В нашем материале речь пойдет о госэкспертизе условий труда. Разъясним, кем и в каких случаях проводится эта процедура, расскажем о результатах и последствиях данной госэкспертизы.
Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
- Цель государственной экспертизы условий труда
- Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда
- Проведение экспертизы условий труда
- Результат экспертизы условий труда
Цель государственной экспертизы условий труда
На основании статьи 209 ТК РФ, раскрывающей основные понятия в области охраны труда, госэкспертиза рабочих условий представляет собой оценку того, соответствуют ли объекты экспертизы определенным законом нормам. Основная цель этой процедуры состоит в установлении, насколько качественно была проведена специальная оценка рабочих условий, правильно ли предоставлены сотрудникам гарантии и компенсации при занятости с вредными или опасными условиями труда, а также в оценке фактических условий работы (ч. 2 ст. 213 ТК РФ и п. 1 порядка, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н).
Запустить проведение госэкспертизы вправе и руководство компании. Ему это может быть интересно при сомнениях в том, что по итогам специальной оценки сотрудникам были правильно установлены гарантии и компенсации за занятость с вредными или опасными рабочими условиями (абз. 3 ч. 2 ст. 213 ТК РФ). Если они были определены неверно и не соответствуют нормам трудового законодательства, работодателю приходится нести необоснованные издержки на их предоставление. К расходам работодателя на гарантии и компенсации сотрудникам при их занятости на вредных или опасных работах относятся следующие:
- повышенная величина оплаты труда в (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);
- оплата ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);
- издержки на направление сотрудников для проведения предварительных или периодических медосмотров (абз. 14 ч. 3 ст. 214, ч. 9 ст. 220 ТК РФ).
Однако возможны случаи, когда госэкспертиза осуществляется в отношении работодателя, который не был ее инициатором. Это касается следующих ситуаций (пп. «а» п. 2 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н):
- если фактические условия труда на рабочих местах не соответствуют нормативным условиям. В этом случае с заявлением о выполнении экспертизы могут обратиться органы исполнительной власти, персонал компании или профсоюзы;
- нельзя считать бесспорной правильность применения дополнительных тарифов. В этом случае российские государственные внебюджетные фонды вправе обратиться за проведением экспертизы;
- работодатель нарушает права персонала, связанные с гарантиями и компенсациями. Если сотрудник недоволен степенью предоставленных гарантий и компенсаций или считает, что спецоценка была выполнена недостаточно объективно, он может обратиться за осуществлением госэкспертизы. В этом случае процедура проводится только относительно условий труда на его рабочем месте (п. 3 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н). Запустить проведение экспертизы может не только сотрудник, но также и госинспекция труда в связи с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий или профсоюз.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда
Госэкспертизу рабочих условий проводят следующие органы (ч. 1 ст. 213 ТК РФ):
- Роструд, который отвечает за федеральный госконтроль в области выполнения законов и других нормативно-правовых актов, включающих в себя нормы трудового права (ч. 1 ст. 353, ч. 1 ст. 354 ТК РФ);
- органы региональной исполнительной власти в сфере охраны труда.
Проведение экспертизы условий труда
Проведение рассматриваемой процедуры регулируется главным образом статьей 213 ТК РФ и Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н. Указанным порядком установлены правила подачи заявления для проведения экспертизы, перечень указываемых сведений, определены сроки проведения процедуры, регулируется ход исследований и измерений параметров производственной среды и трудового процесса с задействованием аккредитованных испытательных лабораторий. В приложениях указывают документы, которые должны быть приложены или являются частью отчета о результатах проведения спецоценки условий труда, а также примерный перечень дополнительных документов, которые при необходимости запрашивают при проведении процедуры.
Объектом для проведения госэкспертизы трудовых условий служит рабочее место или несколько рабочих мест. Срок ее осуществления не должен быть больше 30 рабочих дней с момента регистрации в госоргане оснований для ее проведения (абз. 1 п. 21 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н). Это время может быть увеличено, но не больше чем на 60 рабочих дней. Случаи такого продления установлены в абзаце 2 пункта приказа № 775н.
Сроки и порядок действий Роструда при проведении госэкспертизы в компаниях, входящих в корпорации или холдинги и имеющих постоянно действующие на территории нескольких российских регионов филиалы, представительства или дочерние общества, определяются административным регламентом, утвержденным Приказом Роструда от 23.08.2019 № 232. В соответствии с данным документом заявителями могут выступать работодатели и их объединения, сотрудники, профсоюзы и их объединения, другие уполномоченные персоналом представительные органы. Также в нем устанавливается форма заявления о предоставлении государственной услуги.
Осуществляется рассматриваемая госэкспертиза на основании определений судов, обращений исполнительных органов, комиссий по несчастным случаям, работодателей и их объединений, сотрудников, профсоюзов и их объединений, других уполномоченных персоналом представительных органов, российских государственных внебюджетных фондов, компаний, выполняющих спецоценку условий труда.
В статье 213 ТК РФ закреплены права и обязанности лиц, проводящих рассматриваемую процедуру. Так, им предоставлено право посещать любых работодателей, предприятия и фирмы любой организационно-правовой формы, а также граждан. Они могут требовать предоставить нужные для выполнения экспертизы бумаги и другие материалы и получать их на безвозмездной основе, проводить необходимые наблюдения, измерения и вычисления, в том числе с задействованием испытательных лабораторий, аккредитованных в соответствии с отечественным законодательством.
Дополнительные права указанных лиц определены пунктом 44 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н. Им же детально раскрывается содержание обязанностей лиц, проводящих экспертизу, перечисленных в трудовом кодексе. Так, согласно пункту 9 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н государственный эксперт должен гарантировать объективность и достоверность своей позиции, изложенной в заключении экспертизы, сохранность полученных бумаг и других материалов, принятых для осуществления процедуры, и конфиденциальность содержащейся в них информации. Государственный эксперт не вправе принимать участие в проведении экспертизы рабочих условий, если это может привести к конфликту интересов или будет способствовать его возникновению.
Проведение госэкспертизы рабочих условий по инициативе работодателя может быть как платным для него, так и бесплатным. Это зависит от цели ее проведения. Если такой целью является определение качества состоявшейся спецоценки условий труда, госэкспертиза будет возмездной. Осуществляемые в ее рамках исследования и измерения вредных либо опасных факторов производства и трудового процесса также придется оплачивать. В оставшихся случаях госэкспертиза проводится бесплатно, однако при ее выполнении для оценки фактических условий труда сотрудников работодатель должен оплатить необходимые исследования и измерения вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ч. 3 ст. 24 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Результат экспертизы условий труда
Результатом госэкспертизы признается заключение, которое должно содержать один из следующих выводов, исходя из поставленных целей процедуры (пп. 38, 40 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н):
- соответствует ли качество выполнения спецоценки нормам законодательства о ней;
- насколько обоснованно предоставление или непредоставление гарантий и компенсаций сотрудникам, занятым на вредных или опасных работах;
- соответствуют ли фактические условия труда сотрудников установленным нормам в области охраны труда.
Проект заключения подготавливают в двух экземплярах, подписывают государственный эксперт или члены экспертной комиссии и утверждает руководство органа, выполнившего госэкспертизу условий труда. Заключение может быть оформлено также в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Не позже трех рабочих дней с даты утверждения такого заключения один из его экземпляров выдается заявителю на руки или отправляется по почте с уведомлением о вручении либо на имейл в формате цифрового документа. В соответствующий суд, государственную инспекцию труда или орган Роспотребнадзора заключение передают по почте с уведомлением о вручении или без него, но с выдачей нарочным, в тот же срок. Оно может быть направлено туда и в формате цифрового документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (пп. 43, 45 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н).
Последствия госэкспертизы для работодателя могут быть как отрицательными, так и положительными.
Отрицательные | Положительные |
Внеплановая спецоценка. Обязанность руководства провести внеплановую спецоценку при получении предписания государственного инспектора труда, основанного на заключении госэкспертизы о некачественном проведении спецоценки, установлена пп. 2 ч. 1 ст. 17 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, ст. 213 ТК РФ
|
Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя, то есть в сторону их уменьшения или отмены. Если в процессе госэкспертизы выяснится, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации сотрудникам в большем объеме, чем предусмотрено законом, это будет основанием для их изменения в сторону сокращения либо отмены (п. 47 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н). Если на рабочих местах соблюдают безопасные условия труда, подтвержденные заключением госэкспертизы условий труда, гарантии и компенсации за труд с вредными или опасными условиями, зафиксированные ТК РФ, не устанавливаются (ч. 4 ст. 216 ТК РФ). Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет корректировку обязательных условий трудового договора. Она происходит в том же порядке, что и правка условий договора в связи с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). При этом уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания документа об изменениях, вносимых в трудовой договор, сотрудником и работодателем
|
Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу сотрудников, занятых на работе с вредными или опасными условиями труда. В результате его проведения руководство компании могут обязать: · установить сокращенную длительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; · выплатить денежные средства, в том числе компенсацию морального вреда. Это следует из анализа статей 419, 236, 237, 216, 92, 117, 147 ТК РФ, п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 15.11.2022 № 33
|
|
Работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушения требований охраны труда, в том числе выявленные в процессе госэкспертизы условий труда
|
|
Значительным риском для руководства фирмы является то, что государственный инспектор может направить в суд требование о ликвидации юрлица ввиду нарушения требований охраны труда (абз. 8 ч. 1 ст. 357 ТК РФ)
|
Вы можете оставить первый комментарий