых работ.
При этом можно не учитывать средства от опасностей, уровень риска по которым не приведет к нанесению вреда здоровью сотрудника в процессе трудовой деятельности вследствие реализации работодателем иных мероприятий по управлению рисками, снижению их уровней. Реализация указанных мероприятий должна подтверждаться СОУТ или ОПР.
Если профессия или должность сотрудника отсутствует в ЕТР в соответствии с профессией (должностью), можно использовать наименование профессий и относящиеся к ним характеристики, указанные в профстандартах, а в случае их отсутствия – в квалификационных справочниках.
В случае если компания не обязана выдавать смывающие (обезвреживающие) средства сотрудникам, чья работа с опасными производственными факторами не связана, то устанавливать нормы и утверждать их ЛНА работодатель не обязан (письмо Минтруда РФ от 18.08.2016 № 15-2/ООГ-3000).
Помимо этого, если сотрудника положено обеспечить защитой, то работодатель обязан провести обучение. К примеру, при выдаче респираторов, противогазов, касок, то есть защитных приспособлений, использование которых требует от физлиц практических навыков, работодатель должен провести инструктаж среди персонала о правилах их применения, способах проверки работоспособности, а также организовать практические тренинги.
Выдача сотрудникам и возврат защитных средств, выдача дерматологических или смывающих СИЗ отражается записью в личной карточке учета. Карточку можно вести на бумаге или в электронном виде.
В электронной карточке учета выдачи вместо подписи сотрудника нужно указать номер и дату документа бухучета о получении СИЗ, на котором есть личная подпись физлица или данные с электронных считывающих устройств, фиксирующих биометрические данные или его электронную подпись, либо иные сведения, идентифицирующие личность сотрудника.
Если работодатель решил вести журнал учета в электронном виде, дублировать его на бумаге не нужно.
В случае когда СИЗ и их сменные элементы, пользование которыми не требует дополнительного инструктажа, выдают через вендинговые аппараты, надо обеспечить идентификацию физлица и автоматическое заполнение данных о выданных средствах в электронной карточке учета.
Идентификацию можно производить с помощью персональных электронных носителей и других методов, закрепленных в ЛНА работодателя.
Если сотруднику передают защитные приспособления, которые работодатель получил в аренду, то за сотрудником закрепляют индивидуальный комплект с маркировкой. При этом фиксируют персональную информацию о физлице, по которой можно его идентифицировать. Сведения об учете СИЗ, взятых в аренду, отражают в личной учетной карточке.
Дежурные СИЗ – это защитные приспособления, которые:
– привязаны к определенному рабочему месту или объекту и закреплены за ним;
– предоставляются поочередно нескольким сотрудникам только на период выполнения тех работ, для которых эти средства предназначены.
В качестве дежурных средств защиты могут быть использованы сигнальный жилет, диэлектрические перчатки и галоши, системы спасения и эвакуации, компоненты системы обеспечения безопасности работ на высоте с индикаторами срабатывания, защитные очки и щитки, накомарник, защитная каска, одежда специальная (костюмы, куртки, плащи, тулупы), наушники.
Дежурные средства нужно обязательно дезинфицировать, соблюдая правила личной гигиены. Кроме того, их передача от одной смены к другой осуществляется под ответственность уполномоченных должностных лиц.
Выдача и сдача дежурных средств защиты по окончании срока их использования фиксируется в карточке выдачи дежурных СИЗ.
Вы можете оставить первый комментарий