Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия
Все больше компаний продают свою продукцию через маркетплейсы. Как заключить договор с такой интернет-площадкой, оформить передачу товара и учесть реализацию, расскажем в нашей статье.
Законодатель не определяет понятие «маркетплейс». Под ним обычно понимают сайт и (или) страницу сайта в сети Интернет и (или) программу для девайсов (например, приложение для мобильных устройств связи), где дистанционно ведется розничная продажа товаров разных продавцов.
К маркетплейсу применяют правила об агрегаторах информации о товарах (услугах), если маркетплейс предоставляет потребителю возможность одновременно (преамбула Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1):
• ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг);
• заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг);
• произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денег владельцу площадки в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
При составлении договора с маркетплейсом необходимо учитывать, что:
• владелец площадки должен довести до потребителей информацию о себе и о продавце, например, фирменное наименование, местонахождение, режим работы. Продавец, в свою очередь, обязан сообщить владельцу маркетплейса необходимые сведения и разместить их на своих интернет-ресурсах. Информацию о продавце владелец площадки вправе довести до сведения потребителей, разместив у себя на сайте и (или) странице сайта ссылки на сайт продавца (п. п. 1.2, 1.3 ст. 9 закона № 2300-1).
• по общему правилу владелец маркетплейса несет ответственность за убытки, причиненные потребителю, если предоставил ему недостоверную или неполную информацию о продукции или продавце. От ответственности он освобождается, если такая информация была предоставлена ему продавцом и владелец площадки опубликовал ее без изменений (п. 2.1 ст. 12 закона о № 2300-1);
• продавец несет ответственность за исполнение договора, заключенного с потребителем, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи товара ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар (п. 2.1 ст. 12 закона № 2300-1).
Начиная работать с маркетплейсом, самостоятельно составлять договор не понадобится. Каждая площадка использует свои типовые формы. Как правило, для заключения соглашения необходимо подать заявку на сайте площадки получить оферту, ознакомиться с ней и принять в личном кабинете. После того как маркетплейс уведомит об активации договора, можно начинать работать.
Отношения между площадкой и продавцом могут быть определены:
• договором возмездного оказания услуг;
• посредническим договором (агентским договором, договором комиссии);
• смешанным договором.
Например, «Яндекс.Маркет» работает по договору оказания услуг, где продавец выступает заказчиком, которому маркетплейс оказывает услуги по размещению на сервисе товарных предложений, а также услуги доставки и продвижения. Кроме этого, заключается еще один договор — на продвижение сервиса. Он нужен, чтобы продавец мог участвовать в программе лояльности, а покупатели смогли приобрести товары со скидкой.
Другие маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries, предлагают заключить договор с элементами посреднического договора (агентского или комиссии). Электронные площадки в этом случае являются агентами – рекламируют товары, организуют продажи, хранение, доставку, возвраты, проводят взаиморасчеты с покупателями. А продавцы-принципалы платят им вознаграждение. Право собственности на продукцию остается за продавцом до ее передачи покупателю и к площадке не переходит. Несмотря на общие моменты, нюансы могут различаться. Поэтому при дальнейшем учете и оформлении продаж ориентироваться надо на условия конкретного договора.
При заключении соглашения рекомендуем обращать внимание:
• на условия приема, хранения, упаковки, доставки товара до покупателя и его возврата;
• условия ценообразования, предоставления скидок, премий и бонусов;
• начисление штрафных санкций за нарушение условий договора;
• порядок расчетов между сторонами;
• размер и условия оплаты услуг площадки.
От предмета и условий договора будет зависеть порядок учета операций, связанных с продажей продукции через маркетплейсы.
Маркетплейсы по-разному организуют документооборот с продавцами, например:
• направляя оригиналы документов по почте с одновременным направлением копии текста на электронную почту;
• обмениваясь документами через личный кабинет на сайте электронной площадки, используя простую электронную подпись (пароль или одноразовый код из СМС);
• передавая документы через сторонние системы ЭДО. Продавцу в таком случае потребуется заключить договор с оператором ЭДО (если ЭДО он еще не применяет) и получить усиленную квалифицированную электронную подпись.
Перечень документов, которыми обмениваются стороны, сроки их формирования и предоставления приводятся в договоре. При передаче товаров маркетплейсу продавец должен оформить и передать сопровождающие документы (товарные и транспортные накладные). А по итогам отчетного периода (недели, месяца) площадка формирует и отправляет продавцу документы о продажах. Это может быть:
• отчет о реализации. В нем указывается информация о наименовании, количестве и общей стоимости реализованных товаров (с учетом вознаграждения площадки, скидок и доплат), а также о невыкупленных и возвращенных покупателями товаров;
• УПД или акт с размером вознаграждения;
• УПД или акт на оказанные площадкой услуги, расходы на которые не входят в сумму вознаграждения, с указанием их стоимости.
В личном кабинете формируются также и другие формы документов. Например, расшифровка отчета о реализации товаров, акт сверки взаимных расчетов и так далее.
Разберем, как оформить передачу товара, на примере, когда между продавцом и интернет-площадкой заключен агентский договор, по условиям которого маркетплейс является агентом, участвующим в расчетах с покупателями-физлицами.
В этом случае продавец формирует товарную накладную (УПД или акт) и отправляет товар на склад маркетплейса. По условиям договора забирать товар у продавца может маркетплейс или привлеченная автотранспортная компания. При передаче продукции автотранспортной компании потребуется оформить транспортную накладную.
Продавец может передавать товар маркетплейсу каждый раз под конкретный заказ или заранее сразу большими партиями.
Интернет-площадка не покупает продукцию. Следовательно, к ней не переходит право собственности. От продавца право собственности на товар перейдет напрямую к покупателю. И произойдет это в тот момент, когда он получит заказанный товар. Если же покупатель не выкупил заказ вовремя или отказался от товара после его осмотра, интернет-площадка вернет товар продавцу. Его реализацию отражать не потребуется.
При передаче товара маркетплейсу на основании подписанного акта делается проводка по дебету счета 45 «Товары отгруженные» и кредиту счета 41 «Товары». В случае возврата непроданного товара делается обратная проводка по дебету счета 41 и кредиту счета 45.
Поскольку право собственности на товар к интернет-площадке не переходит, то доходов и расходов при передаче товаров маркетплейсу в бухгалтерском и налоговом учете у продавца не возникает.
В договоре с маркетплейсом должно быть прописано, как часто маркетплейс должен передавать продавцу отчет о продажах. Как правило, это происходит не реже одного раза в месяц. Если на сопутствующие услуги составляется отдельный акт, то стоимость этих услуг списывается на основе такого отдельного акта.
Поэтому часто бухгалтеры ведут учет расчетов с маркетплейсом в двух разрезах:
• расчеты с комиссионером (агентом) на продажу — на счете 76, субсчет «Расчеты с маркетплейсом по посреднической деятельности». На нем отражают операции по продаже товара;
• расчеты с исполнителем по сопутствующим услугам — на счете 60, субсчет «Расчеты с маркетплейсом за сопутствующие услуги». К примеру, это услуги по доставке товаров покупателям, их упаковке, хранению товаров на складе маркетплейса, по доставке товаров обратно на склад (если покупатель отказался от товара), по возврату (или) утилизации негодного товара. Это удобно, если на сопутствующие услуги маркетплейс выставляет отдельный акт оказанных услуг, а также выписывает отдельные счета за такие услуги.
Такие субсчета можно открыть и на одном счете 76, вообще не используя счет 60 для учета расчетов с маркетплейсом.
Также есть вариант учитывать все расчеты с маркетплейсом на счете 76, субсчет «Расчеты с маркетплейсом». Это удобно, если документооборот с площадкой устроен так, что все данные о продажах товаров, а также об оказанных сопутствующих услугах отражаются в одном отчете.
Как именно организовать бухучет, бухгалтер выбирает сам, ориентируясь на учетную политику компании.
На основании отчета о реализации товаров продавец должен отразить выручку на последний день месяца, за который представлен отчет (пп. 3, 5, 6.1, 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 1 ст. 248, пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ). На основании УПД или актов — включить в затраты вознаграждение маркетплейса и стоимость оказанных услуг (пп. 5, 7, 16 ПБУ 10/99, п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ). И принять к вычету НДС на основании выставленных маркетплейсом УПД или счетов-фактур.
Для продвижения интернет-платформы и увеличения продаж маркетплейс может предложить покупателю скидку совместно с продавцом (совместная скидка) или по собственной инициативе (скидка интернет-площадки). Собственную скидку маркетплейс, как правило, компенсирует продавцу до установленной им стоимости. При расчетах скидка площадки уменьшает ее вознаграждение. А если размер скидки превышает сумму вознаграждения, то маркетплейс доплачивает продавцу разницу или устанавливает для таких случаев минимальный размер комиссии.
Пример.
ООО «Альфа» заключило с ООО «Онлайн-торговля» договор, по которому ООО «Онлайн-торговля» включает в базу продаваемых товаров определенные товары ООО «Альфа», получает деньги с покупателей, оказывает услуги по доставке товара со склада ООО «Альфа» до собственного склада и затем — до покупателя. ООО «Онлайн-торговля» выступает в роли комиссионера, участвующего в расчетах. За посреднические услуги ООО «Онлайн-торговля» берет комиссию, размер которой зависит от категории продаваемой продукции. Ежемесячно ООО «Онлайн-торговля» составляет отчет о продажах и оказанных услугах.
В начале сентября 2023 года ООО «Альфа» отгрузило ООО «Онлайн-торговля» товары. Продажная стоимость этих товаров, определенная исходя из согласованной цены их продажи на интернет-площадке, составила 960 тыс. рублей (без НДС — 800 тыс. рублей, НДС 20 процентов — 160 тыс. рублей). Их учетная цена (бухучет ведется по покупным ценам, без НДС) составляет 500 тыс. рублей.
Комиссионер ООО «Онлайн-торговля» 30.09.2023 составил отчет, в соответствии с которым:
• реализовано покупателям — физическим лицам товаров ООО «Альфа» на общую сумму 720 тыс. рублей, в том числе НДС 20 процентов — 120 тыс. рублей. Оставшаяся часть товаров ООО «Альфа» еще не выкуплена покупателями;
• комиссия за посреднические услуги составила 36 тыс. рублей (30 тыс. рублей — сумма комиссии без НДС, НДС 20 процентов — 6 тыс. рублей).
Также 30.09.2023 составлен акт на оказанные услуги по доставке товара: их стоимость составила 2 400 рублей (2 тыс. рублей — сумма без НДС, НДС 20 процентов — 400 рублей).
В начале октября 2023 года ООО «Онлайн-торговля» перечислило ООО «Альфа» 681 600 рублей, в том числе НДС 20 процентов — 113 600 рублей. В бухучете ООО «Альфа» себестоимость проданных на маркетплейсе товаров определена в сумме 375 тыс. рублей.
В бухучете ООО «Альфа» отражает расчеты с площадкой на двух разных субсчетах к счету 76, отделяя тем самым посреднические услуги маркетплейса от его сопутствующих услуг. Операции бухгалтер отразил следующими записями.
Операция | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Товары переданы маркетплейсу на реализацию | 45 | 41 | 500 000 |
Отражена выручка от продажи товаров маркетплейсом с учетом НДС | 76 субсчет «Расчеты с маркетплейсом по посреднической деятельности» | 90-1 | 720 000 |
Начислен НДС с реализации товаров | 90-3 | 68 субсчет «Расчеты по НДС» | 120 000 |
Списана себестоимость реализованных товаров | 90-2 | 45 | 375 000 |
Отражено посредническое вознаграждение маркетплейса | 44 | 76 субсчет «Расчеты с маркетплейсом по посреднической деятельности» | 30 000 |
Отражен НДС по посредническому вознаграждению
|
19 | 76 субсчет «Расчеты с маркетплейсом по посреднической деятельности» | 6 000 |
Входной НДС по посредническому вознаграждению принят к вычету | 68 субсчет «Расчеты по НДС» | 19 | 6 000 |
Отражена стоимость услуг по доставке товара | 44 | 76 субсчет «Расчеты с маркетплейсом за сопутствующие услуги» | 2 000 |
Отражен НДС по сопутствующим услугам | 19 | 76 субсчет «Расчеты с маркетплейсом за сопутствующие услуги» | 400 |
Входной НДС по сопутствующим услугам принят к вычету | 68 субсчет «Расчеты по НДС» | 19 | 400 |
Погашена задолженность перед маркетплейсом за сопутствующие услуги путем зачета взаимных требований | 76 субсчет «Расчеты с маркетплейсом за сопутствующие услуги» | 76 субсчет «Расчеты с маркетплейсом по посреднической деятельности» | 2 400 |
Получено от маркетплейса за реализованный товар за вычетом посреднического вознаграждения и стоимости сопутствующих услуг (720 000 руб. — 36 000 руб. — 2400 руб.) |
51 | 76 субсчет «Расчеты с маркетплейсом по посреднической деятельности» | 681 600 |
В налоговом учете ООО «Альфа» отражает в сентябре:
• выручку от реализации товаров через маркетплейс в сумме 600 000 рублей (720 000 руб. — 120 000 руб.);
• расходы в виде стоимости проданных товаров на сумму 375 000 рублей;
• расходы на оплату посреднического вознаграждения в сумме 30 000 рублей;
• расходы на оплату сопутствующих услуг в сумме 2 000 рублей.
Вы можете оставить первый комментарий