Над статьей работали:
Автор: Райс Валентин
В процессе своей деятельности адвокаты могут объединяться в различные адвокатские образования. Такое право для них прямо предусмотрено законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Одними из таких образований являются коллегии адвокатов. При их создании существуют особенности, которые нужно учитывать. О них мы сегодня и поговорим. При этом если вам понадобится еще больше информации по вопросу, вы найдете ее в «КонсультантПлюс для адвокатов». Для этого перейдите по ссылке runa.ru/kupit-konsultant-plus/advokat/
В статье 22 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ дается определение коллегии адвокатов. Исходя из него, понятие коллегии можно разбить на несколько составляющих:
— это некоммерческая организация;
— она основана на членстве;
— действует на основании устава;
— устав утверждается ее учредителями.
Также коллегия — это разновидность адвокатских образований. Она является юридическим лицом. Формы таких образований прописаны в статье 20 федерального закона № 63. Их выделяют всего четыре:
— адвокатский кабинет;
— коллегия адвокатов;
— адвокатское бюро;
— юридическая консультация.
Создаются такие образования, как правило, в целях оказания правовой помощи. Также это объединение юристов служит для содействия в выполнении ими своих рабочих задач.
Спектр услуг коллегии адвокатов может иметь разный характер, например:
— консультационные услуги по гражданским, семейным, трудовым и любым другим вопросам, по которым специализируется коллегия. Они могут проходить как в устной, так и в письменной форме;
— помощь в составлении заявлений, жалоб и других документов;
— представление интересов доверителя в суде и иных органах;
— другие виды деятельности, не противоречащие законодательству.
Цели коллегии:
— участие в развитии адвокатуры;
— координация адвокатов при выполнении ими своих рабочих профессиональных задач;
— защита интересов организации в различных структурах;
— взаимодействие объединения с теми или иными ведомствами и организациями;
— улучшение качества профессиональной подготовки;
— участие в культуре правового просвещения;
— также организация выступает как работодатель и налоговый агент, что тоже может быть целью;
— другие цели, которые не противоречат действующему законодательству.
Четких требований к юридическому адресу такой организации законодательство не содержит. Коллегия имеет право арендовать помещение. Или это может быть ее собственная недвижимость. Также в качестве адреса правомерно использовать жилое помещение, принадлежащее, например учредителю. Однако в любом из этих случаев нужно будет предоставить подтверждение на право пользования помещением.
Учреждается образование в форме коллегии двумя и более лицами, которые являются адвокатами. Происходит это с помощью утверждения устава и заключения договора об учреждении коллегии. Участников организации может быть сколько угодно. Главное, чтобы среди них было как минимум два адвоката со стажем адвокатской деятельности от трех лет.
В начале договора об учреждении указывается город, в региональный реестр которого внесены сведения о юристах. А также с какой целью и на основании чего они заключают договор;
— далее прописываются данные учредителей коллегии адвокатов. В частности: Ф.И.О., серия и номер паспорта, номер из реестра адвокатов, номер удостоверения;
— после этих данных детально прописывают весь порядок функционирования коллегии и взаимодействия с ней. В частности:
- сначала указывается наименование, адрес и правовой статус;
- раздел о вносах и отчислениях. В нем описывают требования к вступительным, целевым взносам и так далее;
- деятельность коллегии — указывают основные принципы, на которых основана ее работа, а также чем она будет заниматься;
- порядок и условия деятельности. Описание порядка взаимодействия с доверителем. Как заключается соглашение, осуществляется выплата и так далее;
- использование имущества адвокатского образования. Условия использования и материальная ответственность;
- конфиденциальность. Разъяснения об адвокатской тайне;
- ответственность;
- непреодолимые обстоятельства. Освобождение от ответственности при форс-мажоре и так далее;
- порядок разрешения споров. Например, споры могут решаться переговорами;
- порядок уведомлений членов коллегии при сообщениях, связанных с исполнением настоящего договора;
- порядок изменений (дополнений) договора;
- вступление в силу, срок действия и порядок прекращения договора;
- в конце указываются подписи и адреса учредителей.
В уставе должны быть данные, указанные в ч. 5 ст. 22 закона № 63, это:
— наименование образования;
— местонахождение;
— предмет и цели;
— прием и выход новых членов;
— образование имущества организации и порядок его использования;
— управление организацией;
— данные о филиалах коллегии;
— реорганизация и ликвидация;
— внесений изменений (дополнений) в устав;
— иные сведения, которые на нарушают данный закон и другие федеральные законы.
Другие особенности коллегии:
— сведения об учредителях должны содержаться в одном региональном реестре;
— у организации есть свой баланс, она может открывать счета в банках;
— образование имеет свою печать, штамп и бланки, в которых указывается данные об образовании;
— у организации есть право на создание филиалов по всей территории РФ. В некоторых случаях и на территории иностранного государства;
— внесенные вклады являются имуществом образования;
— члены коллегии не отвечают по обязательствам друг друга;
— организация выполняет функции налогового агента по доходам, которые ее члены получили от осуществления профессиональной деятельности, и несет ответственность за неисполнение данных функций;
— организация может быть преобразована только в адвокатское бюро (ст. 23). В другие коммерческие и некоммерческие организации не может;
— деятельность организации основана на Конституции РФ, Гражданском кодексе и законе об адвокатской деятельности, а также на ее учредительных документах (договор, устав);
— данное объединение не имеет срока действия, в законе нет ограничений;
— не относится к государственным органам или органам местного самоуправления;
— не запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако это не может быть любая деятельность. Предпринимательство не должно противоречить тем целям, для которых создано объединение;
— организации не запрещено иметь имущество в виде зданий, земельных участков, построек и иных объектов;
— учредители, которые имеют регистрацию в коллегии, не имеют права быть участниками других адвокатских образований;
— потенциальные члены организации должны соответствовать определенным критериям. В частности, у них должен быть статус адвоката. Для его получения они должны иметь юридическое образование, двухлетний стаж работы по специальности. А также сдать квалификационный экзамен. Только после этого кандидат может подать заявление на вступление в ту или иную коллегию;
— адвокаты не имеют права вступать в трудовые отношения в качестве сотрудника (за исключением некоторых профессий). Занимать госдолжности они также не вправе.
Для того чтобы образование считалось учрежденным, оно должно пройти государственную регистрацию.
Часть 8 статьи 22 закона об адвокатуре гласит: регистрация и внесение записи в реестр происходит в порядке, установленном законом. В частности, речь идет о Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ, который регулирует порядок регистрации юрлиц и ИП. При этом нужно учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Так как коллегия является некоммерческой организацией, решение о ее госрегистрации принимает уполномоченный орган, каким является Министерство юстиции (Приказ Минюста РФ от 26.09.2022 № 199).
О том, какие документы понадобятся для регистрации, читайте в следующем разделе.
В соответствии с частью 5 статьи 13.1 закона об НКО для регистрации нужно представить следующие документы:
— заявление о регистрации. Подписывает его уполномоченное лицо. В заявлении должны содержаться его Ф.И.О., место жительства, телефон;
— учредительные документы НКО в трех экземплярах (в данном случае устав и учредительный договор);
— решение о создании НКО и учредительных документов в двух экземплярах;
— данные об учредителях в двух экземплярах;
— сведения об оплате госпошлины;
— адрес, по которому будет осуществляться связь с НКО;
— документы, подтверждающие полномочия на использование чужой интеллектуальной собственности в наименовании образования;
— документ, подтверждающий статус учредителя, если таким является иностранное лицо.
Для регистрации организации через специализированную организацию могут также потребоваться другие документы и сведения, как то:
— копии документов, удостоверяющих личность. То есть это должны быть паспорта как минимум двух адвокатов с необходимым трехлетним стажем;
— копии адвокатских удостоверений;
— сведения о местонахождении коллегии;
— данные о руководителе образования и о заявителе;
— наименование коллегии, и на какой территории будет осуществляться деятельность. Как правило, указываются полное и сокращенное наименование.
Основной комплект документов при создании коллегии:
— устав коллегии адвокатов.
— протокол собрания адвокатов;
— учредительный договор;
— квитанция об оплате госпошлины;
— заявление;
— гарантийное письмо;
— копия свидетельства о праве собственности.
При государственной регистрации данных организаций предусмотрена уплата госпошлины, размер которой составляет 4 тыс. рублей. Данное требование предусмотрено пп. 1 ч. 1 ст. 333 НК РФ.
Вместе с тем если вы собираетесь регистрировать адвокатское образование через специализированную организацию, то придется заплатить за эту услугу. Стоимость может быть разной, у каждой организации, оказывающей подобные услуги, она своя. Средний примерный размер может варьироваться от 20 до 30 тыс. рублей. Однако перед тем как воспользоваться услугой, лучше произвести мониторинг рынка в данной сфере. Госпошлина, как правило, в эту сумму не включается и уплачивается отдельно.
При использовании услуг сторонней организации нужно будет еще дополнительно потратиться на нотариуса.
Если нет оснований для отказа или приостановления госрегистрации, то уполномоченный орган (Минюст в данном случае) примет решение не позже 14 рабочих дней со дня получения документов (ч. 8 ст. 13.1 закона об НКО). При положительном решении материалы будут направлены на регистрацию для внесения информации в ЕГРЮЛ. После чего документы возвращают в Минюст. После этого можно их получить. В целом регистрация документов длится полтора месяца.
Вы можете оставить первый комментарий