Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Изменения в банкротстве с 29 мая 2024 года

Совсем недавно закон о банкротстве  № 127-ФЗ претерпел существенные изменения. Новые требования были введены Федеральным законом от 29.05.2024 № 107-ФЗ. Нововведения касаются как юридических, так и физических лиц. В начале мая законопроект был принят Госдумой, 22 мая одобрен Советом Федерации, а действовать начал уже 29 мая. Что изменилось, расскажем в статье.

Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена

Содержание

  1. Повышенные суммы требований для возбуждения дел о банкротстве организаций
  2. Электронная подача в суд требований кредиторов для включения в реестр
  3. Упрощенный порядок разрешения некоторых обособленных споров
  4. Единый срок на апелляционное обжалование ряда судебных актов
  5. Исключение требований из реестра или изменение их очередности
  6. Деятельность арбитражного управляющего и ее оплата
  7. Другие изменения
  8. Переходные положения

Повышенные суммы требований для возбуждения дел о банкротстве организаций

Первое, о чем хотелось бы рассказать, это увеличение суммы требований к должнику – юридическому лицу. То есть речь идет о минимальной сумме требований для возбуждения дела о банкротстве.

Новая минимальная сумма теперь составляет два млн рублей. Под ней понимается совокупность всех имеющихся требований к должнику. Ранее в прежней редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ  размер такой суммы составлял всего 300 тыс. рублей. В частности, нововведения коснулись части 2 статьи 6 вышеупомянутого федерального закона.

Стоит отметить, что сумма минимальных требований в отношении граждан (физических лиц) осталась прежней. То есть для признания гражданина банкротом требования к нему должны быть не менее 500 тыс. рублей.

Но это еще не все. В части 2 статьи 6 есть еще одна особенность: там присутствует формулировка: «если иное не предусмотрено настоящим федзаконом». Иное в данном контексте касается некоторых отдельных организаций. Это значит, что для таких компаний установлены иные критерии минимальной суммы требований к должнику. Так и вот и эти минимальные суммы теперь стали выше с 29 мая. В частности, речь идет:

• о сельскохозяйственных организациях. В прежней редакции для возбуждения производства нужно было лишь 500 тыс. рублей. С учетом новых изменений на сегодняшний день такая сумма составляет 3 млн рублей (ч. 5 ст. 177 закона о банкротстве);

• стратегических предприятиях. Раньше размер составлял 1 млн рублей. Теперь он тоже поднялся до 3 млн рублей (ч. 4 ст. 190 закона о банкротстве);

• субъектах естественных монополий. Прежний размер – 1 млн рублей, текущий – 3 млн рублей (ч. 3 ст. 197 закона о банкротстве).

На этом изменения сумм требований заканчиваются. Далее рассмотрим, что нового появилось в реестре требований кредиторов.

Электронная подача в суд требований кредиторов для включения в реестр

С двадцать девятого мая кредитор может направить свое требование только в электронном виде. Речь идет о включении в реестр кредиторов. До изменений, подавать нужно было в арбитражный суд, должнику и временному управляющему — в бумажном виде. Указанные правила прописаны в ч. 1 ст. 71 закона № 127-ФЗ.

Аналогичная поправка была внесена касательно подачи требования в ходе внешнего управления. То есть теперь оно также должно направляться в суд и внешнему управляющему – в электронном виде (ст. 100 закона № 127-ФЗ).

Упрощенный порядок разрешения некоторых обособленных споров

Во время основного сложного и долгого процесса по делу о банкротстве неизбежно возникают дополнительные споры. То есть существует основное требование о признании должника банкротом. При этом из данного требования появляется масса вытекающих споров. Однако все они неразрывно связаны с основными правоотношениями (делом о банкротстве). Иначе говоря, такие споры имеют самостоятельный предмет доказывания, но осуществляются в рамках банкротства. Их называют обособленными спорами.

Например:
• имущественные (неимущественные) требования к должнику;
• обжалование действий (бездействия) арбитражного управляющего;
• оспаривание сделок, совершенных должником;
• иное.

Так вот, изменения внесены в отношении некоторых таких обособленных споров. А именно установлен упрощенный порядок их разрешения. Это значит, что судья будет рассматривать их единолично и без заседания. Также не будут вызываться участники дела. В частности, это относится к следующим спорам:
• распределение судебных расходов и издержек на выплаты арбитражным управляющим (далее АУ) (ч. 5 ст. 59 закона № 127-ФЗ);
• освобождение АУ от исполнения своих обязанностей (ч. 1 ст. 144 закона № 127-ФЗ);
• продление внешнего управления (ч. 2 ст. 108 закона № 127-ФЗ);
• истребование документов, а также ценностей должника (ч. 2 ст. 126 закона № 127-ФЗ).

Все перечисленные процедуры теперь рассматриваются в порядке,  утвержденном п. 2 ст. 60 закона № 127-ФЗ.

Иные особенности вышеуказанного пункта:
в некоторых случаях все-таки может состояться заседание с вызовом участников. Это возможно по двум причинам:

— при наличии ходатайства участника;
— по инициативе суда.

Рассмотрение обособленного спора подразумевает изготовление только резолютивной части определения. При этом в случае подачи апелляции на это определение суд должен оформить мотивированное определение. На это у него есть пять рабочих дней. Мотивированная часть жалобы на это определение может быть отправлена не позднее 15 рабочих дней. Срок начинает течь с даты его вынесения. Указанный период не включается в процессуальный срок для обжалования.

Второй способ получения мотивированного решения — это подача заявления. Срок подачи составляет пять рабочих дней. Отсчет срока начинается с даты размещения резолютивной части. Мотивированная часть, в свою очередь, составляется также в течение пяти рабочих дней. Отсчитывать их нужно со дня поступления заявления.

Аналогичный порядок предусмотрен и при рассмотрении заявлений кредиторов о включении в реестр. Однако это касается требований, по которым не поступили мотивированные возражения (ч. 2 ст. 71 закона № 127-ФЗ).

Единый срок на апелляционное обжалование ряда судебных актов

Поправка означает, что теперь у некоторых судебных актов будет одинаковый срок для обжалования. Он составит один месяц для каждого акта. В прошлой редакции срок обжалования определений мог быть разным: в одном случае 14 дней, в другом — 10 и так далее. Примеры прежних сроков можно посмотреть в указанных ниже редакциях законов:
• часть 3 статьи 61 Федерального закона от 26.10.2002 № 127 (ред. от 25.12.2023, с изм. от 19.03.2024) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024);
• часть 3 статьи 223 АПК РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 06.04.2024).

Что касается месячного срока, то изменениям подверглась часть 1 ст. 61 закона № 127-ФЗ. В ней указано, что некоторые определения АС РФ могут быть обжалованы в апелляции в течение месяца. Конкретно это касается определений по результатам рассмотрения:
• разногласий,
• заявлений,
• жалоб,
• ходатайств,
• других споров обособленного характера.

Исчисление срока происходит со дня вынесения определения.

Исключение требований из реестра или изменение их очередности

Следующее нововведение касается реестра требований кредиторов и очереди в нем. В частности, ввели сроки подачи заявлений:
• об исключении требований кредитора из реестра;
• изменении очередности.

Такие заявления по общему правилу подают заинтересованные лица (участники дела). А также это могут сделать и кредиторы. Возражение подается, если заинтересованному лицу стали известны обстоятельства о необоснованности требований и об их другом порядке очередности.

Срок на подачу заявления по новым правилам составляет три месяца. Считать его нужно с момента, когда заявитель узнал (должен был узнать) об указанных обстоятельствах. Если данный срок был пропущен, его можно восстановить.

Сделать это может арбитражный суд при наличии у заявителя уважительной причины. Поправки коснулись части 8 статьи 71 закона № 127-ФЗ).

Деятельность арбитражного управляющего и ее оплата

Арбитражный управляющий — это физическое лицо. Однако это лицо, которое осуществляет профессиональную деятельность в своей области. Ключевые критерии в соответствии со ст. 2 закона № 127-ФЗ:
• управляющий должен быть гражданином РФ;
• он должен быть членом СРО арбитражных управляющих.

АУ назначается судом. Такой независимый специалист нужен для проведения процедуры банкротства. Это своего рода посредник между кредиторами и должником. Его задача — управлять активами должника при его несостоятельности.

Также он должен способствовать удовлетворению законных интересов кредиторов.

Деятельность АУ должна оплачиваться (пп. 1, 3 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ). За проведенную работу лицо вправе претендовать на выплату вознаграждения. Оно, в свою очередь, состоит из двух составляющих:
• фиксированной части;
• процентов.

Также он вправе претендовать на возмещение расходов в полном объеме. Если, конечно, данные расходы понесены им в рамках исполнения своих обязанностей.

Конкретная сумма выплаты зависит от процедуры банкротства. В частности, размер фиксированной ставки будет следующим при процедуре:
• наблюдения. Временный управляющий – 30 тыс. рублей в месяц;
• финансового оздоровления. Административный управляющий – 15 тыс. рублей в месяц;
• внешнего управления. Внешний управляющий – 45 тыс. рублей в месяц;
• конкурсного производства. Конкурсный управляющий – 30 тыс. рублей в месяц;
• банкротства граждан. Финансовый управляющий – 25 тыс. рублей единовременно.

Остальное выплачивается в процентах, при расчете которых нужно учитывать объем и качество выполненной работы (п. 23 Обзора судебной практики,  утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 11.10.2023).

Для расчета процентов должна быть определена балансовая стоимость активов. Делается это в соответствии с п. 14 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ. О том, что считать балансовой стоимостью, указано в п. 12.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 97.

Если банкротится ИП, данный порядок не применяется. Подробнее об этом говорится в п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51.

Далее при расчете процентов все также зависит от того, какая процедура банкротства. В каждом из пяти процессов действует свой отдельный порядок расчета. Но углубляться в них мы сейчас не будем, нас интересует другое. А именно, какие изменения Федеральный закон № 107 предусмотрел в отношении арбитражных управляющих.

Изменилось следующее. В частности, пункт 9 статьи 20.6 закона № 127-ФЗ был дополнен несколькими новыми абзацами. Изначально в пункте говорилось о сроке выплаты процентов по вознаграждению АУ. Теперь же он дополнен таким содержанием:
• если размер процентов меньше 100 тыс. рублей, управляющий самостоятельно рассчитывает и выплачивает эту сумму;
• если от 100 тыс. до 1 млн рублей, эта сумма должна быть утверждена в суде. При этом нужно соблюдать порядок, установленный п. 2 ст. 60 закона № 127-ФЗ;
• если же сумма превысила 1 млн рублей, она также подлежит утверждению. Но в этом случае будет использоваться порядок,  утвержденный п. 1 ст. 60 закона № 127-ФЗ.

Кроме этого, в статье 20.6 появился новый пункт под номером 18. В нем сказано, что сумма процентов по вознаграждению может быть снижена. Но это возможно только в исключительных случаях. Сделать это может арбитражный суд по ходатайству лица, принимающего участие в деле. В частности, снижение возможно, если вклад управляющего явно несоразмерен сумме процентов.

Другие изменения

Помимо ключевых новшеств, о которых мы рассказали, закон № 127-ФЗ устанавливает еще несколько новых положений. В частности:

• Теперь супруг, а также бывший супруг банкрота будет по умолчанию иметь статус участника дела. Новый пункт 6 был внесен в статью 213.1 соответствующего закона;

• изменения появились также в статьях 71 и 100 закона № 127-ФЗ. Это статьи об установлении размера требований кредиторов. В частности, новая редакция коснулась процедуры наблюдения и внешнего управления;

АС может по собственной инициативе назначить определенное судебное заседание. Это может быть заседание по вопросу завершения конкурсного производства или реализации имущества. Соответствующий абзац был внесен в п. 1 ст. 149 и в п. 1 ст. 213.28;

расширены полномочия АУ. Соответствующие изменения внесены в статью 20.3 закона № 127-ФЗ. Теперь управляющий сможет запрашивать необходимые данные у большего количества лиц, чем ранее. Список пополнился «иными», заинтересованными в должнике лицами. При этом сведения он может запросить без предварительного обращения в арбитражный суд. Изменения есть также и по финансовым управляющим. Речь идет о пункте 7 статьи 213.9 закона № 127-ФЗ. В него внесен новый абзац. Там говорится, что управляющий сможет получать информацию не только от гражданина (банкрота), но и от его супруга. Для этого не нужно обращаться предварительно в арбитражный суд. Но и этим нововведение не ограничилось. Управляющий сможет также получать информацию о родственниках (свойственниках) банкрота. Сделать это он вправе в судебном порядке. Но судебного заседания для этого не потребуется. Под получаемой информацией понимается имущество гражданина, его счета (вклады) и прочее.

Следующая поправка внесена в статью 225 закона. В ней появился новый пункт под номером 1.1. В нем говорится, что кредиторы смогут выставить в течение двух месяцев свои требования к ликвидируемому должнику. Срок начинает течь со дня опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Корректировкам также подвергся Арбитражный процессуальный кодекс. В частности, изменилась формулировка содержания части 2 статьи 223 АПК РФ. Туда добавили иные федеральные законы, которые регулируют вопросы несостоятельности. Кроме того, утратил силу абзац 1 части 3 ст. 223 АПК РФ. В нем был прописан срок обжалования некоторых определений, которые выносил арбитражный суд. При этом абзац 2 части 3 статьи 223 АПК РФ остался в силе.

Но даже это еще не все. Этой же датой был выпущен Обзор Верховного суда РФ № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024). В числе прочих многочисленных вопросов, которые в нем поднимались, суд дал комментарии и по обособленным спорам. В основном они касались разрешения вопросов, связанных с оплатой государственной пошлины при подаче заявления о привлечении к субсидиарной ответственности и жалобы на арбитражного управляющего. Подробнее можно ознакомиться в разделе обзора «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике».

Переходные положения

Федеральный закон № 107 (внесший изменения в закон № 127-ФЗ и АПК РФ), предусматривает несколько переходных положений. Они содержатся в статье 3 соответствующего закона.

Первое переходное положение связано с изменением порядка рассмотрения обособленных споров. Это значит, что данные нововведения начнут применяться к заявлениям, поданным после 29 мая 2024 года. При этом дата введения процедуры в деле о банкротстве не будет иметь значения. То есть положения определенных пунктов закона № 127-ФЗ (в последней редакции) применяются после 29 мая. В частности, это касается следующих положений закона о банкротстве:
• п. 10 и п. 12 ст. 16;
• п. 9 ст. 20.6;
• абз. 1 п. 6 ст. 20.7;
• п. 5 ст. 59;
• ст. 60, 71 и 100;
• п. 2 ст. 108;
• п. 3 ст. 124;
• абз. 2 п. 2 ст. 126;
• п. 1 ст. 144;
• абз. 1 п. 13 ст. 148;
• п. 1.1 ст. 225.

Второе переходное положение касается единого срока на апелляционное обжалование. Иначе говоря, новый срок будет применяться к судебным актам, принятым также после 29 мая. Напомню, что положения о новом сроке (один месяц) содержатся в ст. 61 закона № 127-ФЗ.

В заключение хочется отметить, что новшества имеют весьма значительный характер. Вместе с тем в отдельных положениях могут возникать проблемные зоны. Например, если арбитражный управляющий будет злоупотреблять полномочиями и тому подобное. Как это будет в действительности, покажет лишь время. А пока нам остается только наблюдать и констатировать факт внесения этих новшеств.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь