Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила
Масштабные нововведения ждут бизнес в 2023 году. Начнут действовать изменения в законодательстве, и не только в налоговом. Многочисленные поправки коснулись и порядка проведения государственных торгов в целях заключения контрактов для обеспечения госнужд. О некоторых новшествах расскажем в нашей статье.
Контрактная система государственных торгов действует на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ .
Контрактная система в сфере закупок – это структура, устанавливающая порядок взаимодействия в торгах, проводимых для обеспечения госнужд. Взаимодействие осуществляется не только участниками торгов между собой, но и с заказчиком, объявившим тендер.
Участником госзакупки может стать любая компания или физлицо, обладающее финансовыми и материальными ресурсами, которые позволят ему исполнить госконтракт должным образом.
Правила контрактной системы обеспечения госнужд распространяются на весь процесс проведения закупки — от ее планирования до контроля за исполнением договора, заключенного с победителем. В общем все этапы контрактной системы заключаются:
- в планировании закупок в целях госнужд;
- определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- заключении госконтракта с победителем;
- исполнении госконтракта;
- мониторинге закупок продукции;
- проведении аудита в сфере госзакупок;
- осуществлении контроля за соблюдением требований, установленных законом о контрактной системе торгов.
Все перечисленные этапы взаимосвязаны между собой.
О демпинге в госзакупках говорят, когда участник торгов предлагает заказчику заключить контракт по цене, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. В таком случае заказчик может обезопасить себя от риска срыва контракта и принять к исполнителю антидемпинговые меры.
Антидемпинговые меры возможны только при конкурсе или аукционе. Их виды зависят от величины НМЦК или максимального значения цены контракта. Если НМЦК или максимальная цена контракта более 15 млн рублей, то от победителя потребуют обеспечения контракта, которое в 1,5 раза превышает размер обеспечения контракта, заявленного в извещении об осуществлении закупки. Величина обеспечения не может быть менее 10 процента НМЦК или аванса.
В случае если НМЦК менее 15 млн рублей, победитель может предоставить обеспечение контракта, увеличенное в 1,5 раза. Величина обеспечения не может быть менее 10 процентов НМЦК и меньше величины аванса. Однако вместо этого он может предоставить обеспечение в размере, установленном в извещении о закупке. Но в таком случае понадобится одновременно подтвердить свою добросовестность.
Новшества в правилах применения антидемпинговых мер появятся в 20123 году.
Если участник конкурса или аукциона не подтвердит свою добросовестность или его информация будет признана недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает заказчик, а не закупочная комиссия.
Информацию о своей добросовестности участник закупки должен предоставить заказчику при направлении ему подписанного проекта контракта. Если победитель конкурса или аукциона не выполнит данное требование либо заказчик признает полученные сведения недостоверными, то контракт заключен не будет. Более того, победителя признают уклонившимся от заключения контракта.
При этом исключено требование к оформлению протокола комиссией по закупкам об отказе заключать контракт с претендентом, не подтвердившим свою добросовестность при демпинге. Поэтому исчезла и необходимость публиковать этот протокол в ЕИС. До внесения правок решение комиссии оформлялось протоколом об отказе заключать контракт с участником. Его госзакачик должен был разместить в ЕИС в течение 1-го рабочего дня.
Процедуру закупки у единственного поставщика возможно проводить в строго установленных случаях, например, при закупках малого объема или потребности в лекарственных средствах, медицинских изделиях, расходных материалах.
С 2023 года расширяется перечень госзаказчиков, которые могут привлекать единственных поставщиков в некоторых случаях. Заказчики смогут закупить у ЕП работы и услуги, которые выполняет только госорган, госучреждение или унитарное предприятие либо АО со 100-процентным госучастием. До внесения правок речь шла о только о заказчиках – госорганах и подведомственным им учреждениям, УП и АО.
Помимо этого, с 2023 года расширен перечень оснований закупок у ЕП. В перечень включили контракты с ЕП на услуги:
– по обращению с твердыми коммунальными отходами и отходами I и II классов опасности. Ранее речь шла только о контрактах с твердыми коммунальными отходами;
– на оказание услуг по подготовке космонавтов, организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники.
Кроме того, до 31 декабря 2023 года заказчики смогут изменять существенные условия контракта с ЕП по работам, связанным с мобилизационной подготовкой, закупкой товаров для внешней разведки, по обеспечению обороны страны.
Закупки малого объема – упрощенный тендер на ограниченную сумму, которая не должна превышать:
- 600 тыс. рублей – при закупках товаров, работ, услуг. Электронные торги при этом не проводятся и размещение извещения в ЕИС не требуется;
- 3 млн рублей – при закупке товара на электронной площадке на основании извещения. При этом электронной малой закупкой закупают только товары, но не работы или услуги. С победителем заключают только электронный контракт.
Оба вида закупок малого объема происходит у единственного поставщика.
Извещение об электронной малой закупке должно содержать проект контракта и обоснование его цены.
В течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки оператор ЭП присылает заказчику не более 5 заявок на участие.
Первый порядковый номер оператор ЭП присвоит заявке, в которой указана самая меньшая цена за единицу товара. Если подано несколько заявок с одинаковой ценой, в приоритете заявку, участник которой разместит предварительное предложение раньше других.
С 2023 года порядок нумерации полученных заявок скорректирован. Вводится правило о том, что если определена одна заявка на участие в закупке, такой заявке присваивается первый порядковый номер.
Контракт по итогам электронной МЗ заключается с тем претендентом, заявки которого присвоен первый номер.
Напомним, что до внесения правок оператор ЭП не направлял заказчику предложения претендентов, если их было меньше двух.
Следовательно, с 2023 года разрешено заключать контракты на малые поставки, если поступило только одно предложение от участника.
При отсутствии заявок оператор ЭП направляет заказчику уведомление об отсутствии заявок на участие в закупке и размещает такое уведомление в ЕИС.
Получив предложение от претендента, заказчик оценивает его на соответствие требованиям из извещения. Эти предложения, которые не были отклонены, заказчик также нумерует. Порядковый номер присваивается в порядке возрастания цены за единицу товара.
Первый порядковый номер присваивают заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара, а с 2023 года также предложению, которое является единственным и не отклонено по причине несоответствия требованиям, перечисленным в извещении.
Помимо этого, с 2023 года действует новое правило, которого до этого не было.
При осуществлении электронных малых закупок на сумму до 3 млн рублей, заказчик будет получать информацию обо всех предварительных предложениях, размещенных участниками на всех ЭП, с помощью специальной ЕИС. Требования к взаимодействию с ЕИС утвердит кабмин.
С помощью новой системы заказчики смогут в режиме реального времени видеть предложения поставщиков при подготовке извещения по соответствующему коду КТРУ.
Реестр контрактов – это база данных о заключении, исполнении и прекращении госконтрактов. Ведет его Федеральное казначейство в порядке, утвержденном Постановлением Кабмина РФ от 27.01.2022 № 60. С 2023 года порядок ведения реестра контрактов действует в редакции Постановления от 31.10.2022 № 1946.
Реестр контрактов по закону является одним из инструментов контроля в сфере закупок, поскольку с его помощью любое заинтересованное лицо получит информацию об исполнении контракта, даже если оно было выполнено ненадлежащим образом и поставщику были начислены штрафы или пени.
Сведения для размещения в реестре представляет госзаказчик.
С 2023 года скорректирована информация, которая попадет в реестр госконтрактов, в том числе:
- если поставщиком является ИП, внесут сведения об адресе его место жительства (ранее это был только почтовый адрес);
- в случае открытия заказчик, в казначействе лицевого счета получателя бюджетных средств указывается информация, необходимая для осуществления в установленном порядке уплаты предъявленных заказчиком неустоек, штрафов, пеней;
- отражается сумма требований об уплате неустоек, штрафов, пеней, предъявленных заказчиком и неисполненных поставщиком, которые удерживаются из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).
Эти сведения указывают при наличии в госконтракте условия об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате финансовых санкций, из суммы, подлежащей оплате поставщику.
В реестре госконтрактов требования о финансовых санкциях указывать необходимо. Если этого сделано не будет, то оплатить работу за вычетом суммы неустойки не получится, поскольку сработают меры контроля.
В реестр включается в том числе документ о приемке в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты.
С 2023 года действуют правила математического округления сведений в документе о приемке. Они распространяются:
- на цену за единицу товара, работы, услуги. Она округляется до 11 цифр после запятой;
- стоимость выполненных победителем тендера обязательств по поставке товара, выполнению работы, оказанию услуги и сумму налога (при наличии). Они округляются до 2 цифр после запятой.
Если в результате округления появится погрешность, ее можно учесть в размере общей стоимости выполненных обязательств по поставке товара, выполнению работы, оказанию услуги с учетом суммы налога (при наличии) при формировании документа о приемке. Но при условии непревышения цены контракта, ориентировочного значения цены контракта, максимального значения цены контракта.
Информации касательно документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, информации об этапе исполнения контракта, включаемой в реестровую запись, присваиваются идентификаторы в соответствии со сквозной нумерацией в пределах реестра, которые размещаются на официальном сайте.
Помимо этого, при проверке реестра контрактов с 2023 года не обследуются некоторые параметры, как то:
- код организационно-правовой формы и ИКЗ;
- код и наименование позиции по ОКПД;
- информация об обеспечении исполнения госконтракта и гарантий по нему, реквизиты лицевого счета заказчика в казначействе, если такой счет является единственным.
Вы можете оставить первый комментарий