Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Выездное обследование по закону № 248-ФЗ

В статье разобран порядок проведения проверяющими органами выездного обследования в рамках закона о госнадзоре. Разъяснено, в каком случае проводят, сколько длится и какие последствия влечет это контрольное мероприятие, а также какими документами оформляют результаты выездного обследования.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом
  2. Основания для проведения выездного обследования
  3. Порядок выездного обследования
  4. Срок выездного обследования
  5. Результаты выездного обследования
  6. Акт выездного обследования

Выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом

Со вступлением в силу Закона о госнадзоре от 31.07.2020 № 248-ФЗ количество контрольно-надзорных мероприятий заметно увеличилось, хотя большинство из них имеют более мягкий характер по сравнению с проверками. Перечень всех мероприятий приведен в пунктах 2, 3 статьи 56 закона № 248-ФЗ.

Интересующий нас вид контрольно-надзорной деятельности – выездное обследование, должно быть проведено проверяющими без взаимодействия с подконтрольными субъектами. Его применяют для оценки выполнения контролируемыми лицами обязательных требований (ст. 75 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Понятие обязательных требований расшифровывает вышеуказанный закон. Это содержащиеся в нормативно-правовых актах требования, связанные с осуществлением коммерческой или другой экономической деятельности. Оценка их выполнения осуществляется в том числе через государственный и муниципальный контроль.

Выездное обследование – довольно востребованная процедура. Ее проводят налоговики для контроля за соблюдением кассовой дисциплины. Также ее осуществляют контролеры Роспотребнадзора для выявления фактов нарушения закона при розничной продаже сигарет. При этом инспекторы берут за основу план выездных обследований. Используют это мероприятие и когда осуществляют земельный контроль. Если прежде проводили административное обследование земельного участка, то теперь такая возможность упразднена, поскольку статья 71.2 Земельного кодекса РФ утратила силу (п. 4 ст. 50 Закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ). С первого июля 2021 года без взаимодействия с подконтрольными лицами в этой сфере также проводится выездное обследование.

Основания для проведения выездного обследования

Рассмотрим, что может служить основанием для проведения выездного обследования. За образец возьмем ситуацию, когда мероприятие осуществляют налоговики для контроля за соблюдением кассовой дисциплины. Права и обязанности фискалов в этой области определены положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272.

Выездное обследование обычно назначается налоговиками в отношении подконтрольных субъектов, которые уже были замечены в нарушении требований отечественного законодательства, и есть сомнения в том, что они изменили модель своего поведения. Такое мероприятие осуществляют без предварительного уведомления компании или предпринимателя.

В 2024 году основание для проведения контрольно-надзорных мероприятий налоговиками в виде выездного обследования нужно, чтобы подконтрольный субъект соответствовал следующим условиям (письмо ФНС РФ от 11.04.2024 № Д-5-20/55@):

  • он не является мобилизованным гражданином;
  • не признается аккредитованной IТ-компанией;
  • не имеет зарегистрированной кассовой техники при наличии такой обязанности, не применяет ее в установленных случаях или нарушает порядок и условия регистрации и применения касс.

Выездное обследование фискалы осуществляют на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа. Обычно это руководитель такого органа или его заместитель. Задание составляется по специально разработанной форме, приведенной в письме ФНС РФ от 18.01.2023 № Д-5-20/5@.

Порядок выездного обследования

Выездному обследованию посвящена статья 75 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Это контрольно-надзорное мероприятие, с помощью которого можно определить выполнение подконтрольными лицами обязательных требований закона. Оно может проходить по месту, где находится или работает компания, ее филиалы и представительства или другие обособленные структурные подразделения. Также его проводят по месту деятельности физлица или по местонахождению поднадзорного объекта. При такой процедуре взаимодействие с контролируемым субъектом не разрешено.

В процессе выездного обследования, осуществляемого на общедоступных производственных объектах, то есть открытых для доступа неограниченному кругу субъектов, могут проводиться:

  • осмотр — зрительное обследование помещений или территорий, различных объектов, изделий или продукции без вскрытия, демонтажа или другого повреждения целостности объектов и их упаковки. По его итогам контролеры составляют протокол осмотра. В него вносят список осмотренных объектов, прописывают их идентификационные признаки, существенные для мероприятия;
  • отбор проб или образцов — изъятие проб или образцов воды, воздуха, почвы, выбросов, сбросов опасных веществ, различных отходов, продукции и других предметов или материалов. Затем следует направление указанных проб и образцов на испытания или экспертизу для оценки выполнения подконтрольным лицом установленных требований. По результатам такого действия составляют протокол отбора проб;
  • инструментальное обследование посредством видеозаписи, в ходе которого применяют специальное оборудование и технические приборы для определения действительных значений и показателей, которые важны для оценки выполнения подконтрольным субъектом закона. По его результатам составляют протокол инструментального обследования;
  • испытание – это контрольно-надзорное действие, которое осуществляют с применением специального оборудования или технических приборов для исследования взятых проб и образцов. По его результатам составляют протокол испытания;
  • экспертиза — исследование по вопросам, для разрешения которых нужны специальные знания в различных областях науки, техники, искусства или ремесла. Эти вопросы ставятся перед экспертом или экспертной организацией для оценки выполнения контролируемым субъектом требований закона. Результаты такого контрольно-надзорного действия оформляют в виде экспертного заключения.

При проведении выездного обследования подконтрольное лицо не информируют об этом.

Срок выездного обследования

По общему правилу срок выездного обследования одного объекта или нескольких близко расположенных объектов составляет один рабочий день. Другой срок может быть установлен федеральным законом.

Результаты выездного обследования

По итогам выездного обследования предписание не выдается (п. 3 ч. 3 ст. 74, ч. 5 ст. 75 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Вместо этого оформляют результаты проведенных контрольно-надзорных действий и составляют акт выездного обследования.

Если в пределах данного мероприятия были обнаружены факторы, указывающие на нарушение закона, инспектор вправе незамедлительно провести контрольную закупку, при условии, что такая возможность установлена положением о конкретном виде контроля. Относительно контрольной закупки не нужно принятие решения о проведении данного контрольно-надзорного мероприятия. Сведения о проведении контрольной закупки включают в единый реестр подобных мероприятий на протяжении 1-го трудового дня с момента окончания контрольной закупки.

Акт выездного обследования

Акт выездного обследования составляется по результатам проведенного контрольно-надзорного мероприятия. Для его подготовки используют форму документа, которая утверждена соответствующим положением о конкретном виде контроля. Так, контролеры  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования руководствуются формой, закрепленной в приложении № 18 к Приказу Росприроднадзора от 20.08.2021 № 543.

В этом документе прописывают название контролирующего органа, дату и место составления акта. Также указывают, когда начато и завершено выездное обследование, в соответствии с чем оно было проведено. В акте фиксируют должности, имена, фамилии, отчества инспектора и привлеченных экспертов, а также обозначают, по какому адресу осуществлялось мероприятие. Описывают, какие контрольно-надзорные действия были проведены, а также какие нарушения были выявлены. Если же нарушения не обнаружены, вывод об этом также должен присутствовать в документе.

В качестве приложений к акту прикладывают протоколы контрольно-надзорных действий, к примеру, протокол осмотра. В конце документа инспектор, проводивший выездное обследование, ставит свою подпись.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь