Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как поменять СНИЛС при смене фамилии

Многие знают, что СНИЛС — важный документ, который содержит уникальный номер. Он нужен для пенсионных отчислений и получения ряда госуслуг. Поэтому возникает резонный вопрос: нужно ли менять данные в этом документе, в частности, при смене фамилии? О том, нужна ли замена и в каком порядке она происходит, мы расскажем далее.

Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена

Содержание

  1. Меняется ли СНИЛС при смене фамилии
  2. Где поменять СНИЛС при смене фамилии
  3. Замена СНИЛС через госуслуги после смены фамилии
  4. Смена СНИЛС в МФЦ при смене фамилии
  5. Смена СНИЛС через ПФР при смене фамилии
  6. Меняется ли номер СНИЛС после смены фамилии

Меняется ли СНИЛС при смене фамилии

Несмотря на то что мы редко пользуемся данным документом, в некоторых случаях без него не обойтись. В частности, мы предоставляем его работодателю при поступлении на работу, также без него невозможно получить различные виды государственных услуг. Кроме того, по счету, указанному в этом документе, осуществляется перечисление взносов в страховую и накопительную часть пенсии.

Поэтому важность этих цифр не стоит недооценивать. Более того, их присвоение происходит сразу после получения свидетельства о рождении ребенка. Связано это с тем, что субсидии и льготы от государства человек может начать получать с любого возраста. Поэтому указанные цифры важны для всех. В частности, для детей, как достигших так и не достигших возраста 14 лет, взрослой работающей и неработающей части населения, а также пенсионерам, которые получают пенсию и при этом могут трудоустраиваться.

Данные цифры нужны, как правило, в следующих случаях:

— для оформления пенсии;

— получения медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию;

— записи ребенка в детский сад;

— оформления лекарственных средств;

— получения пособий;

— отдыха в лечебно-профилактических учреждениях (санаториях);

— оформления материнского капитала;

— проезда в общественном транспорте;

— заключения трудового или гражданско-правового договора;

— в иных предусмотренных законом случаях.

Однако изначально нужно разобраться с определениями, чтобы не было путаницы. Дословно аббревиатура расшифровывается как страховой номер индивидуального лицевого счета. Он нужен для обработки данных о физическом лице в системе персонифицированного учета. При этом под СНИЛС нередко понимают карточку (страховое свидетельство). И это не совсем правильно.

Страховое свидетельство (зеленая карточка) — это лишь документ, который является подтверждением того, что вы зарегистрированы в пенсионной системе. В этом свидетельстве указывается индивидуальный номер, который находится над Ф.И.О. Он состоит из 11 цифр, которые и есть СНИЛС.

Поэтому, отвечая на вопрос, нужно ли менять именно документ, можно сказать следующее.

С первого апреля 2019 года при смене фамилии менять полученное до этого свидетельство не нужно. Та карточка, которая у вас есть, продолжит свое действие. При этом такое понятие, как страховое свидетельство, перестанет действовать, его заменит другой документ (уведомление). Если у вас есть страховое свидетельство, оно будет равно этому уведомлению. Также если вы, к примеру, потеряете карточку, ее не нужно восстанавливать. Вам не обязательно ее хранить и получать.

Вместе с тем вам необходимо будет обратиться с заявлением, которое подается для того, чтобы внести изменения в общую часть лицевого счета. Обновляются при этом только анкетные данные. То есть эти изменения не меняют индивидуальный номер, он остается прежним, с ним ничего делать не нужно. Если у вас заключен трудовой договор или ГПД, то передайте информацию об изменениях вашему работодателю. В таком случае он самолично передаст сведения в Социальный фонд России (СФР). Работодатель обязан передать информацию в учреждение не позднее трех рабочих дней со дня ее получения. К данному заявлению мы еще вернемся чуть позже.

Помимо физического лица, в своевременном внесении достоверных сведений заинтересован также работодатель. Ведь его отчетность, в которой указаны Ф.И.О. сотрудников, должна совпадать с данными из СФР. Если информация представляется через работодателя, ее правильность должна быть заверена личной подписью сотрудника.

Кроме того, у вас есть возможность подать еще одно заявление. Оно направляется в случае, если вам нужно получить документ, подтверждающий вашу регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Возможность направления такого заявления — это ваше право, а не обязанность. Этот документ получают все вместо страхового свидетельства. То есть зеленые карточки больше не выдают в принципе. А те, что уже выдали, как говорилось ранее, продолжают действовать, но не подлежат замене. Об этом заявлении и подтверждающем документе мы также поговорим далее.

Действующим законодательством не предусмотрена какая-либо ответственность за то, что вы не внесли изменения о фамилии или если у вас вовсе не было СНИЛС. Однако в таком случае могут быть различные трудности. Например, вы не сможете взять кредит в банке, официально устроиться на работу, получить льготы и многое другое.

Где поменять СНИЛС при смене фамилии

Как я уже говорил, свидетельство и номер не меняются. При этом порядок изменения общих данных о лице (в том числе фамилии) и порядок получения подтверждающего документа будут следующими.

1. Для того чтобы внести новые сведения в общую часть лицевого счета, вам нужно обратиться с заявлением по форме АДВ-2. Этим документом вносятся изменения в анкетные данные зарегистрированного лица. Номер же при этом остается прежним. Меняются только общие сведения о человеке, в этом случае фамилия. Изменение вносить нужно, так как данные паспорта лица должны совпадать с его личными данными, указанными в индивидуальном номере.

Документ заполняется зарегистрированным лицом печатными буквами и включает в себя следующие сведения:

— номер,

— Ф.И.О.,

— новые анкетные данные,

— пол,

— дату рождения,

— место рождения,

— гражданство,

— адрес регистрации,

— адрес фактического места жительства,

— телефоны,

— паспортные данные,

— ИНН.

2. Чтобы получить ваши актуальные сведения в системе персонифицированного учета, подайте заявление по форме АДВ-3.

В АДВ-3 заполняются примерно такие же сведения, что в АДВ-2, за исключением новых анкетных данных.

После подачи вы получите уведомление о регистрации в системе индивидуального учета. Называется данный документ АДИ-РЕГ. Теперь он используется вместо страхового свидетельства. Его форма утверждена приложением № 1 Приказа СФР от 23.06.2023 № 1199. В нем указывают примерно такие же сведения как в зеленой карточке, в частности:

— номер,

— Ф.И.О.,

— дату рождения,

— место рождения,

— пол,

— дату регистрации в системе учета,

— подпись сотрудника территориального органа СФР.

Получить АДИ-РЕГ физическое лицо может при первичной регистрации в системе или по заявлению. Документ служит подтверждением факта регистрации в системе и содержит все необходимые данные о лице, включая номер. Для его получения понадобится документ, удостоверяющий личность: российский или иностранный паспорт, разрешение на временное проживание, временное удостоверение личности или вид на жительство.

Уведомление при первичной регистрации возникает при:

— поступлении в СФР сведений о госрегистрации рождения ребенка;

— поступлении сведений от уполномоченных органов и МФЦ, в которые обращался гражданин за предоставлением государственной или муниципальной услуги;

— самостоятельной регистрации гражданина при обращении в СФР.

— поступлении информации от работодателя.

Если гражданин ранее уже был зарегистрирован в системе, у него уже должно быть соответствующее уведомление. Если лицо будет поступать на работу, оно должно такое уведомление предъявить. В случае, например, утраты такого документа гражданин сможет получить его повторно, направив заявление по форме АДВ-3. Ответ от ведомства может быть направлен способом, указанным в заявлении.

Относительно утраты свидетельства часто возникает вопрос: что в таком случае делать?

Можно сказать, что в такой ситуации ничего делать не нужно. Во всяком случае до того момента, пока вам не понадобится СНИЛС. Получать дубликат нет никакой необходимости, да и никто вам его не выдаст. Хранить свидетельство обязанности тоже нет. Ваш номер останется прежним даже при утрате свидетельства. Получить данные о нем вы сможете в любое время, обратившись в СФР в установленном порядке. После этого вам вышлют документ в электронном виде.

Работодатель также может получить АДИ-РЕГ на своего сотрудника. Полученное уведомление он должен отдать под подпись своему сотруднику. Это возможно, если у работника отсутствует индивидуальный лицевой счет (ИЛС). Под ИЛС понимается электронный документ, в котором находятся сведения о зарегистрированном лице. При приеме на работу у лица может отсутствовать необходимый документ, подтверждающий наличие ИЛС. Такое бывает, если трудоустройство у такого лица происходит впервые. В таком случае работодатель должен зарегистрировать данного сотрудника  в СФР. Для этого в территориальный орган подается анкета по форме АДВ-1.

АДВ-1 (анкета зарегистрированного лица). Подается такая анкета в случае, когда лицо вообще не было зарегистрировано в системе учета. Ее нужно подавать, когда необходимо получить страховой номер впервые. Делает это, как правило, работодатель. Если сотрудники трудятся удаленно, то подавать форму им нужно самостоятельно по месту жительства. К указанной бумаге также следует приложить опись.

Анкета по общему правилу представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем приема человека на работу. После того как СФР получит анкету, он должен в течение 5 рабочих дней открыть ИЛС и оформить регистрацию.

Перечисленные документы (АДВ-1, АДВ-2, АДВ-3) нужно подавать в территориальный орган СФР. До 1 января 2023 года, орган назывался ПФР. Изменения связаны с тем, что с 1 января пенсионный фонд и фонд социального страхования объединились, образуя данную структуру.

Способы обращения:

— подача документа лично в СФР или через представителя;

— почтовым отправлением;

— через работодателя;

— через МФЦ;

— в электронном виде, в том числе с помощью госуслуг.

Формы указанных заявлений утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 31.10.2022 № 243п. В частности, это приложения № 2 и 3 данного постановления.

Кроме перечисленных документов, указанное постановление предусматривает также следующие формы:

— АДИ-8 (решение об отказе в регистрации);

— АДВ-6-1 (опись бумаг, передаваемых в фонд);

— СЗВ-К (сведения о трудовом стаже).

Кроме приложений, постановление утверждает новый регламент заполнения. Также закон предусматривает электронный формат.

Замена СНИЛС через госуслуги после смены фамилии

Направить АДВ-2 и АДВ-3 можно в форме электронного документа. Происходит это с помощью информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Интернет. В частности, вы можете использовать портал госуслуг. Для этого вам понадобится личный кабинет на сайте СФР, в который можно войти с помощью учетной записи госуслуг.

По результатам вы получите уведомление в электронной форме. Оно должно прийти незамедлительно, без ожидания. Но если у вас появится необходимость получить его в бумажном виде, это тоже возможно. Оформляется в виде обычной бумажки в формате А4. Попробуйте обратиться для этого в МФЦ или СФР. Помимо этого, можно самостоятельно распечатать полученную электронную форму.

СНИЛС может вам понадобиться на портале госуслуг по разным причинам. Например, для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Также он нужен при исполнении государственных и муниципальных функций.

Смена СНИЛС в МФЦ при смене фамилии

Подать то или иное заявление возможно через многофункциональный центр (МФЦ). Но не любой центр его примет. Обращение можно подать только в тот МФЦ, с которым у территориального органа СФР есть соглашение о взаимодействии. Заключается такое соглашение согласно правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376. Кроме того, у центра должна быть возможность предоставлять соответствующую услугу.

Смена СНИЛС через ПФР при смене фамилии

Такой государственной структуры, как ПФР, больше не существует. Обращаться теперь следует в территориальный орган СФР. Адреса его служб можно найти на официальном сайте ведомства. Если вы хотите подать документы в бумажном виде, сделать это возможно, например, лично (через представителя) или по почте. Также заявка может быть отправлена в виде электронного документа. В определенных случаях будет необходима усиленная квалифицированная электронная подпись.

Какие-либо конкретные сроки направления заявления об изменении данных в СФР не установлены. АДВ-2 или АДВ-3 нужно представить в территориальный орган соответствующей структуры. Фонд рассмотрит заявление в течение 5 рабочих дней, после чего он примет то или иное решение. То есть орган может и отказать в выдаче уведомления о регистрации (изменении анкетных данных).

В зависимости от способа подачи вы получите от СФР уведомление в электронном или бумажном виде. Выдача документа в электронной форме происходит мгновенно.

Меняется ли номер СНИЛС после смены фамилии

Номер остается прежним. Он присваивается изначально один раз и больше не меняется на протяжении всей жизни, вне зависимости от обстоятельств. Поправки могут коснуться только анкетных данных лица, то есть они не затрагивают цифры. Номер и измененные данные можно проверить с помощью полученного уведомления АДИ-РЕГ. Напомню, что его вы можете получить в СФР или в МФЦ при личном обращении или через представителя. Также узнать данные можно в личном кабинете на официальном сайте СФР при наличии действующего аккаунта на госуслугах.

Данные цифры отображают уникальность страхователя. По своей сути это пожизненный личный счет гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. В нем содержится вся информация, которая касается пенсионных отчислений в Социальный фонд. По нему можно узнать сведения обо всех пенсионных отчислениях его владельца. Как правило, он должен присваиваться с рождения и не подлежит изменению при смене фамилии, в частности.

Эти цифры могут понадобиться работодателю, чтобы узнать доходы гражданина, который хочет устроиться к нему на работу. Или же данные о доходах такого лица могут заинтересовать банковские учреждения или микрофинансовые организации. Всю эту информацию они могут посмотреть благодаря СНИЛС.

Основными являются первые 9 уникальных цифр, однако они не несут в себе какой-либо скрытой информации. Оставшиеся две цифры являются определенным шифром. Благодаря им проверяется подлинность всего числа. С помощью определенных алгоритмов, связанных с шифрованием, можно выяснить, действителен ли номер или нет.


эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь