Над статьей работали:
Автор: Бабаева Ирина
Сегодня рынок товаров, работ и услуг переполнен предложениями от поставщиков. Для того чтобы заказчику выбрать наиболее выгодное предложение, предусмотрена возможность проведения тендеров. Чем тендер отличается от закупки или торгов и как принять в нем участие, расскажем в нашей статье.
Слово тендер пришло в Россию из английского языка и в переводе означает «предложение».
Сегодня законодательство РФ не дает определение понятию «тендер».
На практике тендером считается конкурентный способ выбора поставщика работ, услуг, материалов.
Законодательство РФ апеллирует понятием «закупки», а в обиходе чаще используется термин «тендер». При этом данные термины можно приравнять друг к другу.
Тендеры в России подразделяются:
1. На государственные, то есть бюджетные. Это прежде всего закупки для государственных органов и казенных предприятий. Тендеры финансируются за счет средств бюджета.
2. Государственные — для отдельных видов юрлиц. Это закупки для госкорпораций и компаний, субъектов естественных монополий, бюджетных учреждений, доля государства в которых составляет более 50 процентов.
3. Коммерческие. Это закупки для коммерческих компаний.
При проведении государственных тендеров в России, как правило, применяются два федеральных закона:
— Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
— Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Федзакон № 44-ФЗ устанавливает правила проведения тендеров за счет средств бюджета (государственные – бюджетные тендеры).
Федзакон № 223-ФЗ регулирует вопросы проведения торгов отдельными видами юрлиц (доля государства в которых более 50 процентов) (государственные – для отдельных видов юрлиц).
Для начала разберем виды гостендеров, предусмотренные законодательством РФ.
Закон № 44-ФЗ выделяет следующие виды гостендеров:
• в зависимости от количества участников:
— конкурентные способы закупки (когда в тендере участвует несколько поставщиков);
— закупка у единственного поставщика;
• по форме проведения:
— открытые;
— закрытые;
Открытыми и закрытыми закупками могут быть только их конкурентные виды. Открытые закупки созданы для неограниченного круга лиц. Информация о них размещается в единой системе размещения извещений о закупках. Закрытый способ – для ограниченного круга. Для участия в них рассылаются приглашения.
Конкурентные способы закупок подразделяются:
— на аукционы (могут быть в электронной форме). Основным критерием аукциона является цена. То есть его победителем будет участник закупки, предложение которого соответствует требованиям в извещении и который предложил самую низкую цену контракта;
— конкурсы (могут быть в электронной форме). Победителем конкурса будет признан участник закупки, чье предложение соответствует требованиям и который предложил лучшие условия исполнения контракта;
— запрос котировок. Указанный вид закупок проводится только в электронной форме. Основным критерием, так же как и у аукциона, является цена. Однако отличие запроса котировок от аукциона в том, что как таковые торги отсутствуют. Суть процедуры в том, что поставщики подают свои заявки, им присваивают порядковые номера. В результате контракт заключается с тем, кто сделал в заявке предложение по самой низкой цене контракта. По общему правилу заказчик может проводить запрос котировок, только если начальная цена контракта не превышает 3 млн рублей. И независимо от начальной цены контракта, если закупка осуществляется заказчиком, ведущим деятельность на территории иностранного государства, в отношении лекарственных препаратов, спортивного инвентаря для олимпийской команды, помещений для детей-сирот и прочих, предусмотренных статьей 24 ФЗ № 44-ФЗ.
Закрытые конкурентные способы закупки применяются в следующих случаях:
— для обеспечения госнужд, если они составляют гостайну;
— если сведения о закупаемых товарах или услугах также составляют гостайну.
Примечание: с 2022 года такие виды закупок, как запрос предложений, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, исключены из положений федзакона № 44-ФЗ. Изменения внесены Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ.
Федзакон № 223-ФЗ среди видов закупок также предусматривает конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений.
Для заказчиков закупки по указанному закону являются предпочтительнее, потому что документ устанавливает возможность разработки положения о закупках. В таком положении указывается механизм проведения закупки и заключения контракта по ее итогам.
Запрос предложений от запроса котировок отличается тем, что в результате договор заключается с поставщиком, предложившим наиболее выгодный вариант, а не только низкую цену.
Проведение торгов коммерческими организациями регулируется положениями ГК РФ и является правом, а не обязанностью организаций, за исключением определенных законом случаев (например, продажа предприятия должника на торгах или реализация на торгах заложенного имущества, на которое обращено взыскание).
ГК РФ относит к формам торгов аукционы и конкурсы, которые также могут быть открытыми и закрытыми. Однако указанный перечень не является исчерпывающим. Торги могут проводиться и в иных формах, предусмотренных законом. Форма торгов самостоятельно определяется заказчиком.
В конце 2021 года были изменены требования к участникам закупок (принято Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571). Они применимы к закупкам, извещения о которых размещены после 01.01.2022.
Рассмотрим действующие требования к участникам закупок уже с учетом принятых изменений.
Федзакон 44-ФЗ устанавливает единые и дополнительные требования к участникам тендеров. Среди основных можно выделить:
— непроведение ликвидации юрлица, отсутствие решение суда о банкротстве, несостоятельности, а также о начале конкурсного производства;
— неприостановление деятельности в связи с административным правонарушением;
— отсутствие долгов по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет;
— непривлечение к административной ответственности в течение двух лет до подачи заявки;
— отсутствие между участниками конфликта интересов;
— отсутствие ограничений для участия в закупках.
Всего девять основных требований к участникам закупочных процедур. Полный их перечень приведен в статье 31 федзакона № 44- ФЗ.
Также заказчику предоставлено право установить в качестве требования к участникам закупки отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.
Примечание: ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется в соответствии со ст. 104 федзакона № 44- ФЗ. В такой реестр включают поставщиков в случае их уклонения от заключения контракта, или если с ними расторгнут контракт по решению суда, или одностороннего отказа заказчика по причине неисполнения.
Правительство РФ наделено полномочием по установлению доптребований к участникам закупок, в том числе по вопросам наличия финансовых ресурсов и необходимого количества работников для исполнения контракта.
Такие требования установлены Правительством РФ в зависимости от объекта закупки.
Так, например, объектом закупки являются работы по сохранению объектов культурного наследия. Для таких закупок Правительством РФ установлены дополнительные требования в виде наличия опыта исполнения аналогичных договоров. При этом цена выполненных работ должна составлять не менее 20 процентов от начальной цены контракта.
С полным перечнем дополнительных требований можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.
Требования к участникам закупки по закону № 223-ФЗ в целом схожи с требованиями, предъявляемыми по закону № 44-ФЗ. К ним относятся и требования об отсутствии долгов перед государством и судимостей у руководителей организации, дел о ликвидации, банкротстве.
Также заказчик может установить требование об отсутствии поставщика в реестре недобросовестных поставщиков.
Если ваша организация планирует принимать участие в торгах по вышеуказанным федзаконам, то перед подачей заявки следует удостовериться, что она отвечает всем необходимым требованиям. В противном случае торги будут проиграны.
С коммерческими торгами дела обстоят намного проще. Необходимые требования прежде всего устанавливает заказчик.
По общему правилу закупки по федзакону № 44- ФЗ (кроме закрытых аукционов и конкурсов) в настоящее время возможно проводить только в электронной форме.
По закону № 223-ФЗ предусмотрены закупки только в электронной форме с участниками малого и среднего предпринимательства (для таких закупок Правительством РФ установлены особенности). В остальных случаях заказчику предоставлено право установить иную форму их проведения в положениях о закупках.
Для коммерческих тендеров ограничения в этом вопросе не установлены. Заказчик самостоятельно определяет форму проведения тендеров.
Участие в госзакупках на сегодняшний день возможно только на восьми электронных площадках, перечень которых закреплен в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Среди них:
1. Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.
2. Единая электронная торговая площадка.
3. Российский аукционный дом.
4. ТЭК – Торг.
5. Электронные торговые системы.
6. Сбербанк — Автоматизированная система торгов.
7. РТС – тендер.
8. Электронная торговая площадка ГПБ.
Остальные площадки не являются федеральными. Для участия в закупках на таких площадках есть отдельная регистрация.
Для того чтобы участвовать в электронном тендере, необходимо соблюдать следующий алгоритм действий (на примере участия в госзакупках):
1) получение электронной подписи;
2) регистрация в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС);
3) аккредитация на электронных площадках (всего восемь площадок, установленных Правительством РФ). Происходит автоматически после регистрации в ЕИС;
4) обеспечение заявки (перечисление денежных средств на спецсчет);
5) подача заявки на участие в закупке. При подаче заявки следует обратить внимание на сроки. Для каждого вида закупки установлены свои сроки подачи заявки.
6) участие в тендере. Рассмотрим на примере электронного аукциона по федзакону № 44-ФЗ. Так, аукцион происходит в режиме реального времени. После того как ваша заявка будет допущена к аукциону, необходимо определить минимальную цену, за которую вы готовы предоставить товар или услугу.Основная особенность такого аукциона — постепенное снижение цены. Каждый раз участники могут предлагать цену, снижая предыдущее ценовое предложение конкурентов от 0,5 до 5 процентов;
7) результат закупки. Контракт заключается с поставщиком, предложившим самую низкую цену.
Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, то ошибочно полагать, что у вас нет права на участие в тендерах.
Сегодня законодательством РФ предоставлена возможность участвовать в торгах не только крупным компаниям, но и субъектам малого предпринимательства.
ИП может участвовать как в гостендерах по федзаконам № 44- ФЗ и 223-ФЗ, так и в коммерческих.
Для участия в тендерах ИП необходимо проверить соответствие всем требованиям, предъявляемым законами и заказчиком.
Для того чтобы ИП начать участвовать в тендерах, следует провести анализ рынка, а также определить сферу, в которой вы сможете сделать предложение. Далее ИП следует определиться с видом закупок, в которых будет принимать участие (государственные или коммерческие), а также с торговой площадкой, получить электронную подпись, если ее нет, и зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок (если планируется участие в госзакупках). Поиск госзакупок необходимо осуществлять в указанной информационной системе. Информация о торговых закупках публикуется на сайтах коммерческих организаций.
Перед участием в торгах ИП следует помнить, что по обязательствам он отвечает всем своим имуществом. Также в случае уклонения от исполнения контракта или ненадлежащего его исполнения ИП может попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Для того чтобы начинающему ИП не допустить ошибок при участии в тендерах, рекомендуем пройти соответствующее обучение или нанять квалифицированного специалиста.
Вы можете оставить первый комментарий