Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия
Эксперимент по установлению специального налога на самозанятость начался с 01.01.2019 в четырех регионах страны. Он был признан успешным. Количество регионов участников постепенно увеличивалось, и в настоящий момент приобрести статус плательщика налога на профдоход можно в любом субъекте РФ. Как стать самозанятым, как составлять договоры, выставлять счета и выдавать чеки, расскажем далее в нашей статье.
Быть самозанятым, то есть платить налог на профессиональный доход может физлицо или индивидуальный предприниматель – гражданин РФ или страны, входящей в состав ЕАЭС. Граждане других государств такой возможности пока не имеют (письмо Минфина РФ от 09.12.2019 № 03-1-11/95715).
Закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее – закон № 422-ФЗ) не содержит конкретного перечня видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые. Он только приводит список лиц, которые не вправе применять этот спецрежим. В частности, не могут быть плательщиками налога на профессиональный доход лица:
• продающие подакцизные товары и продукцию, подлежащую обязательной маркировке (лекарства, табачные изделия, автомобили, ГСМ и так далее);
• перепродающие на профессиональной основе товары, имущественные права;
• добывающие и реализующие полезные ископаемые;
• работающие в интересах другого лица на основании договоров поручения, комиссии (исключение – оказание услуг по доставке товаров при условии использования кассового аппарата продавца);
• применяющие другие специальные налоговые режимы.
Самозанятым запрещено иметь наемных работников. Их годовой доход ограничен 2,4 млн рублей.
Таким образом, самозанятым может быть гражданин или индивидуальный предприниматель, который самостоятельно производит работы, оказывает услуги либо продает изготовленные ими товары. К видам деятельности самозанятых можно отнести:
• подготовку праздников;
• оказание юридических или бухгалтерских услуг;
• оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров;
• сдачу квартир внаем;
• изготовление товаров и так далее.
Чтобы стать плательщиком налога на профессиональный доход, необходимо направить в налоговую инспекцию заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@. Сделать это можно через приложение «Мой налог». Для этого:
• скачиваем приложение через AppStore или Google Play;
• вводим номер мобильного телефона;
• выбираем необходимый субъект РФ;
• загружаем фотографию паспорта;
• фотографируем свое лицо;
• проверяем и подтверждаем введенные данные.
Заявление сформирует система, каких-либо дополнительных действий совершать не потребуется.
При наличии личного кабинета на сайте налоговой службы достаточно:
• ввести номер телефона;
• выбрать нужный субъект РФ;
• ввести ИНН и пароль для входа в личный кабинет.
Прикладывать фотографию паспорта и делать фотоснимок в этом случае не нужно. Не понадобится паспорт и при наличии подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги». Необходимо только ввести логин и пароль, используемые для входа на портал.
Договор с самозанятым на оказание услуг составляют по общим правилам, установленным ГК РФ. Чтобы впоследствии не возникли разногласия, в тексте документа необходимо прописать, что исполнитель применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». К договору желательно приложить справку о регистрации лица в качестве самозанятого. Ее можно распечатать из приложения «Мой налог» или из личного кабинета налогоплательщика.
Для составления договора на оказание услуг или выполнение работ необходимо следить, чтобы он не содержал признаки трудового договора. Например, не устанавливал подчинение самозанятого внутреннему трудовому распорядку заказчика или возможность его привлечения к дисциплинарной ответственности. В противном случае налоговая инспекция может переквалифицировать такой договор в трудовой, что приведет к доначислению НДФЛ, страховых взносов, начислению пеней, а заказчик будет привлечен к административной ответственности (письмо УФНС по Московской области от 27.07.2020 № 10-17051757).
В договор на оказание услуг с самозанятым обычно включают:
• название документа: «Договор на оказание услуг» (можно кратко описать услуги, например, договор на оказание бухгалтерских услуг);
• дату и место составления договора;
• данные сторон (название заказчика, Ф.И.О. исполнителя, его паспортные данные);
• описание услуг, которые должен оказать самозанятый;
• срок оказания услуг;
• права и обязанности сторон;
• порядок расчетов;
• ответственность сторон;
• обстоятельства непреодолимой силы;
• реквизиты сторон.
Договор составляют в двух экземплярах. Документ скрепляют подписями сторон. Если у компании-заказчика есть печать, проставляют ее.
Счет от самозанятого для организации или ИП, выступающих в роли заказчика, нужен для правильного составления платежного документа. В счете указывают банковские реквизиты самозанятого, потому при безналичном перечислении денежных средств лучше выписывать этот документ. Выставление счета в обязательном порядке может быть предусмотрено условиями договора.
Приложение «Мой налог» не дает возможность оформить счета, поэтому самозанятый может использовать один из следующих вариантов:
• составить документ на компьютере в программе Word или Excel;
• найти в Интернете специальные ресурсы, позволяющие бесплатно или за минимальную плату выставить счет;
• заказать в типографии специальные бланки со своими банковскими реквизитами, в которые можно вписывать от руки остальные сведения, например, название услуги, дату выставления счета и сумму платежа;
• воспользоваться специальными бухгалтерскими программами, хотя только для выставления счета приобретать такое программное обеспечение будет нецелесообразно.
В счете необходимо указывать полное название производимых работ, оказываемых услуг, как и в чеке, который самозанятый оформит после получения денежных средств.
Самозанятый может получить денежные средства за оказанные услуги, произведенные работы разными способами, это:
• наличные;
• перечисление на расчетный счет;
• с карты клиента через эквайринг (торговый эквайринг, когда деньги снимают с помощью платежных терминалов, или интернет-эквайринг, когда оплата проходит на сайте с помощью специального интерфейса);
• перечисление с карты на карту;
• с использованием электронного кошелька любой платежной системы.
Все зависит от категории заказчиков, с которыми работает самозанятый. Гражданам удобнее оплачивать услуги картой, наличными денежными средствами, переводить деньги на электронный кошелек. Организациям – перечислять деньги на расчетный счет.
Самозанятые не обязаны использовать онлайн-кассу, однако должны сформировать чек и передать его заказчику (п. 3 ст. 14 закона № 422-ФЗ):
• в момент получения наличных денежных средств;
• в момент получения денег с использованием электронных средств платежа;
• до 9-го числа месяца, следующего за тем, когда были произведены расчеты при использовании других форм безналичных расчетов.
Чек можно сформировать через:
• приложение «Мой налог»;
• оператора электронной площадки, входящего в соответствующий перечень;
• банк, входящий в реестр на сайте ФНС России.
Самозанятый может выдавать чеки в электронной форме или на бумажном носителе. Электронный чек можно направить заказчику по электронной почте либо предоставить возможность в момент продажи считать мобильным телефоном или планшетом QR-код чека.
В чеке должны быть (п. 6 ст. 14 закона № 422-ФЗ):
• название документа «Чек»;
• дата и время платежа;
• Ф.И.О. самозанятого, его ИНН;
• указание на применение спецрежима «Налог на профессиональный доход»;
• название оказанных услуг, произведенных работ, проданных товаров;
• сумма платежа;
• ИНН заказчика юрлица или ИП;
• QR-код;
• ИНН и название уполномоченного банка или оператора электронной площадки;
• уникальный идентификационный номер чека.
Именно наличие чека, выданного самозанятым, обязательно для того, чтобы уплаченные деньги организации-закзачики могли учесть в качестве расходов при определении налоговой базы (п. 4 письма ФНС РФ от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Налог на профессиональный доход освобождает физлиц и предпринимателей от уплаты НДФЛ с доходов от своей деятельности. Кроме того, предприниматели не платят НДС (за исключением НДС за импортируемые товары). У самозанятых отсутствует обязанность уплачивать страховые взносы, в том числе фиксированные взносы для ИП. Можно делать отчисления по собственному желанию (письмо Минфина РФ от 01.02.2021 № 03-11-11/5970@).
Если гражданин одновременно работает по трудовому договору и ведет деятельность как самозанятый, то с его трудовых доходов работодатель удерживает НДФЛ. С доходов от частной деятельности человек уплачивает налог на профдоход самостоятельно.
Самозанятые уплачивают налоги на имущество в обычном порядке. Налогообложению подлежат принадлежащие им на праве собственности транспортные средства, дома, квартиры, земельные участки. Сделки по продаже недвижимости и транспорта не подпадают под налог на профдоход, поэтому в случае их продажи необходимо заплатить НДФЛ с суммы вырученных средств от сделки.
Нельзя платить налог для самозанятых с сумм, полученных:
• от организации-работодателя;
• от организации, из которой гражданин уволился менее двух лет назад.
Это сделано для того, чтобы работодатели не начали переоформлять своих сотрудников в самозанятых, чтобы сэкономить на налогах и страховых взносах.
Существует две ставки налога для самозанятых в зависимости от категории клиентов:
• 4 процента необходимо заплатить с денежных средств, поступающих от физлиц;
• 6 процентов – с доходов, поступающих от ИП и юрлиц.
Для определения суммы налога необходимо величину налоговой базы (поступивший доход) умножить на ставку налогообложения (4 или 6 процентов). Полученное значение следует уменьшить на величину налогового вычета. Его максимальный размер составляет 10 тыс. рублей. Конкретная сумма вычета зависит от налоговой ставки. При ставке 4 процента вычет составляет 1 процент от полученных денежных средств, при ставке 6 процентов – 2 процента. То есть пока не закончатся 10 тыс. рублей, самозанятый фактически уплачивает 3 процента с доходов от физлиц и 4 процента — с доходов от юрлиц и ИП.
Повторное предоставление вычета не предусмотрено. Если сняться с учета, а затем снова встать на него, дополнительный вычет получить не удастся. Если же вычет был использован не полностью, его остаток восстановят.
Для поддержки самозанятых в период пандемии с 01.06.2020 им предоставлен дополнительный вычет в размере действовавшего тогда размера МРОТ 12 130 рублей.
Вычет был предоставлен автоматически всем плательщикам налога на профдоход, как зарегистрированным до 01.06.2020, так и тем, кто прошел регистрацию до конца 2020 года. Остаток налогового вычета, не использованного в 2020 году, применяется с 1 января 2021 года в размере, не превышающем остатка вычета на 01.06.2020 (ч. 2.2 ст. 12 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Начисление налога, в том числе применение вычета, производит налоговая инспекция. Самому самозанятому ничего считать не нужно. Уведомление о необходимости заплатить налог приходит через приложение «Мой налог» до 12-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором был получен доход. В документе можно найти сумму налога, подлежащего оплате, и реквизиты, по которым нужно перечислить деньги. Если сумма налога составила менее 100 рублей, ее переносят на следующий месяц. Заплатить налог нужно до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен доход. Самозанятый может через приложение «Мой налог» предоставить налоговой инспекции право направлять в банк поручение на списание денежных средств со своего счета.