Над статьей работали:
Автор: Елена Хребтиевская; редактор: Александр Чепенко
Александра – начинающий предприниматель. Она открывает свою пиццерию и планирует рекламировать заведение через Интернет. Ей известно, что реклама должна иметь идентификатор, иначе придется платить большие штрафы. Но она не знает, что это такое и кто его присваивает. Поможем девушке разобраться. Также затронем вопрос идентификации социальной рекламы.
Содержание
- Требования к идентификатору рекламы
- Присвоение идентификатора рекламе в Интернете
- Проверка идентификатора рекламы
- Идентификатор социальной рекламы
- Реклама без идентификатора
Требования к идентификатору рекламы
Александра планирует распространять сведения о вкусной пицце из натуральных фермерских продуктов, уютной атмосфере и выгодных ценах в своей пиццерии через Интернет разными способами. Предприниматель планирует создать собственные сайт, странички в социальных сетях для информирования о заведении. Также намерена размещать рекламные баннеры в публичных каналах «Телеграм» и сообществах «ВКонтакте».
В первую очередь определимся, при каких условиях информация становится рекламой:
— она должна быть адресована неопределенному кругу лиц;
— направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание интереса к нему и продвижение на рынке.
Если материал подпадает под указанные признаки и подлежит размещению в глобальной Сети, нужно учесть требования ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ. К ним относятся:
— проставление в материале пометки «Реклама»;
— учет в специальном реестре (ЕРИР);
— присвоение идентификатора до размещения рекламного материала в Сети.
Идентификатор – это набор цифр. Он может быть дополнен буквами латинского алфавита. Идентификатор также называют маркер рекламы/erid. По нему можно отследить рекламодателя и получить иные сведения о материале. Формируется с помощью специальных программ.
Идентификатор присваивается всем видам рекламы: баннеру, тексту, текстово-графическому блоку, видеоролику (письмо Роскомнадзора от 07.12.2022 № 03-108552).
С двадцать пятого апреля 2025 года начнет действовать группа новых приказов Роскомнадзора, касающихся интернет-рекламы. В их числе Приказ ведомства от 25.03.2025 № 68, который устанавливает требования к идентификатору рекламы. Документ пришел на смену Приказу Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191. Можно отметить, что подход к регулированию вопроса существенных изменений не претерпел. Новшеством стало распространение требований к идентификатору на социальную рекламу.
В соответствии с подпунктами 10–12 Приказа Роскомнадзора от 25.03.2025 № 68 маркер рекламы/erid можно добавить в материал следующими способами:
— присоединить к кликовой ссылке, ведущей на сайт пиццерии;
— поместить в начало текстового блока или конец;
— разместить в любом месте поверх изображения;
— в начало или поверх видеоролика.
Пометка об идентификаторе на изображении, тексте или видео должна быть контрастной (видимой).
Срок действия идентификатора закон не ограничивает.
Рекомендации по размещению маркера доступны здесь https://rkn.gov.ru/docs/Rekomendacii_po_razmeshheniju_identifikatora_reklamy_erid_v_raznykh_06022024.pdf.
Исходя из изложенного, главный критерий для получения идентификатора – это соответствие информации признакам интерне-рекламы. Оценка материала на предмет ее отнесения к рекламе или информации, не являющейся рекламой, осуществляется в каждом конкретном случае. На решение вопроса влияет содержания информации и обстоятельства ее размещения (письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 № 03-100982).
Рассмотрим некоторые вопросы, которые могут возникнуть у нашего начинающего предпринимателя:
1. Требуется ли идентификатор, если Александра будет размещать сведения о пиццерии на собственной странице в социальных сетях или на своем сайте?
Варианта два:
1) материал сайта будет доносить информацию о заведении (меню, ценах и скидках). Такая информация не является рекламой;
2) на сайте пиццерии будет размещена информация о функциональном ноже для нарезания пиццы, которым пользуется Александра, с предложением приобрести аналогичный. Указанный материал является интернет-рекламой, и ему требуется идентификатор.
Что может указывать на то, что материал относится к рекламе:
— информационный баннер визуально выделяется среди другой информации, размещается на каждой странице сайта;
— баннер неоднократно всплывает на одной странице или при переходе на разные страницы сайта.
2. Александра планирует распространять информацию через «Телеграм». Будет ли это интернет-рекламой?
Варианта также два:
1) «Телеграм» будет использоваться как мессенджер для рассылки сообщений конкретным пользователям. Реклама в таком случае не подпадает под определение размещенной в сети Интернет. Она направляется через Интернет (распространяется по сетям электросвязи).
Присвоение идентификатора не требуется. Однако Александре следует помнить, что рассылка возможна при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение.
2) «Телеграм» будет использоваться для донесения информации до широкого круга пользователей через публичные телеграм-каналы. Тогда идентификатор обязателен, поскольку материал будет соответствовать признакам интернет-рекламы.
3. Требует ли присвоение идентификатора призыв Александры подписаться на ее канал (страницу) в социальных сетях? Не требует.
4. Предприниматель хочет создать один баннер. Он будет размещаться на трех площадках. Требуется получить три идентификатора?
Достаточно одного. Условия:
– баннер должен быть одинаковым на всех площадках;
— баннер должен распространяться в рамках одного договора между рекламодателем и иным участником рекламной цепочки. Такой вывод содержится в постановлении Роскомнадзора от 20.06.2024. Документ издан в связи с выявленным фактом размещения в группе в социальной сети рекламного поста без маркировки.
5. Для привлечения клиентов Александра планирует периодически устраивать розыгрыши. Требуется ли присвоение идентификатора таким сообщениям?
Варианты событий следующие:
1) владелица на своем сайте или в социальной сети разместит информацию о розыгрыше примерно следующего содержания: «При подписке не страничку пользователь приобретает шанс приобрести сертификат на покупку одной пиццы». Тогда указанная информация не будет расцениваться как реклама. Присвоение идентификатора не требуется.
2) владелица разместит информацию о продукте с указанием его достоинств, которая будет способствовать появлению интереса к нему у неопределенного круга лиц. В таком случае при отсутствии идентификатора есть риск привлечь внимание контролирующего ведомства.
На сайте Федеральной антимонопольной службы размещена памятка на тему, как отличить рекламу от информационно-справочных материалов (https://fas.gov.ru/files/static/img/kak_otlichit_reklamu.jpg).
Александре следует знать, что за соответствием ее рекламы требованиям закона следят два ведомства: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Их полномочия разграничиваются следующим образом:
Роскомнадзор | ФАС |
— учитывает, хранит и обрабатывает информацию о рекламе в Интернете; — контролирует присвоение рекламе идентификатора; направление в ЕРИР сведений о рекламном материале; — ведет реестр операторов рекламных данных |
— определяет, относится ли информация к рекламе; — контролирует наличие в материале пометки «Реклама», информации о рекламодателе |
Присвоение идентификатора рекламе в Интернете
С вопросами, что такое идентификатор и когда он требуется, определились. Теперь разберемся с вопросом, как его получить?
Присваивает идентификатор рекламы оператор рекламных данных (ОРД). Это специальные организации, которые владеют программными продуктами, предназначенными для установления факта распространения рекламы в Сети. У каждой организации свой код.
На сегодняшний день операторов семь. Их перечень размещен на сайте Роскомнадзора и доступен по ссылке https://rkn.gov.ru/activity/register-ord/register/.
К функциям ОРД, помимо присвоения идентификатора, относится:
— взаимодействие с Роскомнадзором (оператор сообщает в ведомство сведения о выданном маркере);
— хранение идентификаторов в течение года со дня их присвоения.
Каждый оператор размещает на своем сайте оферту – документ, который содержит сведения об услугах, тарифных планах.
Что нужно сделать Александре?
1. Изучить условия сотрудничества, которые предлагают операторы рекламных данных. Выбрать наиболее приемлемые для себя.
2. Зарегистрироваться на сайте оператора рекламных данных, принять условия сотрудничества (акцептировать оферту). Заполнить необходимые сведения о своем рекламном сообщении. Также Александре следует указать данные о гражданско-правовых договорах, которые заключались ею как рекламодателем с иными лицами, участвующими в размещении материала (при их наличии).
3. Дождаться, когда оператор присвоит идентификатор (происходит незамедлительно). Добавить маркер в рекламный материал и разместить рекламу своей пиццерии в Интернете самостоятельно или через лиц, участвующих в распространении материала. Некоторые операторы предлагают услуги по автоматической маркировке рекламы через сервисы API (специальные программы, с помощью которых рекламодатель может обмениваться данными с ОРД).
После размещения рекламы Александре через личный кабинет оператора ОРД потребуется передавать отчеты о размещенной рекламе в Роскомнадзор.
Статистику о количестве просмотров следует направлять в течение 30 дней после окончания календарного месяца, в котором производилось распространение рекламы. К примеру, если реклама пиццерии размещалась с 14 по 19 апреля, отчитаться необходимо не позднее 30 мая.
Если рекламный баннер будет показываться на стыке месяцев (с 10 апреля по 10 мая), то отчитаться необходимо будет дважды:
— до 30 мая — о количестве показов с 10 по 30 апреля;
— до 30 июня — о количестве показов с 1 по 10 мая.
Если рекламное сообщение находится на странице, сайте постоянно, отчитываться нужно за каждый месяц.
При подаче сведений о количестве показов следует отражать также площадки распространения материала, сведения о заключенных рекламодателем договорах и стоимости распространения рекламы.
Роскомнадзор разработал подробные рекомендации о порядке предоставления отчетности. Они доступны по ссылке https://rkn.gov.ru/docs/Rekomendacii_po_navpravleniju_otchetov_o_razmeshhennoj_reklame_19112024.pdf.
Проверка идентификатора рекламы
Проверить маркер можно в сервисе проверки идентификатора Единого реестра интернет-рекламы» (ЕРИР) (https://erir.grfc.ru/).
Доступ осуществляется через учетную запись на портале госуслуг. При входе система выдает предупреждение: «Все материалы системы ЕРИР являются объектами интеллектуальной собственности/объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации (в том числе финансовой) и объектов. Нарушение исключительных прав влечет применение способов защиты и мер ответственности, установленных действующим законодательством Российской Федерации».
Для проверки в специальное поле следует ввести идентификатор или кликовую ссылку. Сервис дает возможность любому заинтересованному лицу проверить идентификатор и получить следующие сведения:
— факт регистрации в ЕРИР;
— дату проверки сведений;
— рекламодателя, его ИНН;
— описание объекта рекламирования;
— текст рекламного сообщения.
Рекламодателю, рекламораспространителю и ОРД сведения доступны в большем объеме. Конкретный состав сведений для каждого лица установлен Приказом Роскомнадзора от 31.03.2025 № 78 (начинает действовать с 25 апреля 2025 года).
Александре как рекламодателю являются доступными следующие данные:
— описание объекта рекламирования;
— даты начала и завершения (при наличии) размещения рекламы;
— сведения о средствах распространения материала;
— объемы и распределение показов рекламы на информационных ресурсах;
— факты доступа (переходов) потребителей рекламы к информации об объекте рекламирования;
— форма распространения рекламы;
— параметры аудитории (при наличии такой информации);
— сведения о заключенных договорах.
Идентификатор социальной рекламы
Социальная реклама имеет задачу достижения благотворительных и иных общественно полезных целей некоммерческого характера, а также обеспечения интересов государства. Она направлена на привлечение внимания к проблемам общества и изменение поведенческих моделей в нем.
Примеры: «Пластик переживет твоих внуков», «Мама не кури!», «Будьте примером для детей – живите трезво».
Приказ Роскомнадзора от 25.03.2025 № 68, который вступает в силу с 25 апреля 2025 года, распространил требование о необходимости присвоения идентификатора на социальную рекламу.
Реклама без идентификатора
Отсутствие в рекламе идентификатора является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ.
Составляют протоколы об административном правонарушении и выносят постановления по делу должностные лица Роскомнадзора. Поводом могут стать обращения бдительных граждан в ведомство.
Срок давности привлечения к ответственности составляет один год. Штрафы для граждан составляют от 30 до 100 тыс. рублей, для юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей.
По одному рекламному сообщению к ответственности может быть привлечено несколько лиц, участвующих в распространении интернет-рекламы без идентификатора. Решение вопроса в каждом конкретном случае зависит от степени вины.
Расскажем о процедуре привлечения к административной ответственности на следующем примере. В Роскомнадзор поступило обращение о выявлении рекламы без идентификатора: в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе размещен материал: «Интернет в каждый дом за 300 рублей в месяц».
Роскомнадзор:
— просматривает страницу сообщества и составляет акт документирования;
— запрашивает информацию в ФАС об отнесении материала к рекламе;
— при положительном ответе устанавливает пользователя, который разместил рекламный пост, и его персональную страницу в социальной сети (в том числе посредством официального запроса);
— выясняет правообладателя абонентского номера, который указан на персональной странице, и адрес его регистрации по месту жительства;
— запрашивает пояснения у указанного лица;
— анализирует сведения ЕРИР;
— при отсутствии идентификатора составляет протокол об административном правонарушении;
— выносит постановление о назначении наказания. При рассмотрении дела учитываются наличие раскаяния, содействие ведомству в установлении всех обстоятельств, ранее установленные факты нарушения законодательства о рекламе.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке в районном суде по месту рассмотрения дела (в арбитражном суде – если нарушение связано с осуществлением предпринимательской деятельности). Срок – 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
При назначении административного наказания в виде штрафа его следует уплатить не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Вы можете оставить первый комментарий