Над статьей работали:
Автор: Шкембри Евгения
Коронавирусная эпидемия в определенной степени затронула каждую сферу российской экономики. Для того чтобы элементы рынка продолжили функционировать как в острый период ограничительных мер, так и по его завершении, власти утвердили большой блок антикризисных мер. Отрасль закупок исключением не стала. Был принят ряд нормативных актов, упрощающих и оптимизирующих процедуры закупок в сложное для страны время.
ФАС рекомендовала своим территориальным органам при проведении контрольных мероприятий, включая проверки, и рассмотрении заявлений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) учитывать факт признания пандемии форс-мажором.
В силу пункта 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при обстоятельствах непреодолимой силы допускается осуществлять закупки у единственного поставщика.
Поэтому заказчики вправе делать у одного поставщика закупки, связанные с предупредительными и профилактическими мероприятиями, направленными на борьбу с COVID-19. Это возможно при условии, что имеется непосредственная связь между профилактикой коронавируса и предметом госзакупки.
ПИСЬМО ФАС РФ от 18.03.2020 № ИА/21684/20
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Эта же позиция затем была отражена в письме Минфина РФ от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 и совместном письме Минфина РФ, МЧС РФ, ФАС РФ от 03.04.2020 № 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20. В письме от 15 апреля 2020 г. № 24-05-05/30387 Минфин уточнил, что заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика любых товаров, работ, услуг при необходимости оказания медпомощи по п. 9 ч.1 ст. 93 Закона №44-ФЗ при условии введения режима повышенной готовности на соответствующей территории.
Федеральный закон наделил высший исполнительный и распорядительный орган госвласти правом устанавливать новые случаи неконкурентных закупок товаров, работ и услуг в дополнение к перечню, приведенному в ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Эти полномочия предоставлены временно – до конца 2020 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.04.2020 № 98-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Реализуя право, предоставленное до конца 2020 года законом № 98-ФЗ, правительство определило дополнительный перечень случаев неконкурентных закупок, это:
— закупки у единственного поставщика, определенного протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов под председательством премьер-министра, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях распространения COVID-19;
— закупки для федеральных госнужд у единственного поставщика, определенного поручением премьер-министра, для реализации решений координационного совета по борьбе с COVID-19, плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики;
— закупки у единственного поставщика за счет средств резервного фонда правительства, резервных фондов региональных высших исполнительных органов госвласти.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства от 08.05.2020 № 647
«Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 443»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
В закон № 44-ФЗ внесены корректировки, расширяющие перечень случаев, когда заказчик вправе произвести закупку услуги или работы у единственного подрядчика, исполнителя.
Такая закупка возможна, если выполнить работу или оказать услугу может только акционерное общество, 100 процентами акций которого владеет РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.06.2020 № 180-ФЗ
«О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
ГБУ осуществило закупку у единственного поставщика портативных лабораторий для экспресс-диагностики коронавируса. Правомерность такой неконкурентной закупки оценила ФАС в ходе внеплановой проверки, но нарушений не нашла.
Проверяющие указали, что согласно письму Минфина РФ от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 распространение коронавируса является обстоятельством непреодолимой силы, поэтому заказчик вправе произвести закупку у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Эта норма допускает неконкурентные закупки при возникновении форс-мажора.
РЕШЕНИЕ Московского УФАС РФ от 24.04.2020 № 077/06/1-7116/2020
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Госучреждение на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ заключило контракт с единственным поставщиком на выполнение строительно-монтажных работ. ФАС признала эту неконкурентную закупку нарушением.
Антимонопольная служба пояснила, что работы, направленные исключительно на строительство нового объекта, нельзя признать профилактикой или ликвидацией последствий коронавирусной инфекции. В данном случае причинно-следственная связь между закупкой у единственного поставщика и предотвращением распространения вируса отсутствует.
РЕШЕНИЕ Татарстанского УФАС РФ от 29.04.2020 № АЯ-04/5599
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Заказчик направил в ФАС информацию для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО, которое не исполнило контракт в части поставки медицинских масок.
ФАС установила, что исполнитель оповестил заказчика о невозможности поставки масок из-за коронавирусной эпидемии, а поставку шапочек произвел в полном объеме. Кроме того, исполнитель представил копию переписки с другими поставщиками, подтверждающую факт отсутствия масок на рынке. Проверяющие также учли, что до эпидемии ООО исправно выполняло условия контрактов.
Эти обстоятельства ФАС признала уважительными и отказалась занести исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.
РЕШЕНИЕ Ярославского УФАС РФ от 15.04.2020 № 05-03/47П-20(76-43)
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Правительство разрешило списывать начисленные неустойки по госконтрактам, которые не были выполнены из-за коронавируса в 2020 году. Речь идет именно об обстоятельствах, возникновение которых не зависит от поставщика. Списать неустойку можно даже в том случае, если обязательства по контракту не выполнены полностью.
Для списания штрафов и пеней поставщик обязан представить документ, подтверждающий, что контракт сорвался из-за пандемии.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.04.2020 № 591
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Первоначально эта позиция была приведена в совместном письме Минфина РФ, МЧС РФ, ФАС РФ от 03.04.2020 № 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20. Ведомства указали, что в силу части 9 ст. 34 закона № 44-ФЗ если неисполнение обязательств по госконтракту произошло из-за распространения коронавируса и принятыми ограничительными мерами, то поставщик вправе ссылаться на эти обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки.
В течение 2020 года по обоюдному согласию стороны могли менять срок исполнения контракта, его цену, если исполнение обязательств невозможно по причине эпидемии или в случаях, установленных правительством.
Чтобы реализовать данное право, заказчик представлял письменное обоснование на основании решения правительства, уполномоченного органа субъекта РФ или органа МСУ. Поставщик предоставлял обеспечение исполнения контракта, если изменение условий первоначального контракта влекло возникновение новых обязательств, ранее не обеспеченных. При этом размер обеспечения можно было снизить по правилам ст. 96 закона № 44-ФЗ.
Если обеспечение исполнения контракта покрывалось новой банковской гарантией, то возвращать старую не требовалось. Взыскания не было.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.04.2020 № 98-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Этим же законом в 2020 году заказчикам разрешено было при осуществлении закупок у малого бизнеса не устанавливать обеспечительные требования по контракту. Правило работало только в том случае, если закупка не предполагала авансирование.
В закон № 44-ФЗ внесены поправки, направленные на устойчивое развитие экономики в условиях кризиса, вызванного COVID-19. В их числе:
— определен срок вступления в силу изменений, вносимых в закон № 44-ФЗ.
Речь идет о корректировках, касающихся планирования закупок, определения поставщиков, в том числе установления новых способов определения поставщиков, а также контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок. Такие поправки вступят в силу с 1 января очередного года, следующего за годом их принятия. Если изменения в закон внесут после октября, то они заработают с 1 января года, следующего за очередным календарным годом. Это правило вступило в силу с 2021 года;
— осуществить закупку у единственного поставщика можно будет на сумму до 600 тыс. рублей.
Ранее малая закупка у единственного поставщика была ограничена 300 тыс. рублей. При этом годовой объем таких закупок теперь не может превышать 10 процентов вместо 5 процентов совокупного годового объема;
— обязанность заказчиков устанавливать требования об обеспечении гарантийных обязательств заменяется на аналогичное право.
Если это право будет реализовано, то размер обеспечения устанавливается в пределах от 0,5 (вместо 5 процентов) до 30 процентов НМЦК. Если же расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, то требование обеспечения контракта можно не устанавливать;
— в течение 2020 года можно было менять по соглашению сторон размер аванса, если он был предусмотрен контрактом.
В этом случае решение органа МСУ, правительства или субъекта РФ, как и в случае с изменением срока исполнения контракта, не требовалось.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.04.2020 № 124-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
На 2020 год Правительство приняло решение увеличить авансирование исполнителей по государственным контрактам.
Установленный для размера авансов лимит 30 процентов был повышен до 50 процентов.
Компании, выполняющие работы, услуги или поставляющие товары для государственных нужд, могли получать авансы до половины цены заключенного госконтракта.
Также в 2020 году допускалось предусматривать авансы в госконтрактах на закупки, по которым ранее авансирование было запрещено.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.04.2020 № 630
«О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Постановлением от 30.04.2020 № 630 в 2020 году заказчикам разрешено было предусматривать в заключаемых контрактах повышенные авансы в размере 50 процентов общей суммы. Вместе с тем Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ было введено дополнительное основание для корректировки заключенных контрактов, в том числе на возведение объектов капстроительства, в части изменения размера аванса.
То есть в уже заключенном контракте можно было поменять размер аванса. Это допускалось, только если в результате коронавирусной эпидемии исполнить обязательства по контракту невозможно.
Минфин сообщил, что внесение изменений в части авансов в заключенные контракты возможно, если одновременно соблюдается ряд условий:
— новый размер аванса не превышает предельного размера, установленного для соответствующего контракта;
— заключенным контрактом предусматривалась выплата аванса;
— корректировки контракта согласованы сторонами и производятся по инициативе исполнителя;
— невозможность исполнения контракта на действующих условиях обусловлена эпидемией COVID-19.
ПИСЬМО Минфина РФ от 19.05.2020 № 09-04-05/41434
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Президиум ВС РФ разъяснил свою точку зрения относительно правомерности прекращения обязательства в связи с признанием эпидемии форс-мажором. Речь идет о расторжении договора на основании ст. 416 и 417 ГК РФ, предусматривающих прекращение обязательства невозможностью исполнения или на основании акта органа госвласти (МСУ).
По мнению Верховного Суда, признание коронавируса обстоятельством непреодолимой силы – не универсальное правило, действующее для всех должников без исключения. При применении возможностей форс-мажора нужно учитывать обстоятельства конкретного дела, включая срок исполнения обязательства, его характер, добросовестность должника. Наступление форс-мажора не прекращает обязательство, если исполнение остается возможным после того, как такие обстоятельства закончились.
При этом ВС приводит критерии, при соответствии которым можно избежать последствий за неисполнение обязательств из-за коронавируса:
— длительность обстоятельств непреодолимой силы;
— причинно-следственная связь между форс-мажором и невозможностью исполнения обязательств;
— непричастность стороны к созданию форс-мажора;
— добросовестное принятие мер для предотвращения возможных рисков.
Таким образом, если обстоятельства непреодолимой силы привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, которая имеет постоянный характер, то данное обязательство прекращается на основании ст. 416 или 417 ГК РФ.
«ОБЗОР по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1»
(Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Закон № 44-ФЗ не содержит такого основания для расторжения контракта, как наступление обстоятельств непреодолимой силы. В силу частей 8 и 9 ст. 95 закона расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по судебному решению, по одностороннему отказу на основании ГК РФ, если это предусмотрено контрактом. В последнем случае можно расторгнуть контракт на основании ст. 416 или 417 ГК РФ с учетом разъяснений Президиума ВС РФ. Если же возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств контрактом не предусмотрена, то целесообразно достигнуть соглашения сторон или же продолжить урегулирование вопроса в судебном порядке.
На основании статьи 36 закона № 44-ФЗ заказчик может отменить закупку за 5 дней до завершения подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо за 2 дня до окончания подачи заявок на запрос котировок.
При рассмотрении жалоб на отмену закупок позже установленного срока ФАС будет устанавливать наличие связи между отменой закупки и урезанием финансирования из-за перераспределения бюджетных ассигнований в связи с борьбой с эпидемией.
Если обнаружится, что связь между отзывом финансирования и отменой закупки позже срока имеется, то предписание об устранении нарушений не выдается. Также не может быть начато производство по административному делу, а начатое производство прекращается.
ПИСЬМО ФАС РФ от 24.04.2020 № ИА/35242/20
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
ООО пожаловалось в ФАС на госзаказчика, который нарушил сроки отмены закупки, предусмотренные ч.1 ст. 36 закона № 44-ФЗ. В ходе разбирательства было установлено, что на территории региона ввели режим повышенной готовности и сопутствующие ограничительные меры.В этот же день заказчик решил отменить закупку и разместил данную информацию в ЕИС. Указанные действия произведены за пределами установленных сроков. По мнению службы, в подобном случае нарушений нет, поскольку действует п. 2, а не п. 1 ст. 36 закона № 44-ФЗ. Эта норма наделяет заказчика правом отменять закупку не за 5 дней до окончания приема заявок, а до заключения контракта, если возникли обстоятельства непреодолимой силы. При этом ФАС сослалась на совместное с Минфином РФ и МЧС РФ письмо от 03.04.2020 № 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20, в котором эпидемия COVID-19 признается форс-мажором.
РЕШЕНИЕ Санкт-Петербургского УФАС РФ от 24.04.2020 № 44-2212/20
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Исполнитель обжаловал в антимонопольном органе отмену закупки заказчиком на этапе заключения контракта, который совпал с периодом действия противокоронавирусных ограничений. ФАС установила, что предметом закупки являлась поставка грунта в период с 1 мая по 31 августа. Доказательства, свидетельствующие о невозможности заключить контракт из-за распространения коронавируса, заказчик не представил. Поэтому ФАС признала отмену закупки незаконной ввиду недоказанности причинно-следственной связи.
РЕШЕНИЕ Московского УФАС РФ от 28.04.2020 № 077/06/57-7211/2020
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
ФАС выпустила обзор разъяснений о корректировках в законодательстве о закупках. Участникам контрактной системы ведомство рекомендует руководствоваться следующими позициями:
— закон № 98-ФЗ в 2020 году разрешил менять срок исполнения контракта и его цену, если из-за эпидемии исполнить контракт в первоначальном виде не получится.
Однако этот закон не предусматривает возможности корректировки количества товара, объема работы или услуги с пропорциональным изменением цены контракта. При изменении объема работ нужно руководствоваться пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ;
— заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если такое право предусмотрено условиями контракта.
Это относится и к малым закупкам. Несмотря на то что сведения о малых закупках в ЕИС не размещаются, данные об одностороннем расторжении контракта по малой закупке следует публиковать в ЕИС;
— Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлено доптребование к участнику закупки на выполнение работ по строительству, капремонту, реконструкции объекта капстроительства, если НМЦК более 10 млн рублей – должен иметься опыт по исполнению аналогичного контракта за последние 3 года перед подачей заявки.
Этот опыт следует подтверждать либо копией исполненного государственного, муниципального контракта, либо копией гражданско-правового договора.
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Во время самоизоляции в письме от 03.04.2020 № ИА/27895/20 ФАС заявила о переходе на дистанционное рассмотрение жалоб, проведение внеплановых проверок, разрешение обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако после отмены нерабочих дней и выхода из противокоронавирусных ограничений антимонопольная служба рекомендует участникам контрактной системы в преимущественном порядке продолжить использование видео-конференц-связи при рассмотрении жалоб на контролирующие органы, внеплановые проверки и включение в РНП.
В то же время, отмечают в ведомстве, доступно и личное присутствие при разрешении жалобы. Для оформления пропуска в этих целях за день до назначенного события нужно подать заявление на сайте ЦА ФАС РФ.
Письменное обращение должно быть отправлено до 16:00 (местного времени), а ответ на него будет выслан в этот же день до 18:00 или на следующий день, если заявка подавалась в выходной.
ПИСЬМО ФАС РФ от 29.05.2020 N МЕ/45732/20
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 определены документы, которые подтверждают опыт участников госзакупок. Таких документа три ‒ это копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, копии исполненного договора и акта выполненных работ.
При этом зачастую заказчики просят предоставить указанные документы по определенной форме или запрашивают особый комплект бумаг, что становится излишним требованием к участникам.
В результате принимающего участие не допускают до закупки по формальному обстоятельству. В связи с этим ФАС предостерегает, что в составе заявки должны быть только три названных документа и предъявление к ним дополнительных требований о комплектности или форме не допускается.
ИНФОРМАЦИЯ ФАС РФ от 09.06.2020
«Недопустимо отказывать участникам в допуске к торгам по надуманным основаниям»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Кабмин утвердил постановление, согласно которому в заключенных в 2020 году контрактах на поставку лекарств для лечения пациентов с COVID-19, заказчики и исполнители вправе предусматривать поставку в январе 2021 года и авансы в размере до 100 процентов цены.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.12.2020 № 2172
«Об авансировании в 2020 году государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"